Здавалка
Главная | Обратная связь

Назревшие изменения в формах и методах государственного регулирования экономики



В экономической жизни страны государство должно выступать прежде всего как властная структура, устанавливающая правила пове­дения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими обяза­тельными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Важнейшей задачей государства является продолжение раз­работки стабильной и непротиворечивой правовой базы, восполнение имеющихся здесь многочисленных пробелов.

Властные функции могут реализовываться как на базе принятия нормативных актов общего действия, утверждающих единые для всех


Экономическая роль государства________________________ 121

субъектов хозяйствования правила поведения, так и путем установле­ния различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствую­щие субъектов. Правовое регулирование различных режимов необхо­димо, в настности, для реализации политики селективной поддержки реального сектора экономики.

■ При этом важно обеспечить не индивидуальный, а нормативный подход к предоставлению льгот на основе конкурентности и гласнос­ти. Вместе с тем нельзя исключать применение и индивидуальных ад­министративных актов управления, корректирующих поведение отдель­ных предпринимательских структур в общественных интересах.

В условиях переходного периода большую роль играют регулиру­ющие функции государства с использованием широкого набора инстру­ментов. Ядром системы могло бы стать индикативное планирование. Следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки. Этим целям способствовала бы разработка специального закона «О плани­ровании и долгосрочных национальных программах социально-эко­номического развития».

На реализацию экономической стратегии должны быть настрое­ны и другие экономические регуляторы — налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и регио-нальные-целевые Программы и др. При этом важно обеспечить гибкость в использовании экономических регуляторов применительно к скла­дывающейся экономической ситуации, к этапам реализации экономи­ческой стратегии.

В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы за счет средств федерального и регио­нальных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внут­реннем рынке, спОсобны стимулировать развитие не только оборон­ных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техни­ки и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сло­жившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

Роль государства в экономике состоит также и в том, что государ­ство является крупным участником рынка в лице государственных пред­приятий и корпораций. Государственный сектор экономики должен стать важным, реально и эффективно действующим инструментом про­ведения социально-экономической стратегии. Управление государствен­ным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых за-


Раздел 2

дач. Оно должно преследовать общеэкономические, научно-техничес­кие, социальные и экологические цели. Учитывая значимость государ­ственного сектора для стабилизации и подъема экономики, следует из­менить подход к продолжению приватизации, сохранить контроль за крупными предприятиями, имеющими важное значение для националь­ной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государствен­ной собственности пакетов акций акционированных предприятий.

Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государствен­ной политики в области заработной платы, регулирование цен на со­циально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству не­занятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требова­ниями рынка труда и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться и в том, что государство является социальным парт­нером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. Как соци­альный партнер государство призвано обеспечить согласование обще­национальных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с пред­принимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Повышение действенности системы государственного регулиро­вания в решающей степени зависит от преобразований в организацион­ной структуре управления на всех уровнях исполнительной власти — федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Целесообразно провести изменения в организации, методах уп­равления и регулирования правительственных органов, в первую оче­редь в системе функционального и отраслевого управления. Необходи­мо придать новое качество Министерству экономики. Ему на деле должна принадлежать лидирующая роль в разработке долго- и сред­несрочной экономической политики, индикативных планов, целевых программ по их реализации, выработке совместно с другими экономи­ческими ведомствами (Министерством финансов, Центральным бан­ком) непротиворечивой системы экономических регуляторов, направ­ленных на достижение целей экономической стратегии. В этой связи предстоит существенно повысить уровень согласованности в работе эко­номических ведомств, усовершенствовать механизмы координации их деятельности.

Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ), кон-


Экопомическаяроль государства______________________________ ^23

сорциумами. Особое значение приобретает стимулирование создания ФПГ. Следует стремиться.к формированию 150—200 крупных ФПГ, способных обеспечить структурные сдвиги, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. При организации ФПГ целесообразно поощрять взаимодействие и умножение возможностей, связанных с интеграцией экономического и финансового потенциала крупных производственных и финансовых структур.

Государственная поддержка предпринимательства должна вклю­чать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредито­вание и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.

Важную роль играет содействие в подготовке кадров и разверты­вание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпри­нимательской деятельности в свободных Экономических зонах, коор­динация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей;

Жизненно важно решить проблему упорядочения и повышения эффективности управления государственной собственностью. Следует провести четкое разграничение полномочий по управлению государ­ственной собственностью между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между органами последней различных уровней — с другой. В задачи законодательной власти по управлению государственной собственностью может входить принятие программ приватизации, утверждение решений правительства об иных крупных операциях с госсобственностью (проведение залоговых аукционов, заключение концессионных договоров, продажа или приобретение иму­щества).

Полномочия правительства могут охватывать принятие решений об операциях с государственной собственностью, распределение функ­ций и задач по управлению госсобственностью между министерствами и ведомствами, утверждение на должность руководителей крупных предприятий и корпораций, имеющих важное значение для экономики России.

Требуется более четкое распределение полномочий по управлению госсобственностью между Госкомимуществом и отраслевыми органа­ми. Задачами Госкомимущества могли бы стать разработка и реализа­ция программ приватизации, подготовка предложений по осуществле­нию других операций с госсобственостыо и их практическая реализа­ция, ведение реестра госсобственности, осуществление контроля за


Раздел 2

эффективностью ее использования. В задачи отраслевых органов мо­гут входить: прямое управление унитарными предприятиями, участие в управлении акционерными обществами с помощью пакетов акций, поддержка предпринимательства за счет государственных средств, фи­нансирование целевых программ.

Неотложной задачей является реформирование управления на уровне акционерных обществ с участием как государственного капи­тала, так и приватизированных предприятий.

Таким образом, основные функции и задачи государства в пере­ходной экономике можно свести к следующему:

создание общих законодательных и правовых предпосылок, свое­го рода правил игры для рыночной экономики;

прямое государственное владение и управление основными ком­
понентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными
монополиями, особо важными в политическом, экономическом и
финансовом отношении производствами (оборонная продукция,
производство драгметаллов, алмазов, алкогольные напитки);

разработка и проведение активной промышленной политики, учас­тие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, пре­доставления экономических гарантий, льготных кредитов и дру­гих видов финансовой помощи;

участие в распределении и перераспределении ВНП через госбюд­
жет, активное использование таких инструментов макроэкономи­
ческого регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины,
банковский процент, антимонопольный контроль над ценами,
управление денежным обращением и т.д.

развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании
экономических и социальных процессов при недопущении унита­
ристских тенденций и одновременно создание условий для макси­
мальной самостоятельности, самофинансирования и управления
регионов, исключающего в то же время самоуправные, сепарат­
ные действия по вопросам, затрагивающим интересы Федерации
в целом или интересы других ее субъектов;

проведение гибкой внешнеэкономической политики, направлен­ной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систе­му нормальных международных экономических отношений, а с другой — на защиту основных очагов оздоровления и развитие национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока они не окажутся в состоянии успешно конку­рировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки и поощре­ние репатриации национального капитала из-за рубежа;

проведение социальной политики, управление социальными про­цессами (политика в области роста доходов и их дифференциа-


Экономическая роль государства 125

ции, социальные трансферты, программы развития отраслей про­изводства и нематериальных форм богатства — науки и культу­ры, образования, здравоохранения и т.д.). В само рыночное хо­зяйство должны быть встроены компоненты, обеспечивающие его социальную направленность.

Усложнение экономической роли и функций государства в рыноч­ной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюро­кратизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой, мафиозными структурами. Главные средства для этого — преодоление авторитар­ных тенденций в государственном строительстве, повышение роли вы­борных, представительных, органов, всемерная поддержу и развитие различных форм общественного контроля за деятельностью .государ­ственного аппарата на всех уровнях — федеральном, рёспубликанско-областном и муниципальном. Важную роль призваны играть также разработка детальной системы нормативов во взаимортношениях го­сударственного аппарата и хозяйственных субъектов, возможно более полный переход от разрешительного к регистрационному порядку получения прав на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, пре-доставлении льгот.

2.1.4 Изменение международных функций государства1

В условиях фундаментальных общецивилизационных:перемён глу­
бокие изменения претерпевают и международные функции государств.
Это связано прежде всего с усилением интеграционных процессов, на­
учно-технических, экономических, гуманитарных связей между стра­
нами, которые приобретают планетарный характер. При всей сложно­
сти и противоречивости современного мира доминирующей тенденцией
становится усиление взаимосвязей и становление целостности мирово­
го сообщества. Мир во все большей степени превращается в функцио­
нально-взаимосвязанную целостную систему, состоящую из многих
подсистем различного уровня и конфигурации. В этих условиях дости­
жение национальных целей становится немыслимым1 вне межгосудар­
ственного взаимодействия.

Образование мирового сообщества сопровождается формирова-нием общемировых потребностей и интересов. Они состоят преждевсего в устранении угроз мировому сообществу, связанных с так называемы­ми глобальными Проблемами. Некоторые из них унаследованы от прош­лого (бедность большинства населения Земли, демографические проб-

1В данном параграфе использованы материалы к.э.н. Л.Г. Суперфин.



Раздел 2


Экономическая роль государства



 


лемы и т.д.), другие — порождены военно-техническим прогрессом, индустриализмом (угроза ядерного самоуничтожения, техногенных катастроф; сохранение среды обитания, поддержание экологического равновесия и др.).

Перед человечеством открыты диаметрально противоположные варианты развития. Предотвращение катастрофического хода событий, ориентация, сообразно реальным императивам и возможностям, на наиболее благоприятный (хотя и насыщенный множеством проблем) сценарий развития — гуманистическую модель мирового сообщества и демократическое международное сотрудничество—возлагают огром­ную ответственность на все государства.

Повышается роль государств и в регулировании международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство все более превращается в единый, хотя и асимметричный организм, различные звенья которого настолько связаны между собой, что резкий дисбаланс в одном из них может отрицательно повлиять на другие звенья и на систему в целом. Основными агентами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК). Их роль весьма противоречи­ва: являясь мотором развития мирового хозяйства, они преследуют свои цели, которые далеко не всегда совпадают с потребностями мирового сообщества. В этом смысле рыночные силы обнаруживают свою огра­ниченность не только на национально-государственном, но и на меж­дународном уровне. И здесь все более настоятельной становится по­требность в регулирующей роли государств, создании правил игры, ко­ординации усилий для создания экономической инфраструктуры и т.д.

Важные перемены происходят и в механизмах регулирования миро­вых процессов. При сохранении доминирующей роли государств—наций в макроуровневой организации международных отношений образует­ся разветвленная система межгосударственных (мировых и региональ­ных) институтов как формы координации действий отдельных госу­дарств по фундаментальным направлениям мировой политики.

Конечно, возникновение системы межгосударственных организа­ций и структур не кладет конец столкновениям интересов государств, равно как и жесткой конкуренции на мировом рынке. Оно создает лишь форму цивилизованного разрешения или смягчения противоречий. Более того, у сильных мира сего возникает соблазн поставить под свой контроль межгосударственные институты, использовать их для воздей­ствия на внутреннюю политику других государств, в том числе эконо­мическую, на структурные, институциональные реформы.

Противодействие таким попыткам возможно лишь на путях де­мократизации международных организаций и структур, придания им


открытого, универсального и внеблокового характера, исключения любых форм дискриминации и неравноправия.

В условиях формирования нового мирового порядка, усиления интеграции, формирования региональных и планетарных организаций, нарастания глобальных угроз по-новому встает вопрос о государствен­ном суверенитете. В определенной мере функции обеспечения сувере­нитета реализуются государствами через его «добровольное ограниче-ни» в пользу международных организаций. Совместные действия, на­правленные на решение проблем, с которыми не в состоянии справить­ся отдельная страна, в конечном счете способствуют укреплению ее государственности, С этой точки зрения вполне оправданы коллектив­ные усилия по разрешению локальных конфликтов и коллизий, тая­щих в себе угрозу для стабильности мирового сообщества.

В то же время интеграционные процессы, расширение функций планетарного и регионального регулирования неизбежно порождают обратную реакцию защиты национального суверенитета, идентично­сти этнических общностей особенно со стороны малых и средних стран. Даже в относительно стабильной Европе, в которой страны отличают­ся значительной общностью в экономическом и социально-культурном отношении, а интеграционные процессы развиваются наиболее интен­сивно и масштабно, на этой основе пЬстоянно возникают серьезные Проблемы.

Нахождение оптимального сочетания между принципами нацио­нального суверенитета и тенденциями межнациональной и межгосудар­ственной интеграции — одна из наиболее важных и чувствительных проблем становления современной государственности.

Контрольные вопросы

1. Как трансформировались методы государственного регулирования в странах с развитой рыночной эко­номикой в последней четверти XX в.?

2. В чем состоят сущность и основные направления ре­формы государственной власти в России?

3. Каковы основные задачи государственного регули­рования в условиях переходной экономики?

ЛИТЕРАТУРА

Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной эко­номики//Вопросы экономики. 1997. № 6.


 


   
 
 
 

Раздел 2

АбалкинЛ.И. Перспективы экономики России на исходеXX века //Экономист. 1996. №12.

КейнсДж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Из-во МГУ — Инфра-М, 1997.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.