Поведенческий подход к управлению
Исходные представления о механизмах поведения человека, лежащие в основе рационалистических теорий управления, стали главным объектом критики. В противовес рационалистическому подходу в начале 30-х годов в науке управления сформировался новый подход, исходящий из принципиально иного понимания роли «человеческого фактора» в организации. Основателем этого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мэйо. В конце 20-х годов под его руководством группа ученых проводила на ряде предприятий в городе Хотор-не изучение причин низкой производительности труда и текучести кадров. Первоначально, исходя из теории Тейлора, ученые стремились выяснить влияние на производительность условий труда. Но в ходе экспериментов выявилось, что главными фак- торами, влиявшими на производительность, были социально-психологические и, прежде всего, отношения в коллективе. Было обнаружено, что внутри рабочих групп существуют свои нормы поведения и ценности, которые влияют на результаты в большей степени, чем правила и нормы, установленные администрацией [3, 4]. Опираясь на результаты ставших знаменитыми хоторнских экспериментов, Мэйо разработал теорию управления, называемую «теория человеческих отношений*». Если в центре классической теории управления находится формальная структура, то в центре теории человеческих отношений - неформальная. Ф. Ротлисбергер, ближайший соратник Мэйо, определил неформальную структуру как совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Они не могут быть регламентированы в рамках формальной структуры, но существенно определяют поведение людей в организации. Деятельность администрации, согласно этой теории, должна быть ориентирована прежде всего на интересы людей. Эти интересы сводятся не только к материальным. Мотивы поведения человека более разнообразны, и руководители должны их понимать, чтобы создавать условия для их удовлетворения. Страх же перед наказанием — плохой мотиватор [1J. Наиболее видные представители поведенческого подхода — К Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Р. Блейк, Я. Мутон, Ф. Фидлер. Эти и другие ученые в 60-е и последующие годы осуществили исследования различных факторов эффективности организаций; мотивационных механизмов поведения человека, связи удовлетворенности и производительности труда, эффективности стилей руководства, влияния организационных структур и характера коммуникации на предприятии на поведение работников и др. Результаты этих исследований существенно обогатили науку управления. На их основании представителями поведенческого подхода были разработаны рекомендации для руководителей, получившие широкое распространение в практике управления. Были также разработаны специальные про-10 Тема 1. Эволюция идей научного управления... граммы тренинга руководителей, имеющие целью модификацию стиля их деятельности [1]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|