Здавалка
Главная | Обратная связь

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННЫМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ



 
Рис.1. Концепция антикризисного управления развитием организации    
 
Рис.2. Влияние кризисов на управление организацией  
   
  Рис.3. Причины кризисов организации  
Виды   Причины   Характер   Последствия    
                 
Общественно-политические   объективные субъективные   легкий глубокий   развитие банкротство    
Социально-экономические   внешние внутренние   кратковременный затяжной   реконкуренция потеря рынка    
Природно-экологические   случайные закономерные   локальный общий   реновация деградация    
Научно-технологические   искусственные естественные   скрытый явный   рефинансирование реструктуризация    
Структурно-организационные   частичные системные   поддержка сопротивление   реинжиниринг реорганизация    
Идейно-психологические   управляемые неуправляемые   прогрессивный реакционный   коллективизм индивидуализм    
и т.п.   и т.п.   и т.п.   и т.п.    
Примечание: сочетания видов кризисов, их причин, характера и последствий являются случайными.    
                     

Рис.4. Типология кризисов

Рис.5. Параметры оценки кризиса
Рис. 6. Взаимодействие элементов государственной стратегии развития, благожелательной к рынку

 

Таблица 1. Теории возникновения кризисов  
Теории и авторы Содержание теорий
1. Денежная теория (Хоудри) Кризис как следствие экспансии-сжатия банковского кредита
2. Теория нововведений (Шумахер, Хансен) Кризис как следствие создания важных нововведений и их использования в производстве
3. Психологическая теория (Пигу, Бэджгот) Кризис как следствие охватывающих население волн пессимистических или оптимистических настроений
4. Теория недопотребления (Гобсон, Фостер) Кризис как следствие присвоения чрезмерных доходов узкой группой населения и сокращения ими инвестиций в потребление
5. Теория чрезмерного инвестирования (Хансен, Мизес) Кризис как следствие более чрезмерного, чем недостаточного инвестирования в потребление
6. Теория «солнечных пятен» (Мур, Джевонс) Кризис как следствие природных катаклизмов (погода, землетрясение, наводнения, засухи, заморозки, урожай)
7. Теория совокупного спроса (Монетаристский подход и кейнсианский подход) (Кейнс) Кризис как следствие природы рыночной экономики и сущности капитализма, сочетающего монополизм и государственное регулирование совокупного эффективного спроса
7.1. Теория «равновесного делового цикла» Кризис как следствие государственного регулирования путем использования денежных «шоков», регулирующих состояние циклических колебаний в общественном воспроизводстве
7.2. Теория «политического делового цикла» Кризис как следствие разрыва между уровнем безработицы и уровнем инфляции, находящихся в противофазе – чем меньше безработица, тем быстрее растут цены
7.3. Социальная теория на основе мультипликаци­онно-акселерационного механизма Кризис как следствие влияния экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, при этом государство осуществляет как антикризисное регулирование экономики, так и проциклистскую политику, провоцирующую и поддерживающую цикличность кризисов
8. Теория реальных циклов (Кидланд, Прескотт – нобелевские лауреаты 2004 г.) Кризис как следствие колебаний экономической активности под влиянием случайных «шоков» (отклонений), порожденных колебаниями совокупной производительности труда в условиях конкурентной экономики. Рост производительности стимулирует рост зарплаты и спроса, что приводит к росту объемов производства и стимулирует приток капитала. Падение производительности под действием «шоков» приводит к обратным результатам. Конкурентная экономика реагирует на «шоки» оперативнее государственных антикризисных программ.
       

 

Таблица 2. Длительность кризисных циклов  
Длительность циклов Причины
1. Циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет Радикальные изменения в технологической базе общественного производства и его структурная перестройка
2. Циклы Кузнеца продолжительностью около 20 лет Сдвиги в воспроизводственной структуре производства – капитальное строительство новых основных фондов
3. Циклы Джагера продолжительностью 7-11 лет Взаимодействие денежно-кредитных факторов
4. Циклы Китчина продолжительностью 3-5 лет Изменение относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях
5. Частные хозяйственный циклы продолжительностью от 1 года до 12 лет Следствие колебаний инвестиционной активности предприятий
       

 

Таблица 3. Государственное регулирование кризисов  
Сферы государственного регулирования Направления государственного регулирования
1. Нормативно-законодательная деятельность государства 1.1. антимонопольное законодательство; 1.2. законодательство о банкротстве; 1.3. законодательство в сфере социальных ценностей, в т.ч. защита прав потребителей; 1.4. законодательство о труде, технике безопасности и экологической безопасности; 1.5. законодательное регулирование цен, акцизов, налогов, тарифов, трансфертов
2. Финансовое регулирование 2.1. регулирование бюджетных отношений; 2.2. регулирование кредитно-денежных отношений; 2.3. регулирование инвестиционной политики; 2.4. налоговое, таможенное и ценовое регулирование между отраслями и населением
3. Регулирование в сфере производства 3.1. оптимизация структуры народного хозяйства; 3.2. формирование научно-технической политики, развитие инновационной экономики; 3.3. стимулирование инвестиций в основной капитал; 3.4. увеличение занятости, рост производительности; 3.5. реализация государственной поддержки отраслей, имеющих национальное значение; 3.6. защита отечественных товаропроизводителей, развитие малого бизнеса
4. Регулирование в сфере перераспределения доходов 4.1. борьба с бедностью и предоставление социальных пособий; 4.2. политика выравнивания доходов; 4.3. государственная поддержка образования, здравоохранения, спорта; 4.4. развитие системы пенсионного обеспечения; 4.5. ликвидация безработицы
       

 

Таблица 4. Факторы влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации  
Компоненты среды Факторы влияния среды
1. Среда общества (генеральная среда) · ресурсно-экологическая · социо-культурная · законодательно-политическая · финансово-экономическая · научно-техническая или технологическая · уровень ресурсного обеспечения и состояние экологии · уровень социо-культурного развития и общественных отношений · состояние правовой базы общества · состояние экономики и финансов · формирование рыночных отношений, приватизация, передел собственности · влияние научно-технического и информационно-технологического прогресса
2. Среда бизнеса (функциональная среда) · рынки труда · рынки ресурсов и продуктов потребления · средства массовой информации, общественные организации · властные структуры · влияние демографических и иных факторов на рынки труда · уровень конкуренции на отраслевых рынках · интеграция бизнеса на основе кооперации, аутсорсинга, совместной деятельности, поглощений и слияний · глобализация бизнеса на основе свободы торговли, перемещения капиталов, предпринимательства и инвестиционной деятельности · защита прав потребителей
3. Внутренняя среда организации · собственники, менеджеры, персонал · ресурсы, капитал, организационная структура · корпоративная культура · этика деятельности и социальная ответственность организации · конфликт интересов собственников, менеджеров и персонала · уровень навыков и деловых способностей менеджеров · уровень конкурентоспособности и занимаемые доли рынков · уровень капитализации прибыли и состояние финансовой устойчивости · уровень корпоративной культуры, этики деятельности и социальной ответственности · уровень мотивации персонала, развития его навыков и профессиональных способностей
       

 

Таблица 5. Изменение критериев управленческой деятельности в условиях непрерывных изменений и кризисов
Критерии Прошлого Настоящего и будущего  
1. Культура стабильность, рациональность изменения, решения проблем  
2. Технологии механистические, электронные-аналоговые электронные - цифровые, механистические  
3. Задачи материальные ментальные, базирующиеся на идеях  
4. Иерархия вертикальная горизонтальная  
5. Власть, контроль высшего менеджмента широко распределенные полномочия  
6. Цели карьеры власть, безопасность личный рост, мастерство  
7. Лидерство автократическое демократическое, преобразующее  
8. Рабочая сила однородная многообразие культур и наций  
9. Выполнение рабочих заданий индивидуальное командное  
10. Рынки локальные, внутренние межнациональные и глобальные  
11. Фокус внимания прибыль, качество, потребители потребители, качество, прибыль  
12. Ресурсы капитальные, информационные информационные, капитальные  
13. Качество по возможности без исключения  
14. Организационные структуры функциональные, дивизиональные, матричные, командные, сетевые сетевые, командные, матричные, дивизиональные, функциональные  
  Таблица 6. Концептуальные навыки менеджеров развивающихся организаций  
Навыки Содержание
1. Системное мышление Осознание принципов деятельности организации в целом и подразделений в частности, а также своего места и роли в системе
2. Общее видение Осознание общих целей организации и своих основных предназначений при реализации стратегических планов, разделяемых всеми сотрудниками
3. Созидательность Готовность и стремление к созиданию, нововведениям, к освоению новых принципов поведения и управления
4. Командная деятельность Стимулирование и реализация командной деятельности с целью использования преимуществ командного труда и достижения не столько личных целей, сколько решения общих задач
5. Индивидуальное мастерство и профессионализм Развитие личного мастерства и профессионализма в условиях более тесного единения с выполняемой работой, а не отделения от нее
           

 

Таблица 7. Возможные изменения в деятельности организаций  
Области Направления
1. Цели организации 1.1. Разработка нового продукта, технологии, услуги
1.2. Изменение миссии или корпоративной стратегии
1.3. Изменение рыночной ориентации или конкурентной стратегии
2. Бизнес-процессы 2.1. Внедрение нового бизнес-процесса обработки заказов
2.2. Рационализация способов технической эксплуатации и ремонта
2.3. Изменение систем управления потоками денег и капиталов
3. Структура 3.1. Перераспределение функций и обязанностей между отделами
3.2. Реорганизация организационной структуры – централизация или децентрализация
3.3. Реинжиниринг или реорганизация с целью сокращения издержек
4. Технология 4.1. Установка новых аппаратных средств или программного обеспечения
4.2. Монтаж новой технологической линии
4.3. Создание новых маркетинговых каналов распределения
5. Персонал 5.1. Создание новой системы повышения квалификации
5.2. Изменение рабочих заданий и предложение новой услуги
5.3. Стимулирование положительного отношения к потребителю
5.4. Введение новой системы мотивации персонала
       

 

Таблица 8. Признаки банкротства организации  
Признаки Описание
Приостановление текущих платежей Организация не обеспечивает или заведомо неспособна обеспечить выполнение требований кредиторов
Задержка с предоставлением отчетности Задержки или низкое качество отчетности всегда являются поводом для детального анализа состояния организации
Неожиданная смена аудитора Длительное сотрудничество с одним аудитором и неожиданная смена на другого также является поводом для анализа состояния организации
Повышение относительной доли дебиторской задолженности Организация либо проводит неразумную политику коммерческого кредитования потребителей, либо сами потребители задерживают платежи, что снижает оборотные средства
Увеличение задолженности Накопленная задолженность акционерам, финансовым органам, персоналу, смежным организациям и т.п. также вызывает опасения о несостоятельности
Нарушение платежеспособности Неспособность организации рассчитываться по своим обязательствам (как краткосрочным, там и долгосрочным)
     

 

 
 

 

 


D1 – освоенный товар; D2 – новый товар;

D3 – переходная модель товара;

∆T – период структурной перестройки;

ЧП – чистая прибыль;

а – прерывно-последовательная схема (имеется разрыв в производстве и получении чистой прибыли);

б – непрерывно-последовательная схема (имеется разрыв в получении чистой прибыли);

в – параллельная схема (разрывов нет);

г – параллельно-поэтапная схема (имеется незначительное начальное снижение чистой прибыли);

д – параллельно-последовательная схема (имеется разрыв в получении чистой прибыли).

Рис. 7. Схемы структурных преобразований

 

 

 


Рис. 8. Модель «товар-рынок» - анализ рисков

 

 
 

 


Рис. 9. Модель «товар-рынок»

(Стрелка указывает направление возрастания риска)

 

 


 

Рис. 10. Кризис компании и его преодоление

 

 
 

 

 

Рис.11. Долгосрочная и краткосрочная ориентация

Глоссарий ТЕРМИНОВ

Антикризисное управление – это управление, способное предва­рять или смягчать кризисы, а также управление, способное удержи­вать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выво­дить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.

Антиинфляционная политика – выбор государственного курса и проведение совокупных мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного ро­ста цен на производимые товары и услуги.

Антиконкурентная практика – нарушение монополиями норм кон­курентной борьбы путем захвата господствующего положения на рын­ке, позволяющего ограничивать доступы на него другим производите­лям, диктовать цены и другие условия коммерческой деятельности.

Арбитраж – 1) способ рассмотрения спорных дел, при котором стороны обращаются к третейскому судье; 2) третейский суд, в ко­тором спор решается судьей-посредником; 3) орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образо­ванных по соглашению сторон или компетентным органом.

Аукционная комиссия – коллегиальный орган, включающий пред­ставителей Фонда имущества, организатора торгов, организаций, участвующих в проведении чековых аукционов, принимающих решения по форме, условиям проведения аукционов и определяющий победителя торгов.

Банкротство –1) долговая несостоятельность, отказ предпри­нимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутст­вия средств; 2) финансовая несостоятельность лица, предприятия, фирмы: неспособность платить кредиторам по долговым обязательст­вам и продолжать нормальную деятельность; 3) установленная судом несостоятельность.

Безопасность предприятия – состояние защищенности его жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противо­правной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранить стабильность функционирования и развития предприятия в соответст­вии с его уставными целями.

Валютный кризис – глубокое хроническое расстройство денежно-кредитной системы, охватывающее сферы внутреннего денежного обра­щения страны и международных расчетов. Выражается в отмене золотого стандарта, переходе к бумажно-денежному обращению, хроничес­кой инфляции.

Внешнеторговая экспансия – расширение сфер влияния монополи­стических объединений и групп, а также государств в области внеш­ней торговли, что находит свое проявление в усилении борьбы за источники сырья и рынки сбыта.

Давление на медведей – меры, официально принимаемые цент­ральными банками для того, чтобы на валютных рынках оказать дав­ление на спекулянтов, играющих на понижении цен без прикрытия.

Диверсификация – 1) распределение инвестируемых или ссужае­мых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала и доходов от него; 2) стратегия маркетинга, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках сбыта новых товаров и услуг, не связанных с основным производством.

Игра деловая – моделирование отношений, характерных для раз­личных видов практической деятельности.

Катастрофа – 1) внезапное бедствие, событие, влекущее за со­бой тяжелые последствия; 2) крупная авария на хозяйствующем объ­екте, транспорте или линиях связи, повлекшая за собой человечес­кие жертвы или ущерб здоровью людей, либо разрушение или уничто­жение материальных ценностей в значительных размерах.

Контрольный пакет акций – 1) доля акций, обеспечивающая их владельцу фактическую власть в акционерном обществе. Владельцы контрольного пакета акций через систему участия выступают полно­властными хозяевами акционерных обществ, и в том числе, когда контрольный пакет составляет 20–30%, а иногда и всего несколько процентов; 2) любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определен­ных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления (в том числе наличие "золотой ак­ции", право вето, право непосредственного назначения директо­ров).

Кризис –1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелоепере­ходное состояние; 2) острое затруднение, тяжелое положение.

Лжебанкротство – заведомо ложное объявление юридическим ли­цом о неспособности платить по своим долговым обязательствам, пре­следующее, в частности, цель сокрытия похищенных, растраченных сумм.

Ликвидация организации – прекращение функционирования организации в случаях, когда: организация утратила свое значение; из­менились условия функционирования, хозяйствования и требуются но­вые формы организации; проводится реорганизация системы управле­ния, в которой ликвидируемая организация является подсистемой.

Маркетинг – 1) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; 2) ком­плекс организационных, рекламных и других мер, обеспечивающий устой­чивый сбыт продукции (прогноз спроса, возможности морального устаревания товара, правильный выбор цены, рекламная стратегия и т.п.).

Общественное мнение – состояние массового сознания, в кото­ром отражается отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам реальности, вызывающим общественный интерес, возможность дискуссии и т.д.

Прожиточный минимум – нижний предел номинальных доходов, при­ходящихся на одного члена семьи, который при данных экономических условиях и, в первую очередь, при данном уровне производства ну­жен для нормального воспроизводства рабочей силы.

Протекционизм – защита национальных производителей и потре­бителей от иностранных конкурентов с помощью средств таможенной, валютной или кредитной политики.

Регрессивный иск – 1) требование гражданина или организации, исполнивших обязательство за должника либо за какое-либо другое лицо, о возмещении уплаченной денежной суммы; 2) обратное требование. В гражданском праве и процессе требование кредитора о воз­врате денежной суммы (или имущественной ценности), которую он уплатил третьему лицу по воле должника.

Саботаж –преднамеренное скрытое противодействие нормальной работе государственных или общественных учреждений, предприятий или организаций, выражающееся в бездействии либо в недобросовест­ном исполнении служебных обязанностей.

Ситуационный анализ – анализ положения предприятия, органи­зации, фирмы на рынке сбыта, эффективности действий ее подразде­лений, а также финансового состояния и производственных мощностей на определенный момент времени.

Стагнация – застой в экономике, производстве, торговле и т.п.

Стагфляция – состояние экономики, в котором сочетается за­стой и обесценивание денег.

Теневая экономика – 1) неконтролируемое обществом производ­ство, распределение, обмен и потребление товаро-материальных ценностей, т.е. скрываемые от органов государственного управления и самоуправления отношения; 2) совокупность как противоправных, так и не запрещенных законом отношений между людьми и субъектами хо­зяйствования по поводу производства, обмена и присвоения продук­тов производства в корыстных целях.

Товарная интервенция – массовая продажа потребительских то­варов из подготовленных заранее резервов с целью сбить ажиотажный спрос и не допустить резкого повышения рыночных цен.

Френчайз –посредническая фирма в деле установления отноше­ний между работодателями и людьми, которые могут им понадобиться; дословный перевод – привилегия.

Эвристика – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.

Экономическая интервенция – 1) насильственное вмешательство какой-либо страны или группы стран в хозяйственную жизнь другой страны; 2) выступление государства на товарном или денежном рынке внутри своей страны в целях воздействия на цены товаров или курс валюты (интервенция товарная, валютная).

Экономический кризис – стадия промышленного цикла, на кото­рой преобладают ситуации резкого и значительного падения экономи­ческой активности во всех сферах бизнеса.

Экспертиза –1) исследование какого-либо вопроса, процесса, явления (не поддающегося непосредственному измерению) для дачи заключения специалистом; 2) изучение экспертом или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных знаний в той или иной сфере.

Эмитент –юридическое лицо, которое выпускает ценные бумаги. Оно имеет от своего имени обязательства перед владельцами таких ценных бумаг.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.