Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА



ВВЕДЕНИЕ

Индустриальная эпоха, возникшая на рубеже XVIII и XIX вв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частного интереса над общественным, реализации общественного интереса через частный. Она стала эпохой господства идеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическому: не как к цели, а как к средству общественного развития.

В индустриальную эпоху наблюдается смена средне- и краткосрочных циклов, когда ориентация на частный интерес сменяется ориентацией на общественные потребности и наоборот. При этом возникли следующие закономерности: периоды приоритета частного интереса над общественным были отмечены ростом коррупции и других антисоциальных явлений, деформацией общественной морали. С наступлением периода ориентации на общественные цели общество склонно к идеализму, повышению уровня правосознания и чувства гражданского долга людей перед обществом.

Смена периодов господства частного интереса на периоды преобладания общественного интереса вела к постепенному накоплению социального потенциала современного общества, существующего в виде государственной и муниципальной системы образования, общественного здравоохранения, социального сектора культуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Однако до определенного времени микроэкономический подход являлся доминирующей тенденцией в науке об экономике общественного сектора.

Концепция провалов рынка впервые была выдвинута итальянскими и скандинавскими учеными, занимающимися вопросами государственного финансирования и налогообложения, которыми была дана трактовка налогов с позиции теории обмена. Налоги рассматривались как плата (цена) за оказание государством общественных услуг. Предлагалась идеальная конструкция выявления индивидуальных предпочтений в отношении общественных благ и готовность оплатить их соответствующими налогами. Идеальность такой конструкции состоит в том, что она предполагает высокий уровень гражданского сознания всех членов общества, их единодушие в готовности честно и открыто платить налоги на финансирование общественных благ в соответствии с их индивидуальными предпочтениями.

Неоклассическая экономическая теория в начале ХХ века попыталась подойти с микроэкономических позиций к такому макроэкономическому инструменту, как государственный бюджет. Обосновывалась необходимость его равновесия на основе принципов семейного бюджета.

Однако «кейнсианская революция» означала утверждение в экономической теории особого места макроэкономики как науки. Микроэкономический подход уступает место макроанализу в теории государственных финансов. Это привело к тому, что большое внимание стало уделяться не доходным финансовым инструментам, а общественным расходам. Дефицитное бюджетное финансирование рассматривалось как средство для активизации агрегированного, совокупного спроса и как фактор экономического роста страны, что должно было способствовать поддержанию занятости на высоком уровне и минимизации безработицы. При этом подходе не абсолютизируется прежняя целевая установка — обеспечение сбалансированного бюджета безотносительно к достижению положительных макроэкономических показателей.

Развитие макроэкономики способствовало обогащению содержания учебного курса экономики общественного сектора. Микроэкономическая трактовка провалов рынка была дополнена макроэкономическими причинами несовершенства рыночного механизма. Общественный сектор стал рассматриваться с позиции системы национальных счетов, что позволяет полнее представить взаимосвязь финансовых потоков между общественным сектором и другими секторами экономики.

Сильное влияние на формирование экономики общественного сектора как науки оказали такие социальные науки, как государственное управление, публичное право и политология.

В современных условиях идет борьба двух тенденций, одна из которых представляет собой взаимодействие демократии и современного капиталистического рынка. Сохраняется сильная корпоративность как экономической, так и политической власти. При ослаблении властных позиций среднего класса государственный аппарат приобретает консервативно-бюрократический характер.

Другой тенденцией является тенденция ускорения институционализации социальной жизни и экономики. Возрастает роль институтов гражданского общества, общественно-добровольных структур, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-полезных потребностей нестандартного, локального характера и функционирующих на некоммерческой, неприбыльной основе. С развитием гражданского общества, с одной стороны, усиливается социальная ответственность частных структур, а с другой — идет интенсивный процесс гуманизации, очеловечивания государственно-бюрократических структур путем децентрализации принятия решений и автономизации первичных звеньев управления.

Демократический способ принятия решений через механизм общественного выбора, соответствующий западной системе ценностей и западному образу жизни, т. е. количественный механизм правления большинства должен разумно сочетаться с качественным механизмом правления меньшинства и отбора к государственной службе высоконравственных и профессионально подготовленных людей. Этот механизм принятия политических решений опирается на философию целого, на примат общего над частным.

С глобализацией общественного развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций на другие, но и обратный процесс обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций.

Современный учебный курс экономики общественного сектора, отражающий западную систему ценностей, в будущем претерпит изменения под влиянием обобщения опыта развития государственности и традиций самоуправления в странах с другой культурой и другой цивилизацией. Ныне общепризнанно, что Япония и страны юго-восточной цивилизации с их патерналистской системой ценностей и коллективистской психологией придали новый облик процессам модернизации и создали особую модель смешанной экономики. Не меньшее воздействие на формирование общечеловеческих ценностей и на создание специфического типа смешанной экономики может оказать в перспективе и российская цивилизация.

Предлагаемое к изучению пособие состоит из двух разделов, первый из которых посвящен теории институциональных изъянов рынка и государства, теории общественного выбора, проблемам эффективности государственного сектора экономики.

Второй - теории и практике общественных финансов как важнейшей ресурсной составляющей общественного сектора экономики, направленной на производство и поставку общественных благ населению страны в сферах образования, здравоохранения, социальной, правовой, правоохранительной, экологической защиты и пр.

Цель данного пособия — изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, описание особенностей его функционирования в переходной экономике России и обоснование положений о направлениях реформирования в сфере государственной собственности, государственного предпринимательства, совершенствования управления общественными финансами в контексте реформы федеративных отношений и местного самоуправления.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.