Сэнди Хамблетт. «Руссильонские тамплиеры»
В начале XIII века возникло особое подразделение рыцарей тамплиеров, известное под названием Руссильонские тамплиеры и созданное по приказу Пьера де Вуазана. Выказывалось много предположений о причинах формирования этой группы. По одной из самых распространенных гипотез, она должна была или спрятать, или найти во владениях де Вуазана некое таинственное сокровище.
Я хотел бы подробнее остановиться на этих утверждениях и высказать свои предположения о том, что тамплиеры могли делать с этим «сокровищем».
В легендах о землях тамплиеров действительно всегда говорится о каком-либо кладе. Возможно, – существование этого сокровища объясняет легенды о Священном Граале, повторяющиеся исторические указания на определенные семьи и на деятельность ордена тамплиеров.
Сокровище
Главное сокровище этой местности – это клад короля вестготов Алариха, который покорил Рим, а затем создал королевство со столицей в Тулузе. Как пишет *censored*виг Вольфрам в книге «История готов», годом создания королевства в Тулузе обычно считается 418 год н. э. Некоторые ученые считают, что Тулузское королевство было создано для того, чтобы сохранить национальную самоидентификацию готов, покинувших свою первоначальную родину (и потому навечно осевших в Аквитании).
Как сообщает Вольфрам, судя по историческим документам, тулузским сокровищем Алариха определялась вся слава королевства вестготов.
Так что же находилось в Тулузе? Это были ценности, награбленные вестготами во время их похода через Европу. Там были монеты, золото, серебро, драгоценные предметы (чаша, посвященная Раганхильду), сокровища из Рима и Иерусалима, а также документы и архивы. Обычно самыми ценными считаются именно Иерусалимские сокровища, которые, как полагают, были спрятаны в области Безю, а затем вывезены в Лангедок.
Если обратиться к рассказу Иосифа Флавия, еврейского историка, бывшего очевидцем разграбления Титом Иерусалима, то мы прочтем следующий любопытный отрывок:
Теперь уже невозможно описать множество сокровищ, так как они этого заслуживают, и их великолепие, потому что там можно было увидеть громадное количество серебра, и золота, и слоновой кости, из которых были мастерски изготовлены самые разные вещи, и не было впечатления, что все они только выставлены нарочито напоказ, но, как сказали бы, они текли как река.
Цитата приведена по книге «От Скифии до Камелота»
В честь своей победы Тит приказал не только устроить шествие, но и возвести в Риме триумфальную арку (ныне известную как Арка Тита). На ней для всеобщего обозрения высечено то, о чем писал Иосиф Флавий. Там можно ясно видеть еврейскую менору и другие сокровища Храма.
Когда Аларих три дня и три ночи грабил Рим в 410 год н. э., в его руки попали храмовые драгоценности, о чем имеются свидетельства очевидцев. В книге «От Скифии до Камелота» приводятся следующие два описания. Первое – это свидетельство Орозия, в котором говорится:
Здесь раздавались золотые и серебряные сосуды, каждому по одному: их несли высоко над головами; благочестивая процессия охранялась двойным рядом обнаженных мечей; со всех сторон сосуды Христовы соединялись с сосудами Петра.
Другой очевидец, Прокопий, писал следующее:
Сокровища Соломона, царя Иудейского, – зрелище, заслуживающее особенного внимания, потому что они были богато украшены изумрудами и в древности вывезены из Иерусалима римлянами.
Любопытен комментарий Орозия о «реликвиях Петра, соединяющихся с Христовыми реликвиями», как будто бы они почему-то должны были быть разделены. Многие исследователи ломали голову над тем, что могли представлять из себя эти реликвии. Среди предметов, связанных с именем Петра, могли находиться Покрывало Вероники, железный наконечник Священного Копья, и частицы Честного креста. К священным Христовым реликвиям, судя по всему, относились два предмета: Священный Грааль (считающийся чашей, из которой Христос пил во время Тайной Вечери) и Туринская плащаница. Священный Грааль отождествлялся (Олимпиодором, жившим в V веке) с Чашей Магдалины. Изначально найденный на земле Гроба Господня, он затем, как полагают, был вывезен в Британию во время разграбления Рима Аларихом. Следовательно, эта чаша напрямую связана с иерусалимскими сокровищами.
По мнению одного исследователя XIX века, именно это сокровище охраняли или использовали Руссильонские тамплиеры. Аббе Мацьерес в своем исследовании предположил следующее: «Утверждается, что тамплиеры пользовались неким сокровищем вестготов, которое они захоронили в VI веке рядом с плато дю Лозе, а именно в Бланшфоре».
Если это хоть как-то соответствует действительности, то странным выглядит утверждение, будто тамплиеры (чей орден был сформирован в 1099 году) нашли нечто в Иерусалиме во время раскопок, проводившихся ими под Храмовой Горой. Однако это нечто не могло входить в число сокровищ Храма, если они были захоронены неподалеку от Безю в VI веке. Следовательно, мы должны сделать вывод, что тамплиеры, если они в самом деле проводили раскопки под Храмовой Горой, нашли нечто совершенно другое. Складывается впечатление, что Аббе Мацьерес ближе к истине, когда он говорит, что Руссильонские тамплиеры пользовались уже захороненным сокровищем. Тем не менее поблизости от Безю есть множество других загадочных селений, связанных с тамплиерами и их деятельностью. В преданиях, рассказываемых об этих местах часто этих селений упоминается некий легендарный клад. О нем обычно сообщается следующее:
– Первоначальное и «сказочное» сокровище. Здесь, судя по всему, речь идет о «первоначальном» сокровище вестготов. Этот клад, как утверждалось, был дополнен в конце XIII века новыми драгоценностями, принадлежавшими Руссильонским тамплиерам. Считалось, что это было сделано по указанию Папы и, возможно, связано с раскопками тамплиеров под Храмовой Горой.
– Тайна семьи Отпуль в Безю. Французский священник Соньер в ходе своих загадочных раскопок, очевидно, столкнулся со следами ранней деятельности тамплиеров. О Соньере, как известно, утверждали, что он нашел в Безю какое-то сокровище. Считается, что туда же, в свой склеп в Безю, поместили на хранение свои архивы Отпули. Во времена Пьера де Вуазана, поселившего в этой области Руссильонских тамплиеров, некий Соньер получил земли от Симона де Монфора (в конце крестового похода против альбигойцев). Одним из полученных им поместий был Ренн, а владетелем Ренна в то время, по всей видимости, был Изарн д'Отполь. Имя Изарна знакомо нам по документам инквизиции, поскольку его допрашивали во время падения Монсегюра (оплота катаров, в котором, как считается, во время крестового похода против альбигойцев хранился Священный Грааль),
– Сокровище Аниортов. Обычно считается тем же самым, что и сокровище Алариха. Некоторые исследователи предполагали, что этот клад был захоронен в 1292 году. Семья Аниорт поддерживала тесные связи с Руссильонскими тамплиерами, пожертвовав ордену некоторые земли и замки.
– Священный Клад на территории Ренн-ле-Шато. Связан с историей Соньера, а также с аббатом Анри Буде.
– Священное сокровище в окрестностях Ренн-ле-Бань. Этот удивительный священный клад описывается как «Святая Святых», к которой опасно даже приближаться. Судя по всему, этот клад как-то связан с сокровищем вестготов.
Один исследователь, не пожалевший сил и прошедший по следам Соньера, обнаружил одно интересное захоронение. Скелет, найденный на месте этого захоронения, по всей вероятности, использовался как опознавательный знак. На погребальном покрывале, найденном в этой могиле, изображен большой красный крест, что заставило некоторых предположить, будто эта находка является древней могилой тамплиеров. Если могила действительно служила опознавательным знаком, то, может быть, она указывает на то самое сокровище Соньера, которое, по словам Жерара де Седа, охраняли скелеты.
Итак, окрестности полны преданий о таинственных кладах. Конечно, вполне возможно, что когда-нибудь будут найдены и археологические свидетельства их существования. Как археолог, я могу с уверенностью сказать, что археологическое «сокровище» находят каждую неделю. Кроме того, рассказы очевидцев об этих ценностях появлялись вплоть до времени Хлодвига. В действительности, как пишет Уоллес-Хэдрилл:
Теодорих, сын Хлодвига, захватил все драгоценности готов в их столице Тулузе, хотя в VII веке часть из них, безусловно, находилась у готов в Испании, как об этом сообщается в хронике Фредегара, Книге IV, Главе 73. Тем не менее франки (Меровинги) могли дополнить трофеи из Тулузы другими трофеями из Каркасоны, среди которых было и сокровище Соломона, вывезенное Аларихом из Рима.
Если верить этому сообщению, сокровища из Тулузы были перевезены и захоронены в Каркасоне. Но еще до этого часть из них была украдена военачальниками армии Алариха. (Аларих приказал возвратить эти ценности в Рим, но некоторых из них не оказалось на месте.)
Для того чтобы получить более полное представление, необходимо вернуться к концу Первого крестового похода. Как, вероятно, известно читателям, мое предыдущее исследование завершилось предположением, что орден рыцарей тамплиеров был сформирован в 1099 году Готфридом Бульонским, его братом Болдуином (ставшим королем Иерусалимским после смерти Готфрида) и могущественными советниками их семьи.
Когда Готфрид был провозглашен Защитником Града Христа (то есть стал фактическим королем Иерусалима), он поселил рядом с Гробом Господним 12 рыцарей и каноников, чтобы они защищали святыню, и назвал их орденом Гроба Господня. В 1101 году один из альмонариев (мест раздачи милостыни) этого ордена находился в Лораге. Священники Гроба Господня отправились также в Лангедок, и в булле от 1128 года Папа Гонорий II даровал некому Вильгельму из ордена Гроба Господня 60 церквей (вместе с другими владениями в этой части Европы).
Малькольм Барбер в книге «Новое Рыцарство», ссылаясь на недавнее исследование Латтрелла и его соавторов, высказывает предположение, что рыцари тамплиеры были первоначально связаны с монахами и рыцарями Готфрида. Однако в 1120 году небольшой части было позволено отделиться от ордена Гроба Господня и сформировать самостоятельную группу. Барбер предполагает, что у истоков ордена тамплиеров могла стоять именно эта «отдельная» группа.
Этот отряд Готфрида Бульонского был известен под названием «milites» (то есть конные воины) и занимался охраной Гроба Господня. Он был также известен как «milites Christi» (воины Христа), или «milites Sancti Sepulchri» (воины Святого Гроба Господня). Утверждают, что некоторые «выходцы с запада» отделились от «воинов», чтобы сформировать свой военный орден. Все это мы узнаем из сообщений Бернарда Казначея и Эрнула. Эрнул называет эту группу «самыми первыми тамплиерами».
Рыцари и монахи Готфрида, члены «domus godefridi» («дома Готфрида», – группы, тесно связанной с Готфридом, большей частью кровными узами, о которой также постоянно упоминает Альберт Аахеиский), составляли личную свиту Готфрида и Болдуина. Они способствовали избранию обоих братьев королями Иерусалима, а у смертного одра Болдуина убедили вернуться в Святую Землю старшего брата (Готфрида и Болдуина) Евстахия и избрали его на иерусалимский престол. (Группа domus godefridi также имела какое-то отношение к династии графов Бульонских; в нее входили Болдрик Сенешаль, Жерар Авеснес, Милон Клермон, Роберт Апулийский и Эрбранн Бульонский.)
Из domus godefridi вышел, по крайней мере, один Великий Магистр тамплиеров. Если мое предположение правильно и Готфрид действительно сформировал орден тамплиеров из части другого своего ордена – ордена Гроба Господня, – то далее я решился бы предположить, что к domus godefridi могли принадлежать и первые Великие Магистры. Филипп Наблусский был Великим Магистром ордена с 1169 по 1171 год. До него этот пост занимал Бертран де Бланкфор (1156–1169), который, возможно, был связан кровными узами с аквитанским родом Бланшфоров (если вы помните, Аквитания стала новой родиной готов – весьма вероятно, что все старинные семьи, ведущие свой род оттуда, имеют готское происхождение). Отцом Филиппа Наблусского был Ги де Милли, также являвшийся видным членом domus godefridi.
На Соборе в Труа, на котором тамплиеры получили свой устав и который состоялся в 1128 или 1129 году, присутствовали и члены domus godefridi Андре де Бодемон, Гуго де Монтегю (графы Монтегю состоят в родстве с родом Готфрида, и несколько членов этой семьи входили в domus godefridi) и мастер Фулькер (Фуль*censored*ий Шартрский, историк, родившийся в 1059 году и позднее присоединившийся к Болдуину I в Эдессе, или другой Фулькер, входивший в свиту Болдуина. Оба были сторонниками и надежной опорой графов Бульонских).
Болдуин Бульонский происходил из Бульонского дома, младшей ветви графов Фландрских, ведущих свой род от Карла Великого через Евстахия II Бульонского и Иду Бульонскую. В их владения входил Сент-Омер. Болдуин выступал в роли некоего связующего звена между землями Бульонов, Лотарингией и Булонью. Он также был членом domus godefridi, а как мы уже говорили, рыцари из этого круга участвовали в формировании ордена рыцарей тамплиеров. В таком случае следует ли удивляться тому, что некоторые из предполагаемых рыцарей основателей состояли с Готфридом в родстве или происходили из земель, принадлежавших его семье?
Вильгельм Тирский сообщает нам, что перед королем предстали «несколько знатных рыцарей» и что самыми выдающимися среди них были Гуго де Пейн и Готфрид де Сент-Омер.
Гуго был родом из Лотарингии, области, принадлежавшей Готфриду Бульонскому. Готфрид де Сент-Омер происходил из города, находившегося во владении Болдуина I.
Мы также знаем, что одним из основателей ордена рыцарей тамплиеров был Андре де Монбар, дядя Св. Бернарда Клервоского. Первые храмовники были уроженцами французских областей Лотарингии и Шампани. В 1126 году король Иерусалимский Болдуин II отправил двух братьев (Гондомара и Андре) к Бернарду Клервоскому с тем, чтобы они просили того поспособствовать получению орденом папского одобрения и устава. В 1127 году Гуго де Пейн привел небольшую группу рыцарей в Европу. Так кто же такой Гуго де Пейн?
Вальтер Man пишет, что рыцарь по имени Пейн, из одноименного селения, купил у «каноников Храма Господня большой дом на территории Храма. Он жил там в бедности и проводил время, убеждая и прося воинов-пилигримов присоединиться к нему». Все это подозрительно похоже на историю об одном рыцаре, приобретшем у каноников здание, чтобы вербовать воинов. Этого рыцаря звали Паган. Как пишет Михаил Сириец:
В начале правления Болдуина II некий француз пришел из Рима [курсив мой – С. X.] в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Он дал обет не возвращаться в свою страну и стать монахом. Он и 30 рыцарей, пришедших с ним, должны были закончить свою жизнь в Иерусалиме. Когда узнали, что это Гуго де Пейн, король отдал им Дом Соломона, чтобы они там жили, и несколько деревень в собственность.
Как мне кажется, все эти рассказы следует отнести на счет интриг Готфрида Бульонского и domus godefridi. Гуго де Пейн работал им на руку и стал «публичным» лицом рыцарей тамплиеров уже после их формирования (спустя 20 лет после истинного времени создания ордена). Вслед за Андре де Монбаром пост Великого Магистра рыцарей тамплиеров занял Бертран Бланкфор.
Если предположить, что между Бланкфором и Бланшфорами действительно существовала связь, то возникает множество других вопросов. Аббе Мацьерес сообщает следующее; «Этот Бланшфор/Бланкфор не кто иной, как Бертран Бланкфор, родом из Тулузы».
Другие исследователи утверждали, что семья Бланшфор происходит из Аквитании, иными словами, речь снова идет о древних родах, восходящих к готам Тулузского королевства. Бланшфор может быть также как-то связан с военачальником Руссильонских тамплиеров, неким Господином Готом, чья личность остается неизвестной. Среди прочего высказывалось предположение, что под этим именем скрывается Бертран де Го («Гот», в дальнейшем Папа Климент V). Бертран де Го родился в Гаскони в 1264 году и умер в Рокморе в апреле 1314 года. Утверждают, что его матерью была Ида де Бланшфор. Он стал архиепископом города Бордо, находившегося во владениях Английского короля, и личным другом Филиппа Красивого. Бертран изучал гуманитарные науки в Тулузе и гражданское и церковное право в Орлеане.
Именно Климент V уступил требованиям короля Филиппа и распорядился о расследовании деятельности ордена тамплиеров (за чем последовало выдвижение обвинений в ереси против некоторых его членов). Климент V, однако, возражал против жестокости, с которой Филипп проводил аресты, и потребовал, чтобы заключенные (вместе с их собственностью) были переданы под его надзор. В булле от 22 марта 1312 года Климент V заявил, что у него нет «достаточных оснований для формального осуждения ордена». Тем не менее он позволил королю Франции добиться его роспуска.
Эти преследования, однако, не коснулись Руссильонских тамплиеров. Что же в них было особенного? Их штаб-квартира находилась в Ле-Безю, и они предположительно приобрели у Арагона провинцию Руссильон.
Селение Ле-Безю, известное также как Альбердун, что соответствует французскому названию Рошфор, считалось традиционно связанным с семьей графов Рошфор. Тамплиеры с давних времен вели дела на этой катарской земле. Им благоволили монахи бенедиктинского монастыря Св. Марии в Але, неподалеку от Эсперансы. Тамплиеры со временем приобрели поблизости и другие земли. Исследования показали, что тамплиерам принадлежало аббатство Але (с 1132 по 1180 год) и что в 1119 году замок Бланшфор принадлежал аббатству Св. Жиля (рассаднику катарской ереси). Документы также показывают, что около 1130 года тамплиерам принадлежал Пейро (Пейроль). Хотя эта дата отстоит всего на два года от получения тамплиерами официального устава, но мне кажется, что тамплиеры вели дела в этой области еще до того, как они гласно получили устав.
Почему тамплиеры развернули такую активную деятельность в области Безю? Позже появились посты и комендатуры тамплиеров в Куисе, Ренн-ле-Бен, Рин-де-Арам, Безю, а также знаменитые комендатуры в Дузене и Каркасоне.
По имеющимся сообщениям, после Собора в Труа Гуго де Пейн направился в Окситанию. В это время там находились Гуго Риго и Раймон Бернар, которым было поручено наблюдать за деятельностью ордена. Риго, например, усердно трудился в долине Од, где в начале 1130-х годов тамплиеры получили во владение замок Дузен. Он также сотрудничал с могущественной семьей Тренкавель. (Стоит упомянуть, что члены семьи Тренкавель были виконтами Безье и Каркасона. Позднее их заподозрили в сочувствии катарам, поскольку они были связаны с графами Тулузскими и родом Сен-Жиль.) Риго, кроме того, совершил путешествие на восток, чтобы купить владение, известное под названием «Склеп Эгиля». Некоторые документы указывают на то, что в этом путешествии его сопровождал Робер де Краон, Великий Магистр тамплиеров с 1136 по 1149 год.
В 1132 году тамплиеры завязали отношения в Окситании с кланом Тренкавель, в результате чего им были подарены обширные земли. Мацьерес предполагает, что Руссильонские тамплиеры задумали амбициозный проект, стремясь к созданию большого независимого государства Миди. Представляется очевидным, что некоторые связанные с тамплиерами семьи пытались найти сокровище вестготов, свой «Священный Грааль».
На это указывают и прочные связи тамплиеров с семьей Аниортов и Бланшфорами. Арно, Бернар и Раймон Бланшфоры подарили тамплиерам усадьбы в Пьесе, Вилярселе и Эсперасе. Руссильонские тамплиеры обосновались в Безю и Шампань-сюр-Од на земле, дарованной им Аниортами. Рамон д'Аниорт был зятем Пьера Роже де Мируа и шурином Района де Перилья. (Раймону де Перилье принадлежал Монсегюр. Некоторые даже считали этого Перилью человеком, который владел «Замком Перилло». Последнее является кодовым названием, используемым в цикле легенд о Священном Граале.)
Складывается впечатление, что тамплиеры активно вели дела на территории прежних вестготских владений и завязывали тесные отношения с семьями, которые могли проследить свою родословную до падения вестготов и, таким образом, могли знать что-то о местонахождении древнего сокровища.
Есть свидетельства, указывающие на то, что существовало два сокровища – одно V века (состоявшее из дани, налоговых сборов и т. п.), хранившееся в Тулузе, и второе – клад, спрятанный Аларихом II (частью которого было древние драгоценности из Иерусалима и Рима). В XIX веке в Гуаррасаре якобы была найдена часть этого второго клада.
Дискуссии, посвященные этим сокровищам, можно найти на археологическом вебсайте «Чудеса» (http://spanish.apolyton.net/ civ2/visigoths/wonders.html):
Предметы, найденные в Гуаррасаре (неподалеку от Гуадамура, Толедо), – это самая важная археологическая находка, относящаяся к Средним векам. Она была сделана случайно, когда сильный дождь обнажил руины древнего города вестготов. Несмотря на неизбежные потери, большая часть сокровища сохранилась. Самыми важными предметами в этой находке являются два королевских венца с именами королей Свинтилы (621–631) и Реккесвинта (652–672).
На сайте также описывается находка из Торредонхимено, «похожая на то, что нашли в Гуаррасаре. В Торредонхимено (Хаене) был обнаружен простой склад предметов, поспешно спрятанных там от разграбления маврами после 711 года. Поскольку эта находка была сделана в 1926 году крестьянином, не подозревавшим о ее значении, ученые узнали о ее существовании только через семь лет. К этому времени все без исключения предметы побывали в руках местных ребятишек, которые использовали их как игрушки».
Пьер де Вуазан, стремясь расширить свои владения после падения Монсегюра, экспроприировал эти земли, вместе с цитаделями в Ренн-ле-Шато и Безю. Все это никак не может быть случайным совпадением – может быть, Пьер де Вуазан, поселив на этих землях Руссильонских тамплиеров, начал искать легендарное сокровище Бланшфоров/Отпулей?
Через некоторое время всплеск кладоискательства в этих местах пошел на убыль. Однако позже он начался снова, на этот раз с картины Николя Пуссена «Аркадские пастухи» (в которой, как некоторые полагают, зашифровано местонахождение больших археологических ценностей, предположительно скрытых в окрестностях Ренн-ле-Шато и Ле Безю). Так ли уж невозможно, что часть этих сокровищ все еще не найдена?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.