Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика дореформенной электроэнергетики России и предпосылки процессов акционирования и приватизации в электроэнергетике, сложившиеся к 1992г.



До начала реформ существовала двухзвенная структура управления:

- министерства

- производственные объединения энергетики и электрификации (ПОЭЭ)

Энергетика развивалась и функционировала как стратегическая отрасль, находящаяся в собственности и управления государства, представителем которого выступало министерство. Оно включало в себя следующие направления:

- эксплуатацию и ремонт энергетических объектов

- строительство и стой индустрию

ПОЭЭ было около 100. Они представляли собой вертикально-интегрированные структуры, которые занимались производством, передачей, распределением, сбытом электрической и тепловой энергии, ремонтными, проектными и пуско-наладочными работами.

Электростанции, сети и другие энергетические объекты не имели статуса юридического лица, самостоятельного предприятия, а являлись филиалами. Существовала централизованная система планирования, о есть министерство давало указы ПОЭЭ, которые доводили их до электростанций и сетей.

Учитывая особенности энергетического производства, 25 числа каждого месяца, последнего месяца квартала года, разрешалась корректировка плана.

Услуги энергокомпаний оплачивались по государственному прейскуранту на тепло и электроэнергию.Потребители на розничном рынке были разделены на группы, по каждым из которых устанавливались свои тарифы. Эти тарифы пересматривались раз в 5-7 лет, перекрестного субсидирования на тот момент не было.

Капитал, необходимый для строительства новых мощностей или реконструкцию существующих объектов выделялся из бюджета, при включении объекта в титульные списки. Строительство новых мощностей основывалось на технико-экономических расчетах, производимых с целью минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии.

Э=Изд(экпл)+n+К->мин

Электростанции размещались таким образом, чтобы минимизировать производство электроэнергии в целом по стране. Проектирование и строительство линий электропередач также велось в соответствии с системным подходом энергопотока. Таким образом строительство мощностей ЛЭП определялся не наличием инвестиций и не само сбалансированностью регионов. В результате такой политики

 

Существовали 3 уровня диспетчерского управления:

- ЦДУ

- ОДУ

- диспетчерские пункты на станции и сетях

 

Критериями оптимизации загрузки оборудования были удельные расходы топлива.

Одной из причин падения эффективности энергетики стало установление низких тарифов, не обеспечивающих возможность развития отрасли.

 

Предпосылки акционирования и приватизации отрасли:

- необходимость перехода от государственного уровня регулирования на уровень региона. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который разрешает предприятиям переходить на хоз. Расчет и самостоятельно устанавливать цену. В энергетике разрешили передать функцию установки цен в региональные организации. Они должны были устанавливать поправочные коэффициенты по справочным прейскурантам. В результате дифференциации тарифов по регионам, которая достигала порядка 11 раз, дефицитные регионы были вынуждены покупать электроэнергию у избыточных регионов по самой дорогой цене от замыкающих станций избыточных регионов, это обусловило необходимость изменения системы управления в энергетике.

- резко снизились возможности финансирования ЕЭС, так как бюджетные источники были исчерпаны, а избыточные энерго объединения отказались перечислять средства во внебюджетные отраслевые фонды, в связи с этим необходимо было искать другие источники инвестиций.

- началось движение по выходу промышленных предприятий из состава производственных объединений. Указ президента 721 «Об организационных мерах по преобразованию гос. предприятий о добровольном объединении в АО» - давал право предприятиям выходить из объединений и самостоятельно акционироваться и приватизироваться. Учитывая особые условия эксплуатации энергосистем энергетики, газоснабжения, месторождений углеводородного сырья, указ президента 922 «об особенностях преобразований государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в АО» остановил действия указа 721 в отношении энергетики, то есть предприятиям энергетики разрешалось акционироваться и приватизироваться только в рамках энегрообъединений в целом.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.