Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы решения управленческих задач



Когда эффективная организация стремится к дальнейшему раз­витию или обновлению, что является процессом вполне законо­мерным, естественно возникает много трудностей. Известный всему миру психолог, лауреат Нобелевской премии Г. М. Сай­мон сравнивает развитие организации с утомительным путем муравья. Он говорит, что муравей совершает свои зигзаги, про­кладывая путь домой. И поскольку я не сравниваю его цели с человеческими, я набрасываю его путь на листке бумаги. Это ряд неодинаковых черточек — не совершенно случайный путь, т. к. он определяется чувством направления, ориентации на оп­ределенную, цель» [8].

Сравнение с муравьем, с точки зрения Г. Саймона, дает хоро­шую модель поведения и не для муравья. «Если рассматривать его как геометрическую фигуру, путь муравья неровен, несим­метричен; сложен, труден для описания. Однако его сложность в действительности есть сложность поверхности берега, а не самого муравья» [8].

Это сравнение показывает, что развитие организации во мно­гом связано со сложностью внешнего окружения. Для менед-


Ясшшюгия управления


Тема.2. Психологические основы...


 


жера в такой ситуации всегда возникает вопрос: Что делать? И как решать управленческие задачи?

Самым древним методом решения задач является использо­вание так называемой «хорошей идеи», которая по существу является проявлением интуиции. В этом случае проблема не всегда формулируется четко. Однако нередко на основе интуи­ции приходит молниеносное определение проблемы и се реше­ния. Роли случайной эвристики придается очень большое зна­чение и в наше время. Она не теряет своего значения в условиях развития новаторских идей и является значимым элементом я составной частью любого организованного созидательного про­цесса [6].

Для стимулирования творческой фантазии применяются оп­ределенные групповые методы, которые оказывают помощь в выявлении, осознании и определении проблемы, в установлении факторов взаимосвязей между ними, а также в решении самой проблемы. На этой стадии исключается оценка, сопоставление и анализ и создается ситуация для возможно большего числа аль­тернативных идей по решению проблемы. При этом отсеивают­ся нерациональные идеи, сокращаются ограничения, возникаю­щие при решении проблемы, стимулируется желание творческого мышления.

Подобные методы используются в коллективной работе и только малая часть их применяется в индивидуальном поряд­ке. Групповая форма организации применяется на протяжении всего процесса реализации программы рационализации произ­водства.

В процессе решения управленческих задач достаточно часто применяется метод «мозгового штурма». В отличие от других методов, используемых в работе традиционных совещаний по решению определенных проблем, метод «мозгового штурма» не имеет больших отрицательных качеств . Обычно методом «моз­гового штурма* руководит специалист, который является орга­низатором процесса рационализации на многих производствах. Его называют модератором.

Сущность данного метода состоит в генерации идей участни­ками творческой группы [71- Решение по проблеме принимают


другие специалисты (обычно в количестве 5 — 6 человек). Они знакомятся с выдвинутыми во время «мозгового штурма» идея­ми и выбирают те из них, которые, с их точки зрения, стоит реализовать.

Обычно отбираются примерно 10 % выдвинутых идей, а ос­тальные отбрасываются.

Выбор одной идеи связан, в свою очередь, с обсуждением ее авторитетами, имеющими свое мнение по этому вопросу. Про­цесс обсуждения проблемы группой , обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами растягиваются во времени. Существуют различные варианты метода «мозгового штурма». Одним из них является метод синектики. Он позволяет не рас­тягивать принятие решения на длительный срок.

Метод синетики

Этот етод отличается от метода «мозгового штурма» организа­цией работы творческой группы, собранной для решения конк­ретной проблемы. Процедура применения метода синектики содержит четыре фазы работы. На первой фазе все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения. Свое решение они фиксируют на бланках (в рабо­чих тетрадях). На второй фазе — избирают своего лидера, ко­торый в достаточно подробной форме излагает свое мнение по решению задачи. На третьей фазе каждый участник излагает свои соображения по поводу возможного способа решения за­дачи. После этого происходит творческая дискуссия, которая направляется лидером.

В процессе дискуссии члены группы достигают согласования различных точек зрения и разрабатывают модель решения за­дачи. При оценке различных альтернатив, если дискуссия не приводит к оформлению общего подхода к решению управлен­ческой задачи, используются разнообразные методы согласова­ния. На последней, четвертой, фазе выдвинутые творческой груп­пой соображения и модели решения анализируются группой приглашенных для этой работы специалистов-экспертов. Сле­дует отметить, что при обсуждении решения задачи членам твор­ческой группы разрешается присутствовать [6].


Психология управления








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.