Метод утопических игр
Настоящий метод предполагает активное участие каждого участника творческой группы в решении поставленной проблемы. Сущность его заключается в том, что высказываются различные идеи, которые в данное время не могут быть реализованы, кроме того, они не могут также быть в предлагаемой форме или в данном содержании идеи. Это — высказанные нереалистичные (утопические) утверждения в виде некоторых идей. Оцениваются они так, что каждый член группы не испытывает психологических барьеров в общении со своими коллегами по творческой группе. При этом стимулируется фантазия членов этой группы. Основными приемами этого метода являются следующие: • члены группы не ориентируются на действие конкретной • не принимается во внимание также порядок планирова • принятые раннее решения (целевые установки, директивы Единственным требованием, которому должны следовать члены группы, является требование перспективы. Вся группа де- Психология управления Тема 2. Психологическиеосновы ...
лится на более мелкие подгруппы: по 4-6 человек. Каждая выбирает своего «модератора». Время подачи идей составляет 20 минут. Каждая идея представляется в визуальном исполнении. Все поданные идеи делятся на две большие категории (с помощью балльных оценок): на модель «утопий» и на модель «не утопий?. В модель «утопий» попадают прогнозы желаемого будущего, а в модель «не утопий» — прогнозы не желаемого будущего. Причем, модель «утопий» дополняется факторами, препятствующими реализации утопических идей. К модели «не утопий» предъявляется список факторов, вызывающих нежелательные тенденции. Все высказанные идеи оцениваются при помощи матрицы предпочтений. Такой способ заключается в суммировании индивидуальных оценок. Он может быть использован также в ряде других форм коллективного творчества. К методу «утопических игр» может быть подключен метод «мозгового штурма» или метод «за —против» [6,7]. Метод Дельбека Настоящий метод применяется в решении задач, требующих знаний в различных областях; при сборе информации и контроле за содержанием; при составлении прогнозов, а также при выявлении взаимосвязанности сложных задач. Данный метод предполагает активный творческий подход всех членов группы в решении проблем. Исходная задача в виде изменения организованной структуры состоит в ликвидации разрыва между желаемой и фактической стороной. Настоящий метод содержит несколько этапов: а) определение проблемы; б) выявление факторов, способствующих и препятствующих выполнению данной цели, а также установление связи между ними; в) нахождение вариантов решения проблемы и выбор оптимального варианта [6]. Метод предполагает следующий порядок работы: 1. Каждый член группы независимо друг от друга очень кратко описывает данную конкретную управленческую ситуацию. На это отводится 15 минут. 2. Зачитываются самые характерные предложения . Модера 3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет 4. Фиксируется число одинаковых предложений. 5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму 6. Модератор синтезирует предложения, выражающие мнение 7. Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое, 8. Проводится дискуссия в течение 20 минут. Ее цель — пред 9. После дискуссии каждый член группы предлагает три пред
10. Достижимая цель формулируется в виде предложения , с 11. Составляется список факторов, препятствующих достиже 12. Определяются факторы, способствующие достижению цели. 13. Составляется план реализации организационного изме Следует отметить, что в настоящем пособии взяты лишь выборочно некоторые, наиболее часто употребляемые методы решения управленческих задач. Более подробно знакомиться с другими методами можно по специальной литературе по психологии управления [6, 7, 8]. Все, что было описано выше относительно решения управленческих задач, основывалось на известных теоретических положениях, а также на положительной практике управления организациями в экономически развитых странах. Вышеизложенные выкладки приводились в надежде на то, что со временем, когда будет стабилизирована экономика нашей страны, возможно, будет использовать опыт эффективного управления других стран. Однако наше экономическое положение в данное время не прошло еще кризисного периода. Отсутствие правильно налаженной системы управления современными отечественными предприятиями приводит в общегосударственном масштабе к Психология управления тому, что, как отмечает А. Малыгин [6|, реализация продукции без контрактов, по рыночной схеме может практиковаться только в период агонии предприятий в процессе их разорения. В таком положении оказались многие наши предприятия, примером тому является положение на заводе «Гусь Хрустальный». Сотрудники завода вынуждены торговать стеклянной продукцией своего предприятия в розницу, чтобы каким-то образом продлить существование этого уникального завода, а самим не умереть с голоду. Возьмем другой живой пример из жизни: на грани банкротства находится обувной комбинат в Москве «Красный богатырь», которому нечем расплачиваться с производителями обуви. И стоят они поодиночке у ворот своего завода и торгуют обувью, которую им выдают вместо зарплаты. Это ли не разорение нашей экономики? И никто за это не в ответе. Как отмечает другой автор (С. Хейнман), экономический кризис в нашей стране усугубляется тем, что правительство «освободило» себя от руководства производством (во имя его полной самостоятельности) и административно-командной системы. И вместе с «административно-командной водой» выплеснули и производство [8]. Контрольные вопросы и задания 1. Что определяет сущность и содержание управленческой 2. Назовите составляющие профессионализма управленчес 3. Перечислите общие принципы управленческой деятельности. 4. В чем суть «Акмеологической модели труда руководите 5. Какие уровни руководства можно выделить по результа 6. Назовите факторы оптимизации стиля управленческой де 7. Дайте определения методов решения управленческих задач. Литература 1. Психология и педагогика: Курс лекций / Под ред. К. А. 2. Роджерс Э. Коммуникация в организациях. М.: Экономика, 1980.213с. 3. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Бо- 4. Забродин Ю. М. «Модель личности» я психодиагностике 5. Психология: Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского,
6. Розанова В. А. Психология управления. М.: Управление 7. Перлаки И. Нововведения в организациях: пер. со словацк. 8. Устермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурен Основные понятия темы Управленческая деятельность Акмеологическая гипотеза Функционирование Детерминирующие факторы Принцип конгруэнтности Модель управленческой ситуации Принципы управления Блокаторы управления Акмеологическая модель управления Уровни руководства Факторы в управлении Индивидуальный стиль управленческой деятельности Авторитарнность Демократичность Либеральность Ситуационный подход Методы решения управленческих задач ТЕМА ТРЕТЬЯ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|