Оддвар Ольсен. «Краткая история ордена тамплиеров»
Предисловие
Память о рыцарях тамплиерах продолжает жить. Они остаются исторической загадкой, которую не могут разгадать на протяжении веков.
С одной стороны, тамплиеры – это знаменитые своим благочестием рыцари монахи времен крестовых походов – «белые рыцари» средневекового христианского мира. Они были одаренными дипломатами, умелыми землепашцами и мореплавателями, а также положили начало крупнейшей многонациональной корпорации в Западной Европе того времени (и выполняли функции банкиров, обслуживая королей и других влиятельных лиц).
С другой стороны, ходили слухи, что тамплиеры проводили мистические религиозные ритуалы, были хранителями Священного Грааля и владели утерянными сокровищами Иерусалимского Храма.
Так что же из всего этого относится к фактам, а что к области фантазии? Когда дело доходит до тамплиеров, на этот вопрос всегда сложно дать ответ. Кроме того, часто недооценивают то обстоятельство, что даже во времена существования ордена (1119–1312), «история» и «мифы», связанные с ним, уже стали переплетаться между собой. Время от времени начинали циркулировать невероятные рассказы о крестовых походах и удивительных подвигах рыцарей. Например, в одной из таких сказок об очередной победе тамплиеров в Святой Земле говорилось, что они нашли золото Храма Соломона, Ковчег Завета или древние свитки и реликвии. В то время как одни насмехались над такой явной «ерундой», другие страстно молились за то, чтобы орден возродился и спас мир после суровых испытаний.
Слухи начали распространяться с еще большим размахом, когда стала очевидной неминуемая гибель ордена (в особенности после падения Акры в 1291 году). Как мог самый успешный и богатый орден во всем христианском мире прийти к такому бесславному концу? Казалось, будто тамплиеры потеряли «Господне благословение».
Поскольку центральный архив тамплиеров был трагически утерян, ранняя история ордена нам практически неизвестна, и поэтому теперь, как и тогда, она остается предметом самых разных спекуляций.
Об этом удивительном ордене очень много писали как в старые, так и в новые времена, и его история имеет множество граней и измерений, чисто исторических или умозрительных. В книге, которую мы вам представляем, британский исследователь и издатель Оддвар Ольсен собрал избранные статьи из первых шести выпусков своего журнала «Темпл».
Сборник Ольсена проливает новый свет на исторические события, такие как падение Акры, а также сообщает нам новые сведения об исторических местах, таких как церковь Св.
Михаила в Гарвее. Наряду с этим некоторые авторы сборника обращаются к более запутанным вопросам, таким, например, как вопрос о том, поклонялись ли тамплиеры «голове». Ценным дополнением к этой книге являются две основополагающие статьи об истории франкмасонства. Создавая этот многоаспектный сборник, Ольсен принял во внимание оба существующих подхода к проблеме, исторический и умозрительный.
Я впервые познакомилась с Ольсеном в Вест-Кантри в Англии в 2002 году, после того как я провела там ряд бесед с историками на различные связанные со средневековьем темы, такие как Росслинская часовня, места, связанные с тамплиерами, и легенды о Граале, и прочитала в центре Гластонбери лекцию о средневековых рыцарях тамплиерах, опираясь на материалы своей книги «Тамплиеры и Грааль». На следующий день во время ланча мы случайно встретились с Ольсеном в одном из кафе Гластонбери, и у нас завязалась беседа на интересные нам обоим вопросы, касающиеся рыцарей тамплиеров. В то время журнал «Темпл» еще только появился.
Мне, как ученому, была особенно приятна встреча с таким полным энтузиазма и искренности исследователем, с подлинной страстью к своей работе и горячим желанием основать новый журнал. Мне доставляет огромное удовольствие видеть развитие этого начинания.
Тамплиеры продолжают очаровывать нас более, чем когда-либо, не только доподлинно известными фактами их истории, но также и неувядающими легендами, окружающими их имя. Вероятно, легенда о тамплиерах будет жить вечно. Через 800 лет после основания ордена в XII веке о них все еще пишут во многих весьма популярных книгах по альтернативной истории, таких как «Святая кровь, Священный Грааль», и таких романах, как «Код да Винчи».
Как специалист по истории Средних веков и бывший заместитель куратора частного музейного собрания, выставленного в Росслинской часовне – одном из главных мест действия в романе «Код да Винчи», – я могу с полным основанием утверждать, что все больший интерес вызывает не только Росслин, но и рыцари тамплиеры.
Подобно бессмертным воинам в фильме «Горец», бессмертна память об Ордене Храма. Надеюсь, что избранные статьи из журнала «Темпл», которые мы предлагаем вашему вниманию, несмотря на разные аспекты рассмотрения проблемы, обогатят ваше понимание этого вопроса.
Д-р Карен Ролле
Оксфорд, Англия
28 ноября 2005 года
www.ancientquest.com
Введение
Первый выпуск журнала «Темпл» вышел в свет в августе 2002 года. В этом издании мы надеялись дать авторам и исследователям возможность писать о том новом, что им удалось обнаружить. В первых шести выпусках было опубликовано уникальное собрание статей, и в предлагаемом вашему вниманию сборнике вы найдете солидную выборку из них.
В последнее время о рыцарях тамплиерах было написано множество книг. Эти книги можно разделить на две категории: книги с историческим подходом и книги, в которых основной упор делается на легенды об ордене. В нашем сборнике мы постарались дать слово обоим направлениям.
И конечно же, хотя рыцари тамплиеры являются основной темой этой книги, рассказывая о них, невозможно не коснуться других исторических вопросов, при этом существенно не исказив картину. Такие темы, как предания о Священном Граале, легенды о короле Артуре, розенкрейцеры, катары, теология гностиков, Ренн-ле-Шато, геомантия, мифология и символизм, настолько тесно переплетены с историей тамплиеров, что их невозможно игнорировать.
Изучение истории тамплиеров далеко непростое занятие – мы имеем дело в основном с событиями тысячелетней давности, с теми временами, когда религия все еще владела сердцами людей. Это был мир, совсем непохожий на тот, в котором большая часть человечества живет сейчас. Работа со средне вековыми источниками также представляет трудности, поскольку манера письма в тот период сильно отличалась от современной.
На протяжении истории большинство исследователей считали самым надежным источником информации о том, как был основан орден тамплиеров, архиепископа Акрского Вильгельма Тирского. Его книга «История деяний в Заморских Землях» является одной из важнейших работ по истории Иерусалимского Королевства вплоть до 1180 года н. э. и считается самым исторически достоверным сочинением того времени. (Это поучительное и увлекательное чтение, но это не историческое сочинение в современном смысле слова!) Несомненно, в нем содержится множество фактов, но временами Вильгельм не стесняется навязать свой взгляд на события и людей, принимавших в них участие. Я полагаю, современному исследователю важно не забывать, что описания исторических событий в те времена носили эпический и легендарный характер, а это. в свою очередь, делает необходимым изучение преданий и мифов того периода. Я надеюсь, что, поскольку мы старались учесть все эти аспекты, нам удалось представить более полную картину событий и людей, так или иначе связанных с интересующим нас вопросом.
Впрочем, что касается Вильгельма, то на 1200 страницах своей книги он упоминает тамплиеров нечасто. Тем не менее он остается главным источником информации об основании ордена. Большинство современных авторов приводят полное название вновь сформированного ордена, «Нищенствующие Рыцари Христа и Храма Соломона», именно по его сочинению. Однако не стоит слишком доверять современным авторам, поскольку эта цитата неверна! В первом томе «Истории деяний в Заморских Землях» Вильгельм ясно сообщает, что орден назывался «Братством Воинов Храма, потому что, как мы уже говорили, они квартировались в королевском дворце неподалеку от Храма Господня». (В нашем сборнике орден в большинстве случаев называется «орденом рыцарей тамплиеров».)
Мы надеемся, что, поскольку мы включили в книгу сочинения столь многих авторов, нам удалось представить всестороннее исследование наследия тамплиеров. Возможно, в книге иногда встречаются повторения, но я счел правильным оставить статьи в том виде, в котором они были написаны авторами. В то же время я надеюсь, что разнообразие представленных точек зрения приблизит вас к пониманию сути этого явления. Какие-то из гипотез послужат поводом для дальнейшего исследования, какие-то покажутся противоречивыми. Одни ответят на ваш конкретный вопрос, другие прольют свет на вопросы, которым не уделялось никакого внимания в более ранних работах о тамплиерах! (Дополнительные статьи можно найти на вебсайте «Темпл»: www.thetempIebooklet.co.uk.)
Глава 1
Исторические корни одного рыцарского ордена
Оддвар Ольсен. «Краткая история ордена тамплиеров»
Согласно Вильгельму Тирскому, орден рыцарей тамплиеров, или «Братство Воинства Храма», как он их называл, был основан в 1118 году.
Главными среди девяти рыцарей основателей были почтенный Гуго де Пейн (один из вассалов Гуго Шампанского) и Готфрид де Сент-Омер. Другими семью рыцарями были Андре де Монбар (дядя Бернара Клервоского), Пейен де Мондидье, Ашамбо де Сент-Аман, Жоффруа Бисоль и Ролан. (Все они происходили из благородных французских фамилий и правящих домов Фландрии.) К ним также присоединились Гондемар и Росаль из цистерцианского ордена св. Бернара.
Прибыв в Святую Землю, они предстали перед Младшим братом Готфрида Бульонского (принявшего титул короля Болдуина II Иерусалимского), который предоставил недавно основанному ордену казармы, принадлежавшие мечети Аль-Акса (которая была расположена на месте знаменитых конюшен при Храме Царя Соломона). Миссия тамплиеров, как утверждается в «Истории деяний в Заморских Землях» Вильгельма Тирского, состояла в том, чтобы: «…обеспечивать безопасность на дорогах и трактах… уделяя особое внимание защите пилигримов…».
В 1128 году, на соборе в городе Труа, во французской области Шампань, рыцарей тамплиеров приветствовал Св. Бернар Клервоский. Тогда же они получили свой «Устав Рыцарей Тамплиеров». Устав даровал им полную независимость, и в дальнейшем они должны были отчитываться в своих действиях только перед Папой и Господом.
Папа официально одобрил существование ордена в 1139 году буллой «Omne Datum Optimum». С этого времени на рыцарей полился золотой дождь в виде земельных и денежных пожертвований со стороны королей, принцев и прочей знати – не только во Франции, но во всей христианской Европе.
Следуя обетам целомудрия, бедности и беззаветной преданности ордену, рыцари тамплиеры подчинялись самой жесткой дисциплине. Все стороны их жизни регламентировались в соответствии с требованиями цистерцианского устава. Например, рыцари коротко стригли волосы и не брили бороды. Они одевались в простое платье либо белого (для рыцарей, чтобы показать их духовную чистоту), либо коричневого (для братьев более низкого ранга) цвета.
Позже возникли дополнительные требования. Например, в 1146 году Папа Евгений издал декрет о том, что рыцари тамплиеры должны носить красный крест (мальтийский крест) на левой стороне груди. Также они должны были препоясываться веревкой, чтобы она напоминала о данном ими обете целомудрия.
К концу XIII века тамплиерам принадлежало по меньшей мере 870 замков, прецепторий и домов по всему христианскому миру. Орден приобрел часть своих богатств, обеспечивая защиту знатным феодалам. Кроме того, рыцари изобрели первые банковские чеки. Таким образом, вместо того, чтобы возить с собою большие суммы денег, опасаясь ограбления, можно было оставить деньги в одной прецепторий и получить их в другой. Выгодами такого безопасного перемещения средств пользовались не только состоятельные пилигримы, но также служители церкви, знать и короли.
Рыцари тамплиеры применили свою мудрость и умения для того, чтобы построить множество великолепных готических соборов. Познания членов ордена в священной геометрии и символизме видны в Шартрском соборе, в соборе Нотр-Дам и других чудесах архитектуры. В добавление к этому влияние архитектурного плана Гроба Господня (в Иерусалиме) можно увидеть в классических круглых церквях тамплиеров, архитектура которых основывалась на октагональной геометрии.
Однако дни славы тамплиеров были сочтены. В 1187 году великий мусульманский военачальник Саладин вновь захватил Иерусалим. И даже несмотря на то, что один за другим были предприняты новые крестовые походы, христиане так и не смогли возвратить себе контроль над Иерусалимом. После падения Акры (1291 год), последнего оплота тамплиеров в Святой Земле, рыцари тамплиеры, по-видимому, должны были сменить свою основную задачу.
Так что же рыцари тамплиеры делали в Святой Земле? И насколько хорошей была защита, которую эти девять рыцарей могли предложить на опасных путях пилигримам? Эти вопросы, в самом деле, представляют большой интерес. К несчастью, тамплиеры не были большими любителями вести записи, поэтому осталось очень мало письменных свидетельств (в действительности до нас дошло всего лишь несколько разрозненных записей, и они в основном касаются сделок с землей и имуществом). Сохранилось несколько текстов живших в то время авторов, но в них главным образом речь идет об участии тамплиеров в различных сражениях.
Девять рыцарей основателей, миссия которых состояла в том, чтобы обеспечивать безопасность пилигримов на дорогах и трактах, имели весьма благородные намерения. И все же, девять рыцарей, какими бы отважными и опытными в военном деле они ни были, не выстояли бы в сражении против тысяч пламенно ненавидевших христиан сарацинов!
Что нам действительно известно, так это то, что рыцари тамплиеры довели до конца некие исследования под Храмом Соломона. Во время раскопок 1867 года (проводившихся лейтенантом Уоренном из Королевских инженерных войск) было зарегистрировано несколько находок, в том числе шпора, остатки копья, тамплиерский крест и обломок тамплиерского меча.
Утверждалось также, что тамплиерам принадлежал Медный Свиток – один из Свитков Мертвого моря, найденных в Кумране. В Медном Свитке перечисляются места захоронения сокровищ Храма Соломона. Нашли ли тамплиеры какие-нибудь сокровища, и ставили ли они перед собой такую задачу?
За год до начала судебного преследования тамплиеров король Филипп Красивый хотел присоединиться к ордену, но рыцари Храма отказали ему в принятии в свои ряды. К этому времени король был должен ордену крупную сумму денег. Гонения не заставили себя долго ждать. Ходили слухи, что тамплиеры служат черные мессы в полночь, поклоняются загадочной бородатой голове и оскверняют крест. Королем был заранее подготовлен длинный список обвинений.
В пятницу 13-го, в октябре 1307 года, Великий Магистр Жак де Моле и еще 60 рыцарей тамплиеров были схвачены и брошены в тюрьму в Париже, одновременно с другими 15 000 членами ордена во Франции. В течение нескольких лет пленники подвергались пыткам. Многие полагают, что именно по этой причине пятница 13-е считается неудачным днем.
14 марта 1314 года Жак де Моле и Жофруа де Шарне были сожжены на медленном огне на острове Жавьо (недалеко от собора Нотр-Дам в Париже). Имеются записи о том, что перед смертью Жак де Моле предсказал скорую гибель короля и Папы. Оба умерли в течение года.
Было ли это концом тамплиеров? Истории ордена посвящено множество томов, поэтому я вкратце пересказал основную канву событий для пользы тех читателей, кто мало знаком с этим вопросом. Вместо того чтобы снова повторять все сказанное ранее до нас, мы, в дальнейшем изложении, остановимся на различных аспектах наследия тамплиеров, не получивших столь подробного освещения. Например, продолжил ли орден свое существование и после 1314 года?
Кроме того, об ордене тамплиеров было высказано несметное число фантастических утверждений. Некоторые из них весьма туманны и сомнительны, как, например, утверждение, будто тамплиеры были почитателями дьявола и поклонялись загадочной голове! Была ли это голова Св. Иоанна Крестителя? Другие вопросы касаются того, что же нашли тамплиеры, занимаясь раскопками под легендарным Храмом Соломона. Есть ли какая-то доля правды в том, что они якобы владели Священным Граалем и, возможно, Ковчегом Завета? Произошло ли масонство от тамплиеров? Что связывает их с Марией Магдалиной?
Хотя ответ на некоторые из этих вопросов, возможно, никогда не будет найден, вплеск интереса к изучению тайн рыцарей тамплиеров позволяет нам надеяться на прогресс в этой области исследований.
Глава 2
Годфрид Бульонский и начальная пора ордена
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.