Характеристика дореформенной электроэнергетики России и предпосылки процессов акционирования и приватизации в электроэнергетике, сложившиеся к 1992г.
До начала реформ существовала двухзвенная структура управления: - министерства - производственные объединения энергетики и электрификации (ПОЭЭ) Энергетика развивалась и функционировала как стратегическая отрасль, находящаяся в собственности и управления государства, представителем которого выступало министерство. Оно включало в себя следующие направления: - эксплуатацию и ремонт энергетических объектов - строительство и стой индустрию ПОЭЭ было около 100. Они представляли собой вертикально-интегрированные структуры, которые занимались производством, передачей, распределением, сбытом электрической и тепловой энергии, ремонтными, проектными и пуско-наладочными работами. Электростанции, сети и другие энергетические объекты не имели статуса юридического лица, самостоятельного предприятия, а являлись филиалами. Существовала централизованная система планирования, о есть министерство давало указы ПОЭЭ, которые доводили их до электростанций и сетей. Учитывая особенности энергетического производства, 25 числа каждого месяца, последнего месяца квартала года, разрешалась корректировка плана. Услуги энергокомпаний оплачивались по государственному прейскуранту на тепло и электроэнергию.Потребители на розничном рынке были разделены на группы, по каждым из которых устанавливались свои тарифы. Эти тарифы пересматривались раз в 5-7 лет, перекрестного субсидирования на тот момент не было. Капитал, необходимый для строительства новых мощностей или реконструкцию существующих объектов выделялся из бюджета, при включении объекта в титульные списки. Строительство новых мощностей основывалось на технико-экономических расчетах, производимых с целью минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии. Э=Изд(экпл)+n+К->мин Электростанции размещались таким образом, чтобы минимизировать производство электроэнергии в целом по стране. Проектирование и строительство линий электропередач также велось в соответствии с системным подходом энергопотока. Таким образом строительство мощностей ЛЭП определялся не наличием инвестиций и не само сбалансированностью регионов. В результате такой политики
Существовали 3 уровня диспетчерского управления: - ЦДУ - ОДУ - диспетчерские пункты на станции и сетях
Критериями оптимизации загрузки оборудования были удельные расходы топлива. Одной из причин падения эффективности энергетики стало установление низких тарифов, не обеспечивающих возможность развития отрасли.
Предпосылки акционирования и приватизации отрасли: - необходимость перехода от государственного уровня регулирования на уровень региона. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который разрешает предприятиям переходить на хоз. Расчет и самостоятельно устанавливать цену. В энергетике разрешили передать функцию установки цен в региональные организации. Они должны были устанавливать поправочные коэффициенты по справочным прейскурантам. В результате дифференциации тарифов по регионам, которая достигала порядка 11 раз, дефицитные регионы были вынуждены покупать электроэнергию у избыточных регионов по самой дорогой цене от замыкающих станций избыточных регионов, это обусловило необходимость изменения системы управления в энергетике. - резко снизились возможности финансирования ЕЭС, так как бюджетные источники были исчерпаны, а избыточные энерго объединения отказались перечислять средства во внебюджетные отраслевые фонды, в связи с этим необходимо было искать другие источники инвестиций. - началось движение по выходу промышленных предприятий из состава производственных объединений. Указ президента 721 «Об организационных мерах по преобразованию гос. предприятий о добровольном объединении в АО» - давал право предприятиям выходить из объединений и самостоятельно акционироваться и приватизироваться. Учитывая особые условия эксплуатации энергосистем энергетики, газоснабжения, месторождений углеводородного сырья, указ президента 922 «об особенностях преобразований государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в АО» остановил действия указа 721 в отношении энергетики, то есть предприятиям энергетики разрешалось акционироваться и приватизироваться только в рамках энегрообъединений в целом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|