Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Психологические основы ...




 


Метод дневников

Если решаемая задача настолько сложна, что для своего реше­ния требует значительного напряжения творческих усилий в течение длительного периода времени, то создается специаль­ная группа экспертов. Членам группы разрешается работать коллективно, а также порознь. Каждому участнику группы вы­дается блокнот, в который ежедневно им записываются наблю­дения и формулируются выводы по поводу возможного реше­ния задачи.

Такая работа выполняется на протяжении одной-двух не­дель. Ее результаты обсуждаются на совместной дискуссии. Если руководитель хочет лично познакомиться с каждым из дневни­ков, то собирает их для обобщения и формулирования тематики дискуссии на групповом обсуждении проблемы [6].

Метод Гордона

Некоторые специалисты по проблемам управления считают, что метод «мозгового штурма» стимулирует активность участников творческой группы до того момента, когда группа завершает фор­мирование модели решения задачи. После этого активность участников снижается. Автор данного метода Гордон считает, что не нужно ставить перед группой конкретную задачу, напри­мер, как повысить производительность труда или т. п. С его точки зрения, следует очертить лишь общую проблему, а со­бранный в процессе дискуссии материал позволит экспертам сделать более конкретные выводы.

Метод Дельфы

Настоящий метод применяется, когда при решении задачи выд­вигается и обосновывается ряд альтернатив или когда альтерна­тивы задаются условиями задачи. Это также разновидность кол­лективного метода принятия решения. Например, решается задача по распределению премии за выполнение конкретного задания. При этом было выдвинуто несколько соображений относительно оснований, по которым его нужно провести: а) всем поровну, 6) всем равный процент от оклада, в) в зависимости от занимае­мой должности, г) с учетом потребностей работника, д) больше


тому, кто внес больший вклад в работу, е) исходя из выслуги лет, ж) с учетом сложности выполняемой работы [б, 7].

При обсуждении на общем собрании не было достигнуто еди­ного мнения по поводу возможного премирования. После этого решили поручить трудовому коллективу найти способ решения этой задачи. Решение должно быть принято с учетом всех при­водимых мнений. Для этого и был использован метод Дельфы. Применение этого метода состоит из трех основных этапов. На первом этапе каждый участник оценивает каждую альтернати­ву по степени субъективного предпочтения в 10-балльной сис­теме оценок. Высшим баллом считается 1 (единица, а не 10). Остальным альтернативам приписываются баллы в иерархичес­кой последовательности. Затем анализируются баллы всех уча­стников группы по всем альтернативам и для каждой подсчиты­вается средняя величина.

На втором этапе работы участники сравнивают свои оценки со средними величинами и в 10-балльной системе указывают, в какой степени они совпадают. Затем подсчитывается вторая средняя величина. На третьем этапе две средние величины по каждой альтернативе перемножаются и по результатам опреде­ляется наиболее предпочтительная альтернатива, т. е. одно мне­ние нз семи предложенных по поводу распределения премии. Это будет альтернатива с наименьшей величиной. Для подсче­тов используется матрица значений [6, 8].

Метод «635»

Одним из вариантов метода «мозгового штурма* является ме­тод «635». В пределах одной группы обмен информацией осу­ществляется в письменном виде. Данный метод отвечает опре­деленным требованиям: а) возросшей ориентации связей, имеющих место между отдельными идеями, т. к. в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложенные на первом этапе; б) более ограниченной свободе действия, имеющей место на нескольких этапах, следствием чего является более высокая конкретность в проработке идей.

С помощью метода «635» новые решения вырабатываются постепенно на протяжении нескольких этапов. Согласно при-


Психология угфавления


Тема 2. Психологические основы ...


 


меняемому методу должны разрабатываться только основные идеи, т. е. происходит некоторое сужение данного метода по сравнению с методом -«мозгового штурма».

Метод «635» реализуется следующим образом. Основные идеи поступают поочередно к членам группы. Каждый из них добавляет еще несколько мыслей по поводу возможного реше­ния проблемы. Обычно в группе принимают участие примерно 6 человек. Каждому участнику творческой группы раздаются специальные бланки, где отражаются все 18 идей (6 чел. х 3 идеи). После прохождения через всех 6 участников бланки содержат уже 108 идей. Для письменного представления основных и до­полнительных идей, которые прорабатываются индивидуально каждым участником группы, требуется не так уж много време­ни — примерно 30 минут. Настоящий метод применяется при следующих условиях:

* обеспечивается неоднородность состава группы;

* проблемы формулируются до начала работы группы;

* проблемы сообщаются за 2-3 дня до начала работы;

* запрещается устный обмен информацией между участни­
ками творческой группы.

Метод «635? может комбинироваться с другими методами, например, с методом «мозгового штурма». Идеи могут быть офор­млены в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот ме­тод может применяться в условиях территориальной разобщен­ности. Представленные на бланке идеи обоснованы и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа проводится письменно, все участники активно работают [7, 8].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.