Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология управления




Тема 2. Психологические основы ...


 


 


Общим для системы управления конкретного назначения яв­ляется то, что управляющий орган или субъект управления, и объект управления должны находиться в заранее обусловлен­ной зависимости, вытекающей из предназначения самой систе­мы. Вместе с тем каждая руководящая инстанция как управля­ющий орган любой динамической системы определенного ранга в свою очередь является подчиненной по отношению к более высокой инстанции.

Непременным и важным свойством управленческих систем является наличие в них обратной связи, то есть возможность получения управляющими инстанциями сведений о состоянии управляемых объектов. В силу этого управленческая деятель­ность руководителей предусматривает как личное общение на­чальников или других должностных лиц с подчиненными, так и непрерывную подачу сведений руководству со стороны подчи­ненных структур.

Следует указать и на такую общую характерную черту уп­равленческих систем, как их способность переходить из одного состояния в другое без нарушения структуры. Говоря другими словами, любой управленческий орган должен выдержать са­мые разнообразные воздействия со стороны внешней среды, быстро перестроиться применительно к новым требованиям и условиям, функционировать с необходимой эффективностью, то есть быть способным выполнить новые задачи в новой обста­новке [2].

К числу общих черт, характеризующих функционирование управляемой системы, следует отнести и наличие циклов и пе­риодов, в течение которых достигается определенная цель.

Будет совершенно неправильно, если мы попытаемся подчи­нить управленческую деятельность конкретного руководителя строго заданным требованиям. В заданных регламентация* он все равно проявит себя как субъект управления, действуя в со­ответствии с ними, противодействуя им или пытаясь поставить собственные блокаторы в виде безразличия. Иначе говоря, в управленческой деятельности проявляют себя закономерности единичного порядка, через которые выражается сущность руко­водителя как неповторимой индивидуальности, независимо от 30


того, является он истинным субъектом управления или не при­емлет этого бремени [1].

2.2. Сущность профессионализма управленческого • труда в конкретных условиях

Сущность профессионализма управленческого труда в конкрет­ных условиях выражается в тенденции руководителя строить свою деятельность в соответствии с объективными законами именно данного вида труда. Достижение максимально возмож­ной конгруэнтности {соответствия реальных характеристик уп­равленческой деятельности закономерностям и сформулирован­ным на их основе принципам) в данном вопросе отражает акмеологическую сторону управленческоготруда. Проявляет­ся профессионализм управленца в конкретной практике руко­водства на порученном участке [1].

Следовательно, для каждого руководителя важно создать наиболее самобытную, неповторимую и только ему приемле­мую «управленческую потерну*, которая в то же время выс­троена им с учетом принципов управления, отражающих кон­структивный характер действия законов и закономерностей, Выделим ведущие принципы управленческой деятельности и сформируем в соответствии с ними оптимальную модель, алго­ритм и технологию практической деятельности руководителя.

Требования, понимаемые как правила, условия, обязательные для выполнения и закрепленные документально, применительно к управленческой деятельности руководителя можно определить через научно обоснованные количественные и качественные рег­ламентации, которые предъявляет к управлению объективная действительность. В свою очередь объективная действительность выражается через реальные условия и факторы [1].

Прежде всего, такие требования касаются вопросов приве­дения в соответствие управления в конкретной сфере деятель­ности с общей концепцией государственного управления, при­нятой в стране. Во-вторых, она должна рассматриваться как основной компонент профессионального труда и вместе с тем как самостоятельный, приоритетный вид деятельности. Требо­вания такого порядка носят принципиально новый характер.


Психология управления

И наконец, в-третьих, потребности в оптимизации управлен­ческой деятельности кадров обусловливают группу требова^ ний, которые бы обязывали руководителя учитывать внутрен­нюю логику, собственные закономерности этой деятельности и индивидуальные возможности. Иначе говоря, в совокупности все эти требовать детерминируют управленческую деятель­ность начальника на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном, уровнях [5].

Таким образом, выдвижение комплекса данных очерчивае­
мых требований призвано дать ориентацию управленческим
кадрам. В перестройке и утверждении новой управленческой
психологии в том понимании, как этого требуют прогрессивные
тенденции развития общества и управления его жизнедеятель­
ностью. Здесь, безусловно, не обойтись без психологической пе­
рестройки. Однако, как справедливо заметил профессор
А. 1О. Панасюк, «Психологическая перестройка не касается из­
менения механизмов психических процессов, выработанных при­
родой за долгую эволюцию человека... психологическая пере­
стройка (изменение психологии людей) — это изменение
субъективной системы отношений данного человека к тем или
иным явлениям действительности» [3]. ;

Прежде всего, целесообразно выделить наиболее существен-' ные условия и факторы, которые определяют требования обще­ства к оптимальной управленческой деятельности руководите­лей. Объективные условия и факторы по масштабности можно] объединить в группы: глобальные; внутригосударственные; ус-; ловия и факторы, характерные для данной сферы экономики и конкретного управленческого звена.

Особую группу представляют-субъективные факторы. Он складываются из социально-психологических компонентов ра­боты в организации, на предприятии и непосредственно управ­ленческой деятельности руководителя (менеджера). Сам руко­водитель как главный субъект управленческой деятельности формирует своей индивидуальной самобытностью и неловтори- j мостыо тот субъективный фактор, который в решающей степени определяет характер управления и всей жизнедеятельности в организации [1].


Тема 2. Психологические основы...

Конкретные реальные «пересечения» всех факторов проис­ходят непосредственно в управленческой ситуации. Б ней схо­дятся и общие, и специфические, и частные факторы. Общие факторы обусловливаются всей совокупностью включенности руководителя в окружающую реальность. Специфические фак­торы оказывают свое влияние непосредственно в процессе уп­равленческой деятельности. Частные факторы касаются психо­физиологических и психических особенностей конкретного человека. На руководителя в управленческой ситуации наибо­лее существенно влияют следующие 6 основных факторов: фактор постоянной включенности в управленческие связи; фак­тор внезапности; фактор неопределенности; фактор новизны и нестандартности; фактор экстремальности действий; фактор целостности профессионального труда [2].

Выделение факторов управленческой ситуации дает воз­можность реально определить ее влияние на психику руко­водителя. С их учетом в психологической модели управлен­ческой ситуации целесообразно выделять мотивационный, познавательный и функционально-деятельностный компонен­ты. Данное условное разделение способствует достижению более полного учета в психологической модели основных, определяющих детерминантов. Мотивационный компонент привносят обстоятельства, побуждающие руководителя к эф­фективному управленческому труд. Познавательный компо­нент обогащает информированность руководителя об управ­ленческой ситуации и реальной деятельности коллектива. Функционально-деятельностный компонент позволяет по­ставить руководителя в такую ситуацию, в которой он вы­нужден проделать все или большинство действий и операций, входящих в структуру его реальной управленческой деятель­ности.

С психологической точки зрения в нестандартных ситуациях руководители овладевают новыми управленческим действиями. Эти освоенные действия не у всех закрепляются и переходят в способы управления, в операции и составляют основу управлен­ческой технологии. Это возможно только при создании опреде­ленных условий у внешних и внутренних. Внешние условия


Психология управления


создает в основном социальная среди. JO. К. Забродин рассмат­ривает их в качестве внешнего уровня и включает в него соци­альный и социально-психологический компоненты 14]. Средц внутренних условий превращения действия в операцию нахо­дятся психофизиологическая и психологическая способность руководителя добиться слияния отдельных частных действий в сложное.

Все отмеченные условия н факторы, выражая наиболее су-; щественные стороны груда руководителя, определяют требова­ния, предъявляемые к управленческой деятельности.

2.3. Общие принципы управленческой деятельности

Обшие припшшы управленческой деятельности можно предста­вить тремя группами: общественно-политические; структурно-функдисшалъные; принципы управленческой деятельности.

Общественно-политические принципы раскрывают соци­альную природу и обусловленность государственного управ­ления обществом и его интересами во внутренних и между­народных отношениях. В число таких принципов, важных для руководителей, целесообразно включить следующие: центра­лизация управления;гласность; актуальность [3].

Структурно-функциональные принципы определяют состав системы управления п конкретном звене, ее целевое предназна­чение н порядок функционирования в процессе реальной дея­тельности. Они отражают следующие требования, предъявляе­мые к управлению: соответствие системы управления интересам организации и потребностям подчиненных; оптимальность со­става и функшш системы управления; устойчивость, оператив­ность, мобильность управления; правовое закрепление управ­ленческих функций руководителя н характера управленческих взаимосвязей и отношений в организации [3].

Принципы управленческой деятельности руководителя де­терминируют ее характер и организацию в рамках установлен­ной системы управления. В руководящих документах и методи­ческих рекомендациях данная группа принципов представлена следующими ГЗ]:


Тема 2. Психологические основы ...

• правовое регулирование управленческой деятельности;

• личностно-деятельностный подход;

• конкретность действий и ответственность за результаты
деятельности;

• стимулирование и мотивированность управленческой де­
ятельности .

Представленные принципы могли бы быть дополнены груп­пой требований, которые определяют принципиально новую модель деятельности руководителя как профессионального уп­равленца. Он в соответствии с данной группой требований в управленческой деятельности занимает позицию активного, творческого субъекта — целостной самобытной индивидуаль­ности. Причем эта профессиональная деятельность им выпол­няется в общем контексте труда в соответствии со стратегией его жизни.

Изучение современного состояния управленческой деятель­ности позволяет определить весь комплекс ее существенных, устойчивых и наиболее характерных взаимосвязей. Их выделе­ние дает возможность сформулировать не только требуемые конструктивные принципы, но и определить те из них, которые нежелательны. На таких принципах базируются выявленные нами блокаторы, которые снижают продуктивность управлен­ческой деятельности руководителей. Основные из отмеченныхблокаторов: приверженность к авторитарному пониманию по­зиции руководителя; абсолютизация роли иерархии руковод­ства без достаточного учета влияния неформальных субъектов управления; экстенсификация управленческой деятельности, а не ее оптимизация; учет руководителями комплекса условий и факторов в качестве малозначимых детерминант, а не как ре­альные компоненты управленческой ситуации; ориентация в фор­мировании управленцев на общий профиль, а не на критерий профессиональной компетентности [1].

Таким образом, интересы и состояние общества, представлен­ные широким спектром динамично меняющихся детерминант в виде сложного комплекса реальных условий и факторов, а так­же сформулированные в соответствии с ними принципы обус­ловливают все компоненты управленческой деятельности на



Психология у правлю шя

физиологическом, психическом, социально-психологическом i социальном уровнях. Их конструктивные составляющие требу ют от руководителя реализации подхода, принципиально от лишающегося от административно-авторитарного, который ело жился в прежние годы. Проведенный анализ акмеологическш требований, выдвигаемых к управленческой деятельности, no-j зволяет создать оптимальную модель труда руководителя. Ош представлена на рис. 2.1 [1].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.