Здавалка
Главная | Обратная связь

Оддвар Ольсен. «Аббат Анри де Блуа, тамплиеры и священный Грааль»



Анри де Блуа был племянником короля Генриха I (брата Стефана Шампанского, а позднее короля Англии с 1135 по 1159 год). Принц Анри по материнской линии был внуком Вильгельма Завоевателя и сыном дочери последнего (Аделы) от Стефана де Блуа.
Отец Анри умер во время крестового похода в Разес, когда сыну было только два года. О детстве Анри почти ничего не известно. Однако в некоторых источниках утверждается, что его прозвали «мудрец» (так как казалось, что он знал и помнил все, что когда-либо услышал) и что он провел несколько лет в знаменитом монастыре Клюни в Бургундии.
В возрасте 23 лет Анри был назначен Приором монастыря Монакьют в Сомерсете, где его дядя, король Генрих Боклерк, планировал создать большое королевское аббатство. К этому времени Анри де Блуа завершил свое обучение семи наукам – тривиуму (грамматике, риторике и логике), квадривиуму (геометрии, арифметике, музыке и астрономии), а также архитектуре.
В 1126 году, в возрасте 29 лет, Анри был назначен аббатом Гластонбери. Там он нашел полуразрушившееся аббатство и монахов, которые нуждались даже в вещах самой первой необходимости. Аббат Анри немедленно принял меры, показав себя великолепным администратором и архитектором.
Убежденный в преимуществах централизованного управления и прочного экономического положения, он восстановил и отреставрировал монастырь и особняки в Меллсе, Аффкулме, Камертоне, Дамерхэме и в селениях Систон, Эшкотт, Педвелл и Мурлинч. Он также построил замки в Фарнхэме, Даунтоне и Таунтоне и курировал строительство в Мертоне, Вулвси и Уолтхэме.
В одном только Гластонбери он построил звонницу, дом для собраний, крытую галерею, уборную, трапезную, общую спальню, красивейшее здание под названием «Кастеллум», с очаровательными воротами из тесаного камня, пивоварню и конюшни на большое количество лошадей. Кроме того, он расширил библиотеку Св. Дунстана.
К 1143 году, по свидетельству «Книги Страшного Суда», аббатство Гластонбери превратилось в «богатейшее в Англии». Анри понадобилось только 17 лет, чтобы сделать из аббатства Гластонбери одну из достопримечательностей Англии. Оно также постепенно становилось центром паломничества и интеллектуальной жизни для всего остального мира. Всего лишь через три года после того, как Анри был назначен аббатом Гластонбери, он стал епископом Винчестерским. В прекрасном соборе города Винчестера он выделил часть южного трансепта для хранения бесценных реликвий. Он также спроектировал внутреннюю планировку восточной части собора, где хранились мощи Св. Свитуна, в том числе и Священную Яму под мощами, куда пилигримы могли забираться с тем, чтобы быть ближе к целебным силам (которые, как считалось, исходили от мощей святого). Иллюстрированная Винчестерская Библия также создавалась под патронажем епископа Анри (хотя и не была закончена до его смерти).
Одним из лучших зданий, построенных епископом, стал Госпиталь Сент-Кросс на окраине Винчестера. Несколькими годами позже Анри сделает хранителями этого здания рыцарей тамплиеров. Госпиталь Сент-Кросс – это старейшее из существующих в Британии благотворительных учреждений. Оно было построено между 1133 и 1136 годами и посвящено «13 несчастным, настолько слабым и лишенным сил, что они едва могли или даже совсем не могли держаться на ногах без посторонней помощи». А для пилигримов нашего времени – это гостеприимное место, где они могут дать отдых своим уставшим ногам и получить свое Угощение Путника (кружку пива и кусок хлеба, которые выдаются в Домике Сторожа).
Король Стефан (брат Анри) и королева Матильда были величайшими благодетелями тамплиеров. Они даровали им землю в Лондоне, Линкольне, а также самое крупное владение тамплиеров в Англии, Крессинг и Витхэм (1400 акров).
Тамплиеры придавали большое значение месторасположению своих особняков и прецепторий. Многие были построены на месте древних святилищ, на холмах или рядом со священными колодцами. Однако тамплиеры выбирали места и исходя из практических соображений. Например, от Сент-Кросса был один день пути верхом до места последнего ночлега в Англии (в Холи-Род в Саутгемптоне), где на следующее утро тамплиеры садились на корабли, чтобы отплыть в крестовый поход к Святой Земле.
Тамплиеры приобретали все больше связей, и Анри предоставил им пурбекский мрамор для отделки их главной резиденции в Англии (лондонской церкви Темпл). Епископ Винчестера был первым, кто использовал пурбекский мрамор в Англии. Этот материал был настолько тверд, что его очень сложно обрабатывать. (Возможно, Анри научился работать с пурбекским мрамором во время своих путешествий в Рим, а также, весьма вероятно, привез оттуда римских каменщиков.) Нам хорошо известно о его склонности к эстетизму – об этом рассказывается в «Сказании о чудесах города Рима» магистра Григория Английского, где даются описания приобретенных Анри знаменитых статуй, античных и языческих. К несчастью, ни одна из них, насколько нам известно, не сохранилась.
Анри был покровителем великих писателей, одним из них был архидьякон Геральд Камбрийский, участник крестовых походов и автор, по крайней мере, 17 книг, а другим – прославленный Вильгельм Мальмсберийский. В книге «О древностях церкви Гластонбери», которую он посвятил Анри, Вильгельм Мальмсберийский пишет, что «этот монах, которого он знал лично и которому он в действительности служил, был человеком скромным, ученым и прекрасным писателем». Анри лично подарил Гластонберийской библиотеке около 60 книг. Он заказывал копии таких книг, как «Естественная история» Плиния, книга Еноха, а также трудов Оригена, Св. Иеронима и Св. Августина. Среди подаренных книг были не только обязательные тогда для изучения произведения Беды Достопочтенного, Алкуина и Альдхельма, но и медицинские трактаты, жизнеописания святых, учебники греческого, латыни и риторики. Кроме этого основного фонда, библиотеке досталось также любопытное собрание старинных книг, теперь уже полностью или частично утерянных, которое Джон Гластон позднее назвал «Ветустиссими» (древнейшие). Ветустиссими назывались древние книги, переписанные еще до завоевания Англии норманнами, главным образом под активным руководством Св. Дунстана. Анри изучал книгу Св. Дунстана, в которой говорится о колдовстве, борьбе с Дьяволом, алхимических формулах и загадочной гностической книге «Органум» или «Примум Органум».
Стоит упомянуть также о том, что сборник валлийских преданий Мабиногион, который, по мнению некоторых ученых, был написан около 1060 года, был переведен на английский в скором времени после вступления Анри в должность. Эти рассказы, судя по всему, являются первыми письменными источниками, в которых повествуется о короле Артуре, его деяниях, круглом столе и поисках Священного Грааля.
Один из первых романов цикла о Граале называется «Благородная История Священного Грааля». Эта удивительная книга проводит читателя через лабиринт загадочных легенд. Автор описывает земли Гластонбери настолько подробно, что, вероятнее всего, он являлся местным жителем и был человеком, глубоко знавшим фольклор и эзотерическую мудрость. Если это так, то вполне возможно, что этот великий роман о Граале написал сам Анри де Блуа.
Уже в XX веке Кэтрин Молтвуд, рисуя иллюстрации к «Благородной Истории Священного Грааля», обнаружила, что, как писал Джон Ди, в Гластонбери находится изображение зодиака, представлявшее собой огромный круг из гигантских изваяний, 10 миль в диаметре и 30 по периметру, очерченный холмами и речными потоками. (Молтвуд попросили нарисовать карту маршрута поисков Грааля королем Артуром в окрестностях Авалона.) 12 знаков зодиака создавались на протяжении веков людьми, строившими по определенному плану дороги и каналы, а в узловых точках возводившими курганы, крепости и земляные террасы.
Молтвуд не остановилась даже перед заявлением, что этот зодиак был построен шумерами, когда они прибыли в Британию тысячи лет назад, и что рыцари тамплиеры работали над ним все то время, что они жили в Гластонбери.
Если мы приглядимся к семье Анри и его родственникам, то увидим еще более тесную связь с Граалем. Его двоюродный брат Теобальд был женат на дочери Элеоноры Аквитанской, Марии (покровительницы Кретьена де Труа). Поскольку Анри де Блуа также оказывал покровительство Кретьену, мы имеем право предположить, что Анри мог знать о легендах Грааля и даже мог быть одним из ранних авторов каких-то произведений из этого цикла. (В объяснении к «Роману о Граале», написанном Кретьеном, авторство одной из первых книг о Граале приписывается некому мастеру Блиси – что может быть искаженным вариантом произношения фамилии Блуа.)
Считается, что латинскую версию «Благородной истории Священного Грааля» создал монах из Гластонбери. Кретьен был очень близок к Элеоноре Аквитанской и ее дочерям, и, по его же словам, они сами поручили ему переложить книгу о Граале на стихотворный лад и зачитывать ее при дворе.

Если мы проследим за дальнейшим процессом создания легенд о Граале, то обнаружим удивительные подробности. Элеонора вышла замуж за Генриха II. Говорят, что во время поездки короля в Уэльс некий мудрец указал Генриху точное место в Гластонбери, где следовало начать поиски. Когда на участке земли между двумя пирамидами в 1191 году были проведены раскопки, там были обнаружены останки короля Артура и королевы Гвиневеры. Из всего вышесказанного следует, что легенды о Граале распространялись очень узким кругом лиц, тесно связанных друг с другом. Семья Генриха ведет свой род от Теобальда Плута, человека, захватившего в VIII веке Шартр, который был центром культа Священной Матери. Здесь находилось одно из примерно 200 святилищ Черной Мадонны, обнаруженных на территории Франции (большая часть которых относится к XI и XII векам). Возможно, поклонение Черной Мадонне восходит к древнему культу священного женского начала. (Этот культ ожил вместе с появлением труверов и трубадуров в начале XII века. Их проза и поэзия, воспевавшие рыцарскую любовь и рыцарские идеалы, служили для посвященных выражением тайной традиции древности.) Легенда о Граале пользовалась в тот период огромной популярностью, а Кретьен, по всей видимости, занимал тогда довольно важное положение. (Мы уже упоминали о том, что первый из романов о Граале был написан Кретьеном де Труа, а ведь именно на Соборе в Труа тамплиеры обрели устав, написанный Св. Бернардом. Анри де Блуа также жил в этих местах.) В XI веке по всей Европе преследовали и убивали евреев, но было несколько мест, где они могли найти прибежище. Одним из таких приютов стал Труа. Графы Труа благоволили к евреям, и после 1070 года там было учреждено несколько каббалистических школ. Наряду с комментариями раввина Раши к Библии и Талмуду, там особенно ценились две книги, «Сефер Йецира» и «Бахир». По легенде, сам Бог продиктовал «Сефер Йециру» Аврааму, чтобы человечество узнало о таинстве сотворения Мира. Мне кажется, можно усмотреть сходство между каббалой, картами Таро и символикой, лежащей в основе готической архитектуры. Однако вполне уместен вопрос: в самом ли деле легенды о Граале скрывают какие-то «тайны»? Посредством историй и поэм о великих героях посвященные сохраняли и передавали знания от учителя к ученику. Вильгельм Мальмсберийский обнаружил указания на некую великую тайну в геометрическом орнаменте церковной мозаики в аббатстве Гластонбери. Архитектор и археолог Фредерик Блай Бонд, проводивший там раскопки в XIX веке, также намекал на то, что аббатстве имеется высеченное в камне изображение астрологического «колеса посвящения». Может быть, источник легенд о Круглом Столе? И не был ли ритуал посвящения в рыцари тамплиеры повторением пути поисков Грааля? Поскольку епископскую кафедру в Винчестере занимал Анри де Блуа, то совсем не кажется удивительным, что именно там находится Круглый Стол, законченный приблизительно через 70 лет после смерти Анри, в 1171 году. Это дубовый стол 18 футов в ширину, толщиной почти 3 дюйма и весом больше тонны – прекрасный образец мастерства ремесленников XIII века. Теперь он выставлен на обозрение в Большом Холле в Винчестере. (Первое упоминание о Круглом Столе в литературе мы находим в «Романе о Бруте» Роберта Вайса, написанном в 1115 году. По словам автора, король Артур усаживал своих рыцарей за круглый стол, чтобы между ними не возникало споров о первенстве.) Во время раскопок на могиле Анри де Блуа в Винчестере была обнаружена небольшая голова из слоновой кости, а рядом с ней чаша. Это именно те священные предметы, которые играют такую большую роль в легендах о Граале и мифах тамплиеров: чаша, или Священный Грааль, и «голова», по слухам почитавшаяся тамплиерами. Кит Лейдлер в книге «Голова Бога» высказывает предположение, что обезглавлен был не только Иоанн Креститель, но и Иисус, и что обе эти головы хранились тамплиерами. Элизабет Дженкинс в «Загадке короля Артура» пишет следующее: «В „Персевале или Романе о Граале" Кретьена де Труа есть пролог под названием „Разъяснение", написанный другой рукой. В нем говорится, что „Господин Блии (Анри де Блуа) был человеком, знавшим все истории о Граале"». Недавно я натолкнулся на указания, подтверждающие гипотезу о том, что именно Анри де Блуа, а не аббат Роберт Винчестерский, как об этом сообщается в других источниках, первым начал разыскивать могилу короля Артура. В Британском музее есть декоративный диск, на котором изображен Анри де Блуа, приносящий дары Богу. На левой стороне диска ангел держит чашу (возможно, потир или, может быть, Священный Грааль?). Эта темно-красная с желтым чаша ярким пятном выделяется на верхней части диска. Надпись на диске гласит: «Дарящий может последовать за приношением на небеса; но не сразу, чтобы Англия не рыдала; в войне и мире, смуте и спокойствии, полагайтесь на него». //-- Послесловие – 3 августа 2005 года --// Приблизительно в таком виде статья появилась в августовском выпуске журнала «Темпл» за 2002 год. С тех пор я провел много времени в поисках дополнительной информации об этой выдающейся личности. Дело в том, что по неизвестным мне причинам большинство авторов, пишущих о древности, легендах Грааля и тамплиерах, по всей видимости, совершенно игнорировали Анри де Блуа. Я лично полагаю, что он сыграл гораздо большую роль в истории Грааля, чем принято считать. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь пару моментов, обративших на себя мое внимание. Первый касается цитаты из книги Элизабет Дженкинс «Загадка короля Артура» о том, что Блии был человеком, «знавшим все истории о Граале». Дженкинс считает, что речь идет о валлийце по имени Блеери (жившем с 1100 по 115Ö год), и, по ее мнению, именно его имеет в виду Геральд Камбрийский под именем Блиис. (В то время, когда я писал эту статью, в моем распоряжении была только половина цитаты – после того как я прочитал весь тест, я счел необходимым дать некоторые разъяснения.) Мы также не можем быть до конца уверены в том, действительно ли останки, найденные в могиле из пурбекского мрамора внутри Винчестерского Собора, принадлежат Анри де Блуа. Николас Райелл в своем исследовании, опубликованном Хемпшир Пейперс, утверждает, что в этой могиле может быть упокоен прах Вильгельма Рыжего. Всего лишь пару недель назад я натолкнулся на одно свидетельство, возможно подтверждающее мою гипотезу. В одном старом путеводителе по аббатству Гластонбери написано: «Леланд, который видел могилу, говорит: „В изголовье могилы Артура лежал аббат Генрикус, (Анри де Блуа) и распятие: внизу фигура Артура; крест на могиле; и два льва в изголовье, а два в ногах"». Когда или почему этот отрывок был изъят из современных путеводителей, я пока не сумел установить. Однако если ему верить, то, по крайней мере, связь Анри де Блуа с легендами о Граале можно считать установленной. Возможно даже, что он и был тем самым «знаменитым сочинителем», автором произведения, на основе которого Кретьен создал свой «Роман о Граале»! Юрий Литч. «Голова на блюде» Поскольку тайны, окружающие Священный Грааль, продолжают ставить исследователей в тупик, я считаю необходимым рассмотреть не то, чем является Грааль, а то, чем он не является. Сделав это, мы, возможно, прольем свет на связанные с этим вопросы, например на вопрос о наследии Саломеи и о предмете, известном под названием Франкская Шкатулка. Двумя наиболее распространенными заблуждениями, с которыми я столкнулся в моем исследовании Священного Грааля, являются следующие: а) это чаша и б) это метафора, за которой скрывается легенда о потомках Иисуса. Я полагаю, что оба эти представления неверны и что опора на них только заставит будущих исследователей ходить по кругу и никогда не приведет их к открытию подлинной истории Грааля. В ранней литературе Грааль описывается как «священный сосуд» с Тайной Вечери. Например, в первых строчках «Благородной истории Священного Грааля» говорится: «Внемли истории священнейшего сосуда, который зовется Граалем». Позднее авторы средневековых романов стали полагать, что «священный сосуд» с Тайной Вечери был той самой чашей, в которой Иисус передавал по кругу вино, говоря при этом «Се кровь моя». Однако чаша, из которой Иисус пил вместе со теми, была не единственным «священным сосудом» на Тайной Вечере. Как говорится в Евангелиях, на столе был и другой «Грааль», несколько отличный от вышеупомянутого. Чтобы лучше понять это, нам придется обратиться к лингвистике. «Грааль» – это французское слово (на французском были написаны ранние романы) и обозначает большое, глубокое блюдо. Его более правильное название «геральди» или «геральдис». (Во Франции XIII века его также называли «граальц» или «грааль».) Грааль был распространенным видом миски для совместных приемов пищи, из которой одновременно могло есть небольшое число людей. Участники трапезы могли отрывать куски мяса и обмакивать хлеб в подливу из блюда. В Библии описывается тип сосуда, в котором французы XIII века узнали бы свой «грааль». Например, у Матфея (26:23): «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня». Таким образом, священный сосуд Тайной Вечери, «Грааль», и не должен был пониматься как чаша. Это представление, вероятно, было плодом религиозного фанатизма средневековой Европы и следствием того огромного значения, которое католический мир придавал обряду евхаристии (причащению «крови Христовой»). Эта идея, в свою очередь, была затем поддержана поздними авторами романов, которые в своих сочинениях тоже описывали некую «чашу». В наше время многие люди полагают, что «чаша» Священного Грааля – это общепринятый религиозный, оккультный и духовный символ. И, по моему мнению, эта ошибка помешала многим исследователям приблизиться к истинной природе Грааля. Второе распространенное заблуждение состоит в том, что Грааль, в другой версии его названия «Сангреаль», понимается как «санг реал» («королевская кровь») и, следовательно, воспринимается как символ династии, родоначальником которой был сам Иисус. Такая интерпретация распространялась тайным орденом Приората Сиона, о чем говорится в книге «Святая Кровь, Священный Грааль». (Изначально, слово «грааль» использовалось в разных сочинениях в формах «греел» и «греал». Позднее оно трансформировалось в «Священный Греаль», или, точнее, «Санкта Греаль». Затем это словосочетание было сокращено до «сан греаль» и «сангреаль». Приорат Сиона же впоследствии снова разбил слово на части и создал «санг реаль». Совершенно очевидно, что это не соответствует первоначальному значению слова «грааль».) В то же время авторы этой книги не утверждают, что «сангреаль» означает «королевская кровь», они только предлагают читателю самому поразмышлять на эту тему. Тем не менее за те 20 лет, что прошли после публикации книги, эта интерпретация стала для многих догмой, хотя она и является полным искажением первоначального значения слова. Родственные узы действительно играют важную роль в истории Грааля. Например, сэр Галахад достигает Священного Грааля, потому что он сын сэра Ланцелота, потому что оба они потомки «короля-рыболова» Иосифа Аримафейского и потому что, таким образом, назначены судьбой быть хранителями Грааля. Однако значение слова от этого не меняется. Основываясь на этой информации, я могу сделать несколько выводов. Во-первых, Франкская Шкатулка связана с традицией Грааля, как и изображенные на ней голова и сосуд. Во-вторых, в старинном валлийском романе «Передур» (который Сабин Баринг-Гульд датирует VIII веком, а другие исследователи X) говорится о голове, «плавающей в крови». И наконец, в «Благородной истории Священного Грааля» сообщается о «священном сосуде» («Граале» Тайной Вечери), под которым, судя по всему, подразумевается глубокое блюдо. Священный Грааль, таким образом, – это не чаша с кровью Христовой, а скорее блюдо, на котором лежала отрубленная голова Крестителя. 30 ноября 2002 года я присутствовал на первой Конференции Тамплиеров, организованной Pharo.com, в Ложе Тамплиеров неподалеку от Эдинбурга в Шотландии. За ужином накануне конференции я смог побеседовать с писательницей и исследовательницей Линн Пикнетт об Иоанне Крестителе (ее любимом предмете). Я говорил с Пикнетт о предположении, по которому первоначальный Священный Грааль был «головой на блюде», а не «чашей», и спросил, каково ее мнение о гипотезе, выдвинутой Китом Лейдлером в «Голове Бога». (Лейдлер обратил внимание на то, что в Евангелии от Марка непосредственно перед описанием того момента, когда Ирод преподносит Саломее голову Иоанна Крестителя, говорится, что царь был расстроен растущей популярностью Иисуса. Ирод также размышляет над тем, не является ли Иисус реинкарнацией Иоанна Крестителя.) Я не вполне понимаю, чем это может быть обосновано, поскольку предположительно именно Иоанн крестил Иисуса. Таким образом, раз они были современниками, Иисус никак не мог быть перевоплощением Иоанна. Однако в Евангелии говорится, что Ирод размышляет именно об этом. (Пытаясь как-то обосновать идею «реинкарнации», Лейдлер заключает, что, возможно, Иоанн умер раньше, чем Саломея потребовала его голову, и что голова Крестителя была одной из самых ценных реликвий Ирода.) Пикнетт предлагает рассмотреть следующую возможность. По ее мнению, вероятно, речь не идет о «реинкарнации» в нашем понимании, а «реинкарнация» – это неверный перевод слова в оригинальном тексте Евангелия от Марка. Вполне возможно, считает Пикнетт, что это следует понимать так: Ирод опасался, что Иисус владел «духом» Иоанна. Если Пикнетт права, то в упрощенном виде этот отрывок из Евангелия от Марка следует читать так: услышав о проповедях и чудесах, совершаемых Иисусом, Ирод решил, что Иисус обладает духом Иоанна Крестителя. (Далее в Евангелии от Марка рассказывается, что голова Иоанна Крестителя была подарена Саломее. Там не говорится, что она с ней сделала, но так как она была родственницей Иисуса – его тетей – и присутствовала при Распятии, то, возможно, отдала ее Иисусу.) Может быть, Ирода беспокоило то, что «голова на блюде» попала в руки Иисуса? Мы уже говорили о том, что на Тайной Вечере был «священный сосуд», который Иосиф Аримафейский впоследствии использовал, чтобы собрать в него кровь Иисуса. Если допустить, что Иисус и Иоанн были соперничающими пророками и чудотворцами, это сделает более понятными обвинения, выдвинутые против рыцарей тамплиеров во время процессов над ними. Мы знаем, что тамплиеры поклонялись Иоанну Крестителю. Как известно, их обвиняли в том, что они плевали на крест. Поскольку, по слухам, они были хранителями Грааля, то становится ясно, почему их обвинили в поклонении «голове». «Грааль» упоминается и в Евангелии от Иоанна, и если Иисус и его ученики действительно враждовали с Крестителем (и думали, что, завладев головой Иоанна, Иисус сможет творить чудеса – как того боялся Ирод), то описание Тайной Вечери в Евангелии от Иоанна приобретает не только поразительный, но и страшный оттенок: Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. (Иоанн, 13:26) Это предположение может показаться диким. Но если Саломея добилась обезглавливания Иоанна Крестителя по желанию Иисуса, то дух Иоанна Крестителя мог отомстить за себя, вселившись в Иуду Искариота во время Тайной Вечери (что, в свою очередь, привело к Распятию Иисуса). Оддвар Ольсен. «Абраксас: печать внутреннего ордена тамплиеров?» Абраксас, изображенный на печати рыцарей тамплиеров, стал причиной некоего недоразумения. Чтобы вскрыть мистический символизм этой печати, необходимо обратиться к ее историческим корням. В большинстве описаний Абраксаса он предстает в виде фигуры «с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног». С другой стороны, Абраксас – это магическое заклятье, слово, использовавшееся гностиками для обозначения божества и источника 365 эманации, которые также соответствуют числу дней в году. Если подсчитать его числовое значение в греческом написании, то получится: А = 1, В = 2, R = 100, X = 60, S = 200, при сложении дающие число 365. (То же число получается при подсчете числового значения слова «mithra». Оба эти слова почитались как Боги и символы всеединства.) Абраксас находили и на эллинистических магических папирусах, а также на древних и средневековых амулетах. Возможно, этот символ происходит из каббалы и от древнееврейского слова abra'kesa – «спрячь четверку» (то есть Бога; по-видимому, «четверка» указывает на Тетраграмматон). Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) писал об Абраксасе: (Абраксас) в самом деле страшен… он и солнце и вечно зияющая пропасть пустоты… он великолепен как лев в то мгновение, когда тот сбивает с ног свою добычу. Его красота – это красота весеннего утра… Он чудовище подземного мира… Он яркий свет дня и темнейшая ночь безумия… Он могущественнейшее из существ и в нем создание устрашается самого себя. (Абраксас) – это тысячерукий полип, свившийся клубок крылатых змей… гермафродит начала времен… повелитель жаб и лягушек, которые были в самом начале… повелитель жаб и лягушек, живших в воде… изобилие, которое стремится к союзу с пустотой. Абраксас – это бог, которого трудно познать. Его сила величайшая из всех, потому что человек не ощущает ее. Человек понимает суммум бонум (наивысшее благо) солнца, и инфинитум малум (бесконечное зло) дьявола, но Абраксаса он не видит, потому что Абраксас – это сама жизнь, которую нельзя определить, мать и добра и зла одновременно. Двойственная природа Абраксаса очевидна, поэтому для нас неудивительно, что именно этот символ использовался тамплиерами и гностиками. Его петушиная голова – это «рассвет», символизирующий солнце и свет, человеческое тело – земные элементы, а крест и змеи вместо ног – темные силы. В руках Абраксас держит щит (мудрость) и кнут (власть). Таким образом, Абраксас – это наполовину добрый, наполовину злой бог. Флаг тамплиеров, Босеан (наполовину белый, наполовину черный – иногда на нем также изображался «мальтийский крест»), отражает все тот же символизм. Тамплиеры часто выступали посредниками между Папой, королями и прочей знатью. Кроме того, выполняя посреднические функции, они вполне могли усвоить некоторую часть «еретических» знаний и практик. Почти не существует надежных сведений о происхождении Абраксаса. Одни считают, что этот символ пришел из Персии, другие, что из Египта. В первом письменном упоминании о нем, которое мне удалось обнаружить, говорится, что его использовали василидиане, гностическая секта II века н. э. Василидиане следовали учению Василида Александрийского, ученика Менандра (ученика Симона Волхва). В системе василидиан различались три уровня – как и у тамплиеров – материальный, интеллектуальный и духовный. Доктрина василидиан также очень напоминает доктрину офитов. Ориген полагал, что раннехристианская секта офитов заставляла своих членов проклинать Иисуса (как сообщает Хаммер, чьи слова по этому поводу процитированы в книге Питера Партнера «Убитые волшебники», где также выдвигается гипотеза, согласно которой тамплиеры были последователями гностиков-офитов). Верования офитов были похожи на еврейский каббализм с его чередой Вечностей, Эманации, и Сефирот, над которыми главенствовал Аркон или князь ангелов. Их учение основывалось на убеждении, что вместо Христа был распят другой человек, Симон Киринейский. Здесь в Англии один уважаемый автор и исследователь несколько лет назад столкнулся в Личфилде с человеком, который нашел печать тамплиеров с изображением Абраксаса. Он обнаружил ее в поле с помощью металлодетектора. Однако, когда исследователь попросил разрешения взять ее для изучения, владелец печати отказался и отослал ее в Британский музей (где, будем надеяться, она вскоре будет выставлена для обозрения). На печати Абраксас из одной парижской церкви (хранящейся теперь в собрании Французских национальных архивов) изображена фигура Абраксаса и надпись: «Секретум Темпли». Это наводит на мысль, что она использовалась тайным, Внутренним орденом тамплиеров. Однако, как отмечает французский исследователь Мишель Лами в своей книге «Тамплиеры, великие властители в белых мантиях», вышедшей в 1997 году, эта печать использовалась на многих светских документах. Например, существует документ от 1214 года с подписью и печатью Прецептора тамплиеров во Франции, в котором говорится о разделе неких лесов между орденом и королем Франции. Как пишет Лами, «нельзя назвать этот текст герметичным». (Лами далее выдвигает предположение, что слово «тайный» значит только то, что Абраксас использовался для очень важных документов. По его подсчетам, гностическая символика имеется на 10 процентах обнаруженных на сегодняшний день печатей тамплиеров.) Так почему же тамплиеры использовали печать Абраксас? Использовал ли орден эту печать только для важных документов, как предполагает Лами? Или это все-таки была печать тайного Внутреннего ордена тамплиеров? Какова вероятность того, что такая организация действительно существовала? Мы не можем с уверенностью что-либо утверждать, учитывая то, как мало достоверной информации у нас в распоряжении. В то же время эта идея остается привлекательной, в особенности потому, что за последние несколько веков были найдены некие проливающие свет на этот вопрос манускрипты. Например, Фабр Палапра заявил, что он обнаружил одну рукопись под названием «Левитикон» (написанную по-гречески) в букинистическом магазине в Париже в начале 1800-х годов. В «Левитиконе» сообщается, что Иисус был посвящен в высшие таинства и что он обучался в Египте. Связь «Левитикона» с иоаннитской ветвью христианства говорит о том, что во главе Церкви после Иисуса встал его брат Иаков. Главы церкви сменяли друг друга, пока на этом посту не появился Гуго де Пейн, так называемый первый Великий Магистр тамплиеров. В 1877 году специалист по немецкому масонству Мерздорф заявил о том, что он обнаружил среди прочих бумаг масонов два латинских «Устава» тамплиеров (которые, как утверждалось, были написаны в XIII веке). Один устав был Уставом «избранных братьев», а другой «утешенных братьев». В первом Уставе о церкви говорится как о «Синагоге Антихриста»; здесь же описывается церемония принятия избранного (в которую входили разнообразные ритуальные поцелуи и зачитывание начальных стихов Корана). Второй Устав явно указывает на то, что тамплиеры разделяли воззрения катаров, и в том числе практиковали обряд «консоламентум», или «мистическое крещение». Однако подлинность этих Уставов еще окончательно не доказана. Я не думаю, что на данный момент мы располагаем достаточными доказательствами, чтобы утверждать, что у тамплиеров был «тайный Внутренний орден». Однако недавно мне указали на текст под названием «Книга о крещении огнем» (достоверность этого текста еще нужно проверить, поэтому я остановлюсь на нем лишь вкратце). Текст, очевидно, был переписан Великим Магистром ордена в Англии (Робертом Сэнд-фордом) в 1240 году. В нем перечисляются различные пункты «Погодного Устава». Некоторые из них относятся как к «избранным», так и к «утешенным» братьям. Там также упоминается Бафомет и «Тайная наука великой философии: Абраксас и Талисман». Поскольку было сфабриковано множество поддельных документов, связанных с «избранным тайным орденом и его тайнами», подлинность этого текста должна быть доказана, прежде чем мы начнем рассматривать его как исторический документ. Тем не менее есть множество указаний на то, что тамплиерами руководил некий «круг избранных». Слишком многое остается неясным в легендарном происхождении ордена (и первых девяти лет его существования, когда он был расквартирован в мечети Аль-Акса). Неизвестно, чем в действительности занимались рыцари и какие сделали находки, а также чем объясняется фантастически быстрое развитие ордена в последующие годы. Наша неосведомленность, разумеется, никак не исключает вероятность того, что у тамплиеров был четко определенный план действий и неизвестные нам задачи.

 

 
 

Среди прочего орден обвиняли в том, что его члены впали в ересь и устраивали ночные тайные собрания. Однако если посмотреть на существующие протоколы процессов, то мы увидим, что в действительности они ничего не доказывают (поскольку они были сделаны людьми короля – обвинителями, которые не могли оставаться полностью беспристрастными).
В вопросе о том, был ли Абраксас печатью тайного «Внутреннего ордена», я думаю, нам придется принять объяснение Лами, по крайней мере, до того момента, когда появятся новые исторические сведения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.