Методы решения управленческих задач
Когда эффективная организация стремится к дальнейшему развитию или обновлению, что является процессом вполне закономерным, естественно возникает много трудностей. Известный всему миру психолог, лауреат Нобелевской премии Г. М. Саймон сравнивает развитие организации с утомительным путем муравья. Он говорит, что муравей совершает свои зигзаги, прокладывая путь домой. И поскольку я не сравниваю его цели с человеческими, я набрасываю его путь на листке бумаги. Это ряд неодинаковых черточек — не совершенно случайный путь, т. к. он определяется чувством направления, ориентации на определенную, цель» [8]. Сравнение с муравьем, с точки зрения Г. Саймона, дает хорошую модель поведения и не для муравья. «Если рассматривать его как геометрическую фигуру, путь муравья неровен, несимметричен; сложен, труден для описания. Однако его сложность в действительности есть сложность поверхности берега, а не самого муравья» [8]. Это сравнение показывает, что развитие организации во многом связано со сложностью внешнего окружения. Для менед- Ясшшюгия управления Тема.2. Психологические основы...
жера в такой ситуации всегда возникает вопрос: Что делать? И как решать управленческие задачи? Самым древним методом решения задач является использование так называемой «хорошей идеи», которая по существу является проявлением интуиции. В этом случае проблема не всегда формулируется четко. Однако нередко на основе интуиции приходит молниеносное определение проблемы и се решения. Роли случайной эвристики придается очень большое значение и в наше время. Она не теряет своего значения в условиях развития новаторских идей и является значимым элементом я составной частью любого организованного созидательного процесса [6]. Для стимулирования творческой фантазии применяются определенные групповые методы, которые оказывают помощь в выявлении, осознании и определении проблемы, в установлении факторов взаимосвязей между ними, а также в решении самой проблемы. На этой стадии исключается оценка, сопоставление и анализ и создается ситуация для возможно большего числа альтернативных идей по решению проблемы. При этом отсеиваются нерациональные идеи, сокращаются ограничения, возникающие при решении проблемы, стимулируется желание творческого мышления. Подобные методы используются в коллективной работе и только малая часть их применяется в индивидуальном порядке. Групповая форма организации применяется на протяжении всего процесса реализации программы рационализации производства. В процессе решения управленческих задач достаточно часто применяется метод «мозгового штурма». В отличие от других методов, используемых в работе традиционных совещаний по решению определенных проблем, метод «мозгового штурма» не имеет больших отрицательных качеств . Обычно методом «мозгового штурма* руководит специалист, который является организатором процесса рационализации на многих производствах. Его называют модератором. Сущность данного метода состоит в генерации идей участниками творческой группы [71- Решение по проблеме принимают другие специалисты (обычно в количестве 5 — 6 человек). Они знакомятся с выдвинутыми во время «мозгового штурма» идеями и выбирают те из них, которые, с их точки зрения, стоит реализовать. Обычно отбираются примерно 10 % выдвинутых идей, а остальные отбрасываются. Выбор одной идеи связан, в свою очередь, с обсуждением ее авторитетами, имеющими свое мнение по этому вопросу. Процесс обсуждения проблемы группой , обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами растягиваются во времени. Существуют различные варианты метода «мозгового штурма». Одним из них является метод синектики. Он позволяет не растягивать принятие решения на длительный срок. Метод синетики Этот етод отличается от метода «мозгового штурма» организацией работы творческой группы, собранной для решения конкретной проблемы. Процедура применения метода синектики содержит четыре фазы работы. На первой фазе все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения. Свое решение они фиксируют на бланках (в рабочих тетрадях). На второй фазе — избирают своего лидера, который в достаточно подробной форме излагает свое мнение по решению задачи. На третьей фазе каждый участник излагает свои соображения по поводу возможного способа решения задачи. После этого происходит творческая дискуссия, которая направляется лидером. В процессе дискуссии члены группы достигают согласования различных точек зрения и разрабатывают модель решения задачи. При оценке различных альтернатив, если дискуссия не приводит к оформлению общего подхода к решению управленческой задачи, используются разнообразные методы согласования. На последней, четвертой, фазе выдвинутые творческой группой соображения и модели решения анализируются группой приглашенных для этой работы специалистов-экспертов. Следует отметить, что при обсуждении решения задачи членам творческой группы разрешается присутствовать [6]. Психология управления ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|