Здавалка
Главная | Обратная связь

Итоги акционирования и приватизации электроэнергетики России на 1 этапе(1992г).



Указ Президента 923 «об организации управления энергетическим комплексом в условиях приватизации», в соответствии с этим указом необходимо было:

- учредить государственное российское АО (РАО ЕЭС России)

- вывести 51 крупнейшую ГРЭС (300 Мвт) и ГЭС (более 300 Мвт) из состава ПОЭЭ и передать и х в РАО ЕЭС России. Таким образом эти станции должны были приобрести статус дочерних АО со 100% участием РАО с их уставном капитале

- магистральные сети напряжением 330 кВ и выше и подстанций из состава ПОЭЭ и передать их в РАО ЕЭС

- оставшееся имущество ПОЭЭ необходимо было преобразовать в АО с последующей приватизацией. Вновь образованные АО должгны были передать не менее 49% своих акций в уставный капитале РАО

- преобразовать ОДУ и ЦДУ в АО без права приватищации

Таким образом планировалось создать модель единого заказчика в лице РАО. По факту не все станции передали контрольный пакет акций в уставный капитал РАО, в результате РАО получило в собственность не 51 станцию, а только 34, остальные электростанции приватизировались и акционировались в составе АО «Энерго». Не все АО передали свои акции в уставный капитал РАО, из 72 ПОЭЭ преобразованы в АО 71, так в «Энерго» был включен список объектов не подлежащих приватизации.

 

Только 15 АО «Энерго »было передано не менее 49% акций в уставный капитал РАО. 3 АО передали менее (Башкир энерго, АО Бурят энерго, АО Новосибирск энерго), АО Иркутск энерго не передало свои акции вообще и являлось полностью независимым от РАО, при этом сохранило крупные ГЭС и магистральные сети. Таким образом, уставный капитал РАО не достиг планируемой величины.

 

Приватизация РАО проходила почти бесплатно, регионы практически не учувствовали в приватизации региональных компаний, государство недополучило ожидаемые денежные средства. Создание РАО обеспечило устойчивое и достаточное надежное снабжение потребителей в условиях высокой инфляции и неплатежей. Выстроилась строгая имущественная вертикаль, сохраняющая единство ЕЭС России и одновременно содействующая интеграции регионам и соц. поддержки населения. Таким образом были сохранены предпосылки для создания Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности.

 

16. Основное содержание модели « Хаглер Байли» и РАО «ЕЭС России»,1995г.

Проект, разработанный РАО «ЕЭС России» совместно с «Хаглер Байли», предполагал 2 этапа реформ: промежуточный и конечный. Конечная структура отрасли:

 

Основные характеристики данной модели:

1. Широкий всероссийский оптовый рынок энергии и мощности должен включать в себя почти всех крупных производителей электроэнергии, которые должны конкурировать между собой за право поставки электроэнергии по конкурентным заявкам, что позволяет более эффективно использовать генерирующие мощности на спотовом (оперативном) рынке энергии;

2. Сокращены вертикальные связи в области собственности и контрольные функции государства;

3. Государственное регулирование производителей должно быть очень ограничено, но сохранится в полном объеме госрегулирование деятельности АО-энерго (энергоснабжающие-распределительные компании) и РАО «ЕЭС России» (РАО);

4. Электростанции, функционирующие либо как отдельные компании, либо как групповые объединения, должны конкурировать между собой за продажу мощности и энергии через оптовый рынок. Конкуренция должна проходить в 2-х формах: за получение контрактов на продажу мощности и энергии на оптовом контрактном рынке и за получение загрузки на основе наименьших цен на энергию, заявленных производителем на оперативном- спотовом рынке;

5. РАО должно обеспечивать работу единой системы ЛЭП в поддержку работы оптового рынка, выступать в качестве организатора оптового рынка и осуществлять расчеты на этом рынке; диспетчировать все электростанции, владеть и управлять всеми ключевыми ГЭС, необходимыми для поддержания надежности системы, лицензировать участников оптового рынка;

6. АО-энерго должны приобретать всю необходимую мощность и энергию на оптовом рынке, а в дальнейшем, возможно, и напрямую от новых производителей, обеспечивать энергоснабжение своих конечных потребителей и оказывать им другие услуги. Электростанции, входившие в состав АО-энерго должны быть, либо выведены из них и войти в групповые генерирующие компании, либо стать отдельными независимыми компаниями (ДАО станции). В любом случае электроэнергия, производимая этими станциями, должна продаться на оптовый рынок;

7. Крупные конечные потребители смогут получать энергию напрямую с оптового рынка, выплачивая абонентную плату за услуги местной сети.

Основным достоинством этих предложений является попытка дезинтеграции производства, передачи и распределения энергии и формирования конкурентной структуры в производственном секторе в качестве инструментов повышения эффективности работы отрасли. Однако проект не смог ответить на все вопросы, стоящие перед отраслью. Кроме того, начался затяжной кризис неплатежей.

 

17.Краткий план реорганизации электроэнергетики в соответствии с предложениями РАО «ЕЭС России» и «Хаглер Байли»,1995г.

  Существовавшая система на 1992-2003гг Предполагаемая реформированная рыночная система
Участники оптового рынка 26 электростанций, РАО «ЕЭС России», 9 АЭС и АО-энерго. Все значительные производители являются участниками оптового рынка и могут быть реорганизованы в групповые компании. Монополия на рынке производителей энергии значительно сокращена, либо отсутствует. РАО «ЕЭС России» - организатор и оператор оптового рынка, проводит лицензирование участников оптового рынка.
Метод загрузки На основе двухсторонних регулируемых договоров с учетом удельного расхода топлива и топливных составляющих затрат На основе почасовых заявок цен от всех производителей.
Конкуренция Нет Сильная конкуренция среди производителей.
Цены Отражают удельные суммарные затраты Отражают предельные затраты.
Степень вертикальной интегрированности и структура собственности Высокая вертикальная интеграция. РАО «ЕЭС России» принадлежит 30% собственности в производстве, 100% собственности межсистемных ЛЭП, около 50% акций АО-энерго и средства ЦДУ и ОДУ. АО-энерго принадлежит более 50% собственности в производстве энергии. Значительно снижена вертикальная интеграция. РАО реализует на фондовом рынке акции электростанции и АО-энерго, сохраняя за собой имущество высоковольтных межсистемных сетей и диспетчерских управлений. Электростанции могут группироваться в объединенные генерирующие компании. АО-энерго реализуют акции дочерних компаний на фондовом рынке. Электростанции, выведенные из состава АО-энерго, могут входить в указанные выше генерирующие компании либо создать свои генерирующие объединения.
Степень функциональной интеграции межсистемных связей Низкая между ОЭС и высокая в рамках ОЭС. Высокая. Укрепляются межсистемные связи и совершенствуется централизованное диспетчирование, благодаря чему повышается эффективность и надежность энергоснабжения.
Прибыль производителей Регулирование тарифов препятствует получению сверхприбыли. На основе долгосрочных контрактов по-прежнему контролируется сверхприбыль существующих электростанций. На оперативном рынке прибыль производителей не регулируется.
Конкуренция на розничном рынке. Никакой. АО-энерго – локальные монополии. Крупные потребители могут покупать энергию напрямую с оптового рынка и получать ее транзитом через АО-энерго или покупать электроэнергию у АО-энерго.
Финансы и инвестиции. Возможности финансирования сильно ограничены. Госрегулирование тарифов снижает привлекательность энергокомпаний. Доступ к внутренним и внешним рынкам капитала, хорошо развиты корпоративное управление финансами и отношения с инвесторами.
Система управления Частично создана правовая основа, но требуется дальнейшая разработка законов и приобретение практического опыта. Полностью введена в действие законодательная база, в значительной степени предусматривается конкуренция и развитие рыночных стимулов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.