Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: ♦ обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; Система муниципального управления ♦ защита интересов низкодоходных групп населения; ♦ обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; ♦ защита прав потребителей.
Рис.4.6.3. Основные виды бытовых услуг Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов. Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 4.6.4. Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий. Глава 4. Управление градообслуживающей сферой
Налоговые льготы по местным налогам и льготные кредиты Выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду Страхование коммерческих рисков
Выдача муниципального заказа Механизмы Снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги
Гарантии по займам Ставки арендной платы
Установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров Административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды Рис. 4.6.4. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка Муниципальные органы имеют возможность: ♦ не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; ♦ оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия; ♦ постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципальной собственности. Для социально значимых предприятий возможны отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка. Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|