Первые научные школы управленияСтр 1 из 33Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Научный редактор М. М. Кашапов Управление рассматривается как специфическая область человеческой деятельности, в рамках которой решаются определенные цели организаций. По своему содержанию управленческая деятельность очень сложная и многоплановая. К тому же она требует больших человеческих усилий и временных затрат. По этой причине управление рассматривается как особая деятельность. Большое количество работ по современном}' управлению, главным образом, зарубежных, появившихся в последние годы, дает возможность проанализировать равные аспекты решения управленческих задач, без которых немыслима практика управления социально-экономическими процессами в современном обществе. В процессе реализации всех управленческих функций решается система взаимосвязанных задач, где определенная роль отводится руководителю как основному субъекту принятия управленческих решений. В настоящей работе ставится цель проанализировать психологические аспекты решения различных задач в рамках управленческой деятельности. Психология управления является самостоятельным разделом психологии. Своеобразие ее состоит в том, что она находится на стыке различных научных дисциплин: социальной психологии, общей психологии, инженерной психологии. В этом смысле психология управления является междисциплинарной частью психологии. Современная социально-экономическая ситуация предъявляет множество требований как к самому субъекту управления — руководителя (менеджеру), так и к объекту управления — отдельной личности, группе, а также целой организации. Существование сложной системы взаимодействия руководителя и исполнителей исключает одностороннее рассмотрение управленческой деятельности. Изучение психологии управления дает возможность увидеть диалектический характер связей в системе «человек —человек» на различных уровнях взаимодействия и управления. В каждой теме освещаются теоретические вопросы, даются контрольные вопросы и задания, приводится литература и основные понятия (ключевые слова), необходимые для изучения соответствующих разделов курса. В первой теме идет речь об эволюции идей научного управления социальными организациями. Во второй теме раскрываются психологические основы эффективной управленческой деятельности. В третьей теме анализируется управление в современных условиях и дается описание психологических качеств личности руководителя. В четвертой теме рассматриваются вопросы делового общения, конфликтологии, лидерства и руководства. ТЕМА ПЕРВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Первые научные школы управления В конце XIX — начале XX в. в. промышленность вступила в эпоху массового производства, и задачи управления предприятиями резко усложнились. Старые способы управления все чаще демонстрировали свою неэффективность. Осознание объективной потребности в новых формах и методах управления привело к зарождению науки управления. С самого начала эта наука стремилась ответить на один главный вопрос: «Как сделать управление эффективным?» Вся ее эволюция была связана с тем, что предлагались ответы на этот вопрос, они проходили практическую проверку, подвергались критике, дополнялись или отвергались, и разрабатывались новые решения, исходящие из принципиально иных оснований [1]. Первая теория «научного управления» была разработана в начале XX века Ф. Тейлором. Критикуя современную ему практику управления, он утверждал, что, для того чтобы быть эффективным, управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов [2]. Хотя в центре внимания Ф. Тейлора было управление предприятиями, но он полагал, что те же самые принципы могут быть с равным успехом приложены ко всем видам социальной деятельности. Основными причинами неэффективной деятельности он считал: нежелание исполнителей добиваться высоких результатов, использование ими непроизводительных методов работы, плохую организацию управления, побуждающую исполнителей работать «с прохладцей». Чтобы устранить эти причины, управление, согласно Тейлору, должно строиться на основе четырех «великих акцией принципов», (которым он относил выработку истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; их научное обучение и тренировку; тесное дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями [2J. Основные задачи управления Тейлор видел в том, чтобы: разделить равномерно работу между исполнителями в соответствии с их способностями; четко определить задания; определить рациональные технологии работы, обучить им работников и добиться, чтобы каждый их использовал и не работал «с прохладцей?, материально поощрять за выполнение заданий и одновременно установить систему штрафов за непродуктивную работу, применяя их беспристрастно и справедливо. Работник должен быть освобожден от думанья как делать работу. Ему не разрешается свободно использовать в ежедневной практике его работы те виды инструментов и те методы, которые он сам считает наилучшими. Все должно быть четко определено администрацией. По мнению Тейлора, развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов, формул, которые заменят личное суждение отдельного работника. Вся разработка планов должна целиком выполняться дирекцией. Задача работников исполнять, а администрация должна поощрять или наказывать исполнителей в зависимости от результатов. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно организованного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задания и премии. Ф. Тейлора называют отцом научного управления. Его заслуга и заслуга его последователей Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбретов, С. Томпсона и др. состоит, прежде всего, в том, что они практически показали, что управление, осуществляющееся на научных принципах, позволяет получать значительно более высокие я Тема 1. Эволюция идей научногоуправления... результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте, и это породило широкое «движение за научное управление» [2]. Почти одновременно с Ф. Тейлором свою теорию управления предложил А. Файоль. Его работа «Общее и промышленное администрирование», опубликованная в 1916 г., считается первой целостной теорией управления, которая в дальнейшем получила название классической. Многие ее идеи, развитые последователями А. Файоля, прежде всего Л. Гьюликом и Л. Ур-виком, не потеряли своего значения и сегодня. Также как и Тейлор, Файоль полагал, что существуют общие принципы управления, следование которым необходимо, чтобы сделать управление эффективным. К числу основных он относил 14 принципов: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства (командования), единство руководства и распорядительства (два приказа относительно какого-либо действия может давать только один начальник, а также один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель), подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация (наличие «мозгового центра»), иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала [ 1 ]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|