Здавалка
Главная | Обратная связь

Ввозная таможенная пошлина



Понятие «таможенная пошлина» раскрывается как ТК ТС, так и Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003- I «О таможенном тарифе» (далее – Закон РФ «О таможенном тарифе»). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»[21] под таможенной пошлиной понимается «обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации». К таможенным пошлинам относятся: ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина.

В соответствии со статьей 2 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 г.) под ввозной таможенной пошлиной понимается «обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую территорию государств-членов Таможенного союза». Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союзапри необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин[22].

Таможенные пошлины занимают особое место в системе таможенных платежей:

- с 2005 года таможенные пошлины выведены из системы федеральных налогов Российской Федерации. Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации таможенная пошлина относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Если таможенная пошлина в отношении заранее определенных товаров применяется с целью обеспечения доходов федерального бюджета государства, то в этом аспекте ее можно определить как разновидность косвенного налога[23];

- одновременно таможенные пошлины выступают в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, то есть конечной целью применения ввозной таможенной пошлины в отношении заранее определенных импортных товаров может являться создание и/или усиление дополнительных преимуществ как для отечественных, так и для иностранных компаний, реализующих товары на внутреннем рынке. В данном случае разница в уровне цен на импортные и аналогичные отечественные товары имеет существенное значение для регулирования изменений в структуре производства и потребления на территории страны.

Исходя из особенностей применения ввозной таможенной пошлины, основными задачами таможенно-тарифной политики в современных условиях являются:

- оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары;

- поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов;

- применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей;

- гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей.

В качестве приоритетных направлений развития таможенно-тарифной политики на 2011-2012 г.г. рассматривается: снижение фискальной составляющей, способствование созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста[24].

По данным ФТС России доля ввозной таможенной пошлины в структуре таможенных платежей постепенно снижается. Так, за период с 2008 года по 2010 год ее доля составляла порядка 13% от общего объема платежей, администрируемых ФТС России – см. рис.1.1 приложения 1.

Правовые аспекты установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин с 1 января 2010 года регулируются в основном таможенным законодательством Таможенного союза, в частности:

- ТК ТС;

- Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года[25];

- Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года[26];

- Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года[27] (с учетом Протокола о внесении изменений в данное Соглашение)[28];

- Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года[29],

- Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года[30];

- Решениями Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) и др.

Отдельные вопросы применения ввозных таможенных пошлин регламентируются национальным законодательством государств-членов Таможенного союза, а также международными договорами этих государств. В частности, в Законе РФ «О таможенном тарифе» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[31]) определены особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Порядок исчисления ввозных таможенных пошлин определяется ТК ТС, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года. При исчислении таможенных пошлин могут применяться следующие виды ставок: адвалорные (в процентах), специфические, комбинированные.

Основой для исчисления таможенной пошлины является:

- таможенная стоимость товара (при адвалорных ставках пошлин);

- соответствующее количество товара в натуральном выражении (при специфических ставках);

- таможенная стоимость либо количество товара (в отношении товаров, облагаемых пошлиной по комбинированным ставкам).

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

П1 = Ст х С1 (1),

где П1 – сумма таможенной пошлины, в рублях;

Ст – таможенная стоимость товара, в рублях;

С1 – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

П2 = Вт х С2 х Ке (2),

где П2 – сумма таможенной пошлины, в рублях;

Вт – количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

С2 – ставка таможенной пошлины в ЕВРО за единицу товара;

Ке – курс ЕВРО, установленный ЦБ РФ на дату регистрации декларации на товары.

При применении комбинированной ставки «С1 в процентах, но не менее С2 в ЕВРО за количество товара» сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле (1), затем исчисляется размер таможенной стоимости по специфической ставке в ЕВРО за единицу товара по формуле (2). Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.

С 1 января 2010 года ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС). Под ЕТТ ТС понимается свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС). С 1 января 2012 года действует новая редакция ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850[32]. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных международными соглашениями.

Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с введением ЕТТ ТС понижается. Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с учетом льгот и преференций в 2010 году прогнозировалась на уровне 10,15%, в течение 2011-2013 годов – 10,05 %, 9,85 % и 9,8% соответственно. Средний тариф на товары после вступления России в ВТО в силу всех соглашений снизится до 7,8%. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности – с 9,5 до 7,3%[33].

Несмотря на действие ЕТТ ТС, в отношении отдельных категорий товаров могут применяться иные, отличные от ЕТТ ТС, ставки ввозных таможенных пошлин. Такие категории товаров определены Протоколомоб отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 года[34].

Такие товары подлежат декларированию. Случаи, а также порядок декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Таможенного союза, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 32 «Об определении правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»[35] (далее – Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил к таким случаям относятся:

а) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства-члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

б) если на территории государства-члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по единой таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

в) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Декларирование таких товаров осуществляется путем подачи декларантом (таможенным представителем) таможенному органу заявления в произвольной форме в 2 экземплярах с указанием в нем необходимых сведений. Заявление вместе с документами, указанными в пункте 3 Правил, подается в таможенный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ввоза товаров в Российскую Федерацию.

Ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ТС, применяются с учетом страны происхождения ввозимых товаров.

Применение ставок ЕТТ ТС в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условия их ввоза регулируются законодательством государств-членов Таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и соответствующими решениями Комиссии Таможенного союза[36].

При исчислении ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара могут применяться:

- ставки, установленные ЕТТ ТС, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (далее – РНБ), а также в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации[37].

В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 63 ТК ТС, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которыми нет взаимных договорных обязательств о предоставлении РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

Перечень стран, которым Россия оказывает РНБ (140 стран), содержится в приложении к приказу ФТС России от 22.12.2011 № 2601 [38] – табл.3.1. приложения 3.

- ставки ЕТТ ТС, увеличенные вдвое, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств-членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона РФ «О таможенном тарифе»);

- преференциальные ставки на основании положений международных договоров государств-членов Таможенного союза, а также международных договоров России.

Под тарифной преференцией понимается «освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза»[39].

Тарифные преференции предоставляются в отношении следующих товаров:

1. В соответствии с Соглашением о едином таможенном тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года:

1.1. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифныхпреференций Таможенного союза иввозимых на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза, включенных в перечень товаров, происходящих из развивающихсястран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ТС.

1.2. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системой тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза, включенных в перечень товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (в редакции Решения Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 859) – табл. 3.2. приложения 3.

Перечень развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза утверждается Комиссией Таможенного союза. Перечни таких стран утверждены также Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 – табл.3.3 , табл. 3.4. приложения 3.

В соответствии со статьей 2 Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года в перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

- достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

- объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп ЕТН ВЭД за два предшествующих года равен или превышает 75 % общего объема ввоза этих товаров из стран -пользователей системы преференций;

- недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств-членов Таможенного союза либо физических и (или) юридических лиц государств-членов Таможенного союза, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств-членов Таможенного союза доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств-членов Таможенного союза;

- серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

В перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

Тарифные преференции предоставляются только при выполнении определенных условий и отсутствии оснований для отказа в предоставлении тарифных преференций, установленных Протоколом о внесении изменений в Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года[40] – рис.1.2.

Рис. 1.2. Порядок предоставления тарифных преференций в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системой тарифных преференций Таможенного союза

При невыполнении условий предоставления тарифных преференций, а также в иных случаях, когда имеются основания для отказа в предоставлении тарифных преференций [41] (например, при невозможности идентифицировать товар, описанный в сертификате, с товаром, заявленным при таможенном декларировании; при получении таможенными органами государства-члена Таможенного союза сведений от уполномоченных органов страны-бенефициара о том, что сертификат не выдавался, аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений и т.д.) в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, могут применяться:

- ставки, установленные ЕТТ ТС, если развивающаяся или наименее развитая страна относится к странам, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ;

- двойные ставки, если развивающаяся или наименее развитая страна относится к странам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ.

2. В соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года – не вступил в силу) в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и ввозимых на территорию Российской Федерации с территории какого-либо из этих государств, ввозные таможенные пошлины не применяются. Перечень товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, приведен в приложении 2 к письму КТС от 09.11.2010 № КТС/02-1630[42].

Тарифные преференции для государств-участников СНГ выполняются только при выполнении определенных условий, установленных Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20 ноября 2009 г).

При невыполнении условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, применяются ставки, установленные ЕТТ ТС - рис. 1.3.

Информация по странам, с которыми у государств-членов Таможенного союза действует режим свободной торговли, а также по изъятиям из этого режима представлена в приложении к письму Комиссии Таможенного союза от 09.11.2010 № КТС/02-1630 (данная информация касается государств-участников СНГ, подписавших Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года).

3. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле от 28 августа 2000 года, Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли от 22 июля 2011 года, а также Правилами определения страны происхождения товаров от 28 августа 2000 года ставки ввозных таможенных пошлин не применяются в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии, за исключением товаров:

- подпадающих под изъятия из режима свободной торговли товарами;

- в отношении которых предусмотрена вывозная таможенная пошлина;

 

Рис. 1.3. Алгоритм определения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ

- подлежащие одновременно лицензированию и квотированию согласно российскому законодательству на день регистрации таможенной декларации[43].

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации, предоставляются при выполнении следующих условий: документального

подтверждения страны происхождения товара (сертификат происхождения товара формы СТ-2 или декларация происхождения товара (в отношении небольших партий товаров, таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США), непосредственной закупке и прямой отгрузке товара.

4. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли с товарами, а также аналогичным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия в отношении товаров, происходящих из данных Республик и ввозимых на территорию Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины (а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту) не применяются, за исключением товаров, подпадающих под изъятия из режима торговли товарами[44].

В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых в Российскую Федерацию в рамках установленного количества (квоты), предусматривается применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ ТС. К товарам, ввозимым в Российскую Федерацию свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ТС[45]. Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств-членов Таможенного союза (в том числе на территорию Российской Федерации) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865[46].

Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Комиссией Таможенного союза либо по решению Комиссии Таможенного союза Правительством Российской Федерации. В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию Российской Федерации в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации.

Помимо тарифных преференций и тарифных квот при ввозе товаров на единую Таможенную территорию государств-членов Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможеннойпошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины вне зависимости от страны происхождения товаров. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Наибольшая часть тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляется в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза. Случаи предоставления тарифных льгот при ввозе товаров на таможенную территорию государств-членов Таможенного союза определяются статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, а также Решениями Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии). Перечень тарифных льгот определен статьей 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (с учетом изменений и дополнений).

Порядок применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728[47] (далее – Порядок применения освобождения). Он затрагивает товары, которые освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины как в соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, так и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130:

- товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда). Освобождение от уплаты таможенных пошлин производится в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства-члена Таможенного союза. В случае отсутствия такого порядка тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).

В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

- продукцию морского промысла судов государств-членов Таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств-членов Таможенного союза. Освобождение от уплаты таможенной пошлины в отношении данной категории товаров производится при представлении документов, указанных в Порядке применения освобождения;

- плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств-членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства-члена Таможенного союза;

- товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия). Освобождение от уплаты таможенных пошлин осуществляется при представлении в таможенный орган документа, выданного по форме и в порядке, определенными законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого принята декларация на товары, удостоверяющего, что ввозимые товары относятся к безвозмездной помощи (содействию) или ввозятся в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия). Если форма и порядок выдачи такого документа не определены законодательством государства-члена Таможенного союза, то такие товары освобождаются от таможенных пошлин при представлении в таможенный орган документов, указанных в Порядке применения освобождения;

- авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства-члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза для целей строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции и ее эксплуатации в течение гарантийного срока согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза для целей строительства атомной электростанции и ее эксплуатации в течение гарантийного срока, утверждаемому Советом Евразийской экономической комиссии. Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена Таможенного союза подтверждения государственного учреждения «Дирекция строительства атомной электростанции» (или его правопреемника) о том, что ввозимые товары предназначены для таких целей, а также содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров[48];

- и другие.

В большинстве случаев порядок предоставления тарифных льгот не унифицирован в Таможенном союзе и имеет отсылочные нормы к законодательству государств-членов Таможенного союза.

Порядок применения освобождения не распространяется на технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена Таможенного союза. Данная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах-членах Таможенного союза или, если производимые в государствах-членах Таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

На основании пункта 3 статьи 5 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года тарифные льготы допускаются в отношении товаров, ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством. В соответствии с ТК ТС:

- ввозная таможенная пошлина не уплачивается при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, переработки для внутреннего потребления, реимпорта, беспошлинной торговли, уничтожения, свободной таможенной зоны, свободного склада, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру;

- в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, временного ввоза (допуска), продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под таможенную процедуру реимпорта при выполнении определенных таможенным законодательством условий может предоставляться полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при невыполнении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется частичное условное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Кроме тарифных льгот, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, в Российской Федерации предоставляются льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколом к нему, Ашгабатским соглашением стран СНГ о производственной кооперации и др.).

Перечень льгот по уплате ввозной таможенной пошлины (тарифных преференций и тарифных льгот) в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, представлен в табл. 3.5. приложения 3. Приказом ФТС России от 26.05.2010 № 1022[49] (с учетом изменений) утвержден сборник нормативно-справочной информации о применении в Российской Федерации льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения отдельных граф декларации на товары при применении льгот по уплате таможенных платежей.

В условиях вступления России, Республики Казахстан в ВТО особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой в рамках Таможенного союза механизма, регулирующего участие его членов в иных международных объединениях. В связи с этим, огромное значение имеет Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 года)[50] (далее – Договор), в соответствии с которым нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Кроме этого, данным Договором устанавливается приоритет обязательств государства-члена Таможенного союза в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза.

В соответствии со статьей 1 Договора с момента присоединения любого из государств-членов Таможенного союза к ВТО ставки ЕТТ ТС не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этого государства-члена Таможенного союза к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО. При последующем присоединении к ВТО другого государства-члена Таможенного союза, последний обязан информировать другие государства, входящие в состав Таможенного союза, и скоординировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия его присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.

Таким образом, совершенствование правового регулирования применения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе в условиях вступления России в ВТО является в настоящее время одним из основных направлений таможенно-тарифной политики в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.