Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет, метод, источники и система административного права.



Административное право— отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуп­равления при осуществлении исполнительно-распоряди­тельной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Общественные отношения в сфере государственного уп­равления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составля­ют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозво­лительных средств воздействия на управленческие отноше­ния составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет одностороннее волеизъявле­ние одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание— метод правового регулирования, предпо­лагающий возложение на субъекта управленческой деятель­ности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нор­мой.

Запрет— метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отно­шений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволениеметод правового регулирования, предоставляю­щий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех преде­лах, которые определены нормами административного права.

Система административного права — это внутреннее строение административного права как отрасли права, сово­купность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

· представляет собой объективное правовое явление;

· характеризуется взаимосвязанностью и взаимообуслов­ленностью административно-правовых норм и институтов;

· включает определенные элементы;

· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт— комплекс адми­нистративно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью от­расли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

· принципов государственного управления;

· административно-правового статуса граждан (физи­ческих лиц);

· административно-правового статуса органов исполнительной власти;

· государственной и муниципальной службы;

· административно-правового статуса негосударствен­ных (общественных) объединений;

· административно-правового статуса предприятий, уч­реждений и иных субъектов управления;

· административно-правовых режимов;

· форм государственного управления;

· методов государственного управления;

· административной ответственности;

· административного процесса;

· обеспечения законности в государственном управлении;

· административно-правовых основ межотраслевого управления(координации);

· административно-правовых основ управления в сфере экономики;

· административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

· административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права— это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.

Видыюридических источников административного права:

нормативный правовой акт — вид юридического акта, принятыйкомпетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

административно-правовой договор нормативного содержания — это двухстороннее или многостороннее соглашениемежду субъектами правотворчества, содержащее нор­мы административного права;

административный прецедент — решение по конкрет­ному управленческому делу, которое становится обязатель­ным длявсех аналогичных дел, возникающих в будущем;

правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере уп­равления;

административно-правовая наука (доктрина) — научные труды (монографии, статьи, положения и т.д.) по вопросам ад­министративного права, на основании которых вырабатыва­ются новые административно-правовые нормы и принимают­ся решения по конкретным управленческим делам.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.