Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод утопических игр



Настоящий метод предполагает активное участие каждого учас­тника творческой группы в решении поставленной проблемы. Сущность его заключается в том, что высказываются различные идеи, которые в данное время не могут быть реализованы, кроме того, они не могут также быть в предлагаемой форме или в дан­ном содержании идеи. Это — высказанные нереалистичные (уто­пические) утверждения в виде некоторых идей. Оцениваются они так, что каждый член группы не испытывает психологичес­ких барьеров в общении со своими коллегами по творческой группе. При этом стимулируется фантазия членов этой группы. Основными приемами этого метода являются следующие:

• члены группы не ориентируются на действие конкретной
организации, особенностей ее функционирования и т. п.;

• не принимается во внимание также порядок планирова­
ния в данной организации;

• принятые раннее решения (целевые установки, директивы
и т. п,) не влияют на работу творческой группы.

Единственным требованием, которому должны следовать чле­ны группы, является требование перспективы. Вся группа де-


Психология управления


Тема 2. Психологическиеосновы ...


 


лится на более мелкие подгруппы: по 4-6 человек. Каждая выбирает своего «модератора». Время подачи идей составляет 20 минут. Каждая идея представляется в визуальном исполне­нии.

Все поданные идеи делятся на две большие категории (с помощью балльных оценок): на модель «утопий» и на модель «не утопий?. В модель «утопий» попадают прогнозы желаемо­го будущего, а в модель «не утопий» — прогнозы не желаемого будущего. Причем, модель «утопий» дополняется факторами, препятствующими реализации утопических идей. К модели «не утопий» предъявляется список факторов, вызывающих нежела­тельные тенденции.

Все высказанные идеи оцениваются при помощи матрицы предпочтений. Такой способ заключается в суммировании ин­дивидуальных оценок. Он может быть использован также в ряде других форм коллективного творчества. К методу «утопи­ческих игр» может быть подключен метод «мозгового штурма» или метод «за —против» [6,7].

Метод Дельбека

Настоящий метод применяется в решении задач, требующих знаний в различных областях; при сборе информации и контро­ле за содержанием; при составлении прогнозов, а также при выявлении взаимосвязанности сложных задач. Данный метод предполагает активный творческий подход всех членов группы в решении проблем. Исходная задача в виде изменения органи­зованной структуры состоит в ликвидации разрыва между же­лаемой и фактической стороной.

Настоящий метод содержит несколько этапов: а) определение проблемы; б) выявление факторов, способ­ствующих и препятствующих выполнению данной цели, а также установление связи между ними; в) нахождение вариантов ре­шения проблемы и выбор оптимального варианта [6]. Метод предполагает следующий порядок работы: 1. Каждый член группы независимо друг от друга очень кратко описывает данную конкретную управленческую ситуацию.


На это отводится 15 минут.

2. Зачитываются самые характерные предложения . Модера­
тор визуально их фиксирует.

3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет
ошибки и неточности формулировок членов группы.

4. Фиксируется число одинаковых предложений.

5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму
или к нулю.

6. Модератор синтезирует предложения, выражающие мнение
группы и выделяет фактически сложившуюся ситуацию.

7. Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое,
т. е. достижимое, положение вещей.

8. Проводится дискуссия в течение 20 минут. Ее цель — пред­
ложение, оценивающее наличную ситуацию.

9. После дискуссии каждый член группы предлагает три пред­
ложения, ранжируя их по степени важности .

 

10. Достижимая цель формулируется в виде предложения , с
которым соглашается большинство участников.

11. Составляется список факторов, препятствующих достиже­
нию цели.

12. Определяются факторы, способствующие достижению цели.

13. Составляется план реализации организационного изме­
нения.

Следует отметить, что в настоящем пособии взяты лишь вы­борочно некоторые, наиболее часто употребляемые методы ре­шения управленческих задач. Более подробно знакомиться с другими методами можно по специальной литературе по психо­логии управления [6, 7, 8].

Все, что было описано выше относительно решения управ­ленческих задач, основывалось на известных теоретических по­ложениях, а также на положительной практике управления орга­низациями в экономически развитых странах. Вышеизложенные выкладки приводились в надежде на то, что со временем, когда будет стабилизирована экономика нашей страны, возможно, бу­дет использовать опыт эффективного управления других стран.

Однако наше экономическое положение в данное время не прошло еще кризисного периода. Отсутствие правильно нала­женной системы управления современными отечественными предприятиями приводит в общегосударственном масштабе к


Психология управления


тому, что, как отмечает А. Малыгин [6|, реализация продукции без контрактов, по рыночной схеме может практиковаться только в период агонии предприятий в процессе их разорения. В та­ком положении оказались многие наши предприятия, примером тому является положение на заводе «Гусь Хрустальный». Со­трудники завода вынуждены торговать стеклянной продукцией своего предприятия в розницу, чтобы каким-то образом продлить существование этого уникального завода, а самим не умереть с голоду.

Возьмем другой живой пример из жизни: на грани банк­ротства находится обувной комбинат в Москве «Красный бо­гатырь», которому нечем расплачиваться с производителями обуви. И стоят они поодиночке у ворот своего завода и торгу­ют обувью, которую им выдают вместо зарплаты. Это ли не разорение нашей экономики? И никто за это не в ответе.

Как отмечает другой автор (С. Хейнман), экономический кри­зис в нашей стране усугубляется тем, что правительство «осво­бодило» себя от руководства производством (во имя его полной самостоятельности) и административно-командной системы. И вместе с «административно-командной водой» выплеснули и производство [8].

Контрольные вопросы и задания

1. Что определяет сущность и содержание управленческой
деятельности?

2. Назовите составляющие профессионализма управленчес­
кого труда в конкретных условиях.

3. Перечислите общие принципы управленческой деятельности.

4. В чем суть «Акмеологической модели труда руководите­
ля*?

5. Какие уровни руководства можно выделить по результа­
там управленческой деятельности?

6. Назовите факторы оптимизации стиля управленческой де­
ятельности.

7. Дайте определения методов решения управленческих задач.


Литература

1. Психология и педагогика: Курс лекций / Под ред. К. А.
Абульхановой и др. М.: Совершенство, 1998. 319 с.

2. Роджерс Э. Коммуникация в организациях. М.: Экономика,

1980.213с.

3. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Бо-
далеваидр. М.: РАГС, ВАД, 1995.386с.

4. Забродин Ю. М. «Модель личности» я психодиагностике
(для практических психологов). М., 1994. 1825.

5. Психология: Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского,
М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

 

6. Розанова В. А. Психология управления. М.: Управление
персоналом, 1996/97. 171 с.

7. Перлаки И. Нововведения в организациях: пер. со словацк.
М.: Экономика, 1980. 162 с.

8. Устермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурен­
тоспособность лучшие компании: пер. с англ. М.: Прогресс,
1980. 194 с.

Основные понятия темы

Управленческая деятельность Акмеологическая гипотеза

Функционирование Детерминирующие факторы

Принцип конгруэнтности

Модель управленческой ситуации

Принципы управления

Блокаторы управления

Акмеологическая модель

управления

Уровни руководства

Факторы в управлении

Индивидуальный стиль

управленческой деятельности

Авторитарнность

Демократичность

Либеральность

Ситуационный подход

Методы решения управленческих задач



ТЕМА ТРЕТЬЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.