Назревшие изменения в формах и методах государственного регулирования экономики
В экономической жизни страны государство должно выступать прежде всего как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Важнейшей задачей государства является продолжение разработки стабильной и непротиворечивой правовой базы, восполнение имеющихся здесь многочисленных пробелов. Властные функции могут реализовываться как на базе принятия нормативных актов общего действия, утверждающих единые для всех Экономическая роль государства________________________ 121 субъектов хозяйствования правила поведения, так и путем установления различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующие субъектов. Правовое регулирование различных режимов необходимо, в настности, для реализации политики селективной поддержки реального сектора экономики. ■ При этом важно обеспечить не индивидуальный, а нормативный подход к предоставлению льгот на основе конкурентности и гласности. Вместе с тем нельзя исключать применение и индивидуальных административных актов управления, корректирующих поведение отдельных предпринимательских структур в общественных интересах. В условиях переходного периода большую роль играют регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов. Ядром системы могло бы стать индикативное планирование. Следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки. Этим целям способствовала бы разработка специального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития». На реализацию экономической стратегии должны быть настроены и другие экономические регуляторы — налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и регио-нальные-целевые Программы и др. При этом важно обеспечить гибкость в использовании экономических регуляторов применительно к складывающейся экономической ситуации, к этапам реализации экономической стратегии. В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, спОсобны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов. Роль государства в экономике состоит также и в том, что государство является крупным участником рынка в лице государственных предприятий и корпораций. Государственный сектор экономики должен стать важным, реально и эффективно действующим инструментом проведения социально-экономической стратегии. Управление государственным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых за- Раздел 2 дач. Оно должно преследовать общеэкономические, научно-технические, социальные и экологические цели. Учитывая значимость государственного сектора для стабилизации и подъема экономики, следует изменить подход к продолжению приватизации, сохранить контроль за крупными предприятиями, имеющими важное значение для национальной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционированных предприятий. Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться и в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. Как социальный партнер государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ. Повышение действенности системы государственного регулирования в решающей степени зависит от преобразований в организационной структуре управления на всех уровнях исполнительной власти — федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. Целесообразно провести изменения в организации, методах управления и регулирования правительственных органов, в первую очередь в системе функционального и отраслевого управления. Необходимо придать новое качество Министерству экономики. Ему на деле должна принадлежать лидирующая роль в разработке долго- и среднесрочной экономической политики, индикативных планов, целевых программ по их реализации, выработке совместно с другими экономическими ведомствами (Министерством финансов, Центральным банком) непротиворечивой системы экономических регуляторов, направленных на достижение целей экономической стратегии. В этой связи предстоит существенно повысить уровень согласованности в работе экономических ведомств, усовершенствовать механизмы координации их деятельности. Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ), кон- Экопомическаяроль государства______________________________ ^23 сорциумами. Особое значение приобретает стимулирование создания ФПГ. Следует стремиться.к формированию 150—200 крупных ФПГ, способных обеспечить структурные сдвиги, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. При организации ФПГ целесообразно поощрять взаимодействие и умножение возможностей, связанных с интеграцией экономического и финансового потенциала крупных производственных и финансовых структур. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов. Важную роль играет содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных Экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей; Жизненно важно решить проблему упорядочения и повышения эффективности управления государственной собственностью. Следует провести четкое разграничение полномочий по управлению государственной собственностью между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между органами последней различных уровней — с другой. В задачи законодательной власти по управлению государственной собственностью может входить принятие программ приватизации, утверждение решений правительства об иных крупных операциях с госсобственностью (проведение залоговых аукционов, заключение концессионных договоров, продажа или приобретение имущества). Полномочия правительства могут охватывать принятие решений об операциях с государственной собственностью, распределение функций и задач по управлению госсобственностью между министерствами и ведомствами, утверждение на должность руководителей крупных предприятий и корпораций, имеющих важное значение для экономики России. Требуется более четкое распределение полномочий по управлению госсобственностью между Госкомимуществом и отраслевыми органами. Задачами Госкомимущества могли бы стать разработка и реализация программ приватизации, подготовка предложений по осуществлению других операций с госсобственостыо и их практическая реализация, ведение реестра госсобственности, осуществление контроля за Раздел 2 эффективностью ее использования. В задачи отраслевых органов могут входить: прямое управление унитарными предприятиями, участие в управлении акционерными обществами с помощью пакетов акций, поддержка предпринимательства за счет государственных средств, финансирование целевых программ. Неотложной задачей является реформирование управления на уровне акционерных обществ с участием как государственного капитала, так и приватизированных предприятий. Таким образом, основные функции и задачи государства в переходной экономике можно свести к следующему: создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для рыночной экономики; прямое государственное владение и управление основными ком разработка и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи; участие в распределении и перераспределении ВНП через госбюд развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему нормальных международных экономических отношений, а с другой — на защиту основных очагов оздоровления и развитие национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока они не окажутся в состоянии успешно конкурировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки и поощрение репатриации национального капитала из-за рубежа; проведение социальной политики, управление социальными процессами (политика в области роста доходов и их дифференциа- Экономическая роль государства 125 ции, социальные трансферты, программы развития отраслей производства и нематериальных форм богатства — науки и культуры, образования, здравоохранения и т.д.). В само рыночное хозяйство должны быть встроены компоненты, обеспечивающие его социальную направленность. Усложнение экономической роли и функций государства в рыночной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой, мафиозными структурами. Главные средства для этого — преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных, представительных, органов, всемерная поддержу и развитие различных форм общественного контроля за деятельностью .государственного аппарата на всех уровнях — федеральном, рёспубликанско-областном и муниципальном. Важную роль призваны играть также разработка детальной системы нормативов во взаимортношениях государственного аппарата и хозяйственных субъектов, возможно более полный переход от разрешительного к регистрационному порядку получения прав на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, пре-доставлении льгот. 2.1.4 Изменение международных функций государства1 В условиях фундаментальных общецивилизационных:перемён глу Образование мирового сообщества сопровождается формирова-нием общемировых потребностей и интересов. Они состоят преждевсего в устранении угроз мировому сообществу, связанных с так называемыми глобальными Проблемами. Некоторые из них унаследованы от прошлого (бедность большинства населения Земли, демографические проб- 1В данном параграфе использованы материалы к.э.н. Л.Г. Суперфин. Раздел 2 Экономическая роль государства
лемы и т.д.), другие — порождены военно-техническим прогрессом, индустриализмом (угроза ядерного самоуничтожения, техногенных катастроф; сохранение среды обитания, поддержание экологического равновесия и др.). Перед человечеством открыты диаметрально противоположные варианты развития. Предотвращение катастрофического хода событий, ориентация, сообразно реальным императивам и возможностям, на наиболее благоприятный (хотя и насыщенный множеством проблем) сценарий развития — гуманистическую модель мирового сообщества и демократическое международное сотрудничество—возлагают огромную ответственность на все государства. Повышается роль государств и в регулировании международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство все более превращается в единый, хотя и асимметричный организм, различные звенья которого настолько связаны между собой, что резкий дисбаланс в одном из них может отрицательно повлиять на другие звенья и на систему в целом. Основными агентами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК). Их роль весьма противоречива: являясь мотором развития мирового хозяйства, они преследуют свои цели, которые далеко не всегда совпадают с потребностями мирового сообщества. В этом смысле рыночные силы обнаруживают свою ограниченность не только на национально-государственном, но и на международном уровне. И здесь все более настоятельной становится потребность в регулирующей роли государств, создании правил игры, координации усилий для создания экономической инфраструктуры и т.д. Важные перемены происходят и в механизмах регулирования мировых процессов. При сохранении доминирующей роли государств—наций в макроуровневой организации международных отношений образуется разветвленная система межгосударственных (мировых и региональных) институтов как формы координации действий отдельных государств по фундаментальным направлениям мировой политики. Конечно, возникновение системы межгосударственных организаций и структур не кладет конец столкновениям интересов государств, равно как и жесткой конкуренции на мировом рынке. Оно создает лишь форму цивилизованного разрешения или смягчения противоречий. Более того, у сильных мира сего возникает соблазн поставить под свой контроль межгосударственные институты, использовать их для воздействия на внутреннюю политику других государств, в том числе экономическую, на структурные, институциональные реформы. Противодействие таким попыткам возможно лишь на путях демократизации международных организаций и структур, придания им открытого, универсального и внеблокового характера, исключения любых форм дискриминации и неравноправия. В условиях формирования нового мирового порядка, усиления интеграции, формирования региональных и планетарных организаций, нарастания глобальных угроз по-новому встает вопрос о государственном суверенитете. В определенной мере функции обеспечения суверенитета реализуются государствами через его «добровольное ограниче-ни» в пользу международных организаций. Совместные действия, направленные на решение проблем, с которыми не в состоянии справиться отдельная страна, в конечном счете способствуют укреплению ее государственности, С этой точки зрения вполне оправданы коллективные усилия по разрешению локальных конфликтов и коллизий, таящих в себе угрозу для стабильности мирового сообщества. В то же время интеграционные процессы, расширение функций планетарного и регионального регулирования неизбежно порождают обратную реакцию защиты национального суверенитета, идентичности этнических общностей особенно со стороны малых и средних стран. Даже в относительно стабильной Европе, в которой страны отличаются значительной общностью в экономическом и социально-культурном отношении, а интеграционные процессы развиваются наиболее интенсивно и масштабно, на этой основе пЬстоянно возникают серьезные Проблемы. Нахождение оптимального сочетания между принципами национального суверенитета и тенденциями межнациональной и межгосударственной интеграции — одна из наиболее важных и чувствительных проблем становления современной государственности.
1. Как трансформировались методы государственного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой в последней четверти XX в.? 2. В чем состоят сущность и основные направления реформы государственной власти в России? 3. Каковы основные задачи государственного регулирования в условиях переходной экономики? ЛИТЕРАТУРА Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики. 1997. № 6.
Раздел 2 АбалкинЛ.И. Перспективы экономики России на исходеXX века //Экономист. 1996. №12. КейнсДж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Из-во МГУ — Инфра-М, 1997. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|