I 1.4.3. Формирование гражданского общества в России
Положение с формированием гражданского общества в России принципиально отличается от ситуации в развитых странах мира. Это объясняется как историческими факторами, так и особенностями современной ситуации в стране. Исторически пик социальных противоречий капитализма, осложненных сохранявшимися экономическими, социальными и политическими докапиталистическими формами, пришелся в России на начало XX в., в то время как в западных странах — на середину XIX в. К этому времени в стране не только сложилась ре- волюционная ситуация, но и существовали организованные силы, способные возглавить и осуществить свержение существующего строя. Из всех возможных вариантов развития страны* которые открывались революциями 1917 г., победил вариант становления централизованной государственной системы, основанной на ликвидации частной собственности, безраздельном господстве государственной собственности и огосударствленного управления экономикой, жесткой системе политической власти, подавлении любых форм инакомыслия. По первоначальным стратегическим замыслам этот вариант должен был стать кратчайшим путем к достижению полного социального равенства, обеспечения высокого благосостояния и свободы личности как основы свободы всех. Действительно, в стране была создана система государственных социальных гарантий, которая постепенно расширялась и стала охватывать даже колхозное крестьянство, лишенное этих гарантий вплоть до середины 50-х годов. Однако огосударствление экономики лишило людей экономической свободы и предприимчивости, жесткая политическая диктатура не оставила места для политической и духовно-нравственной свободы и других гражданских свобод. В стране была создана система государственно-партийной олигархии. В результате экономика лишилась внутренних стимулов развития, необходимого технического и технологического динамизма. Вместе с этим стали снижаться возможности роста и реального обеспечения социальных гарантий. Возникли и расширялись новые формы социальной дифференциации через особые системы распределения и перераспределения материальных благ и услуг. В результате существовавший в стране общественный строй стал антиподом гражданского общества, что в конечном счете и обусловило его общую историческую неперспективность. Крах огосударствленной олигархической системы и последовавшие радикальные реформы либеральной направленности изменили социально-экономическое устройство страны: восстановлена частная собственность, ставшая формально (вместе с акционерной) господствующей в стране; ликвидирована система государственного централизованного планирования и распределения ресурсов; стала формироваться рыночная инфраструктура; возникло несколько разных социальных форм хозяйства и т.д. И все же гражданское общество в России, как уже отмечалось, не создано. Во-первых, проведение реформ по вертикали сверху вниз, жесткие предписания сроков и форм приватизации, типов постприватиза- Раздел 1 ционных хозяйственных структур и т.п. означают, что огосударствлен-ность экономики не преодолена, а свобода выбора экономических решений, форм ведения хозяйственной деятельности ограниченна. Во-вторых, развитие рыночных отношений и частной собственности деформировано становлением спекулятивного капитала и криминализацией экономических отношений в массовых масштабах, что исключает возможность социальной ориентации развития экономики, ведет к неоправданной социальной дифференциации, отвлечению средств от производства и неэффективным формам использования денежного капитала (демонстрация богатства в коттеджном и офисном строительстве, утечка капитала за рубеж, денежные спекуляции и т.д.). В-третьих, наблюдаются процессы сращивания государственной власти и крупного капитала, начавшиеся в ходе приватизации и продолжающиеся и усиливающиеся по мере концентрации собственности на завершающихся ее этапах, формирования крупных монопольных корпоративных полугосударственных структур и частных финансово-промышленных корпораций с участием государственных чиновников или с использованием их властных возможностей. Соединение же государственной и экономической власти на монопольной и частично криминальной основе есть становление новой олигархической системы. Это наибольшая социально-экономическая угроза движению страны к гражданскому обществу. В-четвертых, разрушена старая система государственных социальных гарантий. Новая же система не создана и не могла быть создана при сложившихся обстоятельствах. Более того, шоковые и вообще либерально-монетаристские реформы, по своей сути означающие капитализацию страны «в сжатые сроки», не могут быть направлены на формирование основ социальных гарантий. Общегосударственные гарантии, зафиксированные в Конституции страны, не обеспечиваются ресурсами и реализуются в урезанном виде, а все больший перевод коммунальной и социальной сфер на рыночные начала усиливает нарушение этих гарантий. В-пятых, созданная политическая система, обеспечившая относительную свободу волеизъявления, мировоззрения и в этом смысле приблизившая страну к одной из важных характеристик гражданского общества, в то же время не может считаться последовательно демократической: в рамках этой системы фактически заложено всевластие исполнительной вертикали, что особенно опасно с учетом тоталитарного характера существовавших в стране политических систем; в политическом устройстве реально не выделены и не сформированы начала Становление гражданского общества самоуправления,которое ограничивало бы государственную власть и Таким, образом, происшедшие в стране перемены лишь в отдельных аспектах приблизили страну к характеристикам гражданского общества, но в целом были направлены не на становление гражданского общества современного типа, а на реставрацию старого капитализма, отягощенного спекулятивными, криминальными и монопольно-олигархическими деформациями. Такая направленность в принципе несовместима с формированием современного типа гражданского общества. Между тем развитие и само существование России как страны, имеющей исторические перспективы, возможно только при условии формирования в ней гражданского общества. Как уже говорилось, современное гражданское общество по своей социально-экономической сути — это смешанное или открытое общество. Эффективное экономическое и социальное развитие России связано со становлением в ней системы именно такого типа. С одной стороны, ее возможности и перспективы определяются реализацией или нереализацией основных общемировых тенденций, определенных переходим к высокоиндустриаль-ной и постиндустриальной стадиям. С другой стороны, наиболее благоприятные условия для использования специфических черт России, многообразия ее, региональных и национальных .условий, различий в сочетании государственных; частных, общинных, коллективных начал в традициях разных российских народов и т.п. могут быть созданы только в рамках общества смешанного типа. Движение в этом направлении позволит использовать стимулы для мобилизации человеческого и ресурсного потенциала в целях прекращения дальнейшего экономического и социального падения и начала возрождения страны. Поэтому коренная проблема создания в стране гражданского общества — это смена стратегии капитализации страны посредством реализации либерально-монетаристкой доктрины на стратегию становления открытого общества на основе развития системы экономической, социальной и политической демократии. Соответственно необходима разработка концептуальных основ этой стратегии, что в первую очередь связано.с определением стратегических целей социально-экономических преобразований, принципов и методов осуществления последних. Становление гражданского общества, представляющего по своей сути российский вариант смещенного, или открытого, общества, является глобальной, объединяющей целью 6 • Курс... Раздел 1 Становление гражданского общества 8 3
данного варианта развития страны. Ее поэтапное достижение включает решение совокупности взаимосвязанных задач, отражающих различные сущностные аспекты формирования смешанного (открытого) общества. Каждая из этих задач вплетается в общее дерево стратегических целей социально-экономических и других общественных преобразований. К этим целям относятся: общесоциальная стратегическая цель движения к гражданскому общепроизводственные стратегические цели — формирование но
стратегические цели развития экономических отношений — это: • становление многосекторной (многоукладной) эконрмики, являющейся экономической основой общества смешанного типа и обеспечивающей нахождение каждой социальной группой своего места в экономической системе, а также возможности динамики и взаимодействия социальных секторов и укладов; • становление современного рыночного хозяйства, ориентация которого на реализацию интересов разных социальных групп гарантируется многосекторностью экономики, участием государства (государственных структур) в рыночных отношениях как субъекта этих отношений, выполняющего как предпринимательские, так и регулирующие функции; • переход к новому типу экономического роста, ориентированному на удовлетворение потребностей различных групп населения, создание материальных предпосылок для благоприятной и комфортной жизненной среды, соответствующей современным возможностям технического и социального прогресса. Такой переход может быть гарантирован реализацией совокупности предыдущих целей; стратегические цели формирования социальной структуры и социальных характеристик российского варианта смешанного общества, которые включают: • становление социальной структуры, основанной не только и • постепенное достижение основных современных социальных • формирование широкого среднего слоя, являющегося основ • формирование и отработка механизмов разрешения социаль стратегические цели формирования системы демократии 'как политической основы российского смешанного общества, учитывая российские традиции и современные реалии, можно считать одной из наиболее сложных задач. Достижение данных целей предполагает: • исключение из системы государственной власти, институтов • создание гарантий функционирования в стране различных по • становление системы контроля за деятельностью властей всех • становление наряду с государственной властью системы са б* Раздел J Становление гражданского общества
стратегические цели формирования духовно-нравственной и мировоззренческой свободы личности, заключающейся в свободе выбора и определения каждым человеком духовных; идеологических, культурных ориентиров и ценностей. Гарантии достижения подлинной свободы в этой сфере могут дать только экономическая свобода и защищенность человека и демократические политические устои общества. Для России со сложной социальной и национальной структурой населения, дифференцированностью его менталитета, региональными и местными различиями достижение этой цели особенно важно. Оно является одной из предпосылок большего многообразия способов и форм экономической и социальной самоорганизации людей, свободного и осознанного выбора ими этих форм, т.е.-развития социально-экономической многоукладное™, учитывающей российскую специфику; . открытость для мирохозяйственных, политических, гуманитарных, в том числе и личностных, связей как стратегическая цель России, реализуемая в интересах эффективного развития страны, участия в международном разделении труда, освоений и использования мировых достижений в области экономики, науки, культуры и обмена этими ценностями, удовлетворения потребностей российского населения в росте его культурного и духовного уровня, в познании мира. • ■■ . • i Открытость России для мира и мира для России, особенно с учетом ее геополитического положения, в единстве с достижением других стратегических целей является не только условием обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности на базе превращения в один из мировых центров экономического и социокультурного тяготения, но и гарантией становления в ней гражданского общества. Движение к достижению совокупности выделенных стратегических целей будет означать, что в центр стратегии развития России ставится человек, создание предпосычок для развития внутреннего мира личности, всех аспектов среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения и условий реализации человеческого потенциала на базе возможностей выбора вариантов экономических, социальных, политических, идеологических и иных предпочтений, т.е. на базе свободы личности. Именно это и должно стать доминирующей чертой и объединяющей стратегической целью становления в России гражданского общества современного и исторически перспективного типа., Особенности российского варианта становления смешанного (открытого), а соответственно и гражданского общества связаны не только со спецификой форм экономических отношений, организации социальных, территориальных, национальных связей, но и со значительно большим разнообразием этих форм, структур мотивов и стимулов жизнедеятельности. Движение как к объединяющей цели, так и ко всей совокупности стратегических целей развития России — долгосрочный процесс, он будет состоять из значительного количества этапов, но выделенные целевые ориентиры должны стать определяющими при выработке краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии развития, а также при выборе тактических решений. В настоящее время приоритетное значение имеют: ♦ переориентация экономической и социальной стратегии и тактики на улучшение положения основной части населения с постепенным переходом к созданию основ экономической, социально-бытЪвой, социально-культурной, экологической среды, открывающих возможности для достижения в последующем долгосрочных стратегических целей развития; ♦ создание основ новой системы отношений собственности и становления многосекторной экономики на базе равноправного развития, конкурентности и динамики различных социально-экономических секторов, предотвращения монополизма и становлений комплекса экономических регуляторов (в том числе государственных) социальной ориентации рынка; ♦ осуществление макроэкономического маневра в целях прекращения падения производства, перехода к его росту на базе реструктуризации народного хозяйства, оживления инвестиционного процесса, восстановления научно-технического потенциала, обеспечения технологических прорывов и создания предпосылок для решения в последующем стратегических задач перехода к постиндустриальной стадии развития. Существенные изменения в стратегических целях социально-экономических перемен неотделимы от изменения характера н, следовательно, методов их осуществления. Сама направленность реализуемой ныне стратегии движения страны, связанная с ломкой ранее существовавших отношений, с экономической и социальной напряженностью, угрозами конфликтов и т.п., предопределила важнейший принцип ее осуществления — инициирование перемен государством, выбор и предписание им способов, темпов* форм их проведения: Как уже отмечалось, реформирование проходит в основном по вертикали сверху вниз. Данному принципу соответствуют и методы реформирования: с одной стороны, централизация процессор рефор-мирования и осуществление их соответствующими государственными Раздел I Становление гражданского общества
органами и структурами, создаваемыми на всех территориальных и хозяйственных уровнях (отсюда разрастание государственного управленческого аппарата); с другой — резкое сокращение функций государства как субъекта ведения хозяйства и социального гаранта и рост либеральных начал непосредственно в организации производства, экономического оборота, поддержании условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения людей. Такое противоречивое, на первый взгляд, сочетание административно-централистских и либеральных методов реформирования в действительности вполне соответствует смыслу реализуемой стратегии — ускоренному осуществлению первоначального и последующего накопления капитала, перераспределению и концентрации собственности. Но такие принципы и методы не могут соответствовать стратегии движения страны к гражданскому обществу смешанного (открытого) типа. Принципами реализации этой стратегии должны стать: выбор государством на демократических началах стратегических целей, ориентиров и главных направлений реформирования; выбор конкретных форм, сроков, методов реформирования по ини создание государством хозяйственных и правовых предпосылок рыночные основы становления и функционирования частной, ак разделение функций и взаимодействие органов государственной власти и самоуправления в процессе реформирования, организации экономики, среды жизнедеятельности и жизнеобеспеченййкак гарантии эффективного вовлечения в этот процесс всех составляющих материального и духовного потенциала страны; ориентация осуществления преобразований и развития регионов, муниципалитетов, хозяйственных структур за счет собственных ресурсов при гарантиях обеспечения минимума ресурсов во всех регионах за счет их внутригосударственного перераспределения в регионы, испытывающие их нехватку; государственное обеспечение блока социальных гарантий и стандартов для всех категорий населения; определение государством приоритетов экономического и социального развития и выработка новых, в том числе рыночных, механизмов его участия в реализации этих приоритетов (государственные программы, контрактные формы, резервные механизмы и т.д.). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|