Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления реформ в России



Перейдя к радикальному этапу экономических реформ в начале 1992 г., Россия использовала опыт Польши, Чехословакии и рекомен­дации МВФ. Расчет был на то, чтобы, либерализовав цены, наполнить рынок товарами и, несмотря на обесценение денег населения, пробу­дить стимулы к предпринимательству и достичь макроэкономической стабилизации. Подавление взлета инфляции предполагалось осущес­твить путем ужесточения кредитно-финансовой политики (сократить бюджетный дефицит, строго ограничивать рост денежной массы и кре­дитной эмиссии). Выбор радикальной стратегии диктовался тяжелым экономическим положением страны в конце 1991 г. и сложной полити­ческой обстановкой.

Рост потребительских цен в январе 1992 г. на 245% носил явно шоковый характер, но затем он стал снижаться и составил в мае того же года 12%, а в августе — всего 9%. Реформаторы приступили к жест­кой антиинфляционной политике, стремясь добиться стабилизации эко­номики при новом уровне и новых соотношениях цен, при сокращен­ном бюджетном дефиците (менее 10% ВНП), при новых стимулах пред­принимательской активности. Было объявлено о либерализации 90% розничных и 80% оптовых цен.

На деле либерализация цен в начале 1992 г. носила несколько ог­раниченный характер, особенно в отношении оптовых цен. В первое время торговый обмен между предприятиями по-прежнему регулиро­вался тосударством и прямая торговля между ними была незначитель­ной. От 25 до 40%) всей сельскохозяйственной продукции продавалось, как и прежде, по низким фиксированным закупочным ценам. Торговля между различными территориями (особенно между республиками быв­шего СССР) также регулировалась государством. Не было полной ли­берализации цен на энергоносители, жилье'й ряд других благ. Не про­изошло полной либерализации цен и во внешней торговле, точнее, им­порт был либерализован, а контроль над экспортом сохранен и даже усилен введением новых лицензий и квот.

Не получили широкой и твердой поддержки от государства за­рождающееся российское предпринимательство и возникающая новая рыночная инфраструктура. Налоги «душили» бизнесменов, они вынуж­дены были платить большие деньги за получение лицензии на откры­тие своего дела. Так что инерция старого проявила себя с самого нача­ла и затем была усугублена политическими страстями и баталиями.



Раздел I


Специфика российских реформ



 


В начале 1992 г. программа экономических реформ в России была очень похожа на польскую: та же либерализация цен, дерегулирование деятельности предприятий, резкое сокращение государственных, рас­ходов, попытка конвертировать рубль, предоставление предприятиям права свободного выхода на мировой рынок, начало амбициозной про­граммы приватизации, введение плана макроэкономической стабили­зации на базе жесткой кредитно-денежной и финансовой политики (в отличие от Польши в России были либерализованы и доходы, вклю­чая зарплату).

Однако под давлением оппозиции правительственная команда не смогла реализовать свою программу радикальных реформ, встала сна­чала на путь шатаний и противоречий, а затем практически перешла к проинфляционной политике, резкому смягчению кредитно-денежного и финансового регулирования. Промышленные и аграрные предприя­тия получили огромные кредиты, несмотря на то, что большая часть из них по критериям современной бухгалтерской практики относится к числу полных банкротов, не отвечающих нормальным требованиям к эффективности производства. Стала быстро наращиваться денежная эмиссия. В результате бюджетный дефицит вновь увеличился и соста­вил к концу 1992 г. свыше 20% ВНП (в целом за 1992 г. — 22%), а месяч­ный индекс цен достиг осенью 23—25%.

В последующие годы реформы продолжались в русле эволюцио­нистской практики второй половины 1992 г. Страна по существу вошла в состояние застоя реформ, характеризующегося отсутствием реального движения как вперед, так и назад. Несмотря на то что в 1993—1996 гг. было принято множество указов и иных обязывающих решений, которые, казалось бы, предполагали какие-то серьезные по­вороты, в главном все оставалось в стабильно неподвижном состоя­нии.

Ни одна из принципиальных задач перехода к рынку — макро­экономическая стабилизация, изменение структуры экономики, прива­тизация, создание рыночной инфраструктуры — не была решена. Казалось бы, после известных событий в октябре 1993 г. можно было использовать новую политическую обстановку для реального продви­жения реформ, но этого не произошло. Можно даже утверждать, что их перспективы в этот период еще более осложнились.

Для отхода назад есть очень много возможностей и много желаю­щих ими- как можно полнее воспользоваться, чтобы реанимировать командные методы управления, полноту административных мер воз­действия на ход производства, чтобы искать выход из экономического


кризиса в возвращении в прошлое с его отраслевыми министерствами, крупнейшими государственными закупками, льготным кредитовани­ем заводов, колхозов и совхозов, жесткими ограничениями на импорт во имя ликвидации конкуренции для отечественных неэффективных производителей и т.д. Но тогда переход к рынку вновь пойдет через обанкротившийся «рыночный социализм», и страна вернется в исто­рический тупик.

Решительное продвижение по пути радикальных экономических реформ располагает большими потенциальными шансами. Но здесь почти все упирается в политическую волю руководства страны.

Более того, несмотря на проведенную либерализацию цен и дере­гулирование деятельности предприятий, ряд важных отраслей народно-гохозяйства в последние годы сохранили прежний статус, не перешли на рыночные рельсы. Считается, что самой богатой и прибыльной сфе­рой экономической деятельности в России является ТЭК. На него при­ходится большая часть экспорта и доходов бюджета страны. Но имен­но эта «золотая жила» и не либерализована и не дерегулирована. Более того, ТЭКу предоставляются огромные субсидии и льготы со стороны государства, стремящегося удержать топливно-энергетические отрас­ли под прямым бюрократическим управлением.

Финансово-экономическая ситуация в России остается неустойчи­вой. Несмотря на принятые меры по сокращению государственных рас­ходов и увеличению сбора налогов, сохраняется значительный бюджет­ный дефицит. Принятый на 1997 г. федеральный бюджет оказался не­реальным, и Правительству пришлось прибегнуть к его сокращению, секвестру многих его статей. Напряженное положение сложилось и в исполнении региональных и местных бюджетов. Выплаты пенсий и пособий, заработной платы военнослужащим и работникам бюджет­ной сферы осуществляется со значительной задержкой.

В результате непредсказуемой финансовой политики нередким явлением стало банкротство коммерческих банков, неплатежи предпри­ятий друг другу, в бюджет и внебюджетные фонды приняли огромные масштабы, задолженность работникам постоянно накапливается и при­обретает хронический характер.

Тем не менее, несмотря на все эти негативные явления, Россия сохраняет потенциал для перехода ко второму этапу радикальных эко­номических реформ. Наиболее важными стратегическими направлени­ями являются следующие:

1. Макроэкономическая, или финансовая, стабилизация, предпо­лагающая резкое снижение темпов инфляции, сбалансирование бюд­жета, прекращение спада производства. Этот тип изменений должен быть быстрым и решительным.


Курс..



Раздел 1


Специфика российских реформ



 


2. Создание современной рыночной инфраструктуры, конкурент­ной рыночной среды и благоприятных условий для предприниматель­ской деятельности, включая принятие пакета законов по становлению и развитию рыночной экономики. К ним относятся: формирование рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, рабочей силы; созда­ние смешанной многосекторной экономики; проведение налоговой ре­формы; введение новой системы социального страхования; принятие антимонопольного законодательства, законодательства о частной соб­ственности, частном предприятии, о приватизации, привлечении инос­транных инвестиций, о деловых контрактах, торговле, о положении наемных работников, об охране окружающей среды и т.д. Эти инсти­туциональные изменения не могут быть быстрыми, но они должны быть ясными, предсказуемыми и приемлемыми для общества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.