Здавалка
Главная | Обратная связь

Сэнди Хамблетт «Первые тамплиеры»



Происхождение тамплиеров в целом полностью покрыто завесой тайны. Немногое известно о рыцарях-основателях, и даже то, что известно, кажется весьма неопределенным.
Малькольм Барбер и Кит Бейт, вероятно, были правы, подчеркнув разницу между зарождением ордена и гибелью рыцарей Храма. Как они утверждают в своей работе «Тамплиеры: избранные источники», «существует разительный контраст между туманом, окутывающим появление тамплиеров, и огромной оглаской, которой была предана их ужасающая гибель». Почему зарождение тамплиеров должно было так резко отличаться от их исчезновения с исторической сцены?
По мнению некоторых историков, когда Гуго де Пейн и Готфрид де Сент-Омер обратились к Болдуину I, они едва ли ясно представляли себе общие черты своей будущей организации. Они хотели, как об этом часто сообщается, создать орден, который помогал бы защищать пилигримов, посещающих Иерусалим.
Но должны ли мы в самом деле верить, что Гуго и другие его восемь товарищей сами по себе решили осуществить это предприятие? Если нет, то когда и как они пришли к этому решению? Действительно, почему они взялись за такую рискованную затею?
Как уже было упомянуто, Болдуин I, король Иерусалима, удовлетворил просьбы тамплиеров и предоставил им мечеть Аль-Акса в качестве резиденции. Может показаться удивительным, в свете ранее упоминавшихся фактов, что король Иерусалимский выполнил пожелания девяти совершенно неизвестных рыцарей и даровал им штаб-квартиру в столь знаменитом месте. В некоторых источниках утверждается, что именно Гуго де Пейн – известный как «младший» из знатных уроженцев Шампани – обратился к Болдуину. Но это все, что известно о де Пейне, и это больше того, что мы знаем о других рыцарях-основателях!
Также утверждается, что рыцари Храма (так стали их именовать) охраняли в Иерусалиме Гроб Господень. Причина, по которой начало истории тамплиеров могло быть окутано тайной, состоит, возможно, в том, что их деятельность в первые девять лет была секретной и не должна была разглашаться.
В прошлом я высказывал предположение, что орден тамплиеров в действительности возник за 20 лет до того, как Гуго и его рыцари обратились к Болдуину I. Эти идеи выражались и другими авторами, считавшими, что за рыцарями Храма стояло «тайное общество». Это не так уж невероятно, как кажется. Возможно, задачи и деятельность первых рыцарей подтверждают существование какой-то сплоченной организации, которая руководила их действиями. Вероятно, в этом «тайном обществе» не было ничего «зловещего» (вопреки обыкновению приравнивать «тайное общество» к разнообразным заговорам, которое свойственно нашей современной культуре).
Среди тех, кто высказывался по этому вопросу, есть «оккультные» историки, такие как Артур Вэйт и Альберт Мэкей. Вэйт говорит о группе людей, стоявших за тамплиерами, называя их «знатоками магии» и фактически цитируя Мэкея – известного историка масонства, – который утверждает, что ступени Розы и Креста у масонов были учреждены Готфридом Бульонским в Палестине в 1100 году.
Даже в литературе, посвященной Граалю (особенно в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха), можно различить два уровня в тамплиерской иерархии. Эшенбах проводит разграничение между обычными рыцарями-тамплиерами (воинами-монахами) и тамплиерами – хранителями Грааля, символом которых служит изображение голубя. Судя по всему, святым покровителем ордена была св. Одилия. По имеющимся сообщениям, Одилия жила между V и VI веками, а ее мать звали Бересвиндой. Мать Одилии была внучкой Дагоберта I, а также сестрой Дагоберта II. Здесь мы, возможно, нападаем на следы хранителей Грааля, связанных с рыцарями Храма и родом Меровингов.
В таких книгах, как «Святая Кровь, Священный Грааль» Майкла Бейджента и его соавторов, можно найти головокружительную смесь легенд, окружающих тамплиеров, Грааль и Меровингов. И хотя я не хочу углубляться в сравнительные достоинства такого рода произведений, тем не менее необходимо помнить, что Готфрид Бульонский происходил от Меровингов по материнской линии (Иды Лотарингской).
Как упоминалось ранее, Мэкей полагает, что Готфрид собрал рыцарей в Палестине в 1100 году. Вэйт добавляет, что эта группа перебралась в Европу в 1188 году, после «неприятностей в Палестине».
Вильгельм Тирский утверждал, что орден тамплиеров был создан девятью французскими рыцарями в 1118 году. Но недвусмысленные свидетельства, которые предоставляют Бейджент и его соавторы (в книге «Святая Кровь, Священный Грааль») относительно времени создания ордена тамплиеров и политики первых тамплиеров в вопросе принятия новых членов, убеждают меня, что Вильгельм был неправ, считая моментом основания 1118 год. Кажется более вероятным, что на самом деле тамплиеры появились около 1111 года.
В поддержку этого утверждения я приведу самое важное доказательство, касающееся присоединения к ордену графа Анжуйского (которое, по имеющимся данным, произошло в 1120 году). Раз орден не принимал никаких новых членов в первые девять лет своего существования, то принятие графа в 1120 году означает, что тамплиеры возникли по крайней мере в 1111 году. В действительности приводились и более ранние даты создания ордена. Например, между 1135 и 1140 годами, Симон, монах Сен-Бертинского монастыря в Сите, датировал это событие 1099 годом. Епископ Ансельм тоже писал в 1145 году о происхождении тамплиеров и предлагал ту же дату – 1099 год.
В добавление к хорошо известным сообщениям о происхождении тамплиеров, авторами которых были хронисты, подобные Вильгельму Тирскому, имеется также еще одно известие, в котором приводятся подробности учреждения ордена и на которое не обратили внимание многие историки. Этими сведениями мы обязаны человеку по имени Бернард Казначей. Бернард был монахом в Корби, и его сообщение, судя по всему, скопировано с более раннего источника. (Этот источник считается принадлежащим перу некоего Эрнула, который был слугой Балиана д'Ибелина в 1187 году. Однако, хотя Эрнул не был очевидцем событий, которые он описывал, он тоже, как кажется, передавал сведения значительно более раннего источника.)
Сегодня существует несколько неотамплиерских орденов, которые расходятся между собой во взглядах на историю своих «предков». Например, «Рыцари ордена Богоматери Сионской» утверждают, что орден рыцарей тамплиеров был основан в Святой Земле в 1099 году Готфридом Бульонским и братом Гуго де Пейном (или же графом Шампанским). Заявляя, будто они являются наследниками Ордена Храма, они вместе с тем называют одним из его основателей Готфрида Бульонского!

Таким образом, мы имеем повторяющиеся, но противоречащие друг другу даты и имена, касающиеся создания ордена рыцарей тамплиеров. У нас есть 1099, 1111 и 1118 годы. Связующей нитью во всей этой неразберихе всегда оказывается Готфрид Бульонский. Так почему же в этом вопросе так много путаницы?
Действительно ли Готфрид Бульонский имел отношение к созданию рыцарского ордена, после того как он покорил Святую Землю и отвоевал Гроб Господень у неверных?
В самом деле, у нас есть основания полагать, что Готфрид учредил в Святой Земле некий орден (а именно Орден Гроба Господня). Судя по всему, он собрал вокруг себя 12 рыцарей – и эти рыцари должны были защищать собрание каноников, которые отправляли службы у Гроба Господня, когда туда прибыл Готфрид со своей армией.
Многие комментаторы готовы допустить, что именно Готфрид Бульонский создал Орден Гроба Господня. Все сходятся во мнении, что существовал некий религиозный орден (каноники Гроба Господня), живший по уставу Святого Августина, который должны были защищать новые рыцари (под предводительством Готфрида). Никто не высказывал предположений, что объединение самих каноников могло носить военный характер. Здесь, однако, интересно отметить, что эти каноники, судя по всему, были так или иначе связаны с военными орденами, а также с отдельными личностями, поставившими перед собой задачу защищать пилигримов и Гроб Господень. Например, рыцарь по имени Паганус получил от каноников Храма здание вербовать людей из числа приезжающих рыцарей. Судя по имеющимся у нас данным, каноники Храма и Орден Гроба Господня тесно сотрудничали.
Готфрид Бульонский учредил свой орден в 1099 году, и вполне естественно, что он назвал его Орденом Гроба Господня, поскольку именно ради отвоевания этой святыни предпринимались крестовые походы. Следовательно, рыцари защищали Гроб Господень в течение 20 лет. А затем в 1122 году Папа Калликст выпустил буллу, в которой они объявлялись «светским религиозным обществом», охраняющим Гроб Господень и город Иерусалим. Основываясь на этом свидетельстве, я полагаю, что орден был впервые учрежден около 1100 года – очень близко к ранее приводившейся дате (1099 год).
Как только Готфрид Бульонский освободил Гроб Господень, он разместил свою резиденцию на Горе Сион, в стенах Башни Давида. В действительности недавние исследования наводят на мысль о том, что истоки тамплиеров могут скрываться в связях, установившихся у рыцарей с канониками Гроба Господня, и что в 1120 году они получили разрешение организовать отдельное сообщество. Некоторые другие исследователи считают, что между Готфридом Бульонским, Гробом Господним и оберегавшим его клиром существовала прямая связь. Возможно, именно эта организация могла быть известна под названием Milites Christi (Воины Христовы) или Milites Sancti Sepulchri (Воины Святого Гроба Господня). Высказывалось предположение, что некие «люди с запада» (свита Готфрида?) отделились от Ордена Гроба Господня, чтобы сформировать военный орден.

Бернард Казначей без колебаний отождествлял этих людей с первыми тамплиерами. Бернард даже упоминает, что они носили в качестве знака отличия Красный Крест (похожий на эмблему Гроба Господня).
Я отстаиваю ту точку зрения, что Готфрид Бульонский, освободив Гроб Господень, поместил у святыни своих рыцарей (так же как своих каноников) – об этом имеются исторические свидетельства – в качестве военной охраны. Приблизительно 20 годами позже из этой стражи возникли рыцари тамплиеры. Эта гипотеза кажется тем более вероятной, если мы примем во внимание, что в сообщении Бернарда Казначея о создании ордена тамплиеров Гуго де Пейну не приписывается никакой инициативы. Бернард также не упоминает ни о какой бы то ни было определенной причине создания ордена, ни о ставившихся перед ним задачах, вроде защиты пилигримов.
Бернард особо подчеркивает связь тамплиеров с Гробом Господнем. К этим связям относятся те факты, что литургия тамплиеров представляла собой литургию Храма Гроба Господня, а во «французском уставе» (датируемом 1140 годом) эта служба именуется «l'ordinaire del Sepulchre», и что особая манера, в которой тамплиеры строили свои церкви – часто бывшие полигональными, – также воспроизводит архитектуру этого храма.
Теолог XVIII века, Иоганн Август Штарк, предположил, что тамплиеры со временем, с разрешения Папы, получили право назначать своих священников. Штарк утверждал, что эти священники были «внутренним орденом» ордена тамплиеров и что они происходили «напрямую от каноников Гроба Господня». Любопытно, что теолог XVIII века обладал той информацией, которую современные историки только сейчас начинают осмыслять и вводить в научный обиход! Я полагаю, что знать и рыцари, которые сопровождали Готфрида Бульонского, были теми же рыцарями, которых он собрал вокруг себя у Гроба Господня. Священники, пришедшие с ним – позднее поселенные в Храме Гроба Господня, – вероятно, составляли настоящий «внутренний орден» рыцарей тамплиеров, а может быть, и заложили основу самого ордена.
В литературе можно встретить упоминания о предполагаемой связи тамплиеров с Гробом Господнем и Готфридом в пределах Шато (в особенности в работах Делу и Бретиньи). Интересно, что современные исследования, возможно, подкрепляют эти предположения.
Основой связей между этими людьми и Готфридом Бульонским являются кровные узы, и здесь стоит заметить, что Готфрид был избран «Правителем Иерусалима» и фактически королем Иерусалимским, поскольку принадлежал к священному роду Меровингов. Основатели ордена тамплиеров, весьма вероятно, подчинялись Готфриду, а возможно, и входили в его окружение. О самом Готфриде известно, что он сделал своим опорным пунктом Башню Давида на Горе Сион, построив там аббатство, а затем укрепив прочие находившиеся там постройки.
Вам может показаться, что все эти предположения о тайне, окружавшей Готфрида Бульонского, и о создании им ордена относятся к области фантазии. Если это так, то мне следует отоспать вас к историку и современнику первых крестовых походов Альберту Аахенскому. Он упоминает о существовании некой организации, которая называется domus Godefridi, clientele Godefridi, или domus ducis (дом Готфрида, люди Готфрида или дом герцога). Как предполагает Алан Мюррей в своей книге «Иерусалимское королевство крестоносцев», «это название могло скорее обозначать ближайшее окружение Готфрида, чем силы франков в целом».
Члены этой группы, вероятно, составляли основные кадры, с помощью которых Готфрид осуществлял управление королевством. Они также способствовали восхождению на престол его брата, Болдуина I (что любопытно, если учесть, что это был тот самый Болдуин, который позднее предоставил тамплиерам их штаб-квартиру – возможно, он всего лишь исполнял планы Готфрида). Судя по всему, происхождение Domus Godefridi почти так же неясно, как и происхождение самого Гуго де Пейна. Альберт Аахенский, однако же, называет состав части этой группы. Как сообщает Альберт, в нее входили священники высокого ранга. В ней также состояли знатные рыцари из Лотарингии, и еще другие люди, которые представляются тем или иным образом связанными с Готфридом – если не кровные родственники, то, по крайней мере, близкие товарищи – весьма вероятно, уроженцы владений, которые принадлежали Готфриду в Лотарингии.
Я полагаю, что эти каноники и рыцари в дальнейшем и стали рыцарями тамплиерами. Известия о существовании ордена, вероятно, распространялись в кругу знати и родственников уже вступивших в него членов. Когда Бернард Клервоский боролся за официальное одобрение и признание устава тамплиеров, в их рядах уже были рыцари из Шампани, Бургундии и родных земель Готфрида Бульонского.
Может ли быть так, что исторически известные основатели ордена тамплиеров составили единое общество с этими первыми тамплиерами, узнав о них через семейные связи? Если дело было именно так, то, возможно, их следует считать фиктивными учредителями ордена, тогда как, на самом деле, они только осуществляли планы, замысленные Готфридом Бульонским приблизительно 20 годами раньше.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.