Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды



 

Аргументация как особый тип рассуждения. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Основные виды аргументативных процессов. Требования обоснованности и рациональности знания в сфере аргументации. Проблема абсолютного обоснования.

Цели и участники аргументативных процессов. Пропонент и оппонент (оппоненты). Поле аргументации. Возможные соотношения полей аргументации её участников.

Понятие обоснования как центральное в теории познания и в методологии научного познания. Роль принципа (закона) достаточного основания для обоснования научного знания и аргументации. Абсолютное и относительное обоснование.

Классификация способов аргументации, основные подходы. Виды аргументации.

Характеристика универсальной аргументации, сфера ее применения, виды. Основные методы эмпирической аргументации. Теоретическая аргументация и ее методы. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в научном познании.

Контекстуальная аргументация: аргументы к традиции, к авторитету, к образцу, к интуиции, к вере, к здравому смыслу, к вкусу, особенности их использования и сфера применимости.

Аргументация и коммуникация. Принципы построения коммуникативного диалога. Спор как диалогический аргументативный процесс. Виды спора, цели и характерные особенности. Спор простой и организованный, устный и письменный. Публичный спор, его специфика и задачи.

Характеристики дискуссии как вида спора. Дискуссия как метод решения проблем и как способ познания. Разновидности дискуссии.

Отличительные черты полемики как вида спора. Приемы, используемые в полемике.

Диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера применения.

 

 

Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания

 

Роль вопросно-ответных техник в процессе общения. Вопросы и квази-вопросы. Структура вопроса. Виды вопросов. Характеристика ответа, виды ответов. Критерии правильности вопросов и ответов. Вопросно-ответные техники как метод управления ситуацией общения.

Эмпирическое и теоретическое познание. Основные формы теоретического научного знания: проблема, гипотеза, теория.

Проблема и проблемная ситуация. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды решения проблем.

Гипотеза как форма развития научного знания. Виды гипотез: общие и частные. Построение гипотезы и этапы ее развития, способы подтверждения. Версия как вид гипотезы в юридической практике. Методы сравнения версий.

Лекции

Основными требованиями, предъявляемыми к лекциям, является их

  • авторский характер,
  • глубокая содержательность и достаточная информативность,
  • соответствие обозначенной теме,
  • доступность для студенческого восприятия.

При чтении курса логики важно раскрыть значимость логики для правовых наук, для практической работы юриста, продемонстрировать на конкретных примерах применительно к теме лекции роль различных типов выводов, логических приёмов и операций в судебной и следственной практике.

Среди методических приемов и форм, применяемых в процессе чтения лекционного курса, можно выделить следующие:

· Традиционный метод чтения лекционного курса предполагает устное изложение лектором учебного материала, который воспринимается студентами на слух и конспектируется ими классически (в тетради) или на компьютерные носители.

· Наиболее эффективным является применение традиционного метода, в сумме с методами инновационными (использованием дистанционного проектирования, электронных материалов, распространяемых по компьютерным сетям и др.).

· Весьма результативной формой чтения лекций является лекция-диалог, требующая непосредственного включения студентов в ткань чтения лекции. Лекция-диалог предполагает использование традиционных методов в сочетании с инновационными.

· Проблемные лекции, при чтении которых преподаватель обращается к подробному изложению и разбору одного или нескольких наиболее сложных или интересных вопросов темы, рассчитаны, прежде всего, на достаточно подготовленные аудитории.

Изложенные методические приемы не исключают возможности применения иных методических приемов чтения лекций, к которым можно прибегнуть с учетом подготовленности студентов и технической оснащенности лекционного помещения (зала или аудитории).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.