Здавалка
Главная | Обратная связь

Становление страхового рынка



- Отличительные черты и функции страхования.Развитие рыночной экономики в Россиипоставило острую проблему формиро­ваниясоответствующей системы страхования. Это вызвано, с одной сто­роны, необходимостью страховой защиты от многочисленных, всевоз­растающих рисков в экономической деятельности общества, а также защиты жизни, здоровья, благосостояния человека; а с другой стороны — потребностью широко использовать временно свободные финансо­вые ресурсы страховых компаний для инвестирования в развитиеэко­номики. Формирование страхового рынка России происходит в усло­виях кризиса, обостряющихся социально-экономических проблем, когда резко выявились противоречия между потребностями в страховой за­щите и возможностями страхования.

По экономической сущности страхование является одним из стра­тегических секторов экономики, призванных обеспечить социально-экономическую стабильность в обществе. Развитие общественного про­изводства предполагает создание страховых фондов. Их организация возможна в трех формах: самострахования, общегосударственного стра­хового (резервного) фонда и фонда страхования.

Самострахование как децентрализованный порядок создания на­туральных запасов и финансовых резервов каждым субъектом хозяй­ствования определяется экономическими возможностями и спецификой деятельности самого субъекта. Общегосударственный (централизован­ный) страховой (резервный) фонд играл важную роль в плановой эко­номике, обеспечивал устойчивость развития производства. В рамках государственной монополии создавались, кроме того, фонд государ­ственного имущественного и личного страхования, фонд страхования внешнеэкономических интересов государства и фонд государственно-

25*


388

Раздел 5

го социального страхования. Государство одновременно выполняло функции страховщика и страхователя. Более чем на 30 лет (с 1956 г.) было официально прекращено страхование имущества государствен­ных организаций, как обязательное, так и добровольное.

С переходом к рыночной экономике были созданы условия для активного развития различных видов страхования, однако этому пре­пятствовали отсутствие стабильной правовой базы и ухудшение мак­роэкономической ситуации в стране. Вследствие падения уровня жиз­ни потребителей произошло снижение спроса на такие виды страхова­ния, как страхование жизни. Тяжелая ситуация в экономике не позво­ляет страховым компаниям проводить обоснованную инвестиционную политику, необходимую для обеспечения их финансовой стабильности. В плановой экономике деятельность страховой системы в рамках Министерства финансов была подчинена интересам бюджета, преоб­ладали фискальные начала в ущерб развитию страхового дела. Огром­ные средства безвозмездно изымались государством из страховых фон­дов на покрытие бюджетного дефицита. Страхование по существу пре­вратилось в подсобную отрасль финансов.

Между тем по своему содержанию и происхождению страхование имеет принципиальные отличия от финансов и кредита. Оно представ­ляет собой систему экономических отношений, включающую, во-первых, образование за счет взносов юридических и физических лиц специаль­ного фонда средств и, во-вторых, его использование для возмещения ущерба имуществу от стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений, а также для оказания помощи гражданам при наступлении различных страховых событий в их жизни.

Если для финансов необходимы денежные средства и характерно формирование фондов денежных средств, то страхование может быть и натуральным. Отличительная черта страхования — распределение ущерба между заинтересованными участниками. Кроме того, страхо­вание всегда связано с возможностью наступления и последствиями страхового случая, обязательный признак страхования — вероятност­ный характер наступления и последствий страховых случаев.

Страхование предусматривает перераспределение ущерба с по­мощью специализированного денежного фонда, образуемого за счет страховых взносов.

С кредитом страхование сближает такая его особенность, как воз­вратность средств страхового фонда. Это относится прежде всего к стра­хованию жизни. Действительно, большая часть взносов (нетто-плате-жей) возвращается при наступлении страхового случая (дожитие застра­хованного до определенного срока или при его смерти). При имушес-


 

Стаповлепие страхового рынка

твенном страховании, страховании от несчастных случаев и многих других видах страхования выплаты страхового возмещения или стра­хового обеспечения происходят только после наступления страхового случая, в размерах, обусловленных договором. Экономическое содер­жание этих выплат отличается от возврата страховых платежей.

Таким образом, страхование имеет черты, объединяющие его с категориями финансов и кредита, и в то же время выполняет характер­ные только для этой категории функции. В качестве функций страхова­ния можно выделить следующие:

♦ формирование специализированного страхового фонда денежных средств;

♦ возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;

♦ предупреждение страхового случая и сокращение размера убыт­ков от стихийных бедствий и несчастных случаев.

Страховой фонд денежных средств формируется как плата за рис­
ки, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот
фонд может создаваться как в обязательном, так и в добровольном
порядке. Государство, исходя из политических и социальных условий,
регулирует развитие страхового дела в стране. Функция формирова­
ния страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фон­
дов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и
возмещений. У каждого участника страхового процесса, например при
страховании жизни, есть уверенность в получении материального обес­
печения на случай смерти и при завершении срока действия договора.
При имущественном страховании через формирование специализиро­
ванного страхового фонда не только решается проблема возмещения
стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и ус­
ловий; предусмотренных договором страхования, но и создаются пред­
посылки для материального возмещения части или полной1 стоймости
пострадавшего имущества. "'

Формирование страхового фонда решает проблему инвестиций временно свободных средств в банки, предприятия, вложений в недви­жимость, ценные бумаги и т.д. Механизм использования временно сво­бодных средств с развитием рынка будет совершенствоваться и расши­ряться.

Вторая функция страхования — возмещение ущерба и материаль­ное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только те физические и юридические лица, которые являются участниками образования страхового фонда. Порядок и механизм воз-


Раздел 5

мещения ущерба определяются страховыми компаниями и регулиру­ются государством. При личном страховании происходят выплаты де­нежных средств гражданам — участникам страхового процесса. Пос­редством этой функции страхование обеспечивает страховую защиту жизни и здоровья граждан. Возмещение ущерба и материальное рбес-печение (денежная помощь) граждан включает сберегательное начало, но сберегательный характер присущ только долгосрочным видам стра­хования.

Третья функция страхования — предупреждение страхового слу­чая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или умень­шению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бед­ствий, а также правовое воздействие на страхователя. В тарифах на от­дельные виды страхования могут предусматриваться определенные отчисления для образования фондов предупредительных мероприятий (превенция).

По действующим нормам страховая сумма вимущественном стра­ховании не должна превышать стоимости страхуемого объекта; в лич­ном страховании пределов для страховой суммы не существует: она определяется, как правило, соглашением сторон. Тем самым создаются предпосылки создания искусственных условий для возникновения стра­хового события. Денежные средства фонда превентивных мероприятий ранее часто расходовались на цели, не имеющие отношения к предуп­реждению страховых случаев. При рыночных отношениях эта проблема приобретает иной экономический смысл.

Кроме экономической стороны, функция предупреждения страхо­вого случая имеет и правовой аспект. Многочисленные риски, связан­ные с преднамеренным нарушением законодательства, правовых усто­ев общества, не могут и не должны страховаться, а проблемы предуп­реждения страховых случаев следует решать уже на стадии заключения договоров.

Страховой рынок.Формирование страхового рынка, как показывает исторический опыт стран Запада, происходило вслед за появлением банковских, кредитных рынков. В своем развитии страхо­вое дело опиралось на экономические условия, подготовленные бан­ковскими, кредитными структурами. В России формирование страхо­вого рынка происходит одновременно с развитием кредитного и дру­гих рынков, и не в течение десятилетий, как это было на Западе, а стре­мительно.

Без учета характерных для России особенностей невозможно охватить всю глубину проблемы формирования страхового рынка. Это


Становление страхового рынка

делает совершенно недопустимым механическое заимствование опыта западного страхового бизнеса.

В первую очередь остро стоит проблема государственного регули­рования страхового рынка. Мировой опыт показывает, что свобода де­ятельности всех форм страховых организаций осуществляется в рам­ках четкого государственного регулирования и контроля. Страховое дело регламентируется законодательными актами гражданского и хо­зяйственного права, а также специальным законодательством. Первые шаги сделаны в этой области и в России. Принятый в ноябре 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации Закон о страховании пре­жде всего определяет сферу государственного регулирования страхо­вой деятельности, меры по защите прав страхователей, порядок огра­ничения монопольной деятельности и развития конкуренции на стра­ховом рынке.

Дальнейшее развитие страхового рынка требует дополнительного решения ряда задач. Первая (главная задача) — упорядочение взаимо­отношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности. На рынке могут действо­вать государственные страховые организации, акционерные компании, общества взаимного страхования и др. Все страховые организации дол­жны иметь одинаковые права по выбору видов страхования.

Основной принцип их деятельности — защита интересов страхо­вателей и страховщиков, обеспечение гарантии выплат при наступле­нии страховых событий. Механизмом этого регулирования должны быть осуществление страхового надзора, а также тарифная и налого­вая политика. Государство обязано регулировать распределение меж­ду страховыми компаниями прав на обязательные виды страхования. Здесь требуются большая строгость и тщательный отбор претендентов на конкурсной основе. Такой отбор должен проводиться на основе спе­циальной проверки баланса, финансовой устойчивости, реальности наличия запасных (резервных) фондов, сети подведомственных пред­приятий, состояния учета и отчетности. При этом государство, созда­вая льготные условия налогообложения, должно поощрять развитие видов страхования, несущих значительную социальную нагрузку, не­рентабельных, но необходимых обществу.

Вторая важная задача заключается в обеспечении оптимального соотношения добровольных и обязательных видов страхования. На страховом рынке России стихийно складывающаяся структура страхо­вых операций имеет отрицательные стороны. Через систему государ­ственного регулирования, законы о введении некоторых видов страхо-


Раздел 5

вания необходимо обеспечить широкое участие страхования в решении социальных проблем, в том числе защищенность граждан от последст­вий дорожно-транспортных происшествий (страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), страхование качес­тва продукции, страхование от несчастных случаев работников отдель­ных профессий, страхование от безработицы и др. В условиях рыноч­ной экономики в России возникает необходимость введения этих ви­дов обязательного страхования, что вытекает из приоритетов эконо­мической политики — повышения социальной защищенности населе­ния и из принятых Россией международных обязательств по соблюде­нию прав человека.

Третья актуальная задача формирования страхового рынка — широкое развитие государственных или акционерных, с определенной долей участия государства, страховых организаций, специализирую­щихся на страховании особо крупных рисков (космических, атомных и т.д.), иностранных инвестиций и перестраховании рисков националь­ных страховых организаций различных организационно-правовых форм, различных видов ответственности владельцев, источников по­вышенной опасности.

Серьезной проблемой организации страхового дела в условиях рыночной экономики является создание объединений (союзов, ассоциа-ций) страховщиков для решения вопросов развития страхового рынка, защиты интересов страховщиков, вырабатки совместной программы стратегии и тактики развития страхования. Эти объединения должны быть общественными организациями, свободными от коммерческой деятельности.

В настоящее время формирование страхового рынка в России про­исходит фактически при отсутствии государственной поддержки. До сих пор нет концепции развития страхования в России на государствен­ном уровне.

Сложной остается проблема налогообложения страховой деятель­ности. Налоги стимулируют свертывание страховайия, в первую оче­редь накопительных видов.

В результате состояние страхового рынка остается неудовлетво­рительным. Сокращаются темпы прироста страховой премии. За 1996 г. ее размер составил 27,4 трлн р., или 116% к уровню 1995 г. (в предшес­твующие годы темпы роста составляли полтора, два и более раз). О незначительной роли страхования в экономике России свидетельству­ет обобщающий показатель удельного веса страховой премии в ВВП. В 1990 г. он составлял 3%, в 1995 г. — 1,4%, в 1996 г. — около 1,2%. Если


Становление страхового рынка

же рассмотреть это соотношение без учета обязательного страхования, то за 1996 г. оно составит 0,72%, что более чем в 10 раз ниже уровня развитых стран. На душу населения по добровольному страхованию за 1996 г. показатель едва превышает 11 тыс. р., или около 2 долл. США. В развитых странах он достигает 3000 долл. США в год.

Страховая сумма по заключенным договорам страхования иму­щества юридических лиц составила лишь 609 трлн р. (по данным девя­ти месяцев 1996 г.). Страхованием охвачено 4,5% всего имущества юри­дических лиц. Затраты на страхование имущества не включаются в структуру затрат, в себестоимость продукции.

При спаде производства денежные доходы населения России рас­тут. В расчете надушу населения в 1996 г. они составили около 6,5 млн р. Однако на добровольное личное страхование из них израсходовано всего 68 тыс. р., или 1%. В то же время остатки вкладов населения на счетах коммерческих банков возросли на 62%.

Не получили развития в России страхование инвестиций, предпри­нимательских рисков, ответственности за качество продукции, граж­данской ответственности владельцев транспортных средств, экономи­ческих рисков.

Финансовая емкость страхового рынка России остается крайне ограниченной. Размер уставного капитала всех страховых организа­ций едва превышает 2 трлн р. Страхование еще не стало источником инвестиций в экономике страны.

Западные страховые компании проявляют большой интерес к стра­ховому рынку России, но контакты пока ограничиваются решением вопросов перестрахования отдельных рисков и участием в подготовке специалистов. Вложение капитала в страхование пока незначительно.

Для развития страхового рынка необходимы срочные меры: при­нятие на государственном уровне концепции развития страхового дела в России; государственная поддержка страхового дела: разумное нало­гообложение, включение в структуру затрат расходов по страхованию, принятие законов, регулирующих развитие страхового дела, совершен­ствование страхового надзора.

Развитие российского страхового рынка сдерживает пока еще крайне низкая страховая культура общества. Медленно меняется идео­логия страхования у основных потребителей, их восприятие потреб­ностей в страховании. Как хозяйственные организации, так и гражда­не в условиях тяжелейшей экономической ситуации часто приходят к выводу о том, что страхование становится бесполезной тратой денег. Между тем это далеко не так. Для развития различных видов страхова-


JJ4


Раздел 5

ния на российском рынке имеются большие потенциальные возмож­ности.

♦Виды страхования. Важнейшими видами имущественного стра­хования являются страхование морских и воздушных судов, страхова­ние грузов, другого имущества предприятий (страхование от огневых рисков). Эти перспективные для российского рынка виды страхования отличаются огромной величиной страховых сумм. Потенциальный масштаб операций в этом виде страхования значительно превышает существующий спрос. Это характерно, например, для страхования гру­зов. Если для международных перевозок страховой полис является не­обходимым документом, то для внутренних перевозок он не обязате­лен, и многие грузовладельцы пытаются экономить на таких расходах: до 70% российских грузовладельцев отказываются страховать свои гру­зы. Однако риски при железнодорожных перевозках в России крайне высоки, и их страхование не является особенно привлекательным для страховых компаний.

В целом имущественное страхование на российском рынке имеет огромные перспективы; всего пока застраховано не более 5% стоимос­ти имущества юридических и физических лиц. Имеется и возможность развития нетрадиционного для российского рынка страхования от любого ущерба, наносимого самоходному и несамоходному наземно­му, а также воздушному, морскому, речному транспорту. Условия рыночной экономики открывают большие перспективы развития стра­хования имущества граждан, частных, акционерных и других негосу­дарственных предприятий, причем страхование государственных пред­приятий не должно иметь каких-либо отличий от страхования пред­приятий других форм собственности.

Вследствие инфляции, которая существенно обесценила страховые суммы, подорвала доверие населения к страхованию жизни как к сред­ству сбережения, а также из-за сокращения платежей (премии) по стра­хованию жизни на российском рынке происходит резкое падение доли личного страхования. Российской особенностью развития этого вида страхования в условиях рынка является так называемое краткосрочное страхование жизни со сроком действия договора от одного до 12 меся­цев. По существу это не страхование жизни, а реакция предприятий на высокие налоги и ограничение объема денежной наличности. «Крат­косрочное» страхование жизни позволяет многим предприятиям вы­плачивать дополнительную заработную плату работникам. С исчезно­вением причин, породивших это экономическое явление, пропадет ин­терес и к такому страхованию.


 

Становление страхового рынка

Страхование от несчастных случаев за счет предприятий является одной из форм социальной защиты интересов работников, в значитель­ной степени — малообеспеченных. При этом необходимы государствен­ные льготы при налогообложении.

Возникла необходимость развития новых видов личного страхо­вания с использованием механизма выдачи и погашения гражданам ссуд, кредитов на различные цели. В бывшем СССР в 1988 г. было вве­дено добровольное страхование дополнительной пенсии. Источником образования страхового фонда наряду со взносами граждан были и средства бюджета. Это страхование рассматривалось как социальная мера по защите интересов граждан, но с распадом СССР оно было лик­видировано. Теперь вновь актуально введение пенсионного страхова­ния, а также страхования на случай безработицы посредством участия в уплате страховых взносов как юридических лиц — работодателей, так и работников (при условии уменьшения налогооблагаемой базы для обеих этих категорий на сумму страхования).

Особенностью российского страхового рынка является возникно­вение медицинского страхования, которое также может быть отнесено к личному страхованию. Различаются обязательное и добровольное медицинское страхование. Первое представляет собой часть обязатель­ного социального страхования (см. 6.5).

Относительно низкая доходность личного страхования и длитель­ный срок формирования резервных фондов приходят в противоречие со стремлением страховых компаний накапливать капитал в кратчай­шие сроки; Поэтому для развития страхования жизни в России сложи­лись неблагоприятные перспективы. Но в ходе экономической стаби­лизации этот вид страхования наберет силу.

Общество несет большие потери из-за роста дорожно-транспорт­ных происшествий: ежегодно гибнут десятки тысяч людей, сотни тысяч получают травмы и увечья, уничтожаются материальные ценности на миллиарды рублей. Гражданин России не защищен от возможных по­следствий ДТП.

Добровольное страхование личного транспорта, страхование от несчастных случаев, а также страхование жизни не решают всего ком­плекса проблем при наступлении дорожно-транспортного происшест­вия. Во многих зарубежных странах законодательно установлено стра­хование гражданской ответственности владельцев транспортных средств как обязательная форма страхования.

Отсутствие этого страхования в России связано с экономическим уровнем развития общества, низкой страховой культурой. Несмотря на очевидную выгоду этого страхования, оно до сих пор в средствах


396

Раздел 5

массовой информации расценивается как своего рода дополнительный налог.

В мировой практике при страховании гражданской ответствен­ности может быть установлен предельный лимит выплат. Выделение этого лимита характерно для многих видов страхования. Лимит дол­жен устанавливаться на высоком уровне, который мог бы обеспечить реальное возмещение вреда личности или ущерба имуществу. Основ­ная часть ущерба должна взыскиваться с владельцев транспорта.

При определении лимита необходимо учитывать как единовремен­ные выплаты по компенсации ущерба (что правомерно при их неболь­шом размере), так и возможности долгосрочного пенсионного обеспе­чения пострадавших и членов их семей. Для этого средства должны ак­кумулироваться в фондах страховой организации или в фонде соци­ального страхования (пенсионном фонде) с начислением процентов.

Целесообразно установить единые ставки платежей для одних и тех же средств транспорта независимо от собственника. Вместб с тем необходимо дифференцировать ставки по маркам и мощности мотора автомобилей, а также предусмотреть систему бонусов.

Обязательное страхование гражданской ответственности следует поручить страховым организациям, получившим лицензию, имеющим необходимые запасные фонды, сеть учреждений. Это могут быть не только государственные, но и акционерные организации.

Чрезвычайно важным является страхование ответственности предприятий на случай загрязнения окружающей среды. Ежегодный ущерб, причиняемый природе, оценивается многими миллиардами руб­лей. Прямые убытки от него — телесные повреждения, болезни и пси­хические расстройства, ущерб сельскохозяйственным и водным куль­турам, лесам, недвижимости. Косвенные убытки — потери доходов от простоя производства из-за загрязнения, расходы на очистку и удале­ние отходов.

Для введения страхования ответственности товаропроизводите­лей на случай загрязнения окружающей среды нужны определенные правовые, экономические и организационные предпосылки: очень слож­на система оценки ущерба и управления риском; необходимо освобож­дение от налогов страховщиков при создании ими резервных фондов на случай катастрофических убытков. Перестраховщиком для защиты от наиболее крупных убытков должно быть государство.

Страхование должно быть добровольно-обязательным: обязатель­но участие в защите окружающей среды, определенное законом, добро­вольны же определение финансовых гарантий и выбор страховщиков.


 

Становление страхового рынка

В России перспектива для развития этого страхования огромна. Вместе с тем целесообразно постепенно страховать экологические рис­ки, начиная с конкретного вида загрязнения. В переходный период не­обходимо ограничивать объем ответственности, развивать это страхо­вание в комплексе с другими ее видами.

Ответственность страховщика должна распространяться преиму­щественно на возмещение убытков, вызванных единичными, случай­ными выбросами, и ограничиваться с помощью лимитов максималь­ной ответственности. Покрытие убытков, не охваченных страховани­ем, следует обеспечить за счет средств предприятий и государства.

При разработке положений о страховании ответственности от экологических рисков необходимо учитывать, что в российских усло­виях загрязнение среды часто связано с нарушением технологии и пра­вил эксплуатации оборудования. Эти нарушения нередко закладыва­ются уже при проектировании, как было на Чернобыльской АЭС. Поэтому страхование должно сопровождаться гражданской ответствен­ностью виновных в бесхозяйственности.

Все предпосылки имеются и для развития различных видов стра­хования экономических рисков. Здесь выделяется страхование экспорт­ных кредитов, в том числе страхование валютных рисков, страхование расходов по вступлению экспортера на новый рынок, страхование от инфляции, страхование биржевых рисков. Актуально страхование от коммерческих, технических, правовых и политических рисков.

Одной из специфических черт формирующегося российского стра­хового рынка является быстрый рост страхования кредитов. Около 9 — застрахованных кредитов предоставляется для торгово-закупочных

операций, причем около 10% из них — для операций с зарубежными партнерами. Риски, связанные с кредитованием предприятий, относят­ся к нестрахуемым.

Страхование должно стать средством защиты от неблагоприят­
ного изменения экономической конъюнктуры, содействовать упоря­
дочению финансовых и правовых взаимосвязей между различными
участниками рыночных отношений. При этом важное значение приоб­
ретает страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли
или недополучения предполагаемого дохода. .,

При страховании коммерческих рисков объектом страхования является коммерческая деятельность страхователя, которая включает инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид произ­водства, работ или услуг, получение дохода.


398

Раздел 5

Операции по иностранному страхованию пока еще в основном ограничены сделками, заключаемыми страховым акционерным общес­твом «Ингосстрах», и охватывают главным образом внешнеторговые операции. Значительная часть крупных валютных рисков (ущерб, при­чиненный оборудованию, машинам и т.п., приобретенным за валюту, ответственность перед иностранными юридическими и физическими лицами в экстремальных случаях, например химическое заражение при авариях на химических предприятиях, радиационное заражение терри­торий иностранных государств при авариях на атомных электростан­циях и т.п.) остается незастрахованной, и валютные потери несет госу­дарство.

Привлечь дополнительные валютные ресурсы можно, осуществ­ляя более активно уже проводимые страховые операции, такие, как страхование имущества, принадлежащего иностранным гражданам, инофирмам, совместным предприятиям, страхование строительно-мон­тажных рисков, воздушных, морских, железнодорожных и автомобиль­ных перевозок, грузов и туристов от несчастных случаев.

Опыт международного страхового рынка свидетельствует об ак­тивном взаимопроникновении страховых и перестраховочных компа­ний. Активное участие российских страховых компаний на междуна­родном страховом рынке позволит глубже изучить и использовать бо­гатый опыт проведения страховых операций, способствовать введению новых форм и видов страхования, участвовать в деятельности между­народных региональных и профессиональных союзов и организаций.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущность и функции страхования?

2. Каковы тенденции развития современного страхово­го рынка, проблемы и перспективы его развития?

3. Каким образом можно использовать страхование в качестве источника инвестиций?

ЛИТЕРАТУРА РейтманЛ.И. Страховое дело. М.: ЮНИТИ: Финансы, 1990.

Шахов В.В. Введение в страхование. Экономический аспект. М: ЮНИТИ, Финансы, 1992.

Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория //
Финансы. 1995. №2. i


Формирование новой банковской системы 399

5.5. Формирование новой банковской системы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.