Здавалка
Главная | Обратная связь

Оддвар Ольсен. «Поклонялись ли тамплиеры голове?»



Жестокое уничтожение ордена тамплиеров королем Франции Филиппом Красивым оставило в человеческой памяти след в виде зловещего значения, с которым ассоциируется день их ареста – пятница 13-е. Возрождение интереса к рыцарям тамплиерам было вызвано выходом в свет книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Как мы знаем, его книга представляет собой художественный вымысел.
На протяжении веков многие ученые утверждали, что обвинения, выдвинутые Филиппом и Инквизицией против тамплиеров, также были вымышлены. Например, тамплиеров обвиняли в том, что они поклонялись голове, или идолу в виде головы. Однако если мы обратимся к средневековым рассказам о процессе, а также к различным теориям, выдвинутым позднее, то, возможно, нам удастся понять, что в действительности стояло за этим и другими обвинениями.
Вот список обвинений, выдвинутых Инквизицией против тамплиеров:

– Рыцари поклонялись некому коту, который иногда являлся им на их собраниях.
– В каждой провинции у них были идолы, а именно головы (некоторые из них имели три лица, а некоторые только одно) и человеческие черепа.
– Они поклонялись этим идолам, в особенности на своих собраниях.
– Они почитали идолов, как представителей Бога и Спасителя.
– Тамплиеры утверждали, что голова могла спасти их и сделать их богатыми.
– Идолы дали ордену все его богатства.
– Идолы заставляли землю плодоносить, а деревья цвести.
– Они обвязывали головы каждого из этих идолов или просто касались их короткими веревками, которые затем носили на теле под рубахой.
– Во время принятия нового члена в ряды ордена ему выдавались вышеупомянутые короткие веревки (или одна длинная, которую можно было разрезать).
– Все, что они делали, они делали из благоговения перед этими идолами.

Вышеизложенный список взят из книги Малькольма Барбера «Процесс над тамплиерами», куда Барбер включил также описание того, как могли выглядеть почитавшиеся тамплиерами идолы. Хотя немногие тамплиеры описывали идолов одинаково, ниже приводятся некоторые отрывки из протоколов парижских заседаний суда, которые позволяют нам составить о них определенное представление:

– Брат Рауль де Жизи «видел голову на семи разных собраниях, часть которых проводил Гуго де Перо, инспектор ордена. Когда доставали голову, все присутствующие падали ниц и поклонялись ей. Вид ее был страшен, она казалось изображением демона, известным по-французски под названием „un maufe". Всякий раз, как он видел ее, его охватывал страх, и он едва мог смотреть на нее без содрогания. Он, тем не менее, в душе никогда не поклонялся ей». вышеупомянутый Перо признается, что он «видел, держал в руках и гладил голову в Монпелье на одном из собраний, и что он и другие присутствовавшие там братья поклонялись ей. Он утверждал, однако, что поклонялся ей только на словах, притворно, но не в душе; с другой стороны, он не знал, поклонялись ли ей в душе другие братья. Когда его спросили, где находится голова, он сказал, что послал ее Пьеру Алемадину, прецептору Монпелье, но что ему неизвестно, нашли ли ее люди короля. Он сказал, что у головы было четыре ноги, две у передней части лица, две у задней».
– Этьенн де Труа дает следующее описание: «плоть от макушки до шеи, с собачьей шерстью и без какого бы то ни было золотого или серебряного покрытия, поистине лицо из плоти… синеватое и в пятнах, с бородой наполовину из черных, наполовину из белых волос, похожей на бороды некоторых тамплиеров».
– Другие тамплиеры вслед за Жаном де Кассанем утверждали на допросах, что видели идола, бородатую голову Бафомета, черно-белого деревянного идола, называемого Ялла (сарацинское слово).
– Брат Стефан де Труа сообщил, что он видел голову на парижском собрании, и утверждал, что это была голова Гуго де Пейна.

Вышеприведенные описания – самые яркие из имеющихся, но они далеко не исчерпывают все многообразие свидетельств, поскольку некоторые братья заявляли, что голова была с двумя лицами, а другие, что с тремя. В то же время третьи говорили, что это были древние забальзамированные головы с «пустыми карбункулоподобными глазами, сияющими как ясное небо». Цвет головы (голов) в описаниях также менялся от белого к синему, красному, коричневому и черному.
Рассматривая эти свидетельства, нельзя забывать, что они были получены под пыткой. И вполне понятно, что многие были готовы сказать все что угодно, чтобы порадовать слух страшной «Священной Римской Инквизиции».
По словам Джона де Доррингтона, во время процесса в Англии один старый тамплиер рассказал ему, что у ордена было четыре главных идола. Один находился в ризнице церкви Темпл (в Лондоне), другой в Брислхэме, третий в Темпл-Брюэре, а четвертый в каком-то местечке за Хамбером (в Йоркшире). Как выглядели эти идолы, неясно. Возможно, что «голова», изображенная на расписной панели в Темплкоме (в Сомерсете), входит в этот же ряд; особенно если учесть, что Брислхэм также известен как Бристоль и что расписная панель могла быть перевезена в Темплком для сохранности. (В 1945 году панель была случайно обнаружена под штукатуркой флигеля одного из особняков, принадлежавших тамплиерам.)
Король Эдуард II с большой неохотой согласился заключить в тюрьму дружественных ему тамплиеров, да и после этого отказался подвергать их пыткам. Когда наконец он арестовал всех тамплиеров (через три месяца после того, как Филипп Красивый провел повальные аресты всех членов ордена во Франции), не было сделано почти никаких признаний. Не было также обнаружено никаких предметов еретического культа. Это, конечно же, неудивительно – если тамплиерам и принадлежали какие-то необычные предметы, то у них было сколько угодно времени, чтобы спрятать их, после того как они узнали об арестах своих собратьев во Франции.
Кроме вышеизложенных свидетельств, о поклонении голове говорится в некоторых средневековых легендах. В этих историях речь часто шла о человеке, иногда о рыцаре тамплиере, влюбленном в даму. Им не суждено было соединиться при жизни. История принимает очень странный оборот после того, как дама умирает. Мужчина откапывает ее и вступает в преступную связь с ее мертвым телом! В некоторых легендах потом он отрезает ей голову. Затем, по прошествии девяти месяцев, он возвращается к могиле. Он снова откапывает свою возлюбленную – и на этот раз находит человеческую голову у нее между ног. Эта голова обладала чудесными свойствами разного рода, которые иногда напоминали магические силы Священного Грааля или Ковчега Завета. (В своей работе Барбер далее приводит детальное изложение этих легенд.)
В конце 1800-х годов оккультист Элифас Леви сделал популярным образ двуполого рогатого Дьявола/Пана.
Леви считал, что слово «Бафомет» надо читать наоборот, и разбивал его на последовательность слогов следующим образом: «Tem omp ab». Он полагал, что это аббревиатура латинской фразы «Templi omnium hominum pacis abbas», что по-английски означает «Отец Храма Мира Всех Людей». По мнению Леви, здесь подразумевался Храм Царя Соломона.
Некоторые комментаторы считают, что Бафомет – это искаженное «Мохаммед», поскольку тамплиеры были связаны с различными мусульманскими сектами (а некоторые из них обращались в ислам и становились мусульманами). Однако, поскольку поклонение идолам идет вразрез с мусульманской верой, это кажется очень маловероятным. Другие историки считают, что перед нами арабское слово «Абуфихамат», означающее «Отец Разума» или «Отец Мудрости» – суфийское обозначение Бога. Те, кто считал, что тамплиеры владели головой Иоанна Крестителя и поклонялись ей, объясняли это следующим образом: слово «Бафомет» составлено из двух греческих слов, «Баф» и «Метис», что вместе означает «Крещение Мудростью».
Хью Шонфилд, исследователь Библии и один из первых переводчиков Свитков Мертвого моря, также полагал, что слово «Бафомет» связано со словом «мудрость». Он пришел к этому выводу, применив древнееврейскую тайнопись Атбаш. (Метод расшифровки этой тайнописи состоит в замене первой буквы алфавита на последнюю. Так, например, по-русски А=Я, Б=Ю и так далее.) Шонфилд в своей работе «Одиссея ессеев» (Элемент Букс, 1993) так обосновывает свою гипотезу:

Если написать слово «Бафомет» древнееврейскими буквами и применить к нему Атбаш, то в результате получается слово «софия», что по-гречески означает «мудрость». Так, значит, наконец впервые раскрыта это многовековая тайна! А что же с бородатой головой мужчины? В космогонической фигуре Адама Кадмона,(Небесного Человека) его бородатая голова называется по-древнееврейски «Чокмах», что означает «мудрость». Греческая София воплощает скорее женское, чем мужское начало, поэтому неудивительно, что у тамплиеров, по протоколам инквизиции, имелась шкатулка, украшенная «большого размера головой из позолоченного серебра, исключительной красоты, с женским лицом».

Из вышесказанного вытекает следующий очевидный вопрос: нашла ли Инквизиция у тамплиеров какие-либо доказательства поклонения голове? Простой ответ таков: да, нашла. В книге «Рыцари тамплиеры: новая история» (Саттон Паблишинг, 2001), Хэлен Николсон пишет: «Во время процесса над тамплиерами на Кипре мануфактурщик ордена и еще два рыцаря утверждали, что никогда не слышали ни о каких идолах, но что ордену действительно принадлежала голова Св. Евфимии».
После того как орден тамплиеров был распущен, голова Св. Евфимии перешла к рыцарям-госпитальерам. Николсон в своей книге высказывает предположение, что в конце концов голова оказалась на Мальте вместе со всеми остальными реликвиями госпитальеров и была затем вывезена разграбившими остров войсками Наполеона. (Утверждают, что теперь она хранится в патриаршей церкви Св. Георгия в Стамбуле.)
В парижском Темпле была найдена еще одна голова, по слухам являющаяся легендарным артефактом, известным под названием Капут LVIII. Королевского хранителя Гийома Пидуа попросили обыскать Темпл в Париже после того, как Гийом д'Арребле, прецептор Суасси, признался, что во время собраний ордена он видел серебряную голову на алтаре этого храма. Пидуа занялся поисками этой головы и, как говорит Барбер, через несколько недель предъявил:

красивейшую большого размера голову из позолоченного серебра, по форме женскую, внутри которой были спрятаны кости другой головы, завернутые и зашитые в белую льняную материю. Этот сверток был покрыт куском красного муслина, а внутрь его была вшита бумага с надписью «Капут LVIII». Считалось, что эти кости похожи на кости головы маленькой женщины, и некоторые утверждали, что это была голова одной из одиннадцати тысяч девственниц.

Однако, когда Гийому д'Арребле показали эту голову, он сказал, что это не та голова, которую видел он; в своем первоначальном заявлении он описывал бородатую голову с двумя лицами. Таким образом, как это было в случае с головой Св. Евфимии, выясняется, что тамплиеры действительно поклонялись голове, хотя и непонятно с какой целью. Хотя, безусловно, этот вопрос будет обсуждаться и в дальнейшем (в независимости от того, было ли это невинное поклонение солдат-христиан одной из многочисленных христианских реликвий, или страшный культ Бафомета), мы уже теперь можем с некоторой долей уверенности сказать, что такое поклонение действительно имело место. Глава 5 Прецептории тамплиеров   Оддвар Ольсен. «Тамплиерские владения в Бристоле и Сомерсете» В Соединенном Королевстве самыми важными центрами рыцарей тамплиеров были области Бристоля и Сомерсета, а также Темплком. Когда я путешествовал по Сомерсету в поисках их следов, я, к своему восторгу, обнаружил могильный камень тамплиеров в Монтакьюте, а также связанные с ними редкости в других местах. Я полагаю, что, внимательно изучив деятельность тамплиеров в этих двух областях, можно будет установить, была ли доля истины в выдвинутых против тамплиеров обвинениях в том, что они поклонялись головоподобным идолам. Следы тамплиеров в Бристоле Приходская церковь Холи-Кросс выходит на улицу Виктория-Стрит, в районе, который был одним из первых пригородов старого Бристоля. Он находится к югу от реки Эйвон, а церковь легко узнать по ее наклонившейся колокольне. Эта церковь тамплиеров, несмотря на свое стратегическое положение, не имела статуса прецептории и подчинялась Темпл-Гитингу в Глостешире. Землю в Бристоле подарил тамплиерам Роберт, граф Глостерский (сын Генриха I), а церковь была заложена около 1145 года. Она была построена в стиле первых этапов развития архитектуры тамплиеров, характеризовавшихся круглыми или Овальными планами. Во время воздушных налетов 24 ноября 1940 года в нее попала бомба, которая разрушила все, кроме фундамента. По свидетельствам одного францисканского монаха и Джона де Доррингтона, у тамплиеров было четыре главных идола, которым они поклонялись (один в Лондоне, в ризнице церкви в Темпле, другой в Брислхэме, третий в Темпл-Брюэре и четвертый в каком-то местечке неподалеку от Хамбера в Йоркшире). Брислхэм – это или Бишем, или Бристоль. Если Брислхэм – это Бристоль, как утверждает Джордж Талл в своей книге «Следы тамплиеров» (Кингс Ингланд Пресс, 2000), тогда вполне возможно, что роспись, найденная в Темплкоме, была привезена туда из Бристоля на хранение. Следы тамплиеров в Сомерсете Темплком расположен в цветущей долине Блэкмор в Сомерсете. В 1185 году Серло Фитц Одо подарил тамплиерам то, что стало впоследствии единственной сомерсетской прецепторией тамплиеров. Именно здесь, в этом особняке, в 1945 году некая миссис Дрю (арендовавшая особняк у миссис А. Топп) обнаружила роспись, которая долгие годы ставит в тупик исследователей. Дрю пошла в ныне уже не существующий флигель, чтобы взять там дрова для растопки. Она случайно взглянула на потолок и увидела, что в некоторых местах начала отслаиваться штукатурка. Когда она пригляделась, то увидела, что сверху на нее смотрит какое-то лицо. Доски с росписью были прикреплены проволокой к потолку и покрыты штукатуркой. Благодаря щедрости миссис Топп и епископа Райта (бывшего тогда приходским священником), роспись была спасена и отдана в дар церкви Св. Марии в Темплкоме в 1956 году. Теперь ее можно увидеть на внутренней южной стене церкви. Церковь Св. Марии была частью большого бенедектинского аббатства в Шафтсбери. Считается, что она была построена немногим позже 888 года н. э. по указу Этельгильды, дочери Альфреда Великого. В современном здании церкви старейшими частями являются пятисотлетняя крыша нефа, трансепт с умывальницей и купель из пурбекского мрамора. Так же как и церковь Холи-Кросс в Бристоле, церковь Св. Марии пострадала от налетов немецкой авиации во время Второй мировой войны – три бомбы разрушили большую часть старого здания. Возвратимся на минуту к росписи. Это изображение головы в натуральную величину является одним из лучших образцов подобного рода периода Средневековья и было датировано с помощью радиоуглеродного метода 1280 годом. Относительно происхождения этой росписи выдвигались многочисленные гипотезы. Некоторые утверждали, что она является копией Туринской Плащаницы. Однако мне это кажется очень маловероятным. На Туринской Плащанице изображено лицо с закрытыми глазами, в то время как на росписи глаза у человека открыты. Верхняя часть росписи, к сожалению, отсутствует, и мы не можем сказать наверняка, но, судя по всему, на ней не было нимба. (Над головой был бы изображен нимб, если бы это была голова Иисуса Христа, Сына Божьего.) Во время преследований тамплиеров Инквизиция использовала отсутствие нимба на принадлежавших тамплиерам изображениях «Христа» как доказательство их идолопоклонничества. (Их также обвиняли в поклонении некоей непонятной голове. Последним Великим Магистром рыцарей тамплиеров в Англии был Уильям де ла Мор. Нам известно, что он находился в Темплкоме во время допросов тамплиеров из сообщения некого Уильяма Рэйвена, в котором последний описывает церемонию своего принятия в орден в Темплкоме с участием Великого Магистра Уильяма да ла Мора.) До начала преследования тамплиеров главной задачей прецептории в Темплкоме было принятие в орден новых членов и подготовка людей и лошадей к крестовым походам. Разведение овец тоже, судя по всему, играло важную роль в повседневной жизни тамплиеров в Темплкоме, поскольку они приобрели 20 акров земли на пастбище для 1000 овец (и 60 голов другого скота) в нескольких милях к северу от Темпл-Хэйдона (сейчас это место называется Вест-Харптри), неподалеку от Темпклауда. (Шерсть в больших количествах требовалась для изготовления белых одеяний тамплиеров в Англии и на континенте.) Опись 1383 года показывает, что Темплкомской прецептории принадлежало 368 акров земли. Во время процессов над тамплиерами Джон де Доррингтон также признался, что, как говорил ему один старый тамплиер, четыре идола были привезены в Англию по инициативе Уильяма де ла Мора. (Уильям был одним из немногих тамплиеров в Англии, которые отказались от помилования. Как и многие его французские собратья, он был готов умереть за свои убеждения. Он заявил о своей полной невиновности и умер в лондонском Тауэре в феврале 1311 года.) Знали ли французские тамплиеры о грозившей им опасности? Их корабли курсировали между портами Бристоль и Ла-Рошель на побережье Франции. Может быть, эти четыре изображения были перевезены из Франции в Англию для сохранности? Тамплиерские достопримечательности Изображения черепов можно найти во многих местах, связанных с тамплиерами. Например, в местечке Сток-саб-Хэмдон на кладбище Св. Девы Марии по крайней мере на двух старых могилах высечены черепа и скрещенные кости. Символизм черепов нам хорошо знаком. В Библии говорится о голове Иоанна Крестителя на блюде. Кроме того, множество упоминаний о головах имеется в романах из цикла о короле Артуре. А масоны хранят в Великой Ложе в Лондоне более 200 черепов. Тот же символизм черепа и костей прослеживается в некоторых могилах рыцарей тамплиеров XIII и XIV веков. У захороненных храмовников были отрезаны ноги и положены крест на крест на груди прямо под черепом. В церкви Св. Марии в Шэпвике на церковном кладбище находится несколько крестов тамплиеров, и еще несколько внутри церкви. Кроме того, там имеется искусно отделанная могила Генри Булл Темплера Стрейнджвэйза, с изображениями черепов и скрещенных костей. Могила Стрейнджвэйза относится к XIX веку, и, возможно, имеет масонское происхождение. (Это имя наводит на мысль о том, что носивший его человек может быть каким-то странным образом связан с тамплиерами, но это предположение заслуживает дальнейшего исследования.) Если продолжить путешествие дальше до Брент-Нолл (немного к северу от Бернхэм-он-Си) и церкви Св. Михаила, там можно найти церковные скамьи XV века. На одной из скамей есть резьба, изображающая Агнус Деи, Агнца Господня, оглядывающегося через левое плечо на отрубленную голову. Очень похожую голову можно увидеть в Элфорде, недалеко от Касл-Кэри (также на церковной скамье, как и в Брент-Нолл). На этой скамье изображен дракон, который как бы обвивается вокруг головы. В этой же церкви есть изображение Агнус Деи, смотрящего на отрубленную голову. Так с чем же мы имеем здесь дело? Я предоставляю читателю решать самому! Существует старинная легенда тамплиеров о «Сидонском Черепе», записанная Вальтером Мапом в XII веке. В ней говорится, что некий тамплиер любил женщину, которая затем умерла. Он откопал ее труп и вступил с ней в противоестественную связь, в результате чего через девять месяцев родилось нечто ужасное. Как сообщает Дж. С. Ворд в книге «Масонство и древние боги» (Кессиндже Паблишинг, 1997), в легенде говорится следующее: Прекрасную леди Мараклею любил один тамплиер, господин Сидона; но она умерла молодой, и в ночь после ее похорон. Этот нечестивый любовник пробрался к могиле, выкопал ее тело и совершил над ним насилие. Голос из пустоты приказал ему возвратиться через девять месяцев, потому что тогда он найдет там сына. Он послушался приказания и в назначенное время снова открыл могилу и нашел там голову на костях ног скелета (череп и скрещенные кости). Тот же голос велел ему «бережно хранить это, потому что это принесет ему счастье», и рыцарь унес голову с костями с собой. Эта голова стала его духом-хранителем, он мог побеждать своих врагов, просто показав им волшебную голову. Со временем голова перешла в собственность ордена тамплиеров. У входа в церковь Св. Девы Марии в Сток-саб-Хэмдоне есть прекрасный тимпан, на котором изображены фигуры стрельца, льва и Агнус Деи. Считается, что Агнус Деи символизирует Св. Иоанна Крестителя, одного из покровителей тамплиеров. По наиболее распространенной версии, стрелец на этом тимпане представляет короля Стефана Английского (старшего брата Анри де Блуа), а лев – двоюродного брата Стефана Жоффруа Анжуйского. (Эти двое боролись друг с другом за английский престол.) Сток-саб-Хэмдон находится в шести милях к югу от Льва в Зодиаке Гластонбери, который, как утверждает историк Кэтрин Молтвуд, был усовершенствован тамплиерами. Некоторое время назад Гордон Гиард (ученый и автор, пишущий об истории Монтакьюта) пригласил меня навестить его там. Осмотрев церковь Св. Екатерины, мы вышли на улицу, и он рассказал мне, как один из церковных старост расстроил его, поставив скамью прямо на древней могильной плите. Улыбаясь, он сказал мне, что эта плита, возможно, меня заинтересует. Когда я взглянул на плиту поближе, я смог различить высеченное на ней изображение меча. В то время я как раз читал книгу Майкла Бейджента и Ричарда Ли «Храм и Ложа», и я вспомнил, что они упоминали о «непритязательных и простых изображениях мечей» на могилах, которые эти авторы обнаружили в Килмартине. (Позднее я посетил другую бывшую церковь тамплиеров, церковь Св. Михаила в Гарвэе, и нашел другие подтверждения использования изображения мечей на могильных плитах тамплиеров. Может быть, это был знак отличия тамплиеров высокого ранга.) Возможно, тамплиеры высокого ранга предпочитали безымянные могилы большим памятникам и изысканным украшениям, желая показать, что они отказались от всех мирских устремлений. Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, Анри де Блуа поддерживал связи с тамплиерами. Именно в Монтакьюте в 1120 году Анри был назначен настоятелем Клюнийского монастыря. Этот монастырь, как случилось со многими другими местами, попал под влияние короля Генриха VIII. И опять же, как и от других тамплиерских построек, от него почти ничего не осталось. (Нам мало что известно о старинном монастыре в Монтакьюте, поскольку не было проведено надлежащих раскопок. Будем надеяться, что рано или поздно это будет сделано.) Когда начались преследования тамплиеров, в Темплкоме находилось только четыре члена этого ордена. Судьба тамплиеров в Англии была непохожа на судьбу их французских собратьев. Для получения абсолюции было достаточно нескольких лет, проведенных в монастыре. Нам известно, что один из темплкомских тамплиеров выбрал бенедиктинский монастырь Монтакьюта, чтобы отбывать там положенный по приговору срок под надзором Анри де Блуа. В свое время на могиле Анри де Блуа в соборе города Винчестера были обнаружены небольшая голова из слоновой кости и потир. Иначе говоря, два священных предмета, о которых так много говорится в легендах тамплиеров: Потир, или Священный Грааль, и голова, в поклонении которой их обвиняли. Кит Лейдлер в книге «Голова Бога» высказывает предположение, что обезглавлен был не только Иоанн Креститель, но также и Иисус, и что тамплиерам принадлежали обе эти отрубленные головы. Я надеюсь, учитывая все сказанное выше, что мы сможем, по крайней мере, начать осознавать значение образа Священного Грааля и его влияния в Сомерсете. Несмотря на тот факт, что тамплиеры имели в Сомерсете только одну прецепторию, значение этой области не должно быть недооценено. Боб Мэндер. «Шотландский храм: Балантрадох» Впервые я посетил Росслинскую часовню летом 2000 года. Готовясь к этой поездке, я среди прочих книг читал «Храм и Ложу» Майкла Бейджента и Ричарда Ли, в которой мне встретилось упоминание Темпла неподалеку от Росслина. Этот храм я затем добавил в план своего путешествия. До того, как я посетил это место, на все мои вопросы я слышал один ответ: «Оно священно». Этого было достаточно, чтобы вдохновить меня на путешествие, и я отправился в путь, полный тревог и надежд. Путешествие оказалось интересным, поскольку оно позволило обнаружить связи между тамплиерами и госпитальерами (Рыцарями Св. Иоанна из Иерусалима и Мальты) и еще более явственно выявило связи между тамплиерами и масонами – таким образом хотя бы в какой-то степени объяснив, почему это место было одинаково свято и для тамплиеров, и для масонов. Хотя немногое может сравниться с исключительной атмосферой Росслина, Темпл имеет свой особый «дух». Миру и покою, которые обнимают вас, как только вы вступаете на темплское кладбище, нет равных. Любопытно, что связи между тамплиерами и госпитальерами было отведено центральное место в новом издании книги «Род Священного Грааля» (Фээр Виндз Пресс, 2004). в которой Лоренс Гарднер впервые сообщает факт, что в 1307 году Роберт Брюс основал орден, известный под названием Старшие Братья Розового Креста. В орден входили высшие чины ордена тамплиеров и ордена госпитальеров. Особенный интерес представляет дата основания, поскольку к тому же времени относятся самые ранние упоминания о розенкрейцерах, которые появились в Лондоне вместе со Стюартами в те времена, когда последние правили обеими странами. Это привело к созданию в XVII веке Королевского Общества, в котором розенкрейцеры играли важную роль. (Во время проведения исследований для этой статьи было обнаружено три разных варианта написания слова «Балантрадох». Другими двумя вариантами являются Баллантрадох и Балантрадах. В статье был использован самый употребительный вариант.) История Темпла Общепринятой датой образования Ордена Нищенствующих Рыцарей Христа и Храма Соломона – впоследствии получившего более короткое название рыцари тамплиеры – является 1118 год (хотя Бейджент и его соавторы, в книге «Священная Кровь, Священный Грааль» приводят весьма убедительные свидетельства в пользу того, что орден был основан по крайней мере четырьмя годами ранее). Хотя формально основателем ордена был Гуго де Пейн, инициаторами его создания, скорее всего, были более значительные фигуры, такие как, например, граф Анжуйский или Шампанский. С точки зрения многих современных специалистов, семьи рода Рекс Деус, иногда называемые деспосини (о которых мельком упоминает Гарднер в своей книге «Род Священного Грааля») – иначе говоря, прямые потомки Иисуса (которых иногда называют «подземным потоком»), – имели вполне понятные мотивы для желания вернуться в Иерусалим. Именно члены этих семей стояли за созданием ордена тамплиеров. В 1128 году Гуго де Пейн прибыл в Британию для набора новых членов. Он был хорошо принят во Франции, где приобрел многочисленных сторонников и земли (похожий прием был оказан ему в Англии и Шотландии). Как сообщается в «Англо-Саксонской Хронике»: Он был принят всеми добрыми людьми, и все они одарили его; и так же было в Шотландии. И сверх того, они послали в Иерусалим огромные богатства золотом и серебром. И он пригласил людей с собой в Иерусалим, и с ним и за ним пошло столько людей, сколько не ходило со времен первого похода в дни правления Папы Урбана. Цитируется по «Скотиш Ревью», июль 1898 В Шотландии Гуго де Пейн, женившийся на девушке из рода Сен-Клеров еще до того, как основал орден, попал в большую милость к королю Давиду I (по отзывам современников, очень набожному человеку). Аббат Элред Ривоский писал о короле следующее: [Он] целиком доверился руководству духовников (монахов) и, собрав при себе благороднейших братьев из прославленного ордена Иерусалимского Храма, сделал их денными и мощными хранителями нравственности. Король Давид пожаловал тамплиерам деревню и земли вокруг Балантрадоха, для того чтобы они построили там свою первую и главную прецепторию в Шотландии. (Название Балантрадох можно перевести как «поселение воина».) В то время как руководство тамплиерами Британии в основном велось из главного Темпла в Лондоне, а Балантрадох находился в подчинении, он тем не менее стал важным центром для тамплиеров Шотландии, что подтверждается следующим сообщением из «Скотиш Ревью»: В то же время, хотя шотландские тамплиеры и были жестко подчинены Англии, они имели своего начальника, который обыкновенно назывался Магистром, но иногда настоятелем ордена тамплиеров в Шотландии (magister domus Tempil in Scotia) и штаб-квартира которого находилась в Балантрадохе в Мидлотиане, главном владении ордена к северу от реки Твид. Название Балантрадох давно исчезло с карты Шотландии, однако многозначительное название Темпл, сменившее его, которое носит современный приход, где находились прецептория и ее земли, является самым заметным следом, который оставил орден в географии Шотландии. Полуразрушенная церковь Темпла, живописно расположенная на берегах Южного Эска несколькими милями выше по течению, чем Далкит, была построена уже после распада ордена и, судя по всему, никоим образом не относится к прецептории, хотя, по преданию, не вполне ясно изложенному Огастесом Хэем, в XVII веке в одном из садов этого местечка был обнаружен «фундамент большого здания и основания нескольких больших каменных колонн». Не сохранилось точного списка всех настоятелей, или магистров, но имена тех, о ком у нас имеются сведения, судя по всему, говорят об их английском или французском происхождении. Нам известны такие настоятели, как Бартоломью, Роберт Темплский, Рануэльф Корбет, Гуго де Коньер, Роже де Экне, Бриан де Же, Жан де Сулр, Жан де Хузефлет и брат Уолтер де Клифтон. В действительности в Шотландии постоянно находилось не так много рыцарей, и большинство из них относилось ко второму и третьему рангам, то есть это были капелланы (capillari) или сержанты (servientes armorum). Многие настоятели были опытными и заслуженными рыцарями, которые по причине своего возраста или какого-либо увечья могли нести лишь такую службу. Центр тамплиерских владений находился неподалеку от реки Южный Эск, на небольшой террасе у берега. Там располагались вышеупомянутая прецептория, церковь, мельница и большая голубятня. Из случайной беседы с владельцем старинного особняка рядом с церковью я узнал, что здесь была обнаружена интересная каменная кладка, проходящая вокруг ее фундамента. Она, как предполагают, сохранилась со времен прецептории и своим существованием, по всей видимости, подтверждает сведения, приведенные в «Скотиш Ревью». В те времена, когда тамплиеры жили в этих местах, их основным занятием было сельское хозяйство. Земли возделывали крепостные крестьяне, жившие в небольших домах в деревне. Тамплиеры также разводили домашних животных, некоторые работали на мельнице на противоположном берегу, размалывая зерно. Не следует забывать, что Балантрадох находился в центре земель, принадлежавших Сен-Клерам, и, вероятно, получал значительную поддержку с их стороны. Здешние тамплиеры поддерживали тесные связи с другой прецепторией на южной стороне реки Ди, где сейчас находится приход Мэрикультер. Конечно же, прецептории не были единственными землями, которые контролировали тамплиеры – им были даны права на пользование многими поместьями и имениями. Большая часть их владений в Шотландии находилась в Лотиане – области к югу от Эдинбурга в восточной части страны. В 1308 году, вслед за «официальным» упразднением ордена тамплиеров Папой Климентом, прецептория в Балантрадохе была отдана рыцарям Св. Иоанна. Эта передача собственности в действительности произошла потому, что эта часть страны находилась в тот момент под контролем англичан. Рыцари Св. Иоанна существенно перестроили церковь, придав ей более традиционную прямоугольную форму, а прочие здания прецептории постепенно пришли в запустение. Однако в остальном жизнь продолжалась совершенно так же, как при тамплиерах. Тот факт, что два шотландских рыцаря, брат Уолтер де Клифтон и Уильям де Миддлетон, допрашивались епископом Сент-Эндрюским и папским капелланом Джоном Соларио в церкви Холи-Кросс в Эдинбурге по поводу так называемых проступков тамплиеров, не оказал никакого влияния на дальнейшее расформирование ордена. Этот допрос не выявил никаких фактов криминального или еретического характера. Во всей остальной Шотландии роспуск ордена также не повлек за собой особых последствий. Англия и Шотландия находились в состоянии войны, Роберт Брюс был отлучен от Церкви, и в конечном итоге значительное число тамплиеров бежало в Шотландию, чтобы избежать преследований. Эти рыцари прибывали с шотландских границ, из Англии, а многие с континента (на кораблях ордена). В настоящее время считается признанным тот факт, что значительная группа рыцарей тамплиеров приняла участие в битве при Бэннокберне на стороне Роберта Брюса и сыграла важную роль в победе шотландского войска. Принц Чарльз Стюарт был избран Великим Магистром ордена в 1745 году и занимал этот пост до своей смерти в 1788 году, несмотря на то что он и большая часть тамплиеров бежали во Францию после битвы при Куллодене в 1745 году. Именно в этот период начали устанавливаться более тесные связи с масонами, существовавшие уже с конца XV века. Джонстон Стивен, касаясь вопроса о тамплиерах в «Кокпен Базар Бук» (1897), пишет: «В одном из сочинений де Квинси есть детальный разбор гипотез, которые выдвигались различными авторами относительно ритуалов и обычаев тамплиеров. Некоторые из этих авторов пытались доказать, что обряды современного масонства являются или продолжением ритуалов тамплиеров, или, по крайней мере, содержат их следы». Тот же автор утверждает, что в конце XIX века все еще были в ходу документы, в которых в качестве владельцев земли упоминались тамплиеры. После Акта Реформации 1535 года (во время правления Генриха VIII) рыцари Св. Иоанна потеряли контроль над Балантрадохом. Помещение церкви было расширено с тем, чтобы сделать его более «пригодным» для протестантской службы, а к западной части была пристроена галерея. В 1618 году Балантрадох был переименован в приход Темпл и объединен с древним Кларкингским приходом и часовней Мортвейт (также известной под названием Муирфут, или Морфет). Церковью затем продолжали пользоваться до XVIII века, когда неподалеку от нее была построена новая.

 

 
 

Преподобный Джеймс Голди в конце XVIII века писал об уменьшении числа прихожан в этом приходе. Между 1723 и 1733 годами в среднем в год происходило 31,5 крещений, 6,5 венчаний, и 33,5 похорон. Между 1784 и 1794 годами за год в среднем проводилось 15,5 крещений, 1,5 венчаний и 16 похорон. Сокращение прироста населения бросается в глаза. Местные жители в то время были по-прежнему главным образом заняты «сельскохозяйственными работами и разведением скота».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.