Здавалка
Главная | Обратная связь

Синдром детского аутизма: этиология, течение, прогноз, профилактика.



Ранний детский аутизм — сравнительно редкая патология, его распространенность колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения.

У мальчиков ранний детский аутизм встречается чаще, однако соотношение больных мальчиков и девочек колеблется в широких пределах.

Основными признаками раннего детского аутизма при всех его вариантах являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним, неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, придающая таким детям сходство со слепыми и глухими, приверженность к сохранению неизменности окружающего, боязнь всего нового (неофобия), однообразное поведение со склонностью к стереотипным примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцами, пронация — супинация и сгибание — разгибание кистей и предплечий, раскачивания туловищем или головой, подпрыгивания на носках), а также разнообразные расстройства речи, различающиеся при разных вариантах. Весьма характерно зрительное поведение: непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд», взгляд мимо или «сквозь» людей, фрагментарность зрительного внимания с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения.

Однообразные «игры» имеют вид стереотипных манипуляций с предметами неигрового назначения (веревочки, ключи, гайки, бутылки и т. п.) или, реже, с игрушками, которые используются не по назначению, как символы тех или иных объектов.

Дети активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью может быть различным: наряду с индифферентностью, при которой дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, возможна негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта: ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не бывает ласковым с ней.

Общая недостаточность психомоторики проявляется в угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, отсутствии содружественных движений, бедности мимики, запаздывании развития навыков самообслуживания, выраженных трудностях овладения рисованием и письмом. Нарушения психомоторики усложняются описанными выше стереотипными примитивными движениями.

Аффективные проявления у детей бедны, однообразны и не выступают во взаимоотношениях с окружающими. Чаще всего это примитивные аффекты удовольствия, сопровождающегося иногда улыбкой, или недовольства и раздражения с монотонным плачем и нерезким общим беспокойством. Аффект удовольствия возникает чаще тогда, когда ребенок остается один и занят описанными выше стереотипными «играми».

Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во втором и третьем лице. Примитивные формы (лепет, эхолалии) сочетаются со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм.Начало формы

Состояние интеллектуальных функций и интеллектуальное развитие у детей с синдромом раннего аутизма спорны. По данным ряда авторов, дети, относимые к варианту раннего аутизма, выделенному Аспергером, имеют интеллектуальный уровень либо нормальный, либо превышающий среднюю возрастную норму.

В работах В. Е. Кагана (1981) установлено, что в среднем общий интеллектуальный показатель при раннем детском аутизме ниже, чем у здоровых, но выше, чем у умственно отсталых. В то же время средний уровень невербальных показателей у этих детей заметно ниже, чем у здоровых, и в 1/3 случаев соответствует таковому у олигофренов. Особенно низки показатели выделения последовательности событий, пространственных отношений, способности к переключению внимания, синтеза на предметном уровне.

Показатели вербально-интеллектуальных функций неравномерны: результаты тестев на общий объем знаний, понимание общественных норм жизни, способность оперировать числами ниже нормы, тогда как способность к обобщению, активный запас слов, механическая память выше, чем у здоровых детей.

Таким образом, интеллектуальная деятельность при раннем детском аутизме неравномерна, она значительно ниже в невербальных заданиях. Кроме того, интеллектуальные способности зависят от клинической формы раннего детского аутизма, его этиологии и патогенеза.

Динамика раннего детского аутизма зависит от возраста. Наиболее отчетливы его проявления в периоде от 2 до 5 лет. Однако ряд признаков наблюдается и до 2-летнего возраста. Так, у грудных детей отсутствует свойственный здоровым младенцам «комплекс оживления» при контакте с матерью и воспитательницей, они не тянутся на руки, а на руках у взрослых остаются пассивными, вялыми или ригидными, не обнимают, не льнут, а иногда бьют головой взрослого. Часто дети однообразно раскачивают туловищем и головой. У части детей отмечается боязнь работающих бытовых приборов — холодильников, пылесосов и др. [Каган В. Б., 1981]. Весьма нередки вегетативные расстройства, особенно понос, запор, рвота, срыгивания без видимых причин.

У детей первых 3 лет жизни часты неспецифические нарушения, связанные с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью: расстройства сна в виде его сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины, прерывистости, затрудненного засыпания, стойкие нарушения аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач [Башина В. М., 1974].

К концу дошкольного возраста нарушения сферы инстинктов и проявления соматовегетативной недостаточности сглаживаются. Редуцируются и постепенно исчезают стереотипные движения, эхолалии. У части детей улучшается коммуникативная функция речи, вначале в форме ответов на вопросы, а затем и в виде спонтанной речи, хотя еще долго сохраняются частичная «автономность» речи, вычурность, употребление недетских оборотов, штампов, заимствованных из высказываний взрослых.

Изменяется игровая деятельность: она приобретает форму односторонних сверхценных интересов, чаще отвлеченных. Дети увлечены составлением маршрутов транспорта, перечней улиц и переулков, коллекционированием и составлением каталога географических карт, выписыванием газетных заголовков и т. п. Подобная деятельность отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию.

В младшем школьном возрасте происходят дальнейшая редукция проявлений раннего детского аутизма и частичная их трансформация в симптомы, входящие в структуру иных психопатологических состояний (психопатические и психопатоподобные состояния, пограничные состояния интеллектуальной недостаточности, атипичные формы умственной отсталости).

Наиболее стойко сохраняются кардинальные проявления синдрома: аутизм, приверженность к рутинному образу жизни, эмоциональная индифферентность. Патогенетические механизмы раннего детского аутизма недостаточно ясны.

Психопатологические особенности синдрома раннего детского аутизма при шизофрении связаны, прежде всего с тем, что основу отгороженности от внешнего мира и слабости контактов с окружающими в отличие от непроцессуального раннего детского аутизма составляют диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных феноменов, а не отсутствие потребности в контактах и слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью инстинктивной сферы.

Прогноз синдромов различен. Типичный синдром Аспергера с возрастом трансформируется в шизоидную психопатию с удовлетворительной социальной адаптацией. В случае синдрома Каннера чаще наблюдается исход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную умственную отсталость с невысоким уровнем социальной адаптации. Нозологическая принадлежность синдрома Каннера спорна. Наиболее распространено отнесение данного синдрома к группе резидуально-органических психических расстройств, связанных с последствиями ранних (внутриутробных и перинатальных) органических поражений головного мозга разной этиологии. Косвенным указанием на роль резидуально-органического фактора в генезе синдрома Каннера может служить относительная частота (более 30%) при нем эпилептиформных судорожных припадков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.