Здавалка
Главная | Обратная связь

I 1.4.3. Формирование гражданского общества в России



Положение с формированием гражданского общества в России принципиально отличается от ситуации в развитых странах мира. Это объясняется как историческими факторами, так и особенностями со­временной ситуации в стране. Исторически пик социальных противо­речий капитализма, осложненных сохранявшимися экономическими, социальными и политическими докапиталистическими формами, при­шелся в России на начало XX в., в то время как в западных странах — на середину XIX в. К этому времени в стране не только сложилась ре-


волюционная ситуация, но и существовали организованные силы, спо­собные возглавить и осуществить свержение существующего строя.

Из всех возможных вариантов развития страны* которые откры­вались революциями 1917 г., победил вариант становления централи­зованной государственной системы, основанной на ликвидации част­ной собственности, безраздельном господстве государственной соб­ственности и огосударствленного управления экономикой, жесткой системе политической власти, подавлении любых форм инакомыслия.

По первоначальным стратегическим замыслам этот вариант дол­жен был стать кратчайшим путем к достижению полного социального равенства, обеспечения высокого благосостояния и свободы личности как основы свободы всех. Действительно, в стране была создана систе­ма государственных социальных гарантий, которая постепенно расши­рялась и стала охватывать даже колхозное крестьянство, лишенное этих гарантий вплоть до середины 50-х годов.

Однако огосударствление экономики лишило людей экономичес­кой свободы и предприимчивости, жесткая политическая диктатура не оставила места для политической и духовно-нравственной свободы и других гражданских свобод. В стране была создана система государ­ственно-партийной олигархии. В результате экономика лишилась внут­ренних стимулов развития, необходимого технического и технологи­ческого динамизма. Вместе с этим стали снижаться возможности роста и реального обеспечения социальных гарантий. Возникли и расширя­лись новые формы социальной дифференциации через особые системы распределения и перераспределения материальных благ и услуг. В ре­зультате существовавший в стране общественный строй стал антипо­дом гражданского общества, что в конечном счете и обусловило его общую историческую неперспективность.

Крах огосударствленной олигархической системы и последовав­шие радикальные реформы либеральной направленности изменили социально-экономическое устройство страны: восстановлена частная собственность, ставшая формально (вместе с акционерной) господству­ющей в стране; ликвидирована система государственного централизо­ванного планирования и распределения ресурсов; стала формировать­ся рыночная инфраструктура; возникло несколько разных социальных форм хозяйства и т.д.

И все же гражданское общество в России, как уже отмечалось, не создано.

Во-первых, проведение реформ по вертикали сверху вниз, жест­кие предписания сроков и форм приватизации, типов постприватиза-


       
   
 
 

Раздел 1

ционных хозяйственных структур и т.п. означают, что огосударствлен-ность экономики не преодолена, а свобода выбора экономических реше­ний, форм ведения хозяйственной деятельности ограниченна.

Во-вторых, развитие рыночных отношений и частной собствен­ности деформировано становлением спекулятивного капитала и кри­минализацией экономических отношений в массовых масштабах, что исключает возможность социальной ориентации развития экономики, ведет к неоправданной социальной дифференциации, отвлечению средств от производства и неэффективным формам использования де­нежного капитала (демонстрация богатства в коттеджном и офисном строительстве, утечка капитала за рубеж, денежные спекуляции и т.д.).

В-третьих, наблюдаются процессы сращивания государственной власти и крупного капитала, начавшиеся в ходе приватизации и про­должающиеся и усиливающиеся по мере концентрации собственности на завершающихся ее этапах, формирования крупных монопольных корпоративных полугосударственных структур и частных финансово-промышленных корпораций с участием государственных чиновников или с использованием их властных возможностей. Соединение же госу­дарственной и экономической власти на монопольной и частично кри­минальной основе есть становление новой олигархической системы. Это наибольшая социально-экономическая угроза движению страны к граж­данскому обществу.

В-четвертых, разрушена старая система государственных социаль­ных гарантий. Новая же система не создана и не могла быть создана при сложившихся обстоятельствах. Более того, шоковые и вообще либерально-монетаристские реформы, по своей сути означающие ка­питализацию страны «в сжатые сроки», не могут быть направлены на формирование основ социальных гарантий. Общегосударственные га­рантии, зафиксированные в Конституции страны, не обеспечиваются ресурсами и реализуются в урезанном виде, а все больший перевод ком­мунальной и социальной сфер на рыночные начала усиливает наруше­ние этих гарантий.

В-пятых, созданная политическая система, обеспечившая относи­тельную свободу волеизъявления, мировоззрения и в этом смысле при­близившая страну к одной из важных характеристик гражданского общества, в то же время не может считаться последовательно демокра­тической: в рамках этой системы фактически заложено всевластие исполнительной вертикали, что особенно опасно с учетом тоталитар­ного характера существовавших в стране политических систем; в поли­тическом устройстве реально не выделены и не сформированы начала


Становление гражданского общества

самоуправления,которое ограничивало бы государственную власть и
ориентировало развитие непосредственно на реализацию экономичес­
ких, социальных и другихинтересов всего населения .и его. различных
социальных групп.

Таким, образом, происшедшие в стране перемены лишь в отдель­ных аспектах приблизили страну к характеристикам гражданского об­щества, но в целом были направлены не на становление гражданского общества современного типа, а на реставрацию старого капитализма, отягощенного спекулятивными, криминальными и монопольно-олигар­хическими деформациями. Такая направленность в принципе несовмес­тима с формированием современного типа гражданского общества.

Между тем развитие и само существование России как страны, имеющей исторические перспективы, возможно только при условии формирования в ней гражданского общества. Как уже говорилось, современное гражданское общество по своей социально-экономической сути это смешанное или открытое общество. Эффективное эконо­мическое и социальное развитие России связано со становлением в ней системы именно такого типа. С одной стороны, ее возможности и пер­спективы определяются реализацией или нереализацией основных об­щемировых тенденций, определенных переходим к высокоиндустриаль-ной и постиндустриальной стадиям. С другой стороны, наиболее бла­гоприятные условия для использования специфических черт России, многообразия ее, региональных и национальных .условий, различий в сочетании государственных; частных, общинных, коллективных начал в традициях разных российских народов и т.п. могут быть созданы толь­ко в рамках общества смешанного типа. Движение в этом направлении позволит использовать стимулы для мобилизации человеческого и ре­сурсного потенциала в целях прекращения дальнейшего экономичес­кого и социального падения и начала возрождения страны.

Поэтому коренная проблема создания в стране гражданского общества — это смена стратегии капитализации страны посредством реализации либерально-монетаристкой доктрины на стратегию ста­новления открытого общества на основе развития системы экономичес­кой, социальной и политической демократии.

Соответственно необходима разработка концептуальных основ этой стратегии, что в первую очередь связано.с определением стратеги­ческих целей социально-экономических преобразований, принципов и методов осуществления последних. Становление гражданского общес­тва, представляющего по своей сути российский вариант смещенного, или открытого, общества, является глобальной, объединяющей целью

6 • Курс...



Раздел 1


Становление гражданского общества 8 3


 


данного варианта развития страны. Ее поэтапное достижение включа­ет решение совокупности взаимосвязанных задач, отражающих различ­ные сущностные аспекты формирования смешанного (открытого) об­щества. Каждая из этих задач вплетается в общее дерево стратегичес­ких целей социально-экономических и других общественных преобра­зований. К этим целям относятся:

общесоциальная стратегическая цель движения к гражданскому
обществу, т.е. создание такого типа открытого общества, в кото­
ром положение и свобода человека будут защищены возможнос­
тями выбора варианта экономических, социальных, политических
и иных решений, личным накопленным богатством, системой го­
сударственных, муниципальных и иных социальных гарантий;

общепроизводственные стратегические цели — формирование но­
вого постиндустриального технического и технологического спо­
соба производства и соответствующей ему структуры народного
хозяйства, создание благоприятной экологической среды и новых
способов ее защиты от негативных воздействий производствен­
но-хозяйственной деятельности человека;

 

стратегические цели развития экономических отношений — это:

 

• становление многосекторной (многоукладной) эконрмики, являющейся экономической основой общества смешанного типа и обеспечивающей нахождение каждой социальной группой сво­его места в экономической системе, а также возможности дина­мики и взаимодействия социальных секторов и укладов;

• становление современного рыночного хозяйства, ориентация которого на реализацию интересов разных социальных групп га­рантируется многосекторностью экономики, участием государ­ства (государственных структур) в рыночных отношениях как субъекта этих отношений, выполняющего как предприниматель­ские, так и регулирующие функции;

• переход к новому типу экономического роста, ориентирован­ному на удовлетворение потребностей различных групп населе­ния, создание материальных предпосылок для благоприятной и комфортной жизненной среды, соответствующей современным возможностям технического и социального прогресса. Такой пе­реход может быть гарантирован реализацией совокупности пре­дыдущих целей;

стратегические цели формирования социальной структуры и соци­альных характеристик российского варианта смешанного общес­тва, которые включают:

• становление социальной структуры, основанной не только и
не столько на классовых признаках, сколько на общности про­
фессиональных интересов, общности различных групп интере­
сов по формированию среды жизнеобеспечения и т.д.;


• постепенное достижение основных современных социальных
характеристик качества жизни: возможности социальной и про­
фессиональной мобильности, достаточный для удовлетворения
основных потребностей уровень дохода, комфортное жилище,
благоустроенное домашнее хозяйство, социальные гарантии в
области образования, здравоохранения, рекреации, транспорт­
ная и коммуникационная доступность, информационная обеспе­
ченность и т.д.;

• формирование широкого среднего слоя, являющегося основ­
ным элементом новой социальной структуры. Этот слой пред­
ставляет собой социальную общность с подвижными граница­
ми, образуемую близостью характеристик материального по­
ложения, направленности социально-бытовых и социально-куль­
турных интересов, независимо от различий положения и выпол­
няемых функций в отношениях собственности на средства и ус­
ловия производства;

• формирование и отработка механизмов разрешения социаль­
ных противоречий на разных уровнях (федеральном; региональ­
ных, муниципальных, отраслевых, первичных хозяйственных
звеньев) на базе договорных отношений, развития территориаль­
ного, общественного, хозяйственного самоуправления}; различ­
ных договорных форм между работниками и работодателями и
т.д. Становление в конечном счете системы механизмов социаль­
ных согласований и обеспечение социального сбгласия;

стратегические цели формирования системы демократии 'как по­литической основы российского смешанного общества, учитывая российские традиции и современные реалии, можно считать од­ной из наиболее сложных задач. Достижение данных целей пред­полагает:

• исключение из системы государственной власти, институтов
и механизмов ее функционирования любых основ и возможнос­
тей авторитаризма, таящего угрозу реанимации тоталитарных
начал;

• создание гарантий функционирования в стране различных по­
литических сил, механизмов их сменяемости у власти в соответ­
ствии с волеизъявлением населения, достижения соглашений меж­
ду ними, сотрудничества и т.д.;

• становление системы контроля за деятельностью властей всех
уровней, исключающей или пресекающей проявления превыше­
ния власти, произвола, нарушения законодательных норм и т.д.;

• становление наряду с государственной властью системы са­
моуправления населения, разделения функций власти и самоуп­
равления, нахождение способов и форм баланса между государ­
ственной властью и самоуправлением как одним из гарантов
гражданского и демократического характера общественного ус­
тройства и социальной ориентации развития;


б*



Раздел J


Становление гражданского общества



 


стратегические цели формирования духовно-нравственной и миро­воззренческой свободы личности, заключающейся в свободе выбо­ра и определения каждым человеком духовных; идеологических, культурных ориентиров и ценностей. Гарантии достижения под­линной свободы в этой сфере могут дать только экономическая свобода и защищенность человека и демократические политичес­кие устои общества. Для России со сложной социальной и нацио­нальной структурой населения, дифференцированностью его мен­талитета, региональными и местными различиями достижение этой цели особенно важно. Оно является одной из предпосылок боль­шего многообразия способов и форм экономической и социаль­ной самоорганизации людей, свободного и осознанного выбора ими этих форм, т.е.-развития социально-экономической многоук­ладное™, учитывающей российскую специфику; .

открытость для мирохозяйственных, политических, гуманитар­ных, в том числе и личностных, связей как стратегическая цель Рос­сии, реализуемая в интересах эффективного развития страны, учас­тия в международном разделении труда, освоений и использова­ния мировых достижений в области экономики, науки, культуры и обмена этими ценностями, удовлетворения потребностей рос­сийского населения в росте его культурного и духовного уровня, в познании мира.

• ■■ . • i

Открытость России для мира и мира для России, особенно с уче­том ее геополитического положения, в единстве с достижением других стратегических целей является не только условием обеспечения ее на­циональных интересов и национальной безопасности на базе превра­щения в один из мировых центров экономического и социокультурного тяготения, но и гарантией становления в ней гражданского общества. Движение к достижению совокупности выделенных стратегичес­ких целей будет означать, что в центр стратегии развития России ста­вится человек, создание предпосычок для развития внутреннего мира лич­ности, всех аспектов среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения и условий реализации человеческого потенциала на базе возможностей вы­бора вариантов экономических, социальных, политических, идеологичес­ких и иных предпочтений, т.е. на базе свободы личности. Именно это и должно стать доминирующей чертой и объединяющей стратегической целью становления в России гражданского общества современного и исторически перспективного типа.,

Особенности российского варианта становления смешанного (от­крытого), а соответственно и гражданского общества связаны не толь­ко со спецификой форм экономических отношений, организации соци­альных, территориальных, национальных связей, но и со значительно


большим разнообразием этих форм, структур мотивов и стимулов жиз­недеятельности.

Движение как к объединяющей цели, так и ко всей совокупности стратегических целей развития России — долгосрочный процесс, он будет состоять из значительного количества этапов, но выделенные целевые ориентиры должны стать определяющими при выработке крат­косрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии развития, а так­же при выборе тактических решений. В настоящее время приоритетное значение имеют:

♦ переориентация экономической и социальной стратегии и такти­ки на улучшение положения основной части населения с постепенным переходом к созданию основ экономической, социально-бытЪвой, социально-культурной, экологической среды, открывающих возмож­ности для достижения в последующем долгосрочных стратегических це­лей развития;

♦ создание основ новой системы отношений собственности и ста­новления многосекторной экономики на базе равноправного развития, конкурентности и динамики различных социально-экономических сек­торов, предотвращения монополизма и становлений комплекса эконо­мических регуляторов (в том числе государственных) социальной ори­ентации рынка;

♦ осуществление макроэкономического маневра в целях прекраще­ния падения производства, перехода к его росту на базе реструктуриза­ции народного хозяйства, оживления инвестиционного процесса, восстановления научно-технического потенциала, обеспечения техно­логических прорывов и создания предпосылок для решения в последу­ющем стратегических задач перехода к постиндустриальной стадии развития.

Существенные изменения в стратегических целях социально-эко­номических перемен неотделимы от изменения характера н, следова­тельно, методов их осуществления. Сама направленность реализуемой ныне стратегии движения страны, связанная с ломкой ранее существо­вавших отношений, с экономической и социальной напряженностью, угрозами конфликтов и т.п., предопределила важнейший принцип ее осуществления — инициирование перемен государством, выбор и пред­писание им способов, темпов* форм их проведения:

Как уже отмечалось, реформирование проходит в основном по вертикали сверху вниз. Данному принципу соответствуют и методы реформирования: с одной стороны, централизация процессор рефор-мирования и осуществление их соответствующими государственными



Раздел I


Становление гражданского общества



 


органами и структурами, создаваемыми на всех территориальных и хозяйственных уровнях (отсюда разрастание государственного управ­ленческого аппарата); с другой — резкое сокращение функций госу­дарства как субъекта ведения хозяйства и социального гаранта и рост либеральных начал непосредственно в организации производства, эко­номического оборота, поддержании условий жизнедеятельности и жиз­необеспечения людей. Такое противоречивое, на первый взгляд, соче­тание административно-централистских и либеральных методов рефор­мирования в действительности вполне соответствует смыслу реализуе­мой стратегии — ускоренному осуществлению первоначального и пос­ледующего накопления капитала, перераспределению и концентрации собственности.

Но такие принципы и методы не могут соответствовать стратегии движения страны к гражданскому обществу смешанного (открытого) типа. Принципами реализации этой стратегии должны стать:

выбор государством на демократических началах стратегических целей, ориентиров и главных направлений реформирования;

выбор конкретных форм, сроков, методов реформирования по ини­
циативе снизу с учетом местных, региональных, отраслевых и дру­
гих особенностей и ситуаций;

создание государством хозяйственных и правовых предпосылок
реализации инициативы реформирования на первичных и после­
дующих хозяйственных и территориальных уровнях;

рыночные основы становления и функционирования частной, ак­
ционерной, кооперативной, государственной и других форм соб­
ственности, т.е. развитие и динамика этих форм на основе и в меру
их конкурентоспособности;

разделение функций и взаимодействие органов государственной власти и самоуправления в процессе реформирования, организа­ции экономики, среды жизнедеятельности и жизнеобеспеченййкак гарантии эффективного вовлечения в этот процесс всех составля­ющих материального и духовного потенциала страны;

ориентация осуществления преобразований и развития регионов, муниципалитетов, хозяйственных структур за счет собственных ре­сурсов при гарантиях обеспечения минимума ресурсов во всех ре­гионах за счет их внутригосударственного перераспределения в регионы, испытывающие их нехватку;

государственное обеспечение блока социальных гарантий и стан­дартов для всех категорий населения;

определение государством приоритетов экономического и соци­ального развития и выработка новых, в том числе рыночных, ме­ханизмов его участия в реализации этих приоритетов (государ­ственные программы, контрактные формы, резервные механизмы и т.д.).








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.