Предмет, метод, источники и система административного права.
Административное право— отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях. Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права. Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права: Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права. Характеристика административно-правового метода: 1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения; 2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; 3) чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения; 4) не исключает использования диспозитивных средств; 5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений. Предписание— метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой. Запрет— метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. Система административного права — это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм. Признаки системы административного права: · обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений; · представляет собой объективное правовое явление; · характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов; · включает определенные элементы; · изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений). Административно-правовой институт— комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Существуют следующие институты административного права: · принципов государственного управления; · административно-правового статуса граждан (физических лиц); · административно-правового статуса органов исполнительной власти; · государственной и муниципальной службы; · административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений; · административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления; · административно-правовых режимов; · форм государственного управления; · методов государственного управления; · административной ответственности; · административного процесса; · обеспечения законности в государственном управлении; · административно-правовых основ межотраслевого управления(координации); · административно-правовых основ управления в сфере экономики; · административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере; · административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере. Источники (формы) административного права— это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Видыюридических источников административного права: нормативный правовой акт — вид юридического акта, принятыйкомпетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права; административно-правовой договор нормативного содержания — это двухстороннее или многостороннее соглашениемежду субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права; административный прецедент — решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным длявсех аналогичных дел, возникающих в будущем; правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления; административно-правовая наука (доктрина) — научные труды (монографии, статьи, положения и т.д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|