Понятие субъектов административного права. Виды субъектов и их краткая характеристика. Дееспособность в административном праве.
Субъекты административного права — это физические и юридические лица, наделенные правами, обязанностями, ответственностью в отношениях, регулируемых административным правом. К ним относятся: физические лица; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; государственные служащие; муниципальные служащие; предприятия, учреждения и другие организации; общественные объединения. Физические лица.По отношению к государству физические лица делятся на граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами. Гражданин обладает: правоспособностью и дееспособностью. Напомним, что правоспособность — это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности, т.е. быть участником правоотношения. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается с его смертью. Человек реализует свою правоспособность в следующих отношениях: • с государственной системой управления; • с органами местного самоуправления; • с негосударственными организациями. Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать права и обязанности, осуществлять права и исполнять обязанности. Частичная дееспособность возникает раньше, например, субъектами административной ответственности правонарушений являются дети, достигшие 16 лет. Учащиеся школ, дошкольных учреждений несут дисциплинарную ответственностьс момента поступления в школу, детский сад. Права граждан в административных отношениях делятся на: • личные (личная неприкосновенность и т.д.); • социально-экономические (право частной собственности и т.д.); • социальные (право на образование и т.д.); • социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества и т.д.); • политические (право на свободу слова и т.д.). Важнейшим правом граждан является право на обращение в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются: предложение — обращение внимания исполнительной власти на возможность улучшения ее работы; заявление — обращение по поводу реализации права или законного интереса, не связанное с нарушением права или интереса; жалоба — обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права. На граждан возлагаются обязанности, реализация которых позволяет государству использовать свои права. К этим обязанностям относятся: • уплата налогов и сборов; • охрана природы и окружающей среды; • защита Отечества. Органы исполнительной власти.Политические учреждения, созданные для участия в осуществлении функции власти и наделенные полномочиями государственно-властного характера, называются органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти самостоятельны — организационно, функционально и юридически. Органы исполнительной власти подразделяются на два вида: федеральные органы; органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти различаются и по организационно-правовым формам. Это: — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ; — федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; — федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (руководят на своей территории жизнедеятельностью большинства организаций и граждан); органы межотраслевой компетенции (выполняют общие функции для ряда отраслей и сфер управления); органы отраслевой компетенции, например Министерство образования РФ (руководят конкретной отраслью); органы внутриотраслевой компетенции (руководят в рамках отрасли определенным участком). По порядку принятия решений исполнительные органы делятся на коллегиальные и единоначальные. К субъектам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Статус Президента РФ определяется Конституцией РФ. Президент РФ осуществляет государственную власть, как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Статус Президента выше законодательной, исполнительной и судебной власти, Президент не входит организационно в систему какой-либо власти. В то же время его рассматривают как особый субъект исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Это коллегиальный орган. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют руководство отраслями, межотраслевое регулирование и координацию, контроль и надзор, специфические функции. Эти органы работают в сферах экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности. Система органов исполнительной власти разных субъектов РФ (республик, краев, областей) различна. Система органов исполнительной власти республик определяется в конституциях этих республик и других законах, других субъектов — в уставах и иных правовых актах. Положение президентов в республиках различно, например в Республике Бурятия президент — глава республики, ее исполнительной власти и одновременно председатель правительства. Органами общей компетенции субъектов РФ являются правительства республик, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов. Органы местного самоуправления.В полномочия органов местного самоуправления входит: изменение статуса гражданина; организация исполнения нормативных правовых актов; помощь гражданам Российской Федерации в реализации прав, исполнении обязанностей; осуществление охраны и защиты прав и свобод граждан. Выборные и иные органы местного самоуправления образуются в городах, селах и на других территориях. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Государственные служащие.Работники государственных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, называются государственными служащими. В федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах образуются государственные должности категорий А, Б, В. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Государственные служащие делятся на группы: должностные лица — государственные служащие, которые наделены правами совершать властные действия, влекущие юридические последствия, например подписывать денежные документы, издавать нормативные правовые акты, применять меры взыскания и поощрения и т.д.; представители административной власти (работники милиции и др.); оперативный состав (специалисты — экономисты, социологи, юристы и др.); вспомогательный состав (работники, создающие условия для необходимого выполнения служебных функций другими служащими). Муниципальные служащие.Работники муниципальных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий муниципальных органов, называются муниципальными служащими. В муниципальных органах существуют муниципальные должности категорий А, Б и В. Положение муниципальных служащих регулируется Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Организация.Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, называется организацией. Организации бывают коммерческие и некоммерческие Общественные объединения.Добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общих интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, называются общественными объединениями. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|