УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННЫМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
|
|
Рис.1. Концепция антикризисного управления развитием организации
|
|
|
|
Рис.2. Влияние кризисов на управление организацией
|
|
|
| |
| Рис.3. Причины кризисов организации
| |
Виды
|
| Причины
|
| Характер
|
| Последствия
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Общественно-политические
|
| объективные
субъективные
|
| легкий
глубокий
|
| развитие
банкротство
|
| |
Социально-экономические
|
| внешние
внутренние
|
| кратковременный
затяжной
|
| реконкуренция
потеря рынка
|
| |
Природно-экологические
|
| случайные
закономерные
|
| локальный
общий
|
| реновация
деградация
|
| |
Научно-технологические
|
| искусственные
естественные
|
| скрытый
явный
|
| рефинансирование
реструктуризация
|
| |
Структурно-организационные
|
| частичные
системные
|
| поддержка
сопротивление
|
| реинжиниринг
реорганизация
|
| |
Идейно-психологические
|
| управляемые
неуправляемые
|
| прогрессивный
реакционный
|
| коллективизм
индивидуализм
|
| |
и т.п.
|
| и т.п.
|
| и т.п.
|
| и т.п.
|
| |
Примечание: сочетания видов кризисов, их причин, характера и последствий являются случайными.
|
| |
| | | | | | | | | | |
Рис.4. Типология кризисов
|
Рис.5. Параметры оценки кризиса
|
|
Рис. 6. Взаимодействие элементов государственной стратегии развития, благожелательной к рынку
|
Таблица 1. Теории возникновения кризисов
| |
№
| Теории и авторы
| Содержание теорий
|
1.
| Денежная теория (Хоудри)
| Кризис как следствие экспансии-сжатия банковского кредита
|
2.
| Теория нововведений (Шумахер, Хансен)
| Кризис как следствие создания важных нововведений и их использования в производстве
|
3.
| Психологическая теория (Пигу, Бэджгот)
| Кризис как следствие охватывающих население волн пессимистических или оптимистических настроений
|
4.
| Теория недопотребления (Гобсон, Фостер)
| Кризис как следствие присвоения чрезмерных доходов узкой группой населения и сокращения ими инвестиций в потребление
|
5.
| Теория чрезмерного инвестирования (Хансен, Мизес)
| Кризис как следствие более чрезмерного, чем недостаточного инвестирования в потребление
|
6.
| Теория «солнечных пятен» (Мур, Джевонс)
| Кризис как следствие природных катаклизмов (погода, землетрясение, наводнения, засухи, заморозки, урожай)
|
7.
| Теория совокупного спроса (Монетаристский подход и кейнсианский подход) (Кейнс)
| Кризис как следствие природы рыночной экономики и сущности капитализма, сочетающего монополизм и государственное регулирование совокупного эффективного спроса
|
7.1.
| Теория «равновесного делового цикла»
| Кризис как следствие государственного регулирования путем использования денежных «шоков», регулирующих состояние циклических колебаний в общественном воспроизводстве
|
7.2.
| Теория «политического делового цикла»
| Кризис как следствие разрыва между уровнем безработицы и уровнем инфляции, находящихся в противофазе – чем меньше безработица, тем быстрее растут цены
|
7.3.
| Социальная теория на основе мультипликационно-акселерационного механизма
| Кризис как следствие влияния экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, при этом государство осуществляет как антикризисное регулирование экономики, так и проциклистскую политику, провоцирующую и поддерживающую цикличность кризисов
|
8.
| Теория реальных циклов (Кидланд, Прескотт – нобелевские лауреаты 2004 г.)
| Кризис как следствие колебаний экономической активности под влиянием случайных «шоков» (отклонений), порожденных колебаниями совокупной производительности труда в условиях конкурентной экономики. Рост производительности стимулирует рост зарплаты и спроса, что приводит к росту объемов производства и стимулирует приток капитала. Падение производительности под действием «шоков» приводит к обратным результатам. Конкурентная экономика реагирует на «шоки» оперативнее государственных антикризисных программ.
|
| | | |
Таблица 2. Длительность кризисных циклов
| |
№
| Длительность циклов
| Причины
|
1.
| Циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет
| Радикальные изменения в технологической базе общественного производства и его структурная перестройка
|
2.
| Циклы Кузнеца продолжительностью около 20 лет
| Сдвиги в воспроизводственной структуре производства – капитальное строительство новых основных фондов
|
3.
| Циклы Джагера продолжительностью 7-11 лет
| Взаимодействие денежно-кредитных факторов
|
4.
| Циклы Китчина продолжительностью 3-5 лет
| Изменение относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях
|
5.
| Частные хозяйственный циклы продолжительностью от 1 года до 12 лет
| Следствие колебаний инвестиционной активности предприятий
|
| | | |
Таблица 3. Государственное регулирование кризисов
| |
№
| Сферы государственного регулирования
| Направления государственного регулирования
|
1.
| Нормативно-законодательная деятельность государства
| 1.1. антимонопольное законодательство;
1.2. законодательство о банкротстве;
1.3. законодательство в сфере социальных ценностей, в т.ч. защита прав потребителей;
1.4. законодательство о труде, технике безопасности и экологической безопасности;
1.5. законодательное регулирование цен, акцизов, налогов, тарифов, трансфертов
|
2.
| Финансовое регулирование
| 2.1. регулирование бюджетных отношений;
2.2. регулирование кредитно-денежных отношений;
2.3. регулирование инвестиционной политики;
2.4. налоговое, таможенное и ценовое регулирование между отраслями и населением
|
3.
| Регулирование в сфере производства
| 3.1. оптимизация структуры народного хозяйства;
3.2. формирование научно-технической политики, развитие инновационной экономики;
3.3. стимулирование инвестиций в основной капитал;
3.4. увеличение занятости, рост производительности;
3.5. реализация государственной поддержки отраслей, имеющих национальное значение;
3.6. защита отечественных товаропроизводителей, развитие малого бизнеса
|
4.
| Регулирование в сфере перераспределения доходов
| 4.1. борьба с бедностью и предоставление социальных пособий;
4.2. политика выравнивания доходов;
4.3. государственная поддержка образования, здравоохранения, спорта;
4.4. развитие системы пенсионного обеспечения;
4.5. ликвидация безработицы
|
| | | |
Таблица 4. Факторы влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации
| |
№
| Компоненты среды
| Факторы влияния среды
|
1.
| Среда общества (генеральная среда)
· ресурсно-экологическая
· социо-культурная
· законодательно-политическая
· финансово-экономическая
· научно-техническая или технологическая
| · уровень ресурсного обеспечения и состояние экологии
· уровень социо-культурного развития и общественных отношений
· состояние правовой базы общества
· состояние экономики и финансов
· формирование рыночных отношений, приватизация, передел собственности
· влияние научно-технического и информационно-технологического прогресса
|
2.
| Среда бизнеса (функциональная среда)
· рынки труда
· рынки ресурсов и продуктов потребления
· средства массовой информации, общественные организации
· властные структуры
| · влияние демографических и иных факторов на рынки труда
· уровень конкуренции на отраслевых рынках
· интеграция бизнеса на основе кооперации, аутсорсинга, совместной деятельности, поглощений и слияний
· глобализация бизнеса на основе свободы торговли, перемещения капиталов, предпринимательства и инвестиционной деятельности
· защита прав потребителей
|
3.
| Внутренняя среда организации
· собственники, менеджеры, персонал
· ресурсы, капитал, организационная структура
· корпоративная культура
· этика деятельности и социальная ответственность организации
| · конфликт интересов собственников, менеджеров и персонала
· уровень навыков и деловых способностей менеджеров
· уровень конкурентоспособности и занимаемые доли рынков
· уровень капитализации прибыли и состояние финансовой устойчивости
· уровень корпоративной культуры, этики деятельности и социальной ответственности
· уровень мотивации персонала, развития его навыков и профессиональных способностей
|
| | | |
Таблица 5. Изменение критериев управленческой деятельности в условиях непрерывных изменений и кризисов
|
№
| Критерии
| Прошлого
| Настоящего и будущего
|
|
1.
| Культура
| стабильность, рациональность
| изменения, решения проблем
|
|
2.
| Технологии
| механистические, электронные-аналоговые
| электронные - цифровые, механистические
|
|
3.
| Задачи
| материальные
| ментальные, базирующиеся на идеях
|
|
4.
| Иерархия
| вертикальная
| горизонтальная
|
|
5.
| Власть, контроль
| высшего менеджмента
| широко распределенные полномочия
|
|
6.
| Цели карьеры
| власть, безопасность
| личный рост, мастерство
|
|
7.
| Лидерство
| автократическое
| демократическое, преобразующее
|
|
8.
| Рабочая сила
| однородная
| многообразие культур и наций
|
|
9.
| Выполнение рабочих заданий
| индивидуальное
| командное
|
|
10.
| Рынки
| локальные, внутренние
| межнациональные и глобальные
|
|
11.
| Фокус внимания
| прибыль, качество, потребители
| потребители, качество, прибыль
|
|
12.
| Ресурсы
| капитальные, информационные
| информационные, капитальные
|
|
13.
| Качество
| по возможности
| без исключения
|
|
14.
| Организационные структуры
| функциональные, дивизиональные, матричные, командные, сетевые
| сетевые, командные, матричные, дивизиональные, функциональные
|
|
Таблица 6. Концептуальные навыки менеджеров развивающихся организаций
| |
№
| Навыки
| Содержание
|
1.
| Системное мышление
| Осознание принципов деятельности организации в целом и подразделений в частности, а также своего места и роли в системе
|
2.
| Общее видение
| Осознание общих целей организации и своих основных предназначений при реализации стратегических планов, разделяемых всеми сотрудниками
|
3.
| Созидательность
| Готовность и стремление к созиданию, нововведениям, к освоению новых принципов поведения и управления
|
4.
| Командная деятельность
| Стимулирование и реализация командной деятельности с целью использования преимуществ командного труда и достижения не столько личных целей, сколько решения общих задач
|
5.
| Индивидуальное мастерство и профессионализм
| Развитие личного мастерства и профессионализма в условиях более тесного единения с выполняемой работой, а не отделения от нее
|
| | | | | |
Таблица 7. Возможные изменения в деятельности организаций
| |
№
| Области
| Направления
|
1.
| Цели организации
| 1.1. Разработка нового продукта, технологии, услуги
|
1.2. Изменение миссии или корпоративной стратегии
|
1.3. Изменение рыночной ориентации или конкурентной стратегии
|
2.
| Бизнес-процессы
| 2.1. Внедрение нового бизнес-процесса обработки заказов
|
2.2. Рационализация способов технической эксплуатации и ремонта
|
2.3. Изменение систем управления потоками денег и капиталов
|
3.
| Структура
| 3.1. Перераспределение функций и обязанностей между отделами
|
3.2. Реорганизация организационной структуры – централизация или децентрализация
|
3.3. Реинжиниринг или реорганизация с целью сокращения издержек
|
4.
| Технология
| 4.1. Установка новых аппаратных средств или программного обеспечения
|
4.2. Монтаж новой технологической линии
|
4.3. Создание новых маркетинговых каналов распределения
|
5.
| Персонал
| 5.1. Создание новой системы повышения квалификации
|
5.2. Изменение рабочих заданий и предложение новой услуги
|
5.3. Стимулирование положительного отношения к потребителю
|
5.4. Введение новой системы мотивации персонала
|
| | | |
Таблица 8. Признаки банкротства организации
| |
Признаки
| Описание
|
Приостановление текущих платежей
| Организация не обеспечивает или заведомо неспособна обеспечить выполнение требований кредиторов
|
Задержка с предоставлением отчетности
| Задержки или низкое качество отчетности всегда являются поводом для детального анализа состояния организации
|
Неожиданная смена аудитора
| Длительное сотрудничество с одним аудитором и неожиданная смена на другого также является поводом для анализа состояния организации
|
Повышение относительной доли дебиторской задолженности
| Организация либо проводит неразумную политику коммерческого кредитования потребителей, либо сами потребители задерживают платежи, что снижает оборотные средства
|
Увеличение задолженности
| Накопленная задолженность акционерам, финансовым органам, персоналу, смежным организациям и т.п. также вызывает опасения о несостоятельности
|
Нарушение платежеспособности
| Неспособность организации рассчитываться по своим обязательствам (как краткосрочным, там и долгосрочным)
|
| | |
D1 – освоенный товар; D2 – новый товар;
D3 – переходная модель товара;
∆T – период структурной перестройки;
ЧП – чистая прибыль;
а – прерывно-последовательная схема (имеется разрыв в производстве и получении чистой прибыли);
б – непрерывно-последовательная схема (имеется разрыв в получении чистой прибыли);
в – параллельная схема (разрывов нет);
г – параллельно-поэтапная схема (имеется незначительное начальное снижение чистой прибыли);
д – параллельно-последовательная схема (имеется разрыв в получении чистой прибыли).
|
Рис. 7. Схемы структурных преобразований
|
Рис. 8. Модель «товар-рынок» - анализ рисков
Рис. 9. Модель «товар-рынок»
(Стрелка указывает направление возрастания риска)
Рис. 10. Кризис компании и его преодоление
Рис.11. Долгосрочная и краткосрочная ориентация
Глоссарий ТЕРМИНОВ
Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.
Антиинфляционная политика – выбор государственного курса и проведение совокупных мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен на производимые товары и услуги.
Антиконкурентная практика – нарушение монополиями норм конкурентной борьбы путем захвата господствующего положения на рынке, позволяющего ограничивать доступы на него другим производителям, диктовать цены и другие условия коммерческой деятельности.
Арбитраж – 1) способ рассмотрения спорных дел, при котором стороны обращаются к третейскому судье; 2) третейский суд, в котором спор решается судьей-посредником; 3) орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованных по соглашению сторон или компетентным органом.
Аукционная комиссия – коллегиальный орган, включающий представителей Фонда имущества, организатора торгов, организаций, участвующих в проведении чековых аукционов, принимающих решения по форме, условиям проведения аукционов и определяющий победителя торгов.
Банкротство –1) долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств; 2) финансовая несостоятельность лица, предприятия, фирмы: неспособность платить кредиторам по долговым обязательствам и продолжать нормальную деятельность; 3) установленная судом несостоятельность.
Безопасность предприятия – состояние защищенности его жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранить стабильность функционирования и развития предприятия в соответствии с его уставными целями.
Валютный кризис – глубокое хроническое расстройство денежно-кредитной системы, охватывающее сферы внутреннего денежного обращения страны и международных расчетов. Выражается в отмене золотого стандарта, переходе к бумажно-денежному обращению, хронической инфляции.
Внешнеторговая экспансия – расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, а также государств в области внешней торговли, что находит свое проявление в усилении борьбы за источники сырья и рынки сбыта.
Давление на медведей – меры, официально принимаемые центральными банками для того, чтобы на валютных рынках оказать давление на спекулянтов, играющих на понижении цен без прикрытия.
Диверсификация – 1) распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала и доходов от него; 2) стратегия маркетинга, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках сбыта новых товаров и услуг, не связанных с основным производством.
Игра деловая – моделирование отношений, характерных для различных видов практической деятельности.
Катастрофа – 1) внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия; 2) крупная авария на хозяйствующем объекте, транспорте или линиях связи, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, либо разрушение или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.
Контрольный пакет акций – 1) доля акций, обеспечивающая их владельцу фактическую власть в акционерном обществе. Владельцы контрольного пакета акций через систему участия выступают полновластными хозяевами акционерных обществ, и в том числе, когда контрольный пакет составляет 20–30%, а иногда и всего несколько процентов; 2) любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления (в том числе наличие "золотой акции", право вето, право непосредственного назначения директоров).
Кризис –1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелоепереходное состояние; 2) острое затруднение, тяжелое положение.
Лжебанкротство – заведомо ложное объявление юридическим лицом о неспособности платить по своим долговым обязательствам, преследующее, в частности, цель сокрытия похищенных, растраченных сумм.
Ликвидация организации – прекращение функционирования организации в случаях, когда: организация утратила свое значение; изменились условия функционирования, хозяйствования и требуются новые формы организации; проводится реорганизация системы управления, в которой ликвидируемая организация является подсистемой.
Маркетинг – 1) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; 2) комплекс организационных, рекламных и других мер, обеспечивающий устойчивый сбыт продукции (прогноз спроса, возможности морального устаревания товара, правильный выбор цены, рекламная стратегия и т.п.).
Общественное мнение – состояние массового сознания, в котором отражается отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам реальности, вызывающим общественный интерес, возможность дискуссии и т.д.
Прожиточный минимум – нижний предел номинальных доходов, приходящихся на одного члена семьи, который при данных экономических условиях и, в первую очередь, при данном уровне производства нужен для нормального воспроизводства рабочей силы.
Протекционизм – защита национальных производителей и потребителей от иностранных конкурентов с помощью средств таможенной, валютной или кредитной политики.
Регрессивный иск – 1) требование гражданина или организации, исполнивших обязательство за должника либо за какое-либо другое лицо, о возмещении уплаченной денежной суммы; 2) обратное требование. В гражданском праве и процессе требование кредитора о возврате денежной суммы (или имущественной ценности), которую он уплатил третьему лицу по воле должника.
Саботаж –преднамеренное скрытое противодействие нормальной работе государственных или общественных учреждений, предприятий или организаций, выражающееся в бездействии либо в недобросовестном исполнении служебных обязанностей.
Ситуационный анализ – анализ положения предприятия, организации, фирмы на рынке сбыта, эффективности действий ее подразделений, а также финансового состояния и производственных мощностей на определенный момент времени.
Стагнация – застой в экономике, производстве, торговле и т.п.
Стагфляция – состояние экономики, в котором сочетается застой и обесценивание денег.
Теневая экономика – 1) неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товаро-материальных ценностей, т.е. скрываемые от органов государственного управления и самоуправления отношения; 2) совокупность как противоправных, так и не запрещенных законом отношений между людьми и субъектами хозяйствования по поводу производства, обмена и присвоения продуктов производства в корыстных целях.
Товарная интервенция – массовая продажа потребительских товаров из подготовленных заранее резервов с целью сбить ажиотажный спрос и не допустить резкого повышения рыночных цен.
Френчайз –посредническая фирма в деле установления отношений между работодателями и людьми, которые могут им понадобиться; дословный перевод – привилегия.
Эвристика – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.
Экономическая интервенция – 1) насильственное вмешательство какой-либо страны или группы стран в хозяйственную жизнь другой страны; 2) выступление государства на товарном или денежном рынке внутри своей страны в целях воздействия на цены товаров или курс валюты (интервенция товарная, валютная).
Экономический кризис – стадия промышленного цикла, на которой преобладают ситуации резкого и значительного падения экономической активности во всех сферах бизнеса.
Экспертиза –1) исследование какого-либо вопроса, процесса, явления (не поддающегося непосредственному измерению) для дачи заключения специалистом; 2) изучение экспертом или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных знаний в той или иной сфере.
Эмитент –юридическое лицо, которое выпускает ценные бумаги. Оно имеет от своего имени обязательства перед владельцами таких ценных бумаг.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.