Здавалка
Главная | Обратная связь

Психопатология детского возраста, цели и задачи.



Психопатология— это раздел психиатрии, цель которого — изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

64. Эпилепсия. Определение. Этиология. Патогенез. Клиника

Эпилепсия – это хроническое прогрессирующие заболевание, выражается в судорожных припадках и психических нарушениях. Различают: а) собственную эпилепсию (генуинная – это самостоятельное заболевание с типичной клинической картиной) б) симптоматическая – при которой на фоне основного заболевания возникают эпилептические припадки, т.е. эта эпилепсия является симптомом основного заболевания (опухоли, травм мозга, хроническая интоксикация). Этиология Собственную вызывает наследственность, симптоматическуювызывают вредные факторы при внутриутробном развитии, во время родов и в постнатальном периоде (тяжелая инфекция, травмы головного мозга, хроническая интоксикация). Патогенез для развития (э.) необходима предрасположенность организма к судорогам из-за наследственного изменения обмена веществ. При этом нейроны головного мозга способны накапливать возбуждение, чтобы прорвав образовавшиеся вокруг них торможение, распространяются на всю кору больших полушарий, захватывая двигательный анализатор, и вызывает судороги. Во время припадка в организме отмечается высокое содержание токсических веществ, и эпилептический припадок является защитным актом и способствует освобождению организма от накопившихся токсических веществ. Клиника большой эпилептический припадок имеет стадийность, но начинается все в предвестников: беспокойство, раздражительность, сердцебиение, чувство тяжести в голове, светобоязнь, ухудшение слуха, нарушение вкуса и обоняния. 1 стадия – аура (дуновение) встречается в 50% случаев. Длится всего несколько секунд. Виды ауры: сенсорная (неприятные ощущения в органах чувств), зрения (вспышка, все в ярких тонах), слуховая (слышат несуществующие звуки), обонятельная (странные запахи), висцеральная(сосет в подложке, рвота), двигательная (стереотипные движения, бег на месте) 2 стадия -фаза тонических судорог (30 сек.) – потеря сознания и резкое напряжение свей мускулатуры, дыхания нет, зрачки расширены, кожа синяя, непроизвольное мочеиспускание. 3 стадия -фаза клонических судорог – это поочередное и резкое сокращение конечностей – туловище – и опять; глаза закатываются, дыхание шумное, язык прикусывает, кровавая пена. Через 2-3 минуты эти судороги слабеют. 4 стадия -постприпадочная фаза – сознание помрачено, речь бессвязная, взгляд блуждающий – часто глубокий сон – амнезия.
Эпилептический статус – это когда большие судорожные припадки следуют один за другим и между ними больной в сознание не приходит = летальный исход. Малый эпилептический припадок– это кратковременная (несколько секунд) потеря сознания. Больной не падает, после – амнезия. Может быть в виде абсанцев (absens – отсутствие – англ.) больной вдруг замолкает или невнятно бормочет, но через несколько секунд продолжает первый диалог или работу.
Иногда (э.) проявляется не припадками, а эпилептическими эквивалентами, которые наступают остро и без каких-либо причин. Они разнообразны: - дисфория – тоскливо – злобное настроение, придирчивость, злоба без повода (до нескольких дней) заканчивается тоже внезапно (у некоторых бродяжничество, переезд)
- сумеречное расстройство сознания,т.е. нарушение ориентировки во времени, месте и т.д. все и все в искаженном виде + бред, галлюцинации – самоубийство, амнезия. - эпилептический делирий – это наплыв яркоокрашенных зрительных галлюцинаций (страх, ужас, бред). Больные кричат от кого-то убегают или нападают. Заканчивается внезапно – амнезия на 50%. параноид на фоне сумеречного сознания на 1-ом месте бред (воздействия, преследования, величия, религиозный) + все галлюцинации.
- эпилептический ступор – отсутствие реакции на окружающих. - трансамбулаторный автоматизм сознание сумеречное, но поведение внешне носит упорядоченный характер. Амнезия. Потом не скажет, почему и как здесь оказался. - сомнамбулизм (снохождение) – только ночью. Чаще у детей и подростков. Амнезия утром. Просыпается в постели, на полу, на улице.
Хр. Изменения личности при эпилепсии., т.к. теч. хронич. в 3-х направлениях: а) изменение характера – до болезни эмоциональны, общительны, становятся властолюбивы, мстительны, раздражительны, сварливы, агрессивны, жестоки, упрямы. Внешне и при всех учтивы, б) изменение мышления – вязкость и обстоятельность + трудно переключаемы в разговоре. Речь уменьшительно – ласкательная, темп медленный, монотонный, скрупулезность в труде; пишут выделяя все, дата и число обстоятельно. в) эпил-е слабоумие – прогрессирующие снижение памяти, не отличают главного от второстепенного. Навыки теряются, остаются только физиологические, речь скудна и медленна и т.д.

65. Краткая история психопатологии детского возраста.

Общая психопатология возникла в результате изучения отдельных заболеваний, обобщения данных этого изучения. Она зародилась в конце 18 века в учении о психических болезнях итальянского психиатра Киаруджи, первым высказавшего мысль о едином психозе. Говоря о едином психозе, о закономерностях развития единого психоза, Киаруджи совершил первое обобщение особенностей течений отдельных психических заболеваний и этим положил начало общему учению о психических болезнях. В исследованиях Пинеля, Эскиродя, Пелена, Фридрейха содержалось дальнейшее развитие общего учения о психических болезнях, но в их исследованиях акцент делался на симптоматологии. В исследованиях Пинеля, Эскироля и других впервые было дано определение слабоумию, галлюцинациям, разделение галлюцинаций и иллюзий; учению о бреде. Основателем общего учения о психических болезнях был выдающийся психиатр Гризингер — психиатр середины XIX века, знаменующий собою вершину развития психиатрии того столетия. Следующий этап в развитии общей психопатологии связан с деятельностью английского психиатра Модели, который применил к исследованию психических заболеваний эволюционный метод Дарвина. Психическую деятельность он пытался рассматривать исторически. Одним из самых важных положений его исследований было утверждение, что клиническая картина психоза зависит не только от особенностей внешних вредностей, а что внешние вредности вызывают психоз через внутренние условия деятельности головного мозга. И, наконец, при заболевании любой психической болезнью, любым психозом ребенка, находящегося в подростковом возрасте, психоз может протекать и с возбуждением, и с галлюцинациями, и с бредом, ибо внутренние условия деятельности у него приближаются к деятельности мозга взрослого человека. Это положение чрезвычайно важно, ибо оно показывает, что клиническая картина психоза не определяется прямо и непосредственно вредностью, действующей извне, что каждая вредность опосредствуется состоянием головного мозга, индивидуальностью больного.

Следующий этап развития общей психопатологии связан с деятельностью И.М.Сеченова. И.М.Сеченов экспериментально доказал рефлекторную природу психической деятельности, показал, что психическая деятельность возникает в результате взаимоотношения человека, индивидуума с внешним миром, что без воздействия внешнего мира психическая деятельность не может развиться, что внешний мир является источником психической деятельности. Ко второй половине XIX векаобщепсихопатологических фактов накопилось столько, что потребовалась их систематизация. Она была осуществлена немецким психиатром — Эмингаузом. Эмингауз первым высказал мысль, что общая психопатология есть общее учение о душевной болезни и является частью общей патологии человека. Дальнейшее развитие общего учения о психозах связано Мейнертом, Вернике, а также Джексоном. Однако в работах этих трех крупных авторов вы уже не встретите высказываний Гризингера о рефлекторной природе психической деятельности. Психическую деятельность они уже начинают понимать иначе: как результат внутримозговых отношений. Психическая деятельность рассматривается ими не как результат соотношения мозга с внешней средой, а как продукт мозговой деятельности.. Широта взглядов Гризингера, рассматривавшего психическую деятельность как результат приспособления к внешнему миру, как продукт отражения, в этих концепциях отсутствует. Вторая половина и конец XIX века характеризуется снижением общетеоретического уровня в рассмотрении психических болезней; с другой стороны, конец XIX века характеризуется тем, что психиатрами всех стран была проделана огромная работа по исследованию симптоматологии психических болезней. К концу XIX века относятся и классические исследования В.Х.Кандинского в области псевдогаллюцинаций и явлений психического автоматизма, и исследования памяти С.С.Корсаковым. В начале XX века в развитии общей психопатологии происходит крен в сторону психологии, исследованиями мозга психопатологи перестают интересоваться. Исследование Берингером расстройств мышления при шизофрении опиралось на интенцию Гуссерля. Шнейдер, исследуя психические болезни» создавая свою клиническую психопатологию, опирался на гештальтпсихологию; Мург, изучая галлюцинации, опирался на концепцию «жизненной силы» Бергсона и т.д. Современный этапв развитии общей психопатологии связанс учением И.П. Павлова. Он своими исследованиями показывает, что в основе психической деятельности лежит рефлекторная деятельность, которая вместе с тем и физиологическая, и одновременно психическая. Павловское учение противостояло с момента своего возникновения всем тем чисто идеалистическим направлениям, которые стали господствующими в психиатрии всех стран.

 

66. Психические расстройства при нейроинфекциях.

Непосредственной причиной развития психических нарушений при нейро-инфекциях являются возникающие в процессе их развития вирусные и бактериальные энцефалиты, менингиты и другие воспалительные процессы нервной системы. Общеизвестно, что патогенез микробных и вирусных поражений нервной системы различен.

Современные представления о патогенезе психических нарушений при нейроинфекциях предполагают также большое значение наследственности, преморбидных особенностей личности и факторов «почвы» в принятом в психиатрии значении этого понятия. Психические нарушения при нейроинфекциях отличается относительной доброкачественностью, и развивающийся в этих случаях психоорганический синдром характеризуется нерезко выраженными интеллектуально-мнестическими нарушениями и поведенческими расстройствами. Достаточно сложной и многоуровневой является диагностика инфекционно-органических заболеваний по МКБ-10. Основная их оценка должна проводиться по рубрикам, входящим в главу V «Психические и поведенческие расстройства» и составляющим раздел «Органические, включая симптоматические, психические расстройства» (рубрики FOO—F09). Если речь идет о деменциях, то в этом случае имеется возможность обозначить ее соответствующей рубрикой, например деменцию при СПИДе — F02.4, при болезни Крейцфельда — Якоба — F02. I, другие деменции — F02.8 или РОЗ. Аналогичным образом могут быть обозначены делириозные состояния — F05, галлюцинозы — F06, расстройства личности и поведения, например постэнцефалитический синдром — F07.1, а также неуточненные органические или симптоматические психические расстройства — F09 Во всех этих случаях имеется в виду только синдромальная квалификация психических нарушений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.