Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-экономическая стратегия структурной перестройки



При проведении структурной реформы, нельзя обойтись без уси­ления государственного участия в разработке и реализации целей, за­дач и основных направлений структурной перестройки промышленнос­ти РФ. Государственная структурная политика в настоящее время не охватывает всех структурных изменений, поскольку все большая часть экономических решений переходит в компетенцию непосредственных субъектов хозяйственной деятельности, которые определяют микро­экономические структурные сдвиги. Учитывая кризисное состояние эко­номики, должны быть использованы все методы государственного воз­действия на структурные пропорции. С определенной условностью эти методы можно разграничить на косвенные и прямые.


 

Структурные преобразовании экономики

Косвенные методы финансового и кредитно-денежного регулиро­вания включают налоговую политику. Наибольшее внимание должно уделяться собираемости налогов, амортизационной политике (установ­ление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация), кредитной политике (учетная ставка, кредит­ная рестрикция или экспансия, гарантии государства), таможенной политике, регулированию цен, в том числе и антимонопольных, и т.д.

Прямое государственное финансовое регулирование включает рас­пределение бюджетных инвестиций, субсидии предприятиям, субвен­ции и дотации территориям и т.д.

Проведение структурной политики государства должно базиро­ваться на следующих концептуальных подходах.

1. Государством должна регулироваться структура ВВП, секто­ральная структура, макропропорции, а другие пропорции (мезо- и мик­ропродуктовые) — выборочно. Стабильность, предсказуемость и создание стимулов к росту производства должны получить преимущес­тво перед попытками сделать бюджет бездефицитным. Увеличение за­грузки мощностей, восстановление экономических связей, изъятие у предприятий тех прав, которыми они не умеют пользоваться, должны предшествовать решению вопросов расширенного воспроизводства. Цель стратегических изменений в экономике — повышение ее эффек­тивности и динамичности, а не переход к рынку любыми методами. Рыночные инструменты должны применяться в наборе других средств и для разных ситуаций с различной степенью интенсивности.

2. Государство должно выступать гарантом сохранения тех отрас­лей, которые обеспечивают национальные интересы. В этом случае с учетом ограниченности ресурсов необходим селективный подход. Це­лесообразно разработать критерии и оценки этого подхода, приори­тетности, эффективности производства или убыточности при его свер­тывании, а также при объявлении предприятия банкротом. В дополне­ние к селективному подходу необходима программа общего выхода из кризиса. Этапы структурной перестройки должны соответствовать це­лям и задачам общей программы. От подавления потребителя высоки-, ми ценами надо переходить к стимулированию спроса, что должно ожи­вить производство товаров потребительского сектора и затем по тех­нологической цепочке распространиться на все народное хозяйство. При этом должна действовать система выборочного протекционизма, с тем чтобы повышением спроса воспользовались отечественные про­изводители, а не иностранные экспортеры.

3. На объемы производства и в конечном счете на его технический и качественный уровень негативное влияние оказывает монополисти-


Курс...



Раздел 4


Структурные преобразования экономики 323


 


ческий диктат. В условиях высокой концентрации производства сам
размер предприятия не имеет большого значения, но при условии, что
оно не проводит сознательно политику сокращения производства.
В этом случае государство должно вмешаться. Подлежат особенно тща­
тельному контролю и не должны поощряться горизонтальные слияния,
которые усилили бы монополистические тенденции. Наоборот, слия­
ния по вертикали должны поощряться, поскольку обеспечивают эффек­
тивность работы распределительной сети.

4. Государственные органы, включая правительство, проявляют полное безразличие к науке и образованию. Между тем до 1992 г. Рос­сия располагала огромным научным потенциалом, наибольшим в мире числом специалистов с высшим образованием, широкой сетью НИИ и КБ по многим отраслям. В период реформ рекомендации технической и экономической науки особенно важны. Поэтому необходимо корен­ным образом пересмотреть отношение государства к науке, к ее финан­совой, организационной и общественной поддержке. По примеру про-мышленно развитых стран целесообразно установить жесткий процент отчислений на науку (2—3% ВНП), который оставался бы неизменным вне зависимости от хозяйственной конъюнктуры.

5. Целесообразна разработка прогнозов и планов развития на 5—10 лет, где наряду с другими макропоказателями важное место за­нимали бы и структурные. В этих планах должна быть дана модель структуры народного хозяйства, отвечающая принципам экономичес­кой безопасности. Подобная модель должна служить основой и при вы­боре критериев для оценки перспективности предприятий во время про­ведения санации (оздоровления) российской экономики. Необходимо разработать систему ступенчатого планирования и прогнозирования развития отраслей народного хозяйства в зависимости от степени важ­ности данной отрасли для национальной экономической безопасности и возможности ее контроля из центра. Чем больше степень концентра­ции производства в отрасли и тем самым угроза монополистического диктата, тем сильнее должно быть государственное вмешательство.

6. Необходима разработка стратегии хозяйственных взаимосвя­зей и пропорций обмена. Социальная политика должна стимулировать устойчивый платежеспособный спрос населения.

7. Протекционистская политика государства должна быть направ­лена на защиту и сохранение секториальной структуры и отраслей об­рабатывающей промышленности, особенно определяющих облик эко­номики и ее роль.


Социально-экономическая стратегия структурной политики, на­правленная на восстановление материально-технической базы страны, включает два этапа.

На первом этапе (1998—2000 гг.) необходимо выйти из финансо­вого кризиса, восстановив утраченные источники наполнения бюдже­та; укрепить платежеспособность предприятий по зарплате, поставкам продукции и обязательствам перед банками и государством. При су­ществующей финансовой неразберихе и слабой налоговой и бюджет­ной дисциплине невозможно серьезно говорить об обновлении произ­водственного аппарата. В кратчайший срок надо добиться восстанов­ления утраченной управляемости хозяйством, усилив при этом роль государства и банков, вертикальные связи предприятий и территорий с государственными органами. Речь идет не о возврате к громоздкой и неэффективной административной системе, а лишь о восстановлении утраченных жизненно важных функций по регулированию И прогно­зированию материального производства с точки зрения кооперацион­ных связей, в том числе с внешним рынком, технического перевооруже­ния и единой научно-технической политики.

На этом этапе действенных шагов по восстановлению разрушен­ной материально-технической базы совершить не удастся. Подавление инфляции, облегчение налогового пресса, улучшение собираемости налогов, снижение ставок коммерческих кредитов до уровня развитых стран приведет к оздоровлению финансов предприятий и создаст необ­ходимый запас оборотных средств, позволит использовать аморти­зационный фонд по прямому назначению. Это в конечном итоге при­остановит процесс разрушения производственного аппарата в боль­шинстве отраслей, а в более «благополучных» отраслях, например в черной и цветной металлургии, в нефтеобработке, позволит уже на этом этапе приступить к более интенсивному наращиванию технологичес­кого потенциала.

Одновременно в эти годы целесообразно усилить государствен­ное финансирование сферы НИОКР, с тем чтобы преодолеть возникшее отставание российской науки и создать задел для технического потен­циала в будущем.

На втором этапе (после 2000 г.) будут созданы предпосылки для экономического роста, повышения благосостояния населения и массо­вого восстановления и реконструкции производственного аппарата. Но эти возможности надо использовать исходя из общенациональной стра­тегии развития, с учетом как внутренних потребностей, так и роли Рос­сии в мировом хозяйстве. Это означает, что не может быть прежней


2! *



Раздел 4


Структурные преобразования экономики



 


политики распределения ограниченных ресурсов по всем отраслям с предпочтением тяжелой промышленности, а внутри нее — ВПК.

Основной вопрос структурной политики —выбор варианта струк­турной перестройки, который оптимально соответствует социально-экономической ситуации. Наиболее апробированными в экономичес­кой практике являются следующие варианты структурной политики.

По первому варианту в качестве приоритетных отраслей при про­ведении целенаправленной инвестиционной политики могут быть вы­браны основные отрасли инвестиционного комплекса — машиностро­ение и строительство. Спад производства в них приблизился к пределу, превышение которого не только повлечет за собой обострение техни­ко-технологических проблем функционирования этих отраслей, но и крайне ограничит возможности вывода российской экономики из кри­зиса за счет использования потенциала внутреннего производства. Выбор указанных отраслей в качестве приоритетов инвестиционной политики определяется еще и тем, что согласно анализу, проведенному с использованием межотраслевых моделей, ускоренное развитие этих отраслей формирует первоначальный толчок в виде производственно­го спроса на продукцию целого ряда технологически взаимосвязанных производств и создает научно-техническую базу для реконструкции и модернизации других отраслей национальной экономики.

С наименьшими затратами и наибольшей эффективностью в этом случае реализуется весь накопленный ранее положительный потенци­ал этих отраслей, что также может способствовать преодолению кри­зисных явлений в российской экономике. Внутри выбранных приори­тетных отраслей инвестиции направляются на «точки роста».

Отрицательная сторона данного варианта — большой объем ин­вестиций, требующийся для развития отраслей. Кроме того, в совре­менной хозяйственной практике нет объективных критериев выбора «точек роста». Критерием эффективности «точек роста» считается при­быльность, но в условиях инфляции и разорванных хозяйственных свя­зей она может быть искажена и отражать лишь текущие интересы, а не перспективные процессы. Поэтому «точки роста» надо определять по всей цепочке взаимосвязанных производств и по суммарному эффекту. Чтобы выбранные «точки роста» стали развиваться, необходимы ана­логичные по объемам вложения в смежные отрасли и в территориаль­ную инфраструктуру.

Общая закономерность выхода из спада такова: сначала стабили­зируется и начинает расти производство потребительских товаров, за­тем наступает оживление в производстве промежуточной продукции и лишь потом восстанавливается инвестиционный комплекс. Пока су-


ществует значительная недогрузка производственных мощностей, ин­вестиционного подъема может не быть, т.е. первоначальный рост бу­дет происходить на старой производственно-технической базе. Таким образом, машиностроение и отрасли инвестиционного сектора хотя и являются приоритетными, но остаются трудновосстанавливаемыми. Восстанавливать эти отрасли, особенно станкостроение и приборос­троение, следует постепенно, по мере расширения спроса и потребнос­ти в их продукции и появления финансовых ресурсов у предприятий и государства.

По второму варианту предпочтение получает нефтегазодобыча, и в первую очередь приоритетное применение ресурсосберегающих тех­нологий в добывающих отраслях. Речь идет о технологиях, повышаю­щих выход полезных веществ, углубляющих процесс обогащения и пер­вичной обработки сырья и топлива. Далее целесообразно развитие всей технологической цепочки отраслей и производств по переработке сырья и энергоносителей, что приведет не только к значительным структур­ным сдвигам в промышленности, но и к изменению пропорций распре­деления ВВП — снижению доли материальных затрат и увеличению удельного веса ресурсов потребления.

Отрицательные стороны данного варианта состоят в следующем: требуются очень большие совокупные затраты на его развитие; необ­ходимо прибегать к иностранному капиталу со всеми вытекающими отсюда последствиями; в результате распада СССР в' России нет мно­гих производств, которые поставляют нефтедобывающее оборудова­ние. На территории РФ производятся только турбобуры, выпуск ко­торых с 1990 г. по 1995 г. сократился почти в 20 раз; следует учитывать большую коммерческую «закрытость», недоступность этого монопо­лизированного комплекса даже для государства. Отсюда следует, что поддержать этот сектор необходимо, но нельзя делать на него ставку как на решающий в экономике. Какие же направления структурной по­литики государства являются наиболее реальными?

В существующей экономической и финансовой ситуации, по на­шему мнению, необходимо прежде всего сбалансировать потребитель­ский спрос—доходы населения и возможности удовлетворить этот спрос со стороны отраслей, производящих предметы потребления, в том чис­ле товары длительного пользования. Удовлетворить потребность на­селения в продуктах питания из-за глубокого кризиса сельского хозяй­ства долго не удастся. Но увеличение доли собственных продуктов питания в торговом обороте должно происходить хотя и медленно, но неуклонно. В противном случае Россия потеряет экономическую неза­висимость по продовольствию. Необходимо ограничить завоз импор-



Раздел 4


Структурные преобразования экономики



 


тного продовольствия, часто некачественного, и всемерно поощрять выпуск на рынок отечественных товаров. Для этого нужно не только оживить отечественное животноводство, птицеводство, рыболовство, но и создать современную перерабатывающую промышленность на уровне мировых стандартов. Значит эффективной «точкой роста», при­оритетной отраслью технического перевооружения в ближайшие годы будет прежде всего пищевая промышленность. Это также и приоритет­ная сфера НИОКР. Данное структурное направление полностью отве­чает социальной цели реформ.

Швейная промышленность меньше пострадала, лучше приспосо­билась к рынку, но работает часто на импортном сырье. Связка двух звеньев: «ткани — готовая одежда» технологически и экономически эф­фективна, дает быструю отдачу и накапливает капитал для инвестиций в другие отрасли. Вначале нужно обеспечить фабрики сырьем, а затем модернизировать производство с устаревшей технологией. Эти струк­турные сдвиги также приводят к наращиванию инвестиций по всей тех­нологической цепочке, но главное в том, что здесь обеспечивается удов­летворение платежеспособного спроса и расширяется сфера занятости населения.

Наиболее актуальна проблема наполнения внутреннего рынка товарами длительного пользования. Рынок заполнен импортными то­варами. Многие отечественные товары имеют более высокую надеж­ность, но не имеют современного товарного вида и не сопровождаются рекламой. Если допустить окончательное свертывание этого сектора промышленности, где 40—60% изделий производили оборонные заво­ды с высокой технологией и квалифицированными кадрами, то будет безвозвратно потеряно высокотехнологичное производство, Россия окажется в полной зависимости от западной бытовой техники, а бюд­жет не получит налоговых поступлений от продукции данных заводов.

Решения этой проблемы неоднозначны. В автомобильной и теле­визионной промышленности, где отставание от западных стандартов наибольшее, целесообразно привлекать иностранные инвестиции с со­вместным акционированием, создавать сборочные заводы в России, дочерние фирмы западных компаний. В производстве холодильников, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, радиоаппаратуры и дру­гих изделий отставание не столь велико. Здесь надо резко снизить цены на отечественные товары, улучшить их внешний вид, дизайн, а также наладить рекламу. Большинство предприятий имеют технические ус­ловия для того, чтобы составить конкуренцию импортным товарам на отечественном рынке. В последующем по многим из этих товаров Рос­сия может выйти на рынок развивающихся стран.


Жилищное строительство в годы реформ стало почти единствен­ным сектором экономики (кроме некоторых отраслей ТЭК), в наиболь­шей степени сохранившим свои производственные мощности* Однако широкомасштабное жилищное строительство по поточной технологии сократилось в 1,5—2 раза. При определенных условиях жилищный ком­плекс может стать мощным фактором оживления экономики и промыш­ленного роста. Общенациональная программа жилищного строитель­ства немедленно повлечет за собой строительство дорог, создание со­временной строительно-дорожной техники, нового оборудования для отопления и водоснабжения, развитие мебельной промышленности, производства более совершенных лифтов и бытовой техники. Жилье представляет собой товар, который наиболее сильно мотивирует труд, сбережения и потребительские расходы. Немаловажно и то, что жилищ­ное строительство обладает высокой трудоемкостью и его развитие будет препятствовать росту безработицы.

Однако в последнее время жилищное строительство стало сталки­ваться с падением платежеспособного спроса населения. Поэтому не­обходимо выделять кредит на жилье, расширять оплату его в рассроч­ку, поощрять индивидуальное строительство.

Второе направление — обеспечение эффективного экономического взаимодействия с мировым хозяйством. Для этого необходимо изменить структуру сырьевого экспорта, заменив в нем сырье и первичное топ­ливо на продукты промышленной переработки. Конечно, это требует крупных инвестиций в нефтепереработку, химию, деревообрабатыва­ющую и мебельную промышленность, а одновременно с ними — ин­вестиций в восстановление истощенной сырьевой базы. Масштабы вло­жений здесь велики, и разворота работ можно ожидать лишь после финансовой стабилизации и выхода из кризиса. Активный процесс по восстановлению и технической реконструкции отраслей, перерабаты­вающих природное сырье и топливо, начнется после 2000 г. С достиже­нием этой цели Россия станет более равноправным партнером на ми­ровом рынке и будет получать большую выгоду от международного разделения труда.

Третье направление—восстановление и увеличение качественного потенциала национальной экономики (цикла НИОКР, высоких техноло­гий, научно-технических кадров, повышения качества продукции). Ос­новой этого цикла являются отрасли ВПК и аэрокосмическая промыш­ленность. Из-за длительного недофинансирования и неэффективной конверсии эти отрасли находятся в упадке, теряя кадры и научно-тех­нические разработки. Данный комплекс — капиталоемкий и громозд­кий. В результате отказа России от прежней военной доктрины'значи-


 
 

Раздел 4

тельная часть оборонных заводов стала излишней, но они имеют су­щественный экспортный потенциал. Необходимо восстановить пози­ции России на рынках сбыта оружия, завоевывать новые рынки. Од­новременно необходимо продолжить процесс конверсии заводов, у ко­торых большую долю составляла гражданская продукция, оказав помощь предприятиям в форме целевых льготных кредитов, отчисле­ний из местных бюджетов по фонду заработной платы и дотаций за счет федеральных средств.

Таким образом, основной качественной направленностью струк­турных сдвигов должнастать их инновациотюсть. Стремление двигать­ся по инновационному пути развития выдвигает в качестве основного структурообразующего фактора инновации, имеющиеся в стране на­учно-технические заделы. Исходя из этого, при разработке стратегии структурной перестройки экономики необходимо, во-первых, отказать­ся от сугубо отраслевого подхода, использовать в качестве системооб­разующего фактора достижение определенного уровня удовлетворения потребностей общества (уровня производства материальных благ и услуг). Во-вторых, в каждый конкретный период следует определять эффективное с народнохозяйственных позиций направление иннова­ций — потребность в насыщении рынка потребительскими товарами, новую сферу предоставления услуг и др.

В противоположность этим направлениям структурной перестрой­ки предлагается вариант, опирающийся в основном на частный капи­тал и предусматривающий отказ от централизованной поддержки отраслей экономики, дальнейшее сокращение государственных капи­тальных вложений. Средства бюджета, как было определено Указом Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации», предполагается направлять только на «коммерчески эффективные про­екты», в которые уже вложено не менее 80% собственных и заемных средств частных инвесторов, включая частные инвестиции. Срок оку­паемости проектов не должен превышать двух лет.

Данное условие достаточно жестко определяет возможные направ­ления частных инвестиций, ограничивая их сферами быстрого оборота капитала (связь, торговля, переработка продукции сельского хозяйст­ва и др.) с целью получения быстрой отдачи. В этом случае приток инос­транных частных инвесторов не будет направлен на отрасли отечест­венного инвестиционного комплекса, прежде всего машиностроения. Ставка неизбежно будет сделана на импортное оборудование, массо­вая закупка которого улучшает экономическую конъюнктуру стран-экспортеров.


 

Экономический рост и эволюционная макроэкономика

Вызывает сомнения возможность достижения желаемых резуль­татов путем отказа государства от проведения собственной активной политики в сфере инвестиций с упором на вложения частного капита­ла. Подобный подход ни в коей мере не отвечает острой необходимос­ти ускоренной перестройки российской промышленности. Результатом реализации такой политики может стать некоторое замедление спада в экономике, достигаемое путем дальнейшего ухудшения ееструктуры, особенно воспроизводственной. Эти негативные последствия неизбеж­но проявятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Контрольные вопросы

1. В чем прогрессивность промышленной структуры? Какими показателями ее можно измерить?

2. Чем различаются структуры промышленности и хо­зяйства?

3. Как изменилась структура российской промышлен­ности за годы реформ?

4. Каковы направления структурной перестройки эко­номики?

ЛИТЕРАТУРА

АбалкинЛ.И. К самопознанию России. М.: ИЭ РАН, 1995.

Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы в Рос­сии. М.: ИЭ РАН, 1996.

Мартынов А.В. Стратегия структурного регулирования экономики. М.: Изд-во МАИ, 1996.

Реформы глазами американских и российских ученых / Под ред. О.Т. Богомо­лова. М.: Изд-во «Российский экономический журнал», Фонд «За экономичес­кую грамотность», 1996.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.