Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественный сектор и его роль в современной экономике



В рыночной экономике доминирующее положение занимает частный сектор. Ключевой особенностью рыночного взаимодействия продавцов и покупателей является добровольный характер заключаемых ими сделок. Отсутствие добровольности (принуждение) означает, что некоторые из осуществимых и выгодных для индивида вариантов поведения, включая сделки с партнерами, оказываются недоступными. Если же принуждение исключает ситуации, которые были бы выбраны в условиях добровольного взаимодействия, то снижается эффективность выбора. Получается, что эффективное функционирование экономики несовместимо с принуждением. Тем не менее, именно узаконенная способность к принуждению и составляет определяющую роль государства.

Государство представляет собой форму организации принуждения. Принуждение – это, прежде всего, ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным, в принципе, приносить выгоды тем или иным индивидам. Использование принуждения оправданно, только когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать, во-первых, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных носителей государственной власти, и, во-вторых, «отсекая» лишь те возможности, которые непосредственно признаются неприемлемыми [10].

Усилия государства по обеспечению прав собственности создают общие предпосылки добровольного взаимодействия субъектов рынка. Кроме того оно вносит и коррективы в протекающие на рынке процессы, тем самым воздействуя на их результаты.

Об экономической роли государства можно судить по фактам нашей повседневной жизни. Например, когда утром мы готовим завтрак, то используем электроэнергию, произведенную в государственной компании. По дороге в университет мы спускаемся в метро, пересаживаемся на автобус — оба вида транспорта находятся в ведении городских властей, т. е. организуются государственными предприятиями. А обучение в университете в основном финансируется государством, и т. д. Что бы вы ни делали, ваши решения в значительной степени находятся под воздействием государственной экономической политики, общественного (государственного) сектора экономики.

Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов — частного и общественного.

Как правило, под общественным сектором экономики понимают государственный сектор. Вместе с тем в принципе понятие общественного сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.

Иногда все эти организации объединяют одним термином — некоммерческие организации. Другим, но менее распространенным термином является так называемый третий сектор экономики. Имеется в виду, что первые два сектора — это частный и государственный, а третий — это сектор некоммерческих организаций. Эти общественные объединения, так же как и государство, перераспределяют ресурсы общества. Они выполняют свои общественные функции на нерыночной, бесприбыльной основе. В основе их деятельности лежат нравственные принципы, одним из которых является альтруизм.

Общественный сектор экономики — это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики, или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов [7].

Так как государство представляет интересы граждан — членов общества, поэтому государственный сектор экономики часто называют общественным сектором. Будем в дальнейшем использовать термины «общественный сектор» и «государственный сектор» как синонимы, понимая, что между ними есть некоторые различия.

Предметом изучения экономики общественного сектора являются роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, теоретические основы и мотивации его экономической деятельности, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом.

Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Важнейшими задачами курса экономики общественного сектора являются:

- обоснование необходимости развития государственного сектора как в рыночной, так и в переходной экономике;

- теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

- ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики — другими словами, установление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка;

- более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы, как:

- административно-правовое регулирование, например, принятие законов по защите прав собственности и контроль за их действием;

- установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги — как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий, в частности контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий;

- производство определенных товаров и услуг, например, в сфере образования и обороны.

Все эти виды экономической деятельности государства ведут к двум основным последствиям:

во-первых, они изменяют наши доходы;

во-вторых, воздействуют на экономические стимулы.

Экономика общественного сектора предполагает разные подходы в анализе экономического поведения государства.

Во-первых, это описание того, что конкретно делает государство, как аккумулирует и расходует средства, каким способом определяет направления размещения своих ресурсов.

Во-вторых, экономика общественного сектора предполагает теоретический анализ различных аспектов экономической деятельности государства, в частности анализ того, какое влияние оказывают те или иные действия правительства на экономику страны и внешнего мира, почему государство предпринимает именно эти меры, а не другие и т. д.

В-третьих, экономика общественного сектора на основе экономической теории разрабатывает практические рекомендации для действий государства в экономике, для выработки социально-экономической политики [7].

Анализ последствий государственной политики часто называют позитивной экономикой, а выработку заключения о целесообразности конкретных государственных стратегий - нормативной экономикой (или экономикой благосостояния).

Таким образом, экономика общественного сектора включает в себя как нормативную, так и позитивную экономическую теорию поведения государства.

Позитивная экономика представляет собой не только анализ последствий конкретной государственной политики, но и описание деятельности государственного сектора и тех политических и экономических сил, которые практически осуществляют эти программы. Когда экономисты выходят за рамки позитивного экономического анализа, они переходят в сферу нормативной экономики, которая связана с оценкой того, насколько успешно осуществляются различные программы, а также с выработкой новой стратегии, которая лучше отвечает определенным целям.

В нормативной экономике сравнивается, в какой степени различные государственные программы отвечают желаемым целям, и выясняется, какие программы лучше их достигают. В позитивной экономике, напротив, просто описывают результаты программы без оценки того, как она отвечала намеченным целям. Отсутствуют суждения о желательности или нежелательности полученных результатов.

Нормативная экономика имеет дело с созданием системы методов, с помощью которых мы можем сравнить приобретения тех, кто находится в лучшем положении, с потерями тех, кто находится в худшем положении, для того чтобы прийти к какому-то всеобъемлющему взгляду на вещи о целесообразности определенного проекта.

Эти два подхода, позитивный и нормативный, взаимно дополняют друг друга. Чтобы судить о том, какие меры следует предпринять государству, нужно знать о последствиях различных государственных действий. Нужно уметь точно описать, что произойдет, если государство введет тот или иной налог либо попытаться субсидировать ту или иную отрасль промышленности.

Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода — общественных благ.

Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг (см. Рис. 1.1) [7].

В модели экономического кругооборота с участием государства последнее находится в центре экономического кругооборота. Потоки между государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например, наем государственных служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между государством и рынком товаров и услуг показывают государственные закупки товаров и услуг, например бумаги, компьютеров, вооружений. Слева и справа расположены потоки между государством и домашними хозяйствами, между государством и предприятиями. Государство предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий.

Рис. 1.1. Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг

Представленная на рис. 1.1 модель показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, т. е. через государственные расходы и доходы.

Рассматривая в исторической ретроспективе процесс формирования общественного сектора, следует отметить, что понятие «смешанная рыночная экономика» точнее всего отражает природу современных общественно-экономических отношений. Ее суть можно определить как взаимообусловленное взаимодействие двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частное благо и общественное благо, рынок и социально-экономическая деятельность государства. Смысл современной рыночной экономики можно раскрыть, рассмотрев характерные для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также ее реальные формы и модели.

Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации, кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Теория развития, предложенная немецким экономистом Ф. Листом, нашла свое продолжение в XX в. в различных моделях линейных стадий роста (например, стадии экономического роста У. Ростоу, модель экономического роста Харрода—Домара), моделях структурных преобразований (например, теория развития А. Льюиса «двухсекторная модель») ив ряде других экономических теорий и моделей развития, а также и в экономике СССР, где соответствующие этой теории модели развития приводили к очевидным в экономическом плане успехам.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государственная поддержка развития человеческого капитала и обеспечение социальной устойчивости нации.

В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии сложился треугольник взаимодействия «государство — местный капитал — иностранный капитал», причем в отличие, скажем, от латиноамериканских стран, решения государства являются обязательными для всех участников этого взаимодействия.

Оригинальная теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Ф. Перру. Его «доктрина трех экономик» близка по своей сущности теории развития, хотя и отличается меньшей этатистской направленностью[1]. Исходной предпосылкой в рассуждениях Ф. Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Ф. Перру может быть только государство. Отсюда появляется концепция дирижизма[2]. В качестве метода управления Ф. Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

Теоретические школы, традиционно менее озабоченные проблемами преодоления отставания одних государств от других, примерно с конца XIX в. также начинают говорить о необходимости экономической роли государства, общественного внедрения в экономику. Принципиально важным моментом является то, что англосаксонские и близкие к ним по духу политэкономы пишут именно об общественном контроле и общественном регулировании, а не о государственном. И дело здесь не только в той, несомненно, большой роли общественных организаций в экономической жизни (относящихся наряду с государством к общественному сектору), где их объединяет одинаковая направленность деятельности — удовлетворение совместных потребностей людей. Провалы и несовершенство рынка делают общественный контроль составным элементом экономического порядка, а отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории. Но проваливается и государство, оно также далеко несовершенно, поэтому такой видный ученый, как Дж. М. Кларк, и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли конца XIX — первой половины XX в. отводили непосредственно государству ограниченную роль. Государство, по их мнению, представляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, в этой связи они возлагали особые надежды на другие компоненты общественного сектора, такие, как рост коллективного сознания и добровольное применение принципов сотрудничества. Рассуждения американца Дж. М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, полезными, так как явились основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения доходов.

Для Дж. М. Кларка целью являлось «сбалансированное общество», в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества, между эгоистическим интересом и общественными интересами. Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспеченности, мира и чувства общности людей. Все это требует сознательных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить. Принципиальным является понимание Дж. М. Кларком качественно новой роли общества в экономике, так как в связи с проблемой общественного контроля неизбежно встают этические вопросы. У Дж. М. Кларка политическая экономия некоторым образом вернулась к точке зрения древних философов, для которых этические и экономические стороны поведения были связаны между собой. Свободные люди, говорил Дж. М. Кларк, должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система может выжить. Он считал неизбежным вторжение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как политическая экономия имеет дело с представлениями людей о ценностях, и соответственно этические критерии составляют неотъемлемую часть ее инструментария.

Немецкий ученый А. Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

Одним из подходов к обоснованию необходимости формирования общественного сектора и является теория благосостояния. Целая группа концепций, теоретических воззрений и высказываний различных ученых, объединенных вместе, получила наименование «теория общественного благосостояния». Перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние — таково положение, выдвинутое одним из ведущих представителей англо- саксонской экономической науки А. С. Пигу. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. Данная теория обогащена множеством моделей распределения доходов, которые и легли в основу такой экономической категории, как функция распределения доходов.

Развитие современной цивилизации вступило в такую стадию, когда все ощутимее проявляется ограниченность природных ресурсов планеты для поддержания на ней экологического и демографического равновесия. Выживание человечества во многом зависит от изменения ценностных ориентиров людей, в том числе от утверждения солидарного поведения. Важным представляется обоснование необходимости общественного сектора с точки зрения теории, разработанной на базе «дилеммы заключенного». По этой теории согласованное кооперативное поведение дает большую выгоду, нежели индивидуальное, осуществляемое в личных интересах поведение каждого. Сам по себе кооперативный тип поведения формируется с трудом, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда другие могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении за чужой счет. В связи с этим возникает необходимость механизма принуждения. Механизм принуждения в экономике реализуется с помощью двух институтов: контрагентного соглашения между экономическими агентами и государственной властью, т. е. общественным сектором. В настоящее время разработаны проверенные практикой концепции, которые подтверждают положение о том, что в случае, когда человек предпочитает эгоцентрическое, индивидуалистическое поведение, ориентируясь только на свои собственные интересы, общественно ориентированному поведению, учитывающему интересы ближнего, интересы общества, не просто проигрывает общество, проигрывает и этот человек. Повышение значения духовно-нравственных начал человеческого общежития оказывается более обоснованным с точки зрения общественной эффективности и становится средством максимизации общественного благосостояния. То, что раньше было предпочтительнее по морально-нравственным критериям, теперь оказывается и просто рациональнее, эффективнее. Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предполагает и высокое чувство гражданственности, т. е. активное участие населения в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.

Немаловажное значение для обоснования необходимости общественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

Представители теории общественного блага разработали множество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ. Понимание сущности того или иного блага, его свойств, места в общей системе необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления (в том числе и социально значимых благ) как на локальных уровнях, так и в масштабах всего общества.

Для нас существенно отметить, что теория общественного блага изначально, по мнению ее создателей, исходит из примата рынка, и лишь там, где механизмы рынка не срабатывают, его вынужден замещать общественный сектор.

В настоящее время актуальным является рассмотрение тенденций в развитии современной рыночной экономики в целом и экономики общественного сектора в частности с позиции теории права собственности. Основными категориями в теории прав собственности являются «права собственности» и «трансакционные издержки». Право собственности, по определению основателя данной теории Р. Коуза, — это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в связи с существованием редких благ и их использованием. Полное право собственности, согласно концепции нобелевского лауреата A. M. Оноре, включает 11 элементов, а по подсчетам американского юриста Л. Беккера возможно существование 1500 правомочий в рамках полного права собственности.

Другим ключевым понятием, связанным с теорией «права собственности», является понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные с доставкой готового продукта к тому, кто ценит его в максимальной степени (т. е. это издержки, связанные с поддержанием функционирования экономической системы). Трансакционные издержки распыляют полезность вещей, для их уменьшения издержек возникают специальные институты. Как известно, в обществе все связано и любое движение одного элемента вызывает внешний эффект для других элементов. Существует проблема выявления положительных или отрицательных внешних эффектов и их трансформации во внутренние.

Теория «прав собственности» утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе переговоров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки. Снизить трансакционные издержки можно с помощью власти государства либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т. е. в обоих случаях при наличии общественного сектора.

Теория «прав собственности» позволяет вскрыть очень важную для сегодняшней России проблему понимания рынка. Исходя из теории «прав собственности» рынок — та часть общего экономического пространства, в которой, прежде всего, четко установлены права собственности. Без четкого распределения прав собственности не может заключаться никаких сделок, иначе это приводит только к конфликтам, так как основное поле конфликтов — это те ресурсы права собственности, которые либо не определены вообще, либо определены нечетко.

Как известно, большинство экономических конфликтов, имевших место последние годы в России, были порождены нечетким законодательством, нечеткими правилами обмена правами собственности. Следовательно, эти конфликты, имевшие, кстати, большой общественный резонанс, были предопределены не провалами рынка, а провалами государства (как одной из форм организации общества) и общества в целом.

Рынок сегодня, если давать ему прямое определение, не ограничиваясь определениями по признакам, — это, как и много лет назад, пространство, где вступают во взаимоотношения спрос и предложение, место, где встречаются продавец и покупатель. Еще Дж. К. Гэлбрейт отмечал, что современный рынок — олигополистический по своей природе и его признаком являются, прежде всего, четко установленные права собственности. Три сектора экономики и составляют то экономическое пространство, которое современная экономическая наука и определяет как смешанную рыночную экономику. Это общественный сектор, в котором права собственности на ресурсы не распределены, частный сектор, в котором права собственности на ресурсы распределены и защищены, а также смешанный сектор экономики, в рамках которого, дополняя друг друга в обеспечении ресурсов для функционирования различных институтов общественного сектора, представлены как чистое общественное благо, так и чистое частное благо.

Становление и развитие смешанной рыночной экономики и соответствующее функционирование и развитие общественного сектора происходили вовсе не по единой схеме, хотя и при несомненном наличии определенных общих моментов. Тяготение стран к различным моделям колебалось в зависимости от общественно-экономического развития, политической конъюнктуры и ряда других факторов. Учитывая это, а также принимая во внимание национально-географическую специфику стран, становится понятной многовариантность в толковании и классификации моделей смешанной рыночной экономики.

Несмотря на сам факт признания большинством экономистов не только необходимости, но и целесообразности сочетания рынка и государства в решении социальных и экономических вопросов, между ними существовали достаточно серьезные разногласия относительно пропорций этого сочетания, а именно: о границах государственного вмешательства в экономические процессы и о формах общественного (в том числе государственного) контроля в вопросах реализации социально-экономической политики.

В экономической литературе находят отражение две полярные позиции относительно роли государства в решении проблем экономического и социального развития — неолиберальная и эгалитарная. Сторонники неолиберального подхода считают нецелесообразным усиление роли государства в экономике, в том числе и в решении проблем социального развития. При этом решение социальных задач, которые невозможно отрегулировать в рамках рыночных отношений, предполагается передать частным негосударственным общественным организациям. Сторонники данного подхода (который в условиях кризиса государства всеобщего благосостояния был очень популярен с середины 70-х и до конца 80-х годов ХХ в.) фактически возвращаются к роли государства эпохи капитализма свободной конкуренции, в котором принцип распределения по труду действует опосредованно и реализуется через рынок факторов производства. Это предполагает обеспечение каждым индивидом благополучия своей семьи за счет своей трудовой и предпринимательской деятельности, а также высокую степень семейной, в том числе личной, ответственности и индивидуальной инициативы. Данная позиция восходит к пониманию роли государства как «ночного сторожа», которая описана еще А. Смитом в его работе о богатстве народов, и предполагает, что государство берет на себя минимальные функции и обеспечивает выполнение программ по борьбе с нищетой, а также помощь пострадавшим от различных бедствий.

Другую крайнюю позицию занимали радикалы-государственники, которые считали необходимым, чтобы ведущей в экономике была государственная собственность, а доминирующей формой контроля над производством и распределением общественного богатства должно было стать социальное государство.

Понимание парадигмы социального и экономического развития общества, лежащей в основе эгалитарного подхода, во многом восходит к концу XIX в., когда возрастающий вес государства и снижение степени автократии в вопросах общественного выбора благодаря усилению контроля со стороны парламентариев привели к тому, что экономисты стали все больше интересоваться расходной частью государственной деятельности и все активнее искали способы повышения ее эффективности. Появление «экономики благосостояния» А. К. Пигу и макроэкономики Дж. М. Кейнса и его идей антициклической бюджетной политики, вопросы государственных расходов стал и центром внимания аналитиков (поскольку их мультипликативный эффект был значительнее, чем результаты налогообложения). Дж. М. Кейнс, в частности, писал, что «идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром» [6].

Менее радикальным вариантом подхода к решению социально-экономических задач можно назвать западную социальную систему, нашедшую свою реализацию в форме государства всеобщего благосостояния, в котором наиболее полное и законченное развитие нашла идея отделения механизма хозяйствования от способа распределения (в том числе и через заключение тарифных соглашений между предпринимателями, профсоюзами и правительством).

Наиболее радикальный вариант социального государства представляет собой социальный уклад государственного социализма, и его самой типичной моделью была советская система, которая предполагала плановые отношения как в производстве, так и в распределении общественного богатства.

После Второй мировой войны и до середины 70-х годов ХХ в. смешанная экономика опиралась на комбинацию неоэтатистской[3], неолиберальной и контрактной моделей. Их сочетание в конкретной экономике менялось от одной страны к другой. Каждая страна со временем использовала технику, уже применявшуюся ранее другим государством. В целом все страны являлись своеобразным «театром адаптации». Модели смешанной экономики в различных странах во второй половине XX в. проявили тенденцию к сближению. В тех странах, в которых первоначально ориентировались на неолиберальную стратегию, в определенный момент обратили возрастающее внимание на долгосрочное планирование, но этот энтузиазм быстро уступил место краткосрочной прагматической политике. Государства же, выбравшие неоэтатистскую модель, постепенно отходили от перспектив долгосрочного планирования, чтобы повернуться к краткосрочным антициклическим и антиинфляционным мерам. В Скандинавских странах система экономики согласия привела к серьезному конфликту между теми, кто боялся краха государства-покровителя, и теми, кто заботился о поддержке позиций на внешних рынках и соответствующей структурной перестройке ориентированных на экспорт отраслей промышленности. Неэффективность бюрократического аппарата отягощалась влиянием структурного кризиса 70-х годов ХХ в. Страны, стимулировавшие внутренний спрос, не могли использовать возможности открытого рынка и сталкивались с растущей конкуренцией в мировом масштабе. Затрудненной оказалась структурная перестройка промышленности. В конечном итоге во всех странах модель смешанной экономики породила «прагматический дирижизм». Она все больше опиралась на бюрократические структуры, точные методы и сложные компромиссы между влиятельными группами давления.

В 80-е годы ХХ в. доминировала модель смешанной рыночной экономики с увеличившейся долей неолиберализма. Эта форма смешанной экономики характеризовалась поиском нового равновесия между ролью государства и рынка и возрождением веры в способность рыночных механизмов решить экономические и социальные вопросы. Усиление принципа индивидуального преуспевания и конкуренции в рыночной экономике, предпринятое под влиянием правительств неолиберальной ориентации, ставило целью увеличить способность экономической системы к адаптации. Налоговые реформы, приватизация и бюджетное оздоровление стали главными инструментами ревизии послевоенной кейнсианской модели экономики.

В современном демократическом обществе общественная деятельность не сводится только к деятельности государства, поскольку в соответствии с институциональной организацией гражданского общества государство является лишь одной из форм организации общества, хотя и концентрированно выражает и символизирует интересы данного общества в целом. Опираясь на силу закона и обладая исключительным правом принуждения, государство осуществляет свои властные функции для достижения целей общества в целом. Это одна из самых важных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, от понимания которой во многом зависит успех проводимых в настоящее время общественно-политических (в том числе социально-экономических) реформ. Реформы, направленные на создание гражданского общества, предполагают отказ от тоталитарных форм правления, а следовательно, и отказ от стереотипов, существовавших в общественном сознании относительно патерналистской функции государства, в пользу его новой роли как организатора коллективных действий (в том числе и в организации социально-экономического пространства). Понимание роли государства как организатора коллективных действий предполагает достаточно жесткий контроль со стороны общества (в том числе и через механизмы общественного выбора) над деятельностью органов государственной власти и управления.

Центральным звеном современного общества, гарантирующего свободу личности и реализацию ее социальных и экономических интересов, являются различные добровольные ассоциации и заинтересованные группы. Идея об обществе как единой целостности большого множества различного рода ассоциаций впервые была выдвинута А. Токвилем. Согласно его идеям, когда граждане путем взаимных соглашений создают различного рода ассоциации и объединения с целью решения тех задач, которые они, граждане, не могут реализовать в одиночку, они в первую очередь учатся совмещать понимание личного интереса с общественной добродетелью.

Идея А. Токвиля об ассоциациях имеет много общего с идеями солидарности, нашедшими свое последовательное развитие еще в начале XX в. в работах российского ученого Г. К. Гинса. Теория солидарного поведения, легшая в основу современных систем социального страхования, исходит из того, что в межгрупповых отношениях индивид имеет возможность достаточно полно выразить свои интересы, так как ассоциативное, солидарное поведение, по мнению Г. К. Гинса, выражается в уступках, компромиссах, соглашениях не для пользы одних лиц, а для взаимной пользы.

Для современной рыночной экономики, как уже отмечалось, характерно взаимодействие общественного и частного секторов. Качественное наполнение секторов и количественные соотношения между ними колеблются от страны к стране и меняются в процессе движения в рамках единого экономического пространства. Устранение, насколько это возможно, провалов друг друга общественным, частным и смешанным сектором — необходимое условие функционирования системы современной экономики. Подобный подход к пониманию феномена современной рыночной экономики позволяет нам по-новому подойти к проблеме общественной эффективности. Постепенный переход к системе общественной эффективности (в том числе и с использованием механизма общественного выбора) означает постепенное изменение общественного сознания и изменение ценностной ориентации человека.

Постоянная трансформация экономического пространства, исходя из принципов смешанной рыночной экономики, позволяет создать объективные предпосылки для формирования системы общественной эффективности. Это предполагает, что эволюция во взаимоотношениях между экономической эффективностью и социальной справедливостью как факторов ограничения должна привести к образованию системы, в которой эти два фактора будут в равной степени применимы как в отношении чистого общественного блага, так и в отношении чистого частного блага.

Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

- во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

- во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Важнейшими направлениями экономической деятельности государстваявляются:

- обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

- устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

- осуществление государственной экономической политики.

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

- стабилизация экономического развития;

- распределение ресурсов;

- распределение доходов;

- повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов) рыночного хозяйственного механизма являются важнейшей функцией государства в рыночной экономике. В современной экономической теории обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в рыночной системе осуществляется с позиций как макро-, так и микроэкономической теории. При этом основное внимание уделяется анализу провалов рынка с позиций экономической эффективности. Вместе с тем выделяется также провал рынка с позиций социальной справедливости.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма в рамках теории экономической эффективности (см. Рис. 1.2) [7]. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

Рис. 1. 2. Сбои рыночного экономического механизма

К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:

- возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

- проблема производства общественных благ;

- наличие внешних, или побочных, эффектов;

- проблема асимметричной информации;

- неполные рынки;

- макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

- неравенство в распределении ресурсов и доходов.

В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т. е. не обеспечивает эффективности по Парето[4]. К такого рода сбоям относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, асимметричная информация, так называемые неполные рынки.

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные — остаются и расширяют свое производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах действует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемую крупной фирмой. Кроме того, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры (компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

Проблема производства общественных благ. Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления (частные блага). Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими людьми. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, уличное освещение, оборона и пр. Это и есть общественные блага.

Проблема состоит в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его и не производит. Это так называемая проблема «бесплатного проезда» («фрирайдера»). Люди могут получать выгоду от пользования общественными благами, не оплачивая их. Их нельзя исключить из потребления данных благ, и поэтому они, как правило, не заинтересованы в том, чтобы за них платить.

Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получить средства от общества через систему общих и местных налогов. Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведет к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, системы налогообложения.

Наличие внешних, или побочных, эффектов. Внешние эффекты — это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара.

Например, отрицательные внешние эффекты (издержки третьих лиц) возникают в результате загрязнения окружающей среды. Предположим, что текстильная фабрика использует воду реки для красильного производства. Отработанная вода сбрасывается в реку. В результате этого рыба исчезает, прилегающие луга загрязняются, некачественное сено приводит к ухудшению качества молока, дети болеют. Все эти потери, общественные издержки не учитываются в цене ткани. Цена ниже фактических издержек. Получается, что рынок формирует цену, не отражающую реальные затраты на производство товара. Спрос на дешевые ткани растет, в их производство вовлекаются дополнительные ресурсы. Это и есть рыночный сбой, который общество нейтрализует с помощью государственного регулирования. В данном случае регулирование внешних эффектов включает налоги на загрязнение, установление санитарно-гигиенических норм, контроль за технологией производства.

Проблема асимметричной информации. Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров, о возможностях той или иной технологии, о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведет к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. При совершении сделки один из участников находится в более выгодном положении. Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией.

Асимметричная информация — это неполная информация, неравномерно распределенная информация, просто некачественная информация.

Классический пример асимметричной информации дает сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если медицинская помощь предоставлялась бы только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие, зачастую избыточные и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя.

В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества. Кроме законов о защите прав потребителей асимметричная информация корректируется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др.

Другим важным несовершенством рыночного экономического механизма является проблема неполных рынков (incomplete markets).

Неполные рынки как изъян (несовершенство) рынка представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.

К неполным рынкам относятся некоторые сегменты страхового рынка, рынка капиталов и так называемые дополняющие рынки. В частности, на страховом рынке эта неспособность рынка обеспечит страхование потерь вкладчиков при банкротстве банков. Другим примером неполных рынков в этой сфере является страхование против наводнений, против пожаров в некоторых неспокойных и социально опасных районах городов, против резких колебаний рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, против несчастных случаев и болезней пожилых людей.

Неполнота рынков тесно связана с проблемой дополняющих рынков. Простейший пример дополняющих рынков — это рынки таких взаимодополняющих товаров, как кофе и сахар. Без рынка сахара рынок кофе не формируется, потребности общества не удовлетворяются. В более сложных случаях требуется вмешательство государства, общественная координация в распределении ресурсов в форме государственного планирования. Например, развитие депрессивных городов и регионов.

Макроэкономическая нестабильность характерна для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объем продукции, а увеличение безработицы на 1 % означает сокращение темпов роста экономики на 2-3%.

Под макроэкономической нестабильностью понимаются колебания экономической активности (экономические циклы), проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузке производственных мощностей, инфляции, дефиците государственного бюджета, дефиците внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.

В рыночной экономике экономическое развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Другими словами, экономическое развитие происходит в форме экономических циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведет к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика.

Для эпохи индустриального развития рыночного хозяйства было характерно преобладание микроэкономических подходов в экономике и индивидуалистических теорий общественного благосостояния. В сфере государственных финансов подход с позиций микроэкономики обосновывает необходимость равновесия государственного бюджета как ключевую цель. Бездефицитность, сбалансированность бюджета являлась главной аксиомой бюджетной политики.

До Первой мировой войны экономическая наука придерживалась принципа свободы предпринимательства, обосновывая ограниченность вмешательства государства и его финансов в экономику.

Неоклассики выделяют следующие функции государства:

1. Охрана и защита частной собственности.

2. Развитие конкуренции.

3. Налоговая политика, не препятствующая предпринимательству.

4. Здоровое, неинфляционное денежное обращение.

5. Бездефицитный бюджет.

Жесточайший и самый глубокий в современной истории экономический кризис 1929—1933 гг., вызвавший паралич всей экономической системы, наглядно продемонстрировал неспособность рынка свободной конкуренции достигать самонастроенности и саморегулирования. Необходимость включения дополнительных регуляторов рынка для ликвидации разрушительных последствий кризиса стала очевидной.

Функция регулирования отрицательных последствий рыночной конкуренции была возложена на государство. Идейным вождем, основоположником теории и практики государственного регулирования экономики с помощью государственных финансов стал английский экономист Дж. М. Кейнс.

Кейнс был одним из наиболее талантливых учеников А. Маршалла в Кембриджском университете. Его главным научным трудом стала книга «Общая теория занятости, процента и денег». Труды Кейнса и его последователей дали первое теоретическое обоснование экономической политики, реализация которой привела к созданию смешанной экономики, сочетающей инструменты и механизмы рыночного и государственного регулирования. Кейнс взял на себя смелость выдвинуть «общую экономическую теорию», новое в методологии экономического анализа, введя в экономический анализ агрегированные народно-хозяйственные величины (совокупный общественный продукт, совокупный спрос, занятость, национальный доход, совокупные сбережения и инвестиции и т. д.), что получило название макроэкономического подхода.

Макроэкономика не изучает поведение отдельного субъекта рынка, а рассматривает экономику как единое целое. Макроэкономический подход Кейнса основывался на том, что условия процветания отдельной фирмы совсем не обязательно тождественны условиям процветания экономики в целом; наоборот, между ними возникают глубокие противоречия, разрешение которых состоит не в максимизации прибыли отдельной фирмы, а в восстановлении общенациональных экономических пропорций и совершенствовании общих условий производства.

Важнейшим достижением Кейнса стало доказательство того, что совокупный выпуск определяется совокупным спросом, поэтому принципиально по-новому охарактеризована роль государства в современной рыночной экономике. До Кейнса макроэкономический анализ исходил из закона Сэя о примате предложения ресурсов (их ценности, редкости, вознаграждении факторов производства) над спросом, что доказывало бессмысленность управления спросом. В этом случае роль государства сводится исключительно к созданию среды для деятельности предприятий, которые и будут определять уровень выпуска продукции и занятости. Однако благодаря «кейнсианской революции», доказавшей необходимость управления совокупным спросом, стала очевидной активная роль государства в рыночной экономике. Кейнс выдвинул проблему «эффективного спроса» и его компонентов — потребления и накопления вместе с факторами, определяющими их движение.

Ключевыми причинами неэффективного спроса являются:

1) прогрессивное сокращение предельной склонности к потреблению;

2) понижение предельной эффективности капитала;

3) чрезмерное предпочтение ликвидности.

Способом решения экономических проблем Кейнс считал активную государственную экономическую политику, состоящую из четырех компонентов — денежно-кредитной политики, расходов государственного бюджета, перераспределения доходов, протекционизма.

Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:

В денежно-кредитной форме: изменение количества денег в обращении; воздействие на инфляцию; регулирование валютного курса.

В бюджетно-налоговой форме: балансирование бюджета; изменение налоговых ставок; изменение государственных расходов.

При макроэкономическом подходе к государственным финансам первостепенное значение приобретают государственные расходы, структура которых отражает активную роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста, высокой занятости, сохранении социальной и территориальной стабильности, недопущении резкой имущественной и доходной дифференциации. Такая методология принципиально по-новому трактует роль бюджетного дефицита, рассматривая его как фактор активизации, стимулирования совокупного спроса.

По утверждению Дж. М. Кейнса, государственный спрос, который обеспечивается налогами и займами, может активизировать предпринимательскую деятельность, инвестиции, что приведет к росту национального дохода, темпы роста которого определяются предельной склонностью к потреблению и инвестициям. Приращение совокупного спроса равно приращению инвестиций, умноженному на мультипликатор, зависящий от предельной склонности к потреблению. Рост государственных расходов, обеспеченный налогами и займами, оживляет предпринимательскую деятельность, напрямую воздействует на основные компоненты спроса, т. е. личное и инвестиционное потребление. Соответствие спроса и предложения может достигаться с помощью налоговой политики, направленной на изъятие лишних сбережений.

В период подъема налоги сдерживают бум и рост инвестиций, в период спада снижение дохода ведет к сокращению налогов и большая часть доходов пойдет на производственное и личное потребление.

Денежно-кредитное регулирование государство должно осуществлять с помощью варьирования ставкой процента. Для противодействия пагубному снижению частных инвестиций необходимо увеличивать государственные капиталовложения. «Я представляю себе... что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой» [6].

На основе теорий экономического цикла и экономического роста последователи Кейнса разработали антициклическую государственную политику и меры по стимулированию экономического роста. Однако ее применение на практике выявило существенные недостатки исключительно макроэкономических подходов без анализа микроэкономических категорий. Кроме того, изучение экономики только со стороны спроса делало этот анализ односторонним. Ведь рыночный механизм — сочетание спроса и предложения, а предложением всегда занимались неоклассики.

Финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими странами [9]. Финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны. Основными критериями выделения подсистем являются особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансовой базы, образующейся в процессе образования первичных доходов и их перераспределения. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Одним из таких секторов является сектор государственного (общественного) управления. При этом государственные и муниципальные финансы объединяются в общую категорию общественных (государственных) финансов.

Потребность в государственных финансах порождается самим фактом существования государства и необходимостью денежного обеспечения выполнения им своих функций. В наиболее общем виде функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления общественных благ (нерыночных товаров и услуг) для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Общественные блага могут предоставляться для коллективного или индивидуального потребления. К коллективному потреблению относятся, например, государственное управление, оборона, обеспечение законности и правопорядка; к индивидуальному — образование, социальная защита и др.

Денежные фонды, которыми оперируют общественные финансы, формируются как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. Собственные средства сектора государственного управления формируются, главным образом, за счет налогов и отчислений, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися ко всем секторам, и населением, а также за счет доходов от собственности и продажи рыночных услуг. Источниками кредитных ресурсов являются прямые займы у финансово-кредитных организаций и привлечение денежных средств путем выпуска и продажи долговых обязательств — облигаций и др.

Систему финансов сектора общественного управления образует совокупность финансов институциональных единиц государственного управления, включая также финансы муниципального уровня управления. Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов, выпуска продукции и формировании активов и пассивов страны.

Финансы сектора общественного управления традиционно понимаются как инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Формирование ресурсов государственных (общественных) финансов и расходование имеющихся средств в демократических государствах должны осуществляться на основе предпочтений граждан по поводу взимаемых обязательных платежей и получаемых общественных благ. Поэтому формирование бюджетов и других общественных фондов определяется и утверждается представительными органами власти, избранными населением.

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с бюджетом, существенную роль играют внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды имеют, как правило, целевое назначение. В России, в частности, функционируют три вида социальных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджет и внебюджетные фонды являются инструментами, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов и, соответственно, ресурсов между секторами экономики, видами деятельности, территориями, хозяйствующими субъектами, отдельными социальными группами населения и т. д.

В федеративных государствах, к которым относится Россия, в зависимости от уровней управления бюджеты органов власти подразделяются на финансы центрального правительства, финансы региональных органов власти и местные (муниципальные) финансы. Государственные внебюджетные фонды также могут существовать на различных уровнях управления.

Осуществляя посредством бюджета перераспределительную функцию, государство оказывает регулирующее воздействие на экономику, способствуя развитию одних видов деятельности и территорий и сдерживая другие, а также на социальное развитие, обеспечивая доступность для населения основных общественных благ и несколько выравнивая уровень доходов различных социальных групп населения.

До последнего времени финансы рассматривались в основном под углом зрения формирования и расходования денежных ресурсов органов государственного управления и обеспечения их платежеспособности. К операциям, связанным с формированием и расходованием денежных ресурсов, относятся денежно-кредитные операции, при которых одна институциональная единица производит платеж или принимает на себя обязательство, выраженное в денежной форме, а другая институциональная единица получает платеж или другой актив, также выраженный в денежных единицах. К таким операциям относятся, например, приобретение органами государственного управления товаров и услуг, оплачиваемых деньгами, оплата труда государственных служащих, выплаты социальных пособий. Все остальные операции рассматриваются как не относящиеся к денежно-кредитным. В качестве примера можно привести бартерные операции и трансферты в натуральной форме.

Вместе с тем денежные потоки — это лишь составная часть всех потоков ресурсов, с которыми имеют дело субъекты хозяйствования. Поэтому они должны рассматриваться во взаимодействии со всеми другими потоками как важнейший фактор, оказывающий влияние на величину активов. В последние годы все большее внимание привлекают новые аспекты финансовых отношений. Формируется новое понимание государственных финансов. Возрастающая сложность разработки и оценки эффективности государственной политики привела к отказу от рассмотрения финансов только как категории, характеризующей движение денежных средств. Была осознана необходимость отражения в государственных финансах потоков всех ресурсов, составления балансов государственных активов и пассивов и оценки стоимости имущества, находящегося в собственности государства.

Масштабы ресурсов, которыми распоряжается государство, и увеличение их доли в общем объеме ресурсов страны обусловили рост влияния государственных финансов на социально-экономическое развитие страны.

В связи с этим во всех странах осуществляется реформирование системы государственных финансов на основе рекомендаций Международного валютного фонда, принятых в 2001 г. Новая система должна обеспечивать идентификацию, измерение, мониторинг и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики и других видов экономической деятельности. Управление этими операциями должно предусматривать долговременную устойчивость финансово-экономической деятельности. Международным валютным фондом было признано целесообразным отказаться от балансирования поступлений и расходования только денежных средств как центрального звена финансовой системы и увязать движение чисто денежных потоков с движением всех активов, которыми располагает государство.

Согласно новой трактовке государственных финансов они являются не только инструментом формирования и расходования денежных ресурсов, но и инструментом, обеспечивающим формирование всех активов и пассивов органов государственного управления, включая нефинансовые активы и пассивы.

Таким образом, учитывается, что, в конечном счете, устойчивость государственных финансов определяется не только платежеспособностью, но еще в большей мере — чистой стоимостью государственных активов, величиной имущества, владельцем которого оно является, включая нефинансовые активы (основной капитал и др.).

Финансы сектора государственного управления нужно отличать от финансов государственного сектора как более широкого понятия, включающего сектор государственного управления и государственные нефинансовые и финансовые организации. Это обусловлено тем, что нефинансовы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.