Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие субъектов административного права. Виды субъектов и их краткая характеристика. Дееспособность в административном праве.



Субъекты административного права — это физические и юриди­ческие лица, наделенные правами, обязанностями, ответственно­стью в отношениях, регулируемых административным правом.

К ним относятся:

физические лица;

органы исполнительной власти;

органы местного самоуправления;

государственные служащие;

муниципальные служащие;

предприятия, учреждения и другие организации;

общественные объединения.

Физические лица.По отношению к государству физические лица делятся на граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Админи­стративно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией РФ и другими нормативными право­выми актами.

Гражданин обладает: правоспособностью и дееспособностью.

Напомним, что правоспособность — это предусмотренная нор­мами права способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности, т.е. быть участником правоотноше­ния.

Правоспособность возникает с рождения человека и прекраща­ется с его смертью. Человек реализует свою правоспособность в следующих отношениях:

• с государственной системой управления;

• с органами местного самоуправления;

• с негосударственными организациями.

Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобре­тать права и обязанности, осуществлять права и исполнять обязан­ности.

Частичная дееспособность возникает раньше, например, субъек­тами административной ответственности правонарушений явля­ются дети, достигшие 16 лет. Учащиеся школ, дошкольных учреж­дений несут дисциплинарную ответственностьс момента поступ­ления в школу, детский сад.

Права граждан в административных отношениях делятся на:

• личные (личная неприкосновенность и т.д.);

• социально-экономические (право частной собственности и т.д.);

• социальные (право на образование и т.д.);

• социально-культурные (право на свободу литературного, ху­дожественного творчества и т.д.);

• политические (право на свободу слова и т.д.).

Важнейшим правом граждан является право на обраще­ние в орган исполнительной власти. Основными ви­дами обращения являются:

предложение — обращение внимания исполнительной власти на возможность улучшения ее работы;

заявление — обращение по поводу реализации права или за­конного интереса, не связанное с нарушением права или интереса; жалоба — обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права.

На граждан возлагаются обязанности, реализация которых по­зволяет государству использовать свои права. К этим обязанностям относятся:

• уплата налогов и сборов;

• охрана природы и окружающей среды;

• защита Отечества.

Органы исполнительной власти.Политические учреждения, со­зданные для участия в осуществлении функции власти и наделен­ные полномочиями государственно-властного характера, называ­ются органами исполнительной власти.

Органы исполнительной власти как разновидность органов го­сударственной власти самостоятельны — организационно, функ­ционально и юридически.

Органы исполнительной власти подразделяются на два вида:

федеральные органы;

органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти различаются и по организационно-правовым формам. Это:

— федеральные министерства, федеральные службы и феде­ральные агентства, руководство деятельностью которых осуществ­ляет Президент РФ;

— федеральные министерства, руководство которыми осу­ществляет Правительство РФ, федеральные службы и федераль­ные агентства, подведомственные этим федеральным министер­ствам; — федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

По характеру компетенции выделяют:

органы общей компетенции (руководят на своей территории жизнедеятельностью большинства организаций и граждан);

органы межотраслевой компетенции (выполняют общие функ­ции для ряда отраслей и сфер управления);

органы отраслевой компетенции, например Министерство об­разования РФ (руководят конкретной отраслью);

органы внутриотраслевой компетенции (руководят в рамках отрасли определенным участком).

По порядку принятия решений исполнительные органы делятся на коллегиальные и единоначальные.

К субъектам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов РФ.

Статус Президента РФ определяется Конституцией РФ. Пре­зидент РФ осуществляет государственную власть, как глава госу­дарства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод чело­века и гражданина. Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Статус Президента выше законодательной, исполнительной и судебной власти, Пре­зидент не входит организационно в систему какой-либо власти. В то же время его рассматривают как особый субъект исполни­тельной власти.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Рос­сийской Федерации. Это коллегиальный орган.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют руко­водство отраслями, межотраслевое регулирование и координацию, контроль и надзор, специфические функции. Эти органы работают в сферах экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Система органов исполнительной власти разных субъектов РФ (рес­публик, краев, областей) различна. Система органов исполнительной власти республик определяется в конституциях этих республик и дру­гих законах, других субъектов — в уставах и иных правовых актах.

Положение президентов в республиках различно, например в Республике Бурятия президент — глава республики, ее испол­нительной власти и одновременно председатель правительства.

Органами общей компетенции субъектов РФ являются прави­тельства республик, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов.

Органы местного самоуправления.В полномочия органов мест­ного самоуправления входит:

изменение статуса гражданина;

организация исполнения нормативных правовых актов; помощь гражданам Российской Федерации в реализации прав, исполнении обязанностей;

осуществление охраны и защиты прав и свобод граждан.

Выборные и иные органы местного самоуправления образуют­ся в городах, селах и на других территориях.

Органы местного самоуправления отделены от органов госу­дарственной власти.

Государственные служащие.Работники государственных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, называются го­сударственными служащими.

В федеральных органах государственной власти, органах госу­дарственной власти субъектов РФ, иных государственных органах образуются государственные должности категорий А, Б, В.

Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъек­тов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обя­занностей по исполнению и обеспечению полномочий данного го­сударственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

Государственные служащие делятся на группы:

должностные лица — государственные служащие, которые на­делены правами совершать властные действия, влекущие юри­дические последствия, например подписывать денежные доку­менты, издавать нормативные правовые акты, применять меры взыскания и поощрения и т.д.;

представители административной власти (работники милиции и др.);

оперативный состав (специалисты — экономисты, социологи, юристы и др.);

вспомогательный состав (работники, создающие условия для не­обходимого выполнения служебных функций другими служащими).

Муниципальные служащие.Работники муниципальных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий муниципальных органов, называются му­ниципальными служащими.

В муниципальных органах существуют муниципальные должно­сти категорий А, Б и В.

Положение муниципальных служащих регулируется Федераль­ным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Организация.Юридическое лицо, которое имеет в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество, называется организацией. Организации бывают коммерческие и некоммерческие

Общественные объединения.Добровольные объединения граж­дан, объединившихся на основе общих интересов для удовлетво­рения духовных и иных нематериальных потребностей, называют­ся общественными объединениями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.