Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоподготовки



ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

И СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В МЕДИЦИНЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург


УДК 616.2:616-039.57

 

ISBN 5-086050-085-8

 

 

Относительные и средние величины и их использование в медицине: учебно-методическое пособие. – СПб., 2010. – 60 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлены методические приемы расчета и использования относительных и средних величин в практической деятельности медицинских работников. Приобретение навыков решения практических задач дает возможность оценивать состояние здоровья населения, формировать группы повышенного риска, анализировать деятельность лечебно-профилактических учреждений и служб санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов, для студентов факультета высшего сестринского образования, врачей системы последипломного образования.

 

Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.

В подготовке учебного пособия приняли участие специалисты: В. С. Луч­кевич, В. П. Романюк, Г. М. Пивоварова, Н.О. Григорьева, П. Н. Морозько, Е.А. Абумуслимова, О.Н. Рыженкова, А.А. Витрищак, И. Л. Самодова, Г.Н. Мариничева, О.В. Жукофф, Д.Х. Кокова, Т.В. Самсонова, В. Л. Солдатов, А.А. Горшков, З.Э. Каллагова, А. М. Шакиров, В.Л. Абдурахманов-Павлов, Е. Н. Ши­банов, Р.А. Рябцев, М.Д. Аманов.

 

 

ISBN – 5-086050-085-8 © Санкт-Петербургская

государственная медицинская

академия им. И. И. Меч­никова, 2010.

 


РАЗДЕЛ 1. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Место проведения занятия и оснащение

Аудитория кафедры, доска, мел, материалы для контроля.

Продолжительность изучения темы

Лекция -2 часа, самостоятельная работа-2 часа, практическое занятие -4 часа.

Актуальность темы, мотивация к ее изучению.

Каждый врач по специальности «лечебное дело» должен знать такие основные демографические показатели, как рождаемость, смертность, общий показатель заболеваемости, а также уровень плодовитости, младенческой смертности, уровень заболеваемости отдельными болезнями. Поэтому важно знать не только определение данных показателей, но и методику их расчета и графическое представление, что в полном объеме сможет охарактеризовать сложившуюся демографическую ситуацию в исследуемом районе.

Цели занятия

4.1. Учебная: изучить методику расчета и анализа относительных величин и динамического ряда, правила построения графических изображений.

Конкретные задачи:

Студент должен знать:

1) Виды относительных величин, определение.

2) Применение относительных величин в медицине.

3) Графические изображения. Виды графиков.

4) Правила построения графических изображений.

5) Динамический ряд, определение, виды.

6) Показатели динамического ряда.

Студент должен уметь:

7) Уметь рассчитать и проанализировать экстенсивные и интенсивные коэффициенты, показатели наглядности и соотношения.

8) Уметь наглядно представить статистический материал с помощью графического анализа.

9) Уметь рассчитать и проанализировать основные показатели динамического ряда.

4.2. Воспитательная: формирование понимания того, что правильная оценка относительных величин и показателей динамического ряда, а также построение графических изображений ведет к повышению качества работы отдела статистики в медицинских учреждениях и к совершенствованию изучения здоровья населения.

4.3. Развивающая: формирование научного системного подхода к развитию статистического мышления.

5. 1.Внутрипредметные связи


5.2. Межпредметные связи

Задания для самоподготовки

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.:МЕДпресс-информ, 2009 . – 528 с.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1: Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2: Организация медицинской помощи. – М.: Медицина, 2003. – 456 с.

4. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3: Экономика и управление здравоохранением. – М.: Медицина, 2003. – 392 с.

5. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / под ред.В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 192 с.

6. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / под ред.В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 190 с.

7. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 272 с.

8. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 271 с.

Дополнительная

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М.: Медицина, 2007. – 507 с.

2. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М.: Медицина, 2003. – 512 с.

3. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебник / под ред. В.С. Лучкевича и И.В. Полякова. – СПб.: СПбГМА, 2009. – 242 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение (квалификационные тестовые задания): учебное пособие / под ред. Проф. В.С. Лучкевича. – СПб.: СПбГМА, 2009. – 242 с.

5. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: Медицина, 2006. – С. 199-245.

6. Кравцов А. Электронный учебник по социальной гигиене и организации здравоохранения / Сибирский государственный медицинский университет.

7. Медик В.А. Статистика здоровья и здравоохранения: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.А. Медик, М.С. Токмачев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 365 с.

8. Учебное пособие для проведения деловых игр по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» / под ред. Проф. В.О. Флека, И.Н. Денисова. – М.: ГОХВУНМЦ МЗРФ, 2000. – 130 с.

9. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: учебное пособие. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Какие величины используются для характеристики статистической совокупности?

2. Для чего применяются относительные величины?

3. Как вычисляется интенсивный показатель?

4. Как вычисляется экстенсивный показатель?

5. Как рассчитываются показатели соотношения и наглядности?

6. Дайте определение динамического рада, назовите виды .динамических рядов.

7. Основные показатели динамического ряда и методика их расчета.

8. Для чего применяются графические изображения?

9. Назовите основные виды диаграмм и правила их построения.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.