Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Психологические основы ...



нии сил и средств в конкретных условиях и реальной управлен­ческой ситуации. Уровень оптимальности определяется оценкой реальной управленческой деятельности руководителя с задан­ным критерием оптимальности. Следовательно, оптимизация управленческой деятельности заключается в приведении ее ре­ального состояния в соответствие с критерием оптимальности. Такой интегральный критерий представлен на рис. 2.2 [1].

ИНТЕГРАЛЬНЙ КРИТЕРИЙ: соответствие организации II ред| 1аэначсн и ю

 

ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ: профссс попал ыная компетентность руководителя   ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ: результативность профессионального труда в организации   ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ, эффективность управленческой деятельности в организации

 

Показатели профссс иональной компетентности     Показатели профессионального труда   - Показатели у правленческо и деятельности
Возможности профессионального труда в достижении высоких результатов деятельности
Возможности управленческой деятельности в ее оптимизации

Возможности

руководителя по

реализации потенциала

в управленческой

деятельности

Требования по повышению эффективности професс ионального труда в организации
Требования но оптимизации управленческой деятельности

Требования к

достижению

акмсоло гичсского

состояния руководителя

Рис. 2.2. Содержание критериев и показателей оптимальной управлеичс-кои деятельности руководителя: 1 — применение оценочных шкал по по­казателям профессионального труда; 2 — применение оценочных шкал по показателям профессиональной компетентности руководителя; 3 — применение оценочных шкал но показателям оптимальной управленчес­кой деятельности


Психология управления


Тема.2. Психологические основы...


 


Стиль управленческой деятельности руководителя отражает его индивидуальный почерк в реализации своих функций. Он представляет собой устойчивую систему характерных подходов и способов управления, сформированных под воздействием вне­шних и внутренних факторов. Понятие «стиль» (лат. stylus, греч. stylos — стерженек, палочка для письма) означает сово­купность методов и приемов деятельности, поведения [5].

Новые возможности для всестороннего исследования стиля управленческой деятельности открывает акмеологический под­ход. В. С. Мерлин, Е. А. Климов разработали теоретико-мето­дологические основы индивидуального стиля деятельности. Принципиальное положение состоит в том, что человек в такой деятельности выступает ее самобытным субъектом. Его стиль представляет собой неповторимый, самобытный способ реализа­ции творческого потенциала в определенном виде деятельнос­ти. Характер такого способа определяют, прежде всего, каче­ственные параметры конкретного человека, которые соотносятся с реальностью [1].

Под способами деятельности обычно понимают приемы, ме­тоды, подходы, нормы, принципы и т, п., которые субъект при­меняет для достижения своих целей деятельности. Это и есть стилевые характеристики. Индивидуальность стиля проявля­ется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности (методов, приемов, принципов и т. п.), которое детерминировано: во-первых, индивидными качества­ми и психологическими особенностями (ее направленностью, характером, типом темперамента, способностями и др.); во-вто­рых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, которые обусловливают применение тех или иных принципов и норм для организации применяемых способов в систему сво­ей деятельности и поведения; в-третьих, уровнем профессио­нального мастерства в области социального управления, В ин­дивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления и средовые факторы, влияющие на дея­тельность [1].

Следовательно, основная характеристика стиля заключается не только в совокупности применяемых средств и приемов, ре-


частные задачи деятельности, но и в том, что положено основу системы способов деятельности, своего рода стратегии и тактики их применения. Такое понимание стиля близко к поня­тию технологии деятельности и предусматривает оптимальную организацию управленческой деятельности с учетом влияющих на нее внутренних факторов и внешних условий.

Правовые методы обусловлены нормами законов. В управ­ленческой деятельности они регулируют отношения между со­трудниками, между органами управления и т. н. и создают юридические гарантии труда. Правовое регулирование пре­дусматривает создание правовых актов и их реализацию. Орга­нами управления издаются подзаконные акты (приказы, ди­рективы, приказания и др.) по различным направлениям деятельности. Вместе с тем разнообразие ситуаций столь ве­лико, что его нельзя непосредственно связать только с право­выми нормами. Сами нормы становятся методами управления для конкретного руководителя тогда, когда используются им в своей управленческой деятельности, подчеркивая индивидуаль­ность и личностные качества управленца [1].

Организационно-распорядительные методы конкретизируют правовые нормы в условиях конкретной организации каждым руководителем. Их смысл — в централизованном воздействии на подчиненных при помощи директивных актов: приказов, рас­поряжений, инструкций, положений и др. Условно их делят на три группы: стабилизирующие, распорядительные и дисципли­нарные. Первые определяют степень устойчивости системы уп­равления. Они регулируют деятельность органов управления и исполнителей, устанавливают процедуры административного воздействия, определяют различные нормативы. Это положе­ния об органах управления, устанавливающие порядок их обра­зования и функционирования; должностные инструкции; нор­мативные акты. Вторые свойственны текущей работе. Они применяются для согласования и координации деятельности со­трудников, прежде всего в условиях, не предусмотренных нор­мативными актами, и здесь наиболее ярко проявляются личнос­тные характеристики руководителя, его стиль. Третьи заключаются в установлении форм ответственности и их реали-








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.