Здавалка
Главная | Обратная связь

Поведенческий подход к управлению



Исходные представления о механизмах поведения человека, лежащие в основе рационалистических теорий управления, ста­ли главным объектом критики. В противовес рационалистичес­кому подходу в начале 30-х годов в науке управления сформи­ровался новый подход, исходящий из принципиально иного понимания роли «человеческого фактора» в организации.

Основателем этого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мэйо. В конце 20-х годов под его руководством группа ученых проводила на ряде предприятий в городе Хотор-не изучение причин низкой производительности труда и теку­чести кадров. Первоначально, исходя из теории Тейлора, уче­ные стремились выяснить влияние на производительность условий труда. Но в ходе экспериментов выявилось, что главными фак-


торами, влиявшими на производительность, были социально-пси­хологические и, прежде всего, отношения в коллективе. Было обнаружено, что внутри рабочих групп существуют свои нормы поведения и ценности, которые влияют на результаты в большей степени, чем правила и нормы, установленные администрацией [3, 4].

Опираясь на результаты ставших знаменитыми хоторнских экспериментов, Мэйо разработал теорию управления, называе­мую «теория человеческих отношений*». Если в центре класси­ческой теории управления находится формальная структура, то в центре теории человеческих отношений - неформальная. Ф. Ротлисбергер, ближайший соратник Мэйо, определил нефор­мальную структуру как совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутрен­них связей в группе и между группами, центров влияния и ком­муникаций. Они не могут быть регламентированы в рамках фор­мальной структуры, но существенно определяют поведение людей в организации. Деятельность администрации, согласно этой тео­рии, должна быть ориентирована прежде всего на интересы людей. Эти интересы сводятся не только к материальным. Мо­тивы поведения человека более разнообразны, и руководители должны их понимать, чтобы создавать условия для их удовлет­ворения. Страх же перед наказанием — плохой мотиватор [1J. Наиболее видные представители поведенческого подхода — К Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Р. Блейк, Я. Мутон, Ф. Фидлер.

Эти и другие ученые в 60-е и последующие годы осуществи­ли исследования различных факторов эффективности органи­заций; мотивационных механизмов поведения человека, связи удовлетворенности и производительности труда, эффективнос­ти стилей руководства, влияния организационных структур и характера коммуникации на предприятии на поведение работ­ников и др. Результаты этих исследований существенно обога­тили науку управления. На их основании представителями по­веденческого подхода были разработаны рекомендации для руководителей, получившие широкое распространение в прак­тике управления. Были также разработаны специальные про-10


Тема 1. Эволюция идей научного управления...

граммы тренинга руководителей, имеющие целью модификацию стиля их деятельности [1].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.