Здавалка
Главная | Обратная связь

Единство правовой системы Российской Федерации.



Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации – это основанная на конституционных принципах система органов власти, а также государственных, организационных, правовых, материально-технических и иных мер, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами, направленных на формирование качественной правовой системы, устранение противоречивости нормативных правовых актов и создание условий для правильного и единообразного применения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Термин «единое правовое пространство» относительно недавно вошел в российский политико - правовой лексикон и основан на конституционном положении о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4 Конститууции РФ), обязанности соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), а также закрепленной в различных конституционных нормах иерархии нормативно-правовых актов. Под «правовым пространством» РФ предлагается понимать всю совокупность норм правовой системы Российской Федерации, действующих на ее территории.

Поскольку основа правовой системы России - Конституция, то единство правового пространства Российской Федерации можно определить как обусловленное федеральной Конституцией состояние согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, исходя из их юридической значимости (верховенства).

Механизм обеспечения единства правового пространства включает следующие элементы:

- завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно - правовым институтам Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации, что позволило бы решительно пресечь тяготение отдельных регионов к избыточному суверенитету;

- улучшение качества подготовки нормативно - правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий. Особое значение будет иметь механизм предотвращения коллизии.

- введение в юридическую практику элементов модельного нормативно - правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также отдельным вопросам местного значения.

В Российской Федерации еще окончательно не сформировалось единое правовое пространство. В почти каждом из восьмидесяти пяти (на апрель 2014 года) субъектов Федерации существует, по мнению ряда авторов, своя «правовая система»[25], которая не позволяет ему интегрироваться во всероссийскую правовую систему. Отсюда идет размежевание федерального и регионального уровней правовой системы Российской Федерации, что безусловно опасно для обеспечения единства Российского государства.

Разрешение данной проблемы началось с началом политики «укрепления вертикали власти». Так, уже в Указе Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»[26] был взят курс на приведение нормативных правовых актов субъектов Росиийской Федерации в соответствие с федеральным законодательством и на формирование единого правового поля. Для реализации этого была создана база данных «Федеральный регистр» - федеральный банк нормативных правовых актов субъектов России. А также главы субъектов Российской Федерации стали обязаны в семидневный срок после принятия нормативно-правовых актов направлять их копии для включения в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы. Ведение «Федерального регистра» и проведение экспертизы возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

Далее в соотвествии с Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[27] Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы получили право проводить правовую экспертизу нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции России и федеральному законодательству. Однако до сих пор отсутствует единое методологическое обеспечение проведения такой правовой экспертизы. Так, Е.-Д.С. Третьякова пишет, что нужна «разработка и принятие Методики проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, которая будет утверждена указом Президента РФ»[28]. К ней присоединяется О.С. Рогачева, которая, изучая региональное административное законодательство, указывает на отсутствие деликтной политики при формировании законодательства субъектов Федерации об административных правонарушениях: «Изучение нормативных правовых актов субъектов Федерации позволяет сделать вывод о беспорядочности регионального нормотворчества»[29]. Правовая экспертиза, проводимая Министерством юстиции Российской Федерации, малоэффективна, вследствие ограниченности полномочий. Оно не имеет права отмены незаконного акта, а только лишь право представить в орган, издавший незаконный акт, мотивированное заключение. Более того, функция нормоконтроля Министерства юстиции Российской Федерации в отношении актов субъектов Федерации, по мнению вышеуказанных авторов, дублируется с задачами Прокуратуры России, осуществляющей надзор за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов Федерации.

На мой взгляд нужно скоординировать деятельность Министерства юстиции РФ и Прокуратуры РФ. Полномочие по проведению правовой экспертизы нормативно-правовых актов субъектов (и их проектов) нужно оставить за Министерством юстиции РФ. Если в проведенной правовой экспертизе будет выявлено нарушение Конституции РФ или федеральных законов, то выносится соответствующее постановление. Данное постановление о наличии признаков нарушения Конституции РФ и федерального законодательства в нормативно-правовом акте субъекта РФ передается в прокуратуру соответствующего субъекта и на основании его выносится протест прокурора на данный акт. Это разграничит и скоординирует деятельность Министерства юстиции и Прокуратуры.

Причиной несоответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству и превышения полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения и субъектов является нечеткое разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, на федеральном уровне отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий процедуру деятельности Министерства юстиции РФ по проведению мониторинга действующего законодательства.

Практически идентичные нормы субъектов Федерации могут в одном субъекте быть признаны недействующими, в другом – наоборот, соответствующими федеральному законодательству и принципам разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на январь 2014 г. из 839535 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащихся в Федеральном регистре, действующими являются 525242, при этом федеральному законодательству соответствует только 268172. При этом территориальными органами Минюста России дано всего 51103 экспертных заключений о несоответствии акта федеральному законодательству[30].

Однако не только законодательство субъектов Российской Федерации зачастую не соответствует Конституции РФ, чем подрывается единство правовой системы Российской Федерации, но и конституции и уставы субъектов, что еще больше угрожает единству Российского государства. Но начатая политика по укреплению «вертикали власти» постепенно привела к тому, что в 2000-х годах были убраны из конституций республик упоминания об их суверенном характере, исключены положения о приеме в гражданство республики без предварительного решения вопроса о гражданстве Российской Федерации, исключен вопрос о юридической силе Конституции РФ и федеральных законов, убраны положения, определяющие, что осуществление внешней и внутренней политики является исключительно компетенцией этих республик и прочее. Проведенная ревизия практически полностью устранила несоотвествие конституций и уставов субъектов Российской Федерации Конституции РФ, основываясь на Постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного суда РФ, а также на определениях высших судебных инстанций субъектов.

Подведя итог, можно сказать, что проведенные преобразования по упрочнению единства правового пространства через конституционную унификацию всего законодательства субъектов РФ весьма поспособствовало обеспечению единства Российского государства.

Однако такая политика по «укреплению вертикали власти» неизбежно вступает в противоречие с федеративным устройством Российского государства основанного на принципе децентрализации. Усиление власти федерального центра и лично президента сводит на нет дарованную Конституцией РФ внутреннюю свободу субъектов, что удушающе действует на его социально-экономическое развитие. С другой стороны излишняя автономия субъектов, тем более для проблемных в плане обеспечения государственного единства, может привести к распаду Российского госудаства. Федеральный центр не должен провоцировать такие субъекты на сепаратизм, предоставляя ему неразумно большие правомочия. Поэтому законодатель должен проводить четкую, умеренную политику целесообразную обеспечению единства Российского государства. Нужно путем исследования политико-культурных традиций, экономического развития и внутренней политической стабильности и лояльности федеральному правительству находить верную форму взаимодействия между Российской Федерацией и ее субъектом, проявить политическое искусство и мудрость. Излишняя, как и недостаточная «опека» региона неизбежно приведет к политическому и социально-экономическому хаосу в регионе, что создаст угрозу единству Российского государства.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.