Здавалка
Главная | Обратная связь

Первые научные школы управления



ВВЕДЕНИЕ


 


Научный редактор М. М. Кашапов


Управление рассматривается как специфическая область че­ловеческой деятельности, в рамках которой решаются опреде­ленные цели организаций. По своему содержанию управлен­ческая деятельность очень сложная и многоплановая. К тому же она требует больших человеческих усилий и временных зат­рат. По этой причине управление рассматривается как особая деятельность.

Большое количество работ по современном}' управлению, глав­ным образом, зарубежных, появившихся в последние годы, дает возможность проанализировать равные аспекты решения управ­ленческих задач, без которых немыслима практика управления социально-экономическими процессами в современном обществе.

В процессе реализации всех управленческих функций реша­ется система взаимосвязанных задач, где определенная роль отводится руководителю как основному субъекту принятия уп­равленческих решений. В настоящей работе ставится цель про­анализировать психологические аспекты решения различных задач в рамках управленческой деятельности.

Психология управления является самостоятельным разделом психологии. Своеобразие ее состоит в том, что она находится на стыке различных научных дисциплин: социальной психологии, общей психологии, инженерной психологии. В этом смысле пси­хология управления является междисциплинарной частью пси­хологии.

Современная социально-экономическая ситуация предъявля­ет множество требований как к самому субъекту управления —


руководителя (менеджеру), так и к объекту управления — от­дельной личности, группе, а также целой организации.

Существование сложной системы взаимодействия руководи­теля и исполнителей исключает одностороннее рассмотрение управленческой деятельности. Изучение психологии управле­ния дает возможность увидеть диалектический характер связей в системе «человек —человек» на различных уровнях взаимо­действия и управления.

В каждой теме освещаются теоретические вопросы, даются контрольные вопросы и задания, приводится литература и ос­новные понятия (ключевые слова), необходимые для изучения соответствующих разделов курса.

В первой теме идет речь об эволюции идей научного управ­ления социальными организациями. Во второй теме раскрыва­ются психологические основы эффективной управленческой де­ятельности. В третьей теме анализируется управление в современных условиях и дается описание психологических ка­честв личности руководителя. В четвертой теме рассматривают­ся вопросы делового общения, конфликтологии, лидерства и ру­ководства.


ТЕМА ПЕРВАЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ

НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Первые научные школы управления

В конце XIX — начале XX в. в. промышленность вступила в эпоху массового производства, и задачи управления предприя­тиями резко усложнились. Старые способы управления все чаще демонстрировали свою неэффективность. Осознание объектив­ной потребности в новых формах и методах управления приве­ло к зарождению науки управления.

С самого начала эта наука стремилась ответить на один глав­ный вопрос: «Как сделать управление эффективным?» Вся ее эволюция была связана с тем, что предлагались ответы на этот вопрос, они проходили практическую проверку, подвергались критике, дополнялись или отвергались, и разрабатывались но­вые решения, исходящие из принципиально иных оснований [1].

Первая теория «научного управления» была разработана в начале XX века Ф. Тейлором. Критикуя современную ему прак­тику управления, он утверждал, что, для того чтобы быть эффек­тивным, управление должно осуществляться на основе опреде­ленных законов, правил и принципов [2]. Хотя в центре внимания Ф. Тейлора было управление предприятиями, но он полагал, что те же самые принципы могут быть с равным успехом прило­жены ко всем видам социальной деятельности.


Основными причинами неэффективной деятельности он счи­тал: нежелание исполнителей добиваться высоких результатов, использование ими непроизводительных методов работы, пло­хую организацию управления, побуждающую исполнителей ра­ботать «с прохладцей».

Чтобы устранить эти причины, управление, согласно Тейлору, должно строиться на основе четырех «великих акцией принци­пов», (которым он относил выработку истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; их научное обу­чение и тренировку; тесное дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями [2J.

Основные задачи управления Тейлор видел в том, чтобы: разделить равномерно работу между исполнителями в соответ­ствии с их способностями; четко определить задания; опреде­лить рациональные технологии работы, обучить им работников и добиться, чтобы каждый их использовал и не работал «с про­хладцей?, материально поощрять за выполнение заданий и од­новременно установить систему штрафов за непродуктивную работу, применяя их беспристрастно и справедливо. Работник должен быть освобожден от думанья как делать работу. Ему не разрешается свободно использовать в ежедневной практике его работы те виды инструментов и те методы, которые он сам счи­тает наилучшими. Все должно быть четко определено админис­трацией. По мнению Тейлора, развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, зако­нов, формул, которые заменят личное суждение отдельного ра­ботника. Вся разработка планов должна целиком выполняться дирекцией. Задача работников исполнять, а администрация дол­жна поощрять или наказывать исполнителей в зависимости от результатов. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно организованного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задания и премии.

Ф. Тейлора называют отцом научного управления. Его зас­луга и заслуга его последователей Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбретов, С. Томпсона и др. состоит, прежде всего, в том, что они прак­тически показали, что управление, осуществляющееся на науч­ных принципах, позволяет получать значительно более высокие я


Тема 1. Эволюция идей научногоуправления...

результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте, и это породило широкое «движение за научное управление» [2].

Почти одновременно с Ф. Тейлором свою теорию управле­ния предложил А. Файоль. Его работа «Общее и промышлен­ное администрирование», опубликованная в 1916 г., считается первой целостной теорией управления, которая в дальнейшем получила название классической. Многие ее идеи, развитые последователями А. Файоля, прежде всего Л. Гьюликом и Л. Ур-виком, не потеряли своего значения и сегодня.

Также как и Тейлор, Файоль полагал, что существуют общие принципы управления, следование которым необходимо, чтобы сделать управление эффективным. К числу основных он отно­сил 14 принципов: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства (командования), един­ство руководства и распорядительства (два приказа относительно какого-либо действия может давать только один начальник, а также один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель), подчинение част­ных интересов общим, вознаграждение, централизация (нали­чие «мозгового центра»), иерархия, порядок, справедливость, по­стоянство состава персонала, инициатива, единение персонала [ 1 ].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.