ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Современные боевые машины являются коллективным оружием, поэтому успех подразделений при совершении маршей и действиях на поле боя зависит не только от обученное™ механиков-водителей (водителей)*, но и от слаженности экипажей, участия всех членов экипажей в подготовке машин к движению, их обслуживании, оказании помощи водителю в управлении машиной. Командир должен так организовать обслуживание своей машины, чтобы в полном объеме и качественно выполнялись все работы, предусмотренные соответствующими руководствами; при проведении контрольных осмотров учитывать особенности предстоящих действий, характер местности, условия видимости и | соответствии с этим проводить мероприятия по предупреждению вынужденных остановок. При передвижении командир должен управлять действиями водителя, следить за соблюдением правил дорожного движения и дисциплины марша, задавать направление и режим движения при действиях в предбоевых и боевых порядках в соответствии с конкретной обстановкой, условиями местности и видимости. Чтобы умело выполнять свои обязанности по управлению действиями водителя, командир должен сам знать приемы управления и правила вождения машины в различных дорожных условиях и правила дорожного движения. ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ Положение водителя в машине и правила пользования механизмами управления.От правильной посадки водителя в машине во многом зависят степень его утомляемости и удобство пользования органами управления. Поэтому командир должен следить за положением водителя на рабочем месте и при необходимости помочь ему отрегулировать сиденье, выбрать правильное положение. Сиденье должно быть отрегулировано так, чтобы водитель при управлении машиной не испытывал напряжения, его руки свободно доставали до штурвала (рулевого колеса), слегка согнутые ноги — до педалей главного фрикциона (сцепления), приводов тормозов и подачи топлива, а выключение и включение главного фрикциона (сцепления) и тормозов осуществлялись разгибанием и сгибанием ног в коленях. При выключении главного фрикциона (сцепления) педаль необходимо выжимать быстро и до упора, а включать в два приема: в первой половине хода педали опускать ее быстро, во второй — с замедлением. В ходе движения ногу нельзя держать на этой педали. Педали подачи топлива и тормоза следует нажимать и отпускать плавно. Рычаг переключения передач переводить из одного положения в другое при выключенном сцеплении быстро и плавно. Перед троганием машины с местакомандир машины должен убедиться в ее готовности к движению. Готовность машины проверяется в порядке, предусмотренном инструкцией по ее эксплуатации. Команду водителю на начало движения подает командир машины, когда все члены экипажа (расчета) займут свои места. Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки машины, при этом командир должен наблюдать за обстановкой сзади машины и управлять действиями водителя; водитель должен быть готов в любой момент остановить машину. При трогании машины с местана спуске необходимо после пуска двигателя (двигателей) дать предупредительный сигнал, выжать педаль главного фрикциона (сцепления), включить переда- чу, выбранную в зависимости от состояния дороги, и, отпуская педаль главного фрикциона (сцепления), одновременно перевести рычаг ручного (стояночного) тормоза в переднее положение. Основным способом изменения скорости движения машины является переключение передач.Правильный выбор передач, своевременное их переключение в соответствии с условиями местности и видимости являются важнейшими показателями мастерства вождения машины. Вести машину нужно на высшей передаче, которая допустима в данных условиях движения без перегрузки двигателя и потери управляемости. Не рекомендуется переключать передачи при движении на крутых подъемах, по глубокому снегу, скользкому, рыхлому или болотистому грунту, на железнодорожных переездах, на мостах, при преодолении препятствий. При подходе к таким участкам пути нужно заблаговременно включить передачу, обеспечивающую безостановочное преодоление всего участка. С низшей передачи на высшую можно переходить в том случае, когда позволяют дорожные условия и имеется достаточный запас мощности двигателя. Переходить с высшей передачи на низшую нужно после того, как скорость движения снизится до скорости, соответствующей включаемой низшей передаче. При поворотена машину действует центробежная сила, направленная в сторону, противоположную повороту. Величина этой силы зависит от крутизны поворота и скорости движения машины на повороте. Чем больше скорость и круче поворот, тем больше величина этой силы. Опасность увеличения центробежной силы состоит в том, что, стремясь отбросить машину с окружности поворота, она может вызвать боковой занос и даже опрокидывание машины. При повороте машины необходимо соблюдать следующие правила: выбирать участки пути с меньшим сопротивлением повороту, перед поворотом снижать скорость движения; поворачивать штурвал (руль) плавно, без рывков; избегать крутых поворотов на большой скорости, а также при преодолении подъемов, спусков и косогоров; не допускать резких поворотов и разворотов при движении по рыхлому грунту, глубокому снегу, льду и болоту; плавно возвращать в исходное положение штурвал (руль) при выходе машины из поворота; в случае заноса машины при повороте необходимо прекратить поворот и быстро повернуть штурвал (руль) в сторону заноса кормы машины. При движении на повышенных скоростях, на скользких и обледенелых грунтах поворот осуществлять плавно. Крутые повороты производить только при движении на низших передачах. Пе- ред поворотами снижать частоту вращения коленчатого вала двигателя (на БМП после поворота штурвала увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя). Если при крутом повороте БМП забегающая гусеница начинает пробуксовывать, торможение надо прекратить, продвинуть машину не менее чем на половину корпуса, после чего продолжать поворот. Торможениеприменяется для уменьшения скорости движения и остановки машины. От правильного торможения во многом зависит безопасность движения, поэтому командир машины должен уделять особое внимание контролю за действиями водителя при торможении. Путь, который пройдет машина от начала торможения до полной остановки, называется тормозным путем. Величина тормозного пути зависит от сцепления гусениц (колес) с грунтом, скорости движения машины и способа торможения. Торможение машины может осуществляться: отключением двигателя от силовой передачи — выключением главного фрикциона (сцепления); двигателем — уменьшением подачи топлива (горючей смеси); тормозами с одновременным отключением двигателя от трансмиссии; комбинированным способом — одновременным торможением двигателем и тормозами. Торможение отключением двигателя применяется при остановке машины, движущейся с небольшой скоростью на ровном участке местности, когда расстояние до места остановки позволяет погасить инерцию машины за счет сил сопротивления грунта. Торможение двигателем применяется для снижения скорости, особенно при движении на спуске, по скользкому грунту и в колоннах. Чем ниже включенная передача, тем эффективнее торможение двигателем. Преимущество этого способа торможения заключается в плавности, в меньшей опасности юза и заноса машины. Торможение тормозами применяется при вынужденных остановках машины, во время движения на спусках и преодоления препятствий. Для торможения этим способом необходимо отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и одновременно выключить главный фрикцион (сцепление); плавно нажимая на педаль тормоза, уменьшить скорость движения до требуемого предела или до остановки машины. Комбинированное торможение применяется в тех случаях, когда торможения двигателем недостаточно для резкого снижения скорости или остановки машины. Для торможения этим способом необходимо: отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок); не выключая главного фрикциона (сцепления), плавно нажимать на педаль тормоза до требуемого снижения скорости; выключить главный фрикцион (сцепление), когда частота вращения коленчатого вала двигателя снизится до минимально устойчивой. Остановкамашины может быть преднамеренной (в заранее намеченном месте) и вынужденной. В любом случае машину нужно останавливать плавно. Для преднамеренной остановки машины необходимо: снизить скорость движения; отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и выключить главный фрикцион (сцепление); поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; включить главный фрикцион (сцепление); плавно нажать на педаль привода тормозов при подходе к намеченному месту остановки; поставить ее на стояночный тормоз. При вынужденной остановке машины необходимо: отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок); нажать на педаль привода тормозов; перед остановкой выключить главный фрикцион (сцепление) и, продолжая торможение, остановить машину; поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; включить главный фрикцион (сцепление) и отпустить педаль тормозов; поставить ее на стояночный тормоз. При торможении и остановке машины необходимо соблюдать следующие правила: торможение во всех случаях, особенно на скользкой дороге, производить плавно; чем выше скорость движения и меньше сила сцепления машины с грунтом, тем более плавно надо тормозить; направлять машину при торможении так, чтобы гусеницы или колеса имели одинаковое сцепление с грунтом; при движении машины с бортовым креном, с большой скоростью или по скользкой дороге избегать торможения; не допускать движения машины юзом; в случае возникновения юза немедленно прекратить торможение. ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ При движении на подъемеводитель должен выбирать передачу и направление движения в зависимости от крутизны подъема и состояния дороги. Короткие подъемы с хорошим подъездом к ним нужно преодолевать с ходу, на максимально допустимой скорости, используя инерцию машины. Перед началом длинного подъема следует включать ту передачу, на которой можно преодолеть весь подъем без остановок и переключения передач. На подъем двигаться под прямым углом к гребню, избегая остановок, поворотов и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Преодолевать крутой подъем необходимо только после того, как впереди идущая машина преодолеет его. В случае буксования машины или остановки двигателя следует затормозить машину, включить передачу заднего хода и спуститься вниз; при этом командир должен хорошо просматривать направление движения машины и подавать команды водителю. Для преодоления крутых подъемов с тяжелым грунтом на колесных машинах следует включить передние мосты, понижающую передачу в раздаточных коробках и снизить давление в шинах, а на гусеничных машинах включить замедленную ступень ПМП. Командир машины должен выбрать направление движения так, чтобы обеспечивалось минимальное сопротивление подъему и наилучшее сцепление с грунтом. Перед преодолением спускакомандир машины должен оценить его крутизну, состояние грунта, выбрать направление движения и способ преодоления. На спусках следует двигаться на той передаче, на которой машина может безостановочно преодолевать подъем такой же крутизны. Короткие спуски, если на них нет препятствий, можно преодолевать на повышенной передаче, используя спуск для разгона и переключения передач. Если на спуске имеются препятствия или крутые повороты, необходимо двигаться на пониженной передаче. Длинные пологие спуски необходимо преодолевать на той передаче, которая обеспечивает движение без ускорения при торможении двигателем. Длинные крутые спуски необходимо преодолевать на низшей или замедленной передаче. На крутых спусках не следует делать остановки, переключать передачи и выключать главный фрикцион (сцепление). Основным способом снижения скорости движения на спусках является торможение двигателем. Если этого недостаточно, то применяется комбинированное торможение — двигателем и тормозами. Для предотвращения заноса и опрокидывания машины тормозить надо плавно. В случае остановки машины на спуске с остановкой двигателя кроме постановки машины на тормоза необходимо включить передачу заднего хода. При движении по косогорусила тяжести машины смешается в сторону крена и образует скатывающую силу, которая тянет машину в сторону крена. Если скатывающая сила превышает величину силы сопротивления грунта, то машина будет скользить в сторону крена. При движении командир машины должен выбирать маршруты, проходящие по косогорам небольшой крутизны, и с хорошими сцепными свойствами грунта. Двигаться по косогорам необходимо на низшей передаче, без резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, не допуская крутых поворотов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|