Итоги акционирования и приватизации электроэнергетики России на 1 этапе(1992г).
Указ Президента 923 «об организации управления энергетическим комплексом в условиях приватизации», в соответствии с этим указом необходимо было: - учредить государственное российское АО (РАО ЕЭС России) - вывести 51 крупнейшую ГРЭС (300 Мвт) и ГЭС (более 300 Мвт) из состава ПОЭЭ и передать и х в РАО ЕЭС России. Таким образом эти станции должны были приобрести статус дочерних АО со 100% участием РАО с их уставном капитале - магистральные сети напряжением 330 кВ и выше и подстанций из состава ПОЭЭ и передать их в РАО ЕЭС - оставшееся имущество ПОЭЭ необходимо было преобразовать в АО с последующей приватизацией. Вновь образованные АО должгны были передать не менее 49% своих акций в уставный капитале РАО - преобразовать ОДУ и ЦДУ в АО без права приватищации Таким образом планировалось создать модель единого заказчика в лице РАО. По факту не все станции передали контрольный пакет акций в уставный капитал РАО, в результате РАО получило в собственность не 51 станцию, а только 34, остальные электростанции приватизировались и акционировались в составе АО «Энерго». Не все АО передали свои акции в уставный капитал РАО, из 72 ПОЭЭ преобразованы в АО 71, так в «Энерго» был включен список объектов не подлежащих приватизации.
Только 15 АО «Энерго »было передано не менее 49% акций в уставный капитал РАО. 3 АО передали менее (Башкир энерго, АО Бурят энерго, АО Новосибирск энерго), АО Иркутск энерго не передало свои акции вообще и являлось полностью независимым от РАО, при этом сохранило крупные ГЭС и магистральные сети. Таким образом, уставный капитал РАО не достиг планируемой величины.
Приватизация РАО проходила почти бесплатно, регионы практически не учувствовали в приватизации региональных компаний, государство недополучило ожидаемые денежные средства. Создание РАО обеспечило устойчивое и достаточное надежное снабжение потребителей в условиях высокой инфляции и неплатежей. Выстроилась строгая имущественная вертикаль, сохраняющая единство ЕЭС России и одновременно содействующая интеграции регионам и соц. поддержки населения. Таким образом были сохранены предпосылки для создания Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности.
16. Основное содержание модели « Хаглер Байли» и РАО «ЕЭС России»,1995г. Проект, разработанный РАО «ЕЭС России» совместно с «Хаглер Байли», предполагал 2 этапа реформ: промежуточный и конечный. Конечная структура отрасли:
Основные характеристики данной модели: 1. Широкий всероссийский оптовый рынок энергии и мощности должен включать в себя почти всех крупных производителей электроэнергии, которые должны конкурировать между собой за право поставки электроэнергии по конкурентным заявкам, что позволяет более эффективно использовать генерирующие мощности на спотовом (оперативном) рынке энергии; 2. Сокращены вертикальные связи в области собственности и контрольные функции государства; 3. Государственное регулирование производителей должно быть очень ограничено, но сохранится в полном объеме госрегулирование деятельности АО-энерго (энергоснабжающие-распределительные компании) и РАО «ЕЭС России» (РАО); 4. Электростанции, функционирующие либо как отдельные компании, либо как групповые объединения, должны конкурировать между собой за продажу мощности и энергии через оптовый рынок. Конкуренция должна проходить в 2-х формах: за получение контрактов на продажу мощности и энергии на оптовом контрактном рынке и за получение загрузки на основе наименьших цен на энергию, заявленных производителем на оперативном- спотовом рынке; 5. РАО должно обеспечивать работу единой системы ЛЭП в поддержку работы оптового рынка, выступать в качестве организатора оптового рынка и осуществлять расчеты на этом рынке; диспетчировать все электростанции, владеть и управлять всеми ключевыми ГЭС, необходимыми для поддержания надежности системы, лицензировать участников оптового рынка; 6. АО-энерго должны приобретать всю необходимую мощность и энергию на оптовом рынке, а в дальнейшем, возможно, и напрямую от новых производителей, обеспечивать энергоснабжение своих конечных потребителей и оказывать им другие услуги. Электростанции, входившие в состав АО-энерго должны быть, либо выведены из них и войти в групповые генерирующие компании, либо стать отдельными независимыми компаниями (ДАО станции). В любом случае электроэнергия, производимая этими станциями, должна продаться на оптовый рынок; 7. Крупные конечные потребители смогут получать энергию напрямую с оптового рынка, выплачивая абонентную плату за услуги местной сети. Основным достоинством этих предложений является попытка дезинтеграции производства, передачи и распределения энергии и формирования конкурентной структуры в производственном секторе в качестве инструментов повышения эффективности работы отрасли. Однако проект не смог ответить на все вопросы, стоящие перед отраслью. Кроме того, начался затяжной кризис неплатежей.
17.Краткий план реорганизации электроэнергетики в соответствии с предложениями РАО «ЕЭС России» и «Хаглер Байли»,1995г.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|