Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современные боевые машины являются коллективным оружи­ем, поэтому успех подразделений при совершении маршей и дей­ствиях на поле боя зависит не только от обученное™ механи­ков-водителей (водителей)*, но и от слаженности экипажей, участия всех членов экипажей в подготовке машин к движению, их обслуживании, оказании помощи водителю в управлении ма­шиной.

Командир должен так организовать обслуживание своей ма­шины, чтобы в полном объеме и качественно выполнялись все работы, предусмотренные соответствующими руководствами; при проведении контрольных осмотров учитывать особенности предстоящих действий, характер местности, условия видимости и | соответствии с этим проводить мероприятия по предупрежде­нию вынужденных остановок.


При передвижении командир должен управлять действиями водителя, следить за соблюдением правил дорожного движения и дисциплины марша, задавать направление и режим движения при действиях в предбоевых и боевых порядках в соответствии с конк­ретной обстановкой, условиями местности и видимости.

Чтобы умело выполнять свои обязанности по управлению дей­ствиями водителя, командир должен сам знать приемы управле­ния и правила вождения машины в различных дорожных услови­ях и правила дорожного движения.

ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ

Положение водителя в машине и правила пользования механиз­мами управления.От правильной посадки водителя в машине во многом зависят степень его утомляемости и удобство пользова­ния органами управления. Поэтому командир должен следить за положением водителя на рабочем месте и при необходимости по­мочь ему отрегулировать сиденье, выбрать правильное положе­ние. Сиденье должно быть отрегулировано так, чтобы водитель при управлении машиной не испытывал напряжения, его руки свободно доставали до штурвала (рулевого колеса), слегка согну­тые ноги — до педалей главного фрикциона (сцепления), приво­дов тормозов и подачи топлива, а выключение и включение глав­ного фрикциона (сцепления) и тормозов осуществлялись разгибанием и сгибанием ног в коленях.

При выключении главного фрикциона (сцепления) педаль не­обходимо выжимать быстро и до упора, а включать в два приема: в первой половине хода педали опускать ее быстро, во второй — с замедлением. В ходе движения ногу нельзя держать на этой педали.

Педали подачи топлива и тормоза следует нажимать и отпус­кать плавно. Рычаг переключения передач переводить из одного положения в другое при выключенном сцеплении быстро и плавно.

Перед троганием машины с местакомандир машины должен убедиться в ее готовности к движению. Готовность машины про­веряется в порядке, предусмотренном инструкцией по ее эксплу­атации.

Команду водителю на начало движения подает командир ма­шины, когда все члены экипажа (расчета) займут свои места.

Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки машины, при этом командир должен наблюдать за об­становкой сзади машины и управлять действиями водителя; води­тель должен быть готов в любой момент остановить машину.

При трогании машины с местана спуске необходимо после пус­ка двигателя (двигателей) дать предупредительный сигнал, вы­жать педаль главного фрикциона (сцепления), включить переда-


чу, выбранную в зависимости от состояния дороги, и, отпуская педаль главного фрикциона (сцепления), одновременно перевес­ти рычаг ручного (стояночного) тормоза в переднее положение.

Основным способом изменения скорости движения машины является переключение передач.Правильный выбор передач, свое­временное их переключение в соответствии с условиями местнос­ти и видимости являются важнейшими показателями мастерства вождения машины.

Вести машину нужно на высшей передаче, которая допустима в данных условиях движения без перегрузки двигателя и потери управляемости.

Не рекомендуется переключать передачи при движении на крутых подъемах, по глубокому снегу, скользкому, рыхлому или болотистому грунту, на железнодорожных переездах, на мостах, при преодолении препятствий. При подходе к таким участкам пути нужно заблаговременно включить передачу, обеспечиваю­щую безостановочное преодоление всего участка.

С низшей передачи на высшую можно переходить в том слу­чае, когда позволяют дорожные условия и имеется достаточный запас мощности двигателя.

Переходить с высшей передачи на низшую нужно после того, как скорость движения снизится до скорости, соответствующей включаемой низшей передаче.

При поворотена машину действует центробежная сила, на­правленная в сторону, противоположную повороту. Величина этой силы зависит от крутизны поворота и скорости движения машины на повороте. Чем больше скорость и круче поворот, тем больше величина этой силы. Опасность увеличения центробеж­ной силы состоит в том, что, стремясь отбросить машину с окруж­ности поворота, она может вызвать боковой занос и даже опроки­дывание машины.

При повороте машины необходимо соблюдать следующие пра­вила:

выбирать участки пути с меньшим сопротивлением повороту, перед поворотом снижать скорость движения;

поворачивать штурвал (руль) плавно, без рывков;

избегать крутых поворотов на большой скорости, а также при преодолении подъемов, спусков и косогоров;

не допускать резких поворотов и разворотов при движении по рыхлому грунту, глубокому снегу, льду и болоту;

плавно возвращать в исходное положение штурвал (руль) при выходе машины из поворота; в случае заноса машины при пово­роте необходимо прекратить поворот и быстро повернуть штурвал (руль) в сторону заноса кормы машины.

При движении на повышенных скоростях, на скользких и обледенелых грунтах поворот осуществлять плавно. Крутые поворо­ты производить только при движении на низших передачах. Пе-


ред поворотами снижать частоту вращения коленчатого вала двигателя (на БМП после поворота штурвала увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя).

Если при крутом повороте БМП забегающая гусеница начинает пробуксовывать, торможение надо прекратить, продвинуть машину не менее чем на половину корпуса, после чего продолжать поворот.

Торможениеприменяется для уменьшения скорости движения и остановки машины. От правильного торможения во многом за­висит безопасность движения, поэтому командир машины дол­жен уделять особое внимание контролю за действиями водителя при торможении.

Путь, который пройдет машина от начала торможения до пол­ной остановки, называется тормозным путем.

Величина тормозного пути зависит от сцепления гусениц (колес) с грунтом, скорости движения машины и способа торможения.

Торможение машины может осуществляться:

отключением двигателя от силовой передачи — выключением главного фрикциона (сцепления);

двигателем — уменьшением подачи топлива (горючей смеси);

тормозами с одновременным отключением двигателя от транс­миссии;

комбинированным способом — одновременным торможением двигателем и тормозами.

Торможение отключением двигателя применяется при остановке машины, движущейся с небольшой скоростью на ровном участке местности, когда расстояние до места остановки позволяет погасить инерцию машины за счет сил сопротивления грунта.

Торможение двигателем применяется для снижения скорости, особенно при движении на спуске, по скользкому грун­ту и в колоннах. Чем ниже включенная передача, тем эффектив­нее торможение двигателем. Преимущество этого способа тормо­жения заключается в плавности, в меньшей опасности юза и заноса машины.

Торможение тормозами применяется при вынужден­ных остановках машины, во время движения на спусках и преодо­ления препятствий. Для торможения этим способом необходимо отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и одно­временно выключить главный фрикцион (сцепление); плавно на­жимая на педаль тормоза, уменьшить скорость движения до тре­буемого предела или до остановки машины.

Комбинированное торможение применяется в тех случаях, когда торможения двигателем недостаточно для резкого снижения скорости или остановки машины. Для торможения этим способом необходимо:

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок);


не выключая главного фрикциона (сцепления), плавно нажи­мать на педаль тормоза до требуемого снижения скорости;

выключить главный фрикцион (сцепление), когда частота вра­щения коленчатого вала двигателя снизится до минимально устойчивой.

Остановкамашины может быть преднамеренной (в заранее на­меченном месте) и вынужденной. В любом случае машину нужно останавливать плавно.

Для преднамеренной остановки машины необходимо:

снизить скорость движения;

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и выключить главный фрикцион (сцепление);

поставить рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние;

включить главный фрикцион (сцепление);

плавно нажать на педаль привода тормозов при подходе к на­меченному месту остановки;

поставить ее на стояночный тормоз.

При вынужденной остановке машины необходимо:

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок);

нажать на педаль привода тормозов;

перед остановкой выключить главный фрикцион (сцепление) и, продолжая торможение, остановить машину;

поставить рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние;

включить главный фрикцион (сцепление) и отпустить педаль тормозов;

поставить ее на стояночный тормоз.

При торможении и остановке машины необходимо соблюдать следующие правила:

торможение во всех случаях, особенно на скользкой дороге, производить плавно; чем выше скорость движения и меньше сила сцепления машины с грунтом, тем более плавно надо тормозить;

направлять машину при торможении так, чтобы гусеницы или колеса имели одинаковое сцепление с грунтом;

при движении машины с бортовым креном, с большой скоро­стью или по скользкой дороге избегать торможения;

не допускать движения машины юзом; в случае возникновения юза немедленно прекратить торможение.

ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ

При движении на подъемеводитель должен выбирать передачу и направление движения в зависимости от крутизны подъема и состояния дороги.

Короткие подъемы с хорошим подъездом к ним нужно преодо­левать с ходу, на максимально допустимой скорости, используя инерцию машины.


Перед началом длинного подъема следует включать ту переда­чу, на которой можно преодолеть весь подъем без остановок и пе­реключения передач. На подъем двигаться под прямым углом к гребню, избегая остановок, поворотов и резкого изменения час­тоты вращения коленчатого вала двигателя.

Преодолевать крутой подъем необходимо только после того, как впереди идущая машина преодолеет его.

В случае буксования машины или остановки двигателя следует затормозить машину, включить передачу заднего хода и спустить­ся вниз; при этом командир должен хорошо просматривать на­правление движения машины и подавать команды водителю.

Для преодоления крутых подъемов с тяжелым грунтом на ко­лесных машинах следует включить передние мосты, понижающую передачу в раздаточных коробках и снизить давление в шинах, а на гусеничных машинах включить замедленную ступень ПМП.

Командир машины должен выбрать направление движения так, чтобы обеспечивалось минимальное сопротивление подъему и наилучшее сцепление с грунтом.

Перед преодолением спускакомандир машины должен оценить его крутизну, состояние грунта, выбрать направление движения и способ преодоления.

На спусках следует двигаться на той передаче, на которой ма­шина может безостановочно преодолевать подъем такой же кру­тизны.

Короткие спуски, если на них нет препятствий, можно преодо­левать на повышенной передаче, используя спуск для разгона и пе­реключения передач. Если на спуске имеются препятствия или крутые повороты, необходимо двигаться на пониженной передаче.

Длинные пологие спуски необходимо преодолевать на той пе­редаче, которая обеспечивает движение без ускорения при тормо­жении двигателем.

Длинные крутые спуски необходимо преодолевать на низшей или замедленной передаче. На крутых спусках не следует делать остановки, переключать передачи и выключать главный фрикци­он (сцепление).

Основным способом снижения скорости движения на спусках является торможение двигателем. Если этого недостаточно, то применяется комбинированное торможение — двигателем и тор­мозами. Для предотвращения заноса и опрокидывания машины тормозить надо плавно.

В случае остановки машины на спуске с остановкой двигателя кроме постановки машины на тормоза необходимо включить пе­редачу заднего хода.

При движении по косогорусила тяжести машины смешается в сторону крена и образует скатывающую силу, которая тянет ма­шину в сторону крена. Если скатывающая сила превышает вели­чину силы сопротивления грунта, то машина будет скользить в


сторону крена. При движении командир машины должен выби­рать маршруты, проходящие по косогорам небольшой крутизны, и с хорошими сцепными свойствами грунта. Двигаться по косого­рам необходимо на низшей передаче, без резкого изменения час­тоты вращения коленчатого вала двигателя, не допуская крутых поворотов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.