Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный долг



Сумма прямых договорных обязательств органов государствен­ного управления перед экономическими единицами;других секторов экономики внутри страны является внутренним долгом, а перед зару­бежными кредиторами — внешним долгом. Государственный долг


возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты закупок, принятия на себя долгов других экономических единиц, «безденежного» выпуска долговых обя­зательств. Погашение государственного долга осуществляется денеж­ными выплатами, обменом долговых обязательств на налоговые осво­бождения, аннулированием задолженности кредитором. В целях финан­сового планирования и выявления влияния государственного долга на экономику страны его многочисленные элементы агрегируются в од­нородные категории по аналогии с категориями, принятыми для ана­лиза финансирования дефицита по типу кредитора и типу долгового обязательства. Кроме того, производится распределение долга в соот­ветствии с хронологическим порядком его обслуживания. Это позво­ляет планировать суммы, подлежащие погашению в том или ином пе­риоде, и определять время, наиболее благоприятное для размещения новых выпусков ценных бумаг.

Возросший государственный долг и затраты на его обслуживание в 90-е годы стали одной из центральных экономических проблем Рос­сии. В 1996 г. расходы по обслуживанию государственного долга со­ставили 12,8% в общем объеме расходов федерального бюджета и пог­лощали каждый восьмой рубль. Государственные органы вынуждены нести дополнительные расходы с целью выплаты процентов по задол­женности и ее погашению до истечения установленных сроков за счет дополнительных поступлений от увеличения налогов, нового заимство­вания либо за счет сокращения расходов на другие нужды. Дополни­тельные расходы являются неизбежной платой за облегчение положе­ния в момент получения заемных средств.

Государственным бюджетом Российской Федерации на 1997 г. ус­тановлен верхний предел внутреннего долга на 1.01.98 г. (включая це­левые долговые обязательства) в сумме 560 трлн.-р и верхний «предел государственного внешнего долга в сумме 136,8 млрд долл. США.

Глубина общего экономического и финансового кризиса и его
особый характер, переживаемые Россией, масштабное пе^ё|эШпр'еделе-
ние'финансовых ресурсов страны на финансирование дефицита/госу­
дарственных финансов могут привести экономику к стабилизации в
депрессивном состоянии, и тогда переход к экономическому росту мо­
жет быть осуществлен лишь за счет иностранных инвестиций. Чтобы
оживить производство, создать ситуацию экономического подъема и
на этой основе оздоровить финансы, необходимы неординарные меры
по поддержке реального сектора производства в области налогообло­
жения, кредита, увеличения денежной массы в обращении с приданием
эмиссии инвестиционного характера и др. v


 
 

Раздел 5

Контрольные вопросы

1. Что входит в состав государственных финансов (ин­ституциональный охват)?

2. Каковы объемы финансовых ресурсов, которыми уп­равляет государство при планово-распределительной системе и в рыночной экономике?

3. Что является основой построения бюджетных и дру­гих классификаторов государственных финансов?

4. Назовите основные проблемы, связанные с обеспече-

нием доходов государства.

5. Назовите основные нерешенные проблемы, связанные

с расходами и чистым кредитованием.

6. Охарактеризуйте основные источники финансирова­
ния бюджетного дефицита.

ЛИТЕРАТУРА

Государственный бюджет/Под ред. М.И. Ткачук. Минск: Высшая школа, 1995.

Закон о федеральном бюджете на 1997 г. Российская газета от 4 марта 1997 г.

Министерству финансов России 190 лет. М.: Финансы, 1993.

Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 1995.

Родионова В.М. Финансы. М.: ЮНИТИ, 1995.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.