Выделяют следующие виды административно-правовых норм.
1. По предмету правового регулирования: материальные — нормы, которые закрепляют юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулируют; процессуальные — нормы, определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. По функциям права:регулятивные — регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные — регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу. По методу правового регулирования:императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные — дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. 4. По содержанию предписания:управомочивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие — нормы, coдержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления. 5. По адресату, регламентирующие: организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан. 6. По действию в пространстве: федеральные — действующие в пределах РФ; региональные (окружные) — действующие в пределах региона РФ (федерального округа); субъектов РФ — действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные — действующие в пределах муниципального образования; локальные — действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. 7. По действию во времени: срочные — нормы, для которых определен срок действия; бессрочные — нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные — нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. 8. По кругу лицобщего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). 9. По юридической силе:законодательные — нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные — нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. 10.По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке. Реализация административно-правовых норм — это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений. Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовыхнорм, состоящая в реализации возложенныхна субъектов управленческих отношений юридических обязанностей. Соблюдение— форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведенияпод угрозой наказания. Использование— форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческихотношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права. Применение— особая форма реализации административно-правовыхнорм, состоящая в разрешении управомочивающимсубъектомконкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|