Барри Данфорд. «Шихаллион: гора Сион на далеком севере»
С тех пор как появилась Библия, ее тайны ставят в тупик многих исследователей. Среди неразгаданных загадок видное место занимает вопрос о существовании мифической горы, месте встречи богов. Комментаторы указывали на то, что выражение «на далеком севере» не может быть географическим описанием Горы Сион [в Палестине]… Так где же была эта другая священная гора на севере, другой легендарный Сион, жилище богов? Находилось ли это жилище на Горе Меру, или Альборг, или Аралу, или, может быть, все эти названия, как и Гора Сион, на самом деле обозначают какую-то одну гору, располагавшуюся значительно дальше к северу? По одной из эзотерических традиций существовала троица священных гор – Гора Мория в Палестине, Гора Синай в Египте, и загадочная Гора Эредом. Последней нет ни на одной карте. Не была ли Гора Эредом «Горой Сион на далеком севере», о которой говорится в псалме Давида? Их Главная Ложа находится на Горе Эредом, где было проведено первое заседание Ложи в Европе, и которая продолжает существовать во всем своем блеске. Главный Совет все еще собирается там, и это место является резиденцией действующего Верховного Великого Магистра. Эта гора расположена посередине между западной и северной частью Шотландии на расстоянии шестидесяти миль от Эдинбурга. Если мы последуем этим указаниям и прочертим на карте путь точно на северо-запад от Эдинбурга на 60 миль, то мы окажемся у Горы Шихаллион, которая находится в географическом центре Шотландии. Единственная высокая ступень, которую можно с уверенностью датировать ранним периодом, – это королевский орден Р.Д.М., основанный Робертом Брюсом в 1314 году; о нем почти ничего неизвестно за пределами Шотландии. Его история имеет отношение к гибели ордена тамплиеров… По свидетельству барона Вестероде, писавшего в 1784 году, это не самая древняя из высоких ступеней масонства. Преподобный Джордж Оливер далее сообщает, что ступень Р.Д.М., «возможно, изначально не была масонской. Скорее она была связана с обрядами ранних христиан. Считается, что эти ритуалы были введены членами ордена калди (Культорес Деи) но II и III веках н. э. В ту эпоху в Британии уже существовало масонство, которое вело активную деятельность до XII века, о чем говорят здание церкви в Йорке и монастырь на Ионе». Древняя Кельтская Церковь в дороманский период представлена группами монахов, известных под названием калди… Эти автономные группы отшельников были организованы в соответствии с первоначальной структурой Кельтской Церкви… [они были] духовными наследниками ессеев… Получается, как если бы две ветви наследников, Иерусалимская и Шотландская, объединили, ab origine symboli, Церковь Иакова и Кельтскую Церковь в испытаниях и бедах, от которых их позднее избавят рыцари тамплиеры. Корбин далее объясняет связь с кельтами: «Калди» являются также духовными наследниками строителей Храма Соломона, ессеев, гностиков, даже манихеев и исмаилитов. Они жили в Йорке в Англии, на Ионе в Шотландии, в Уэльсе и в Ирландии; их излюбленным символом был голубь, женский символ Святого Духа. В этом контексте не кажется удивительным, что религия друидов перемешалась с их традицией и что они глубоко почитали стихи Талиесина. Некоторые исследователи также считали, что в эпосе о Круглом Столе и Поисках Священного Грааля речь идет об обрядах «калди». Более того, именно ко времени «калди» относят возникновение шотландского рыцарства, центром которого являлось загадочное святилище Килвиннинг, у подножия Горы Эредом на крайнем севере Шотландии. В одной из эзотерических традиций говорится о рыцаре тамплиере по имени Роберт Эредом, который прибыл в Шотландию, прежде пройдя обряд посвящения в пещере на горе Кармел. В подтверждение этой традиции Кробин пишет о «Сыновьях Долины» следующее: «Это высокое собрание посвященных Братьев, составлявших ab origine тайную Церковь Христа». Роберт Эредом, таким образом, был посвящен Сыновьями Долины и стал Великим Магистром нового Храма, который снова возродился из пепла… Как пишет Оливер: Тамплиеры-масоны были смелее: они собирались на вершине горы Мория. Эти рыцари, как сообщает «Энциклопедия Метрополитана», были тесно связаны с масонами и, по некоторым предположениям, часто проходили обряд посвящения в Сирийском братстве. После того как их орден был распущен в XIV веке, Великий Магистр Провинции Овернь, Пьер д'О-мон, с двумя военачальниками и пятью рыцарями бежали, притворившись масонами, на один из островов Шотландии, где они встретились с главнокомандующим Амптонкуром и другими членами своего ордена; они приняли решение сохранить свою организацию, если это возможно, хотя бы и в тайне, и усвоили многие из обрядов масонов с тем, чтобы скрыть свои истинные намерения. В день Св. Иоанна в 1313 году они собрали Капитул, на котором д'Омон был избран Великим Магистром; а в 1361 году их штаб-квартира была перенесена в Абердин. По местным легендам, этим Шотландским островом был остров Малл. В священных книгах человечества некоторые горы считаются священными; источниками вдохновения и откровения для пророков, святых и мудрецов. На горы, поднимающиеся ввысь и исчезающие в невидимых далях, начинают смотреть как на жилища небесных существ, хранилища мудрости и источники духовного просветления. Эванс-Вэнц пишет далее (говоря о горе Омеи, священной горе в Китае): С этой Священной Горой связываются самые необычные явления, и по крайней мере некоторые из них заслуживают чего-то большего, чем обыденное объяснение. Монахи и пилигримы, приходящие на гору Омеи, считают эти явления самоочевидным доказательством ее святости. Гора Шихаллион находится в самом центре Шотландии. Похожим образом священный холм Уснех расположен в центральной точке кельтской Ирландии, а гора с пятью вершинами Плинлиммон – в центре кельтского Уэльса. Может ли это, в самом деле, быть географическим совпадением? Шихаллион – это красивейшая и знаменитейшая гора… Я не завидую человеку, который может взобраться на эту гору и не испытать чувство почтительного благоговения, поднимающего наши думы от земного к небесному. Я, не покривив душой, могу сказать, что во время подъемов на эту гору я неизменно чувствовал себя как будто оказавшимся в сладостной атмосфере библейских образов и думал о Моисее, Илие и Спасителе, восходивших на священные горы на востоке и общавшихся там с великим Отцом Небесным. Возможно, прямое отношение к теме этой статьи имеет любопытная история, изложенная Робертом Макдональдом (священником в Фортинголе) в «Статистическом Отчете по Шотландии» (Пертшир, 1845): На юго-западном склоне Ши~халлина [Шихаллион], около «Шилинга», есть удивительная пещера под названием Том-а-Мораир. В нескольких милях к востоку в скале есть отверстие, которое считается входом в эту пещеру. Доверчивые люди рассказывают о ней разные истории; внутри она якобы состоит из множества залов или отдельных помещений, и как только вошедший в нее пройдет несколько шагов, он наталкивается на дверь, которая в то же мгновение, как он войдет, закрывается, как открылась, сама собой, и не дает ему выйти. Интересно, что, по словам того же автора, местных жителей «можно назвать мыслящими, трезвыми и трудолюбивыми в своих привычках, честными и набожными». Нет недостатка в свидетельствах того, что многие древние эзотерические ордена и мистериальные культы проводили обряды инициации в пещерах и подземных гротах. Как сообщает Оливер: …на некоторых ступенях философского уровня место встречи метафорически называется пещерой, возможно, в подражание ложным масонам, которые всегда проводили свои собрания в чреве земли; и самые поразительные примеры таких пещер можно по сей день видеть в индийских, персидских и египетских подземных храмах. В некоторых из этих мест искусственные пещеры занимали всю гору целиком и состояли из комнат, залов, галерей и улиц, образуя настоящий подземный лабиринт. Примеры этой практики находили во время раскопок под великими пирамидами Египта; в Веях и Сене-Юлии в Италии; неподалеку от Навплии в Греции; в пещере Элефант близ Калькутты в Индии; на Цейлоне; на Мальте также есть пещера, где, как говорят, «в горе не только сделаны просторные проходы, но высечены смежные залы и комнаты». Похожие пещерные храмы можно найти по всему миру. Дональд А. Маккензи в своей работе «Буддизм в дохристианской Британии» (1928) пишет: «В Шотландии несколько пещер ведут в Преисподнюю». Может быть, это относится и к таинственной «Том-а-Мораир» (пещере великана), расположенной на юго-восточном склоне Горы Шихаллион? Бен-Мор имеет две необыкновенные черты. Одна – череда поднимающихся к вершине террас, которые могли быть как созданы природой, так и грубо сработаны человеком. Другая – это огромная пещера у западного подножия горы, выходящего на Атлантику, которую называют пещерой Мак-Киннона и с которой связано множество зловещих легенд. Существует мнение, что пещера была языческим храмом, посвященным морскому богу. В пользу этого предположения говорит тот факт, что в одной из небольших пещер, из которых состоит главная пещера, лежит древний огромных размеров плоский камень, который называется Стол Фингала. Возможно, это часть долмена, а может быть, как считают некоторые, это языческий алтарь и жертвенник. Люди боятся заглядывать в пещеру из-за местных суеверий, а также из-за того, что во время прилива морская вода заходит далеко вглубь пещеры, которая, как утверждают, тянется до противоположного склона горы. Дополнительную информацию по интересующему нас вопросу можно найти в книге «Горный приход, или История Фортинголла» (1928), в которой Александр Стюарт пишет следующее: Шихаллион – это, в определенном смысле, гора легенд и тайн… На западном склоне Шихаллион расположен Крэг-на-Эрра, с зарослями вереска, валунами и двумя речушками, омывающими его подножие с двух сторон. В том месте, где эти речушки встречаются, лежит камень, имеющий больше чашеобразных отметин, чем любой другой камень такого же размера на Британских островах. Рядом с этим местом находится Том-а-Мораир… А в нескольких милях к востоку в горе есть другое отверстие, которое, по преданию, является выходом из пещеры. Традиционно это место скорее считалось обителью фей и других сверхъестественных существ, чем убежищем смертных. Из людей там могли жить только те, кто заключил союз со сверхъестественными силами. Не указывает ли вышеизложенное на таинственную Гору Эредом, горную обитель праведных мудрецов, которую ветхозаветный пророк Исайя считал священной «горой собраний далеко на севере»? О! Если на земле есть Рай,
Джон Синклер. Шихаллион
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|