Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России



Принципиальным аспектом политики занятости на перспективу должно оставаться сохранение достаточно ощутимой для населения роли государства в содействии и регулировании ее условий. Государ­ственное регулирование не должно, однако, использоваться для подав­ления рыночного механизма ее самонастройки.

Вместе с тем нельзя не учитывать переходный характер российс­кой экономики, предопределяющий неприемлемость для России на дан­ном этапе развития переориентации на механизм регулирования про­цессов занятости только через рынок труда и конкуренцию. Такой ме­ханизм не может эффективно «заработать» из-за резкого отставания заработной платы (цены труда) от стоимости средств существования, исключительной дороговизны отдыха и восстановления здоровья, жилья и транспорта, затрудняющих свободное перемещение рабочей силы.

Отличительным признаком социальной рыночной экономики яв­ляется ориентация на продуктивную занятость, основывающуюся на синтезе социального и экономического эффекта, необходимости круп­ных вложений в человека, в обеспечение достойных условий его сущес­твования, нормального возмещения затрат энергии, роста благососто­яния, недопустимости нерационального использования трудового и интеллектуального потенциала.

Обеспечение продуктивной занятости предполагает особый меха­низм согласования внутренне противоречивых критериев оценки эф­фективности занятости работниками, работодателями, обществом в целом, поддержания их баланса в интересах противодействия возни­кновению массовой безработицы и накоплению ее скрытого потенциа-


 

Обеспечеиие занятости населения

ла на предприятиях. Это возможно лишь на основе органического со­четания активных действий органов государственного управления с рыночными регуляторами занятости.

Свободно избранная занятость как ориентир социальной рыноч­ной экономики является основополагающим принципом, на котором должны строиться государственная политика и механизм обеспечения продуктивной занятости. Важнейшими условиями и предпосылками реализации этого принципа являются: содействие развитию многооб­разия форм собственности и хозяйственной деятельности с целью рас­ширения возможностей выбора гражданами сфер приложения труда; формирование их мобильности и многосторонности как основы кон­курентоспособности в рыночных условиях; недопустимость админис­тративного принуждения к труду и любых форм дискриминации — по полу, возрасту, национальности и т.п. К этим условиям следует также отнести экономическую и юридическую свободу работников и работо­дателей при найме и увольнении, свободу перемещения труда и капи­тала, разграничение функций хозяйствующих субъектов и госорганов в кадровой политике, создание качественно нового механизма регули­рования и инфраструктуры рынка труда, развитие системы партнерс­ких отношений, в частности при разрешении индивидуальных и кол­лективных трудовых споров.

- Таким образом, установка на продуктивную свободно, избранную занятость означает необходимость перехода на новую модель системы занятости, основанную на синтезе рыночных принципов регулирова­ния и активного участия государства в регламентации правил функци­онирования рынка труда, в том числе в сфере частной предпринима­тельской деятельности. Такая система должна предусматривать меры социальной защиты населения в случае безработицы, осуществление политики содействия занятости, способствовать ускорению адаптации населения к требованиям рыночной экономики.

Политика занятости, таким образом, предполагает систему мер по созданию условий для возможно более полного использования по­тенциала трудовой и деловой активности трудоспособного населения, увязке этой активности через учет специфики групповых интересов с задачами и ориентирами социально-экономического развития. Она должна выполнять роль стабилизирующего фактора, не, дающего без­работице существенно превзойти допустимый уровень, т.е. предотвра­щать перерастание ее в долговременную, застойную в период экономи­ческого спада и ограничивающую предложение рабочей силы в годы экономического подъема из-за качественного несоответствия спроса и предложения на рынке труда.



Раздел б

Сложность утверждения новых принципов политики занятости обусловлена, с одной стороны, инерционностью общественного созна­ния, консерватизмом хозяйственников и управленцев, а ^'другой — иллюзорным представлением о том, что переход к рыночному меха­низму может автоматически решить накопившиеся в прошлом и воз­никшие сегодня проблемы в сфере занятости.

В последние годы недооценивалось, что занятость и ее обществен­ная организация являются решающими факторами подъема'российс-кой экономики, определяющими уровень и качество жизни населения. Недооценивалась и роль занятости как интегральной части механизма регулирования макроэкономических процессов, активного инструмента решения экономических и социальных проблем. Политика занятости была недостаточно встроена в стратегию реформ и социально-эконо­мического развития России, слабо увязана с мерами ее реализации. Поэтому процессы занятости в 1992—1996 гг. были не столько катали­затором, сколько тормозом реформ.

Теперь обнаружилось несоответствие первоначальной ориентации стратегии реформ на рыночный механизм самонастройки занятости и построения социального рыночного хозяйства. Реформы не дали ощу­тимых результатов в создании системы продуктивной занятости, под­держивая ее относительную полноту уродливыми, деформированны­ми методами. Сдерживание процесса высвобождения рабочей силы в период спада производства с помощью социальных и политических амортизаторов затормозило формирование рыночного механизма за­нятости, в частности создание полноценной инфраструктуры рынка труда, качественной системы информационного обеспечения служб за­нятости, перестройку системы подготовки и переподготовки кадров.

Социально-экономическая стратегия не должна игнорировать структурную неоднородность населения, различие интересов, склоннос­тей, трудоспособности и работоспособности-граждан, неравноценность условий их реализации для лиц разного пола, возраста, социального статуса, места проживания. Это требует включения в состав социаль­но-экономической стратегии в качестве ее органической части полити­ки занятости, призванной интегрировать многообразие интересов ее субъектов в единую созидательную силу, реализующую стратегические цели развития страны. В то же время необходима корректировка струк­турной, инвестиционной, распределительной политики с точки зрения их содействия повышению эффективности занятости и благосостояния населения.

Акцент в политике занятости должен делаться на формирование конкурентоспособности всех групп экономически активного населения


Обеспечение занятости населения

как основы обеспечения высокой мобильности и приспособляемости наемных работников и предпринимателей к колебаниям рыночной конъюнктуры. Политика занятости должна быть согласована с при­оритетами и темпами структурной перестройки, нацелена на активиза­цию высвобождения избыточной рабочей силы с предприятий, ее пере­распределения в отрасли и сферы приоритетного развития, на возмож­но более быстрое вовлечение безработных в общественно полезную де­ятельность и предоставление каждому экономически активному члену общества возможности трудоустройства либо занятия предпринима­тельской деятельностью или индивидуальным трудом. 6.4.3. Формирование и реализация механизма занятости

♦ Совершенствование механизма занятости. Установка на про­дуктивную и свободно избранную занятость требует большой гибкос­ти ее механизма, достаточной маневренности рычагов оперативного решения и регулирования социальных проблем в экстремальных ситу­ациях, которые могут возникать на рынке труда в ходе корректировки курса реформ.

Главная проблема, которую предстоит решить в ближайшие годы для обеспечения продуктивной занятости, состоит в том, чтобы создать предпосылки для прекращения практики избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях1, тормозящего рост производительнос­ти труда, разрушающего трудовую мотивацию, отказаться от сдержи­вания высвобождения рабочей силы в целях ускорения структурной перестройки. При этом недопустим выход безработицы за пределы адап­тационных возможностей российской экономики — 7—8% общего уров­ня, превышение которого сопровождается ростом застойной безра­ботицы. Реализация такой стратегии в период ограниченности инвес­тиционных ресурсов и предельной изношенности основных фондов предполагает активное использование государством всех возможных способов поддержания деловой активности населения.

Задачи, которые должны быть решены в среднесрочной перспек­тиве для обеспечения соответствия политики и механизма занятости стратегическим целям реформирования экономики, можно свести к сле­дующему:

♦ создание гибкой системы амортизаторов для смягчения последст­вий кризисного спада, переструктурирования и модернизации произ-

1 Существует причины финансового характера, вследствие которыхпредпри­ятиям выгодно удерживать работников, а увольнение требует больших затрат,Воз­можность получить дешевые правительственные кредиты напрямую связана с коли­чеством получающих заработную плату на данном предприятии.

Курс...



Раздел б

водства. Речь идет об ускорении становления многосекторного хозяй­ства с целью развития предпринимательской активности населения; о стимулировании (не на словах, а на деле) малого бизнеса и самозаня­тости, облегчающих выживание в условиях экономического спада, спо­собствующих оживлению производства; о государственной поддержке сохранения перспективных и создания новых рабочих мест; об измене­нии статуса и расширении фронта общественных работ, придающих гибкость механизму согласования спроса и предложения рабочей силы;

♦ создание предпосылок для кадрового обеспечения реформ, в том
числе системы делового образования;

♦ формирование конкурентоспособности граждан, понимаемой «ак
пригодность к труду в рыночных условиях и соответствие динамично­
му спросу разнообразных работодателей, в том числе частных лиц, ино­
странных компаний и фирм; создание многоканальной системы адап­
тационного обучения и рынка образовательных услуг;

♦ перестройка психологии граждан: переход от ожидания минималь­ной социальной помощи государства при вынужденной незанятости к активному поведению в сфере трудового определения (при выборе проф­ессий и форм профессионального обучения); от способов приобрете­ния трудовых навыков, дающих высокий кратковременный заработок, к формированию гибкости и многосторонности знаний и мастерства как условий выживания, конкурентоспособности, устойчивости жиз­ненного положения;

♦ повышение уровня правовых знаний населения как основа фор­
мирования новой культуры трудовых отношений, введение в старших
классах школы и во всех звеньях профессионального обучения обяза­
тельных курсов по изучению трудового законодательства;

♦ отработка организационно-правовых предпосылок социальной за­
щиты высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой
увольнения при свертывании производства и банкротстве предприятий;
ускорение формирования системы партнерских отношений на предприя­
тиях и в регионах; совершенствование системы страхования рисков на
рынке труда.

Реализация всех этих задач требует четкой ориентации экономи­ческой политики, государственных и негосударственных структур на обеспечение занятости и на меры по профилактике безработицы, уве­личению спроса на рабочую силу во всех секторах экономики.

♦ Государственная поддержка стратегии занятости. Важнейшим направлением реализации активной государственной политики заня­тости начиная с 1997 г. становится разработка Комплексной программы


 

Обеспечение занятости населения

мер по созданию и сохранению рабочих мест, которая должна основы­ваться на целевых установках прогноза и стратегии социально-эконо­мического развития России, перечне первоочередных мер по ее коррек­тировке.

Разработка такой программы предполагает:

создание Генеральной схемы организации рабочих мест, предус­матривающую рациональное их формирование и сохранение на основе определения приоритетных направлений развития отрас­лей экономики, социально-экономического потенциала регионов и оптимальной структуры занятости;

подготовку организационных основ и нормативно-правовой базы, направленной на формирование условий для создания новых и со­хранения перспективных рабочих мест;

отладку механизма финансирования и информационного обеспе­чения;

введение порядка обязательной социальной экспертизы проектов всех разрабатываемых федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития регионов и иных програм­мных решений для проведения оценки их влияния на условия за­нятости в отраслях и регионах по критерию возможностей созда­ния новых и сохранения перспективных рабочих мест;

совершенствование практики социального партнёрства за счет включения в коллективные договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

Разработка Комплексной программы мер по созданию и сохране­нию рабочих мест на 1997—2000 гг. осуществляется Министерством труда и социального развития РФ и Министерством экономики РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель­ной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Последним рекомендуется совместно с органами местного самоуправления с учетом социально-экономического положения и тер­риториальных особенностей разработать и утвердить мероприятия по выполнению Комплексной программы создания и сохранение рабочих мест. Выделение средств на ее организационно-методическое обеспече­ние начиная с 1997 г. возлагается на Министерство финансов РФ.

Разработка программы создания и сохранения рабочих мест тре­бует решения ряда правовых вопросов, повышающих заинтересован­ность предпринимателей в расширении рабочих мест. В частности, не­обходимо внести изменения в налоговое законодательство, провести корректировку законодательства об инвестиционной деятельности, разработать закон о предоставлении государственных гарантий под обеспечение кредитов банкам и другим финансовым структурам при

34*



Раздел б

финансировании создания рабочих мест; предусмотреть правовые ос­нования для предоставления льгот предприятиям, осуществляющим со­здание новых рабочих мест. Необходимо ускорить принятие основ пра­вового регулирования, стимулирования и страхования прямых зару­бежных инвестиций в российскую экономику, обеспечивающих созда­ние рабочих мест для российских граждан.

Предстоит дополнить федеральные и региональные целевые про­граммы экономического и социального развития разделами, предус­матривающими меры по созданию и сохранению рабочих мест в отрас­левом и региональном разрезах, составить перечни городов и населен­ных пунктов с моноэкономической структурой, нуждающихся в при­оритетном порядке принятия мер по улучшению ситуации ца рынке труда, разработать отраслевые и региональные программы создания и сохранения рабочих мест на 1997—2000 гг.

Назрела необходимость решения вопросов: о специальном внебюд­жетном фонде государственного инвестирования создания рабочих мест, об уточнении источников его формирования и порядка расходо­вания; об организации привлечения частных и зарубежных инвести­ций к реализации проектов, связанных с созданием и сохранением ра­бочих мест; об отработке порядка предоставления гарантий под обес­печение банковских кредитов на реализацию проектов по созданию рабочих мест.

Федеральная, региональные и отраслевые программы создания и сохранения рабочих мест должны включать систему мер по сохране­нию и адаптации кадров к изменению структуры и качества рабочих мест, регулированию рынка профессий для повышения конкурентос­пособности отечественной рабочей силы, предотвращения роста'струк-турной безработицы, развитию территориальной мобильности в ин­тересах поддержания социального согласия в обществе. Меры по адап­тации рабочих, служащих, специалистов к изменению структуры и качества рабочих мест, требований по их обслуживанию (включая под­готовку и переподготовку персонала) должны включаться в планы со­циального развития предприятий, территорий, коллективные догово­ры и соглашения.

Разработка программ создания рабочих мест должна основываться на четкой системе информационного обеспечения. Для ее формирова­ния предстоит усовершенствовать статистический учет движения ра­бочих мест на предприятиях всех форм собственности, включая малые, сформировать информационную базу для определения приоритетов развития и сохранения рабочих мест на базе данных мониторинга со-


 

Обеспечепие занятости населения

циально-трудовой сферы. Органической частью Федеральной програм­мы создания и сохранения рабочих мест должен стать блок организа­ции общественных работ.

♦ Развитие системы общественных работ. Важным средством осу­ществления занятости, предотвращения массовой безработицы, особен­но в районах с критической ситуацией на рынке труда', могли бы стать общественные работы. Их развитие необходимо в интересах трудоус­тройства и поддержания жизненного уровня тех граждан, которые утратили право на получение пособия по безработице и не нашли по­стоянной работы, чтобы сохранить у них навыки к труду и трудовую мотивацию.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, следует перво­начально сосредоточить усилия на развитии трудоемких видов работ временного характера, не требующих значительных объёмов капита­ловложений и специальной профессиональной подготовки, дающих результат в короткие сроки и имеющих социально полезную направ­ленность. К работам такого рода могут быть отнесены любые общес­твенно полезные трудоемкие работы, которые местные органы власти могут организовать за счет собственных средств (ремонт дорог, улиц, тротуаров, водопроводно-канализационных систем, общественных сооружений, уборка общественного транспорта, восстановление ок­ружающей среды и поддержание состояния парков, озеленение горо­дов и т.п.).

Общественные работы могли бы способствовать реализации го­сударственных программ помощи кризисным регионам и обеспечению занятости работников крупных предприятий в период их санации. За­нятые 'на общественных работах должны иметь гарантии преимущес­твенного права' на обеспечение их подходящей работой'й на перепод­готовку при оживлении производства.

Непопулярность общественных работ — во многом результат не­достатков их организации и ориентации на неквалифицированные виды. В настоящее время через службу занятости ежемесячно направ­ляется на общественные работы не более 6—7% зарегистрированных безработных. Затраты на организацию общественных работ в 1995 г. составляли всего 4,1% общих расходов Государственного фонда заня­тости. Между тем опыт развитых стран свидетельствует о возм'бжноЙи распространения статуса общественных работ на многие вида Квали­фицированного труда: научно-исследовательские разработки, эколо­гию, восстановление памятников старины, расширение сети библио­тек, социальные услуги населению, организацию досуга престарелых, социальное консультирование и бытовую помощь на дому престаре-



Раздел б

лым, работу с молодежью и др. Целесообразно разработать в ближай­шее время каталог общественных работ с учетом региональной специ­фики и экономической ситуации, существенно расширить их перечень. Практику использования общественных работ с условием времен­ной занятости следует дополнить их применением для организации постоянной занятости, придающей им более высокий статус и привле­кательность. Для этого в регионах могли бы создаваться специальные муниципальные службы для проведения подготовительных работ по оздоровлению убыточных предприятий и передаче их эффективным собственникам с использованием в этот период бывших работников на началах общественных работ с последующим сохранением на этих про­изводствах. Критериями отбора объектов для муниципальных служб должны быть: значимость убыточных предприятий для национальной безопасности и поддержания нормального функционирования основ­ных сфер жизнедеятельности; потенциальная конкурентоспособность продукции, степень влияния данного производства на прогрессивные структурные сдвиги и уровень сопряженности с другими производства­ми; выпуск продукции, пользующейся спросом. При этом должны учи­тываться уровень неполной занятости в регионе и отрасли, необходи­мость поддержки наименее капиталоемких производств для решения проблем занятости.

Организацию и финансирование общественных работ целесооб­разно вывести за рамки деятельности ФСЗ, придать им новый статус и создать специальный фонд для их финансирования, начать разработку Федеральной программы их реализации. Особенно актуальна разра­ботка программ организации общественных работ для депрессивных регионов, где прекращается производство на многих предприятиях, в том числе градообразующих. Ориентация общественных работ на со­здание производственной и социальной инфраструктуры позволит ожи­вить региональное хозяйство, сделать его привлекательным для час­тного отечественного капитала и зарубежных инвесторов.

Решение перечисленных проблем вызвано необходимостью изме­нения сложившейся практики государственной поддержки безработных преимущественно через выплату пособий. Такая политика содержит угрозу разрушения трудового потенциала и психического здоровья нации при расширении масштабов безработицы и увеличении ее про­должительности, деградации части населения. Ее альтернативой может и должно стать расширение и улучшение организации общественных работ.

Чтобы не нарушать прав населения на свободу выбора при поте­ре работы, необходимо создать дополнительную систему доброволь-


 

Обеспечение занятости населения

ного страхования риска безработицы. Право на получение, размеры и длительность выплаты таких пособий, очевидно, должны зависеть от величины страховых взносов, регулярности и продолжительности их поступления в фонд личного страхования.

■♦■ Совершенствование организации делового образования. Эффек­тивность занятости при переходе к рыночной системе хозяйства во мно­гом будет зависеть от развития предпринимательской и деловой актив­ности населения. Это предполагает глубокое реформирование сложив­шейся в прежние годы государственной системы управленческого об­разования и повышения квалификации управленческих кадров; орга­низацию и расширение делового образования, осуществляемого на ком­мерческой основе разнообразными специализированными учебными заведениями с учетом различий в составе предпринимателей, задач и функций различных их групп.

Потребность предприятий разных форм собственности в подго­товке и переподготовке управленческого персонала оценивается в 1,2 — 1,7 млн человек. В подготовке и переподготовке нуждаются от 30 до 45 тыс. работников высшего управленческого персонала, от 330 до 450 тыс. работников среднего звена и 600—800 тыс. человек низшего звена. При этом 47% предприятий испытывают дефицит в управлен­цах-менеджерах, 80% — в специалистах по маркетингу. Спрос на биз­нес-образование удовлетворяется всего на 4—5%. Потребности эконо­мики в подготовке граждан к занятию малым бизнесом в масштабах, обеспечивающих существенные структурные изменения, смягчение со­циальных последствий кризисного спада производства и сдерживание роста безработицы, оцениваются в 2,5—3,5 млн человек, а для созда­ния реальной конкурентной среды в России — не менее 4—4,5 млн субъ­ектов малого предпринимательства.

Объемы делового образования в государственных учебных струк­турах существенно отстают от потребностей практики и темпов фор­мирования негосударственного сектора экономики. В системе государ­ственного образования сложились престижные учебные центры, осуществляющие подготовку и повышение квалификации высшего эше­лона управленческих кадров с учетом российской специфики форми­рования рыночной экономики, обеспечивающие высокое качество обу­чения (при госакадемиях и крупных вузах экономического профиля). В то же время развивается практика обучения основам предпринима­тельства в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также при подготовке по краткосрочным целевым программам желающих начать собственное



Раздел 6

дело по направлениям служб занятости. Такое обучение нередко имеет
формальный, поверхностный характер, не дает необходимых навыков
начинающему предпринимателю или менеджеру. . i

Традиционные формы бесплатного специального образования дополняются разнообразными формами коммерческих услуг на базе частных, акционерных и государственных структур по подготовке и повышению квалификации предпринимательских и управленческих кадров, обучению всех желающих основам рыночных профессий; В ре­зультате вне государственного регулирования оказалась значительная часть бизнес-образования и подготовки предпринимателей для сферы малого бизнеса.

К существенным недостаткам системы коммерческого обучения относятся отсутствие единых образовательных стандартов и требова­ний к выпуску специалистов одного профиля, слабый контроль за со­ответствием качества их подготовки сертификации требований к обу­чению в конкретной области, высокая стоимость предоставляемых услуг, что ограничивает спрос на них и сдерживает процесс формиро­вания кадров для рыночной экономики.

Неотложность развития деловой активности людей, сориентиро­ванных на частное предпринимательство, формирование нового поко­ления менеджеров порождают необходимость перестройки всей обра­зовательной системы и включения в ее состав делового образования. Оно должно рассматриваться как совокупность процессов обучения на разных этапах жизнедеятельности, реализуемых в сети государствен­ных и негосударственных образовательных учреждений, начиная с об­щеобразовательной и профессиональной школы, с возможностью пос­ледующего перехода на более высокий уровень обучения. Исходными требованиями развития делового образования должны быть: '

♦ обеспечение непрерывности делового обучения, его ступенчатос­ти и преемственности;

♦ учет региональных особенностей при организации подготовки предпринимательских кадров;

♦ контроль за качеством делового образования через выдачу серти­фикатов выпускникам всех учебных структур на право работы по оп­ределенной профессии,специальности;

♦ проведение мониторинга развития делового образования;

♦ изучение и распространение положительного опыта организации делового образования и подготовки предпринимателей, накопленного в России за годы реформ.

В интересах развития делового образования и ускорения форми­рования предпринимателей на государственном уровне должны быть


 

Обеспечение занятости населения

решены такие важнейшие задачи, как разработка комплексной феде­ральной программы развития делового образования в РФ; отладка механизма сбора финансовых ресурсов на ее реализацию за счет феде­рального бюджета и дополнительных средств предприятий и органи­зации; создание нормативно-правовой базы для делового образования-внедрение государственных стандартов, норм и нормативов финансо­вого материально-технического и иного обеспечения системы делово-го образования всех уровней.

Необходимы отработка методик учебных/технологий и курсов разной степени сложности; ускорение разработки и издания программ и литературы по экономическим, правовым, управленческим дисцип линам; обеспечение сертификации качества учебных заведений в сис­теме бизнес-образования и подготовки управленческих кадров. Класси­фикатор направлении и специальностей высшего профессионального об­разования должен быть дополнен специальностью «предприниматель»-необходимы разработка базового учебного плана по данной специ-' альности перечня объектов и видов профессиональной деятельности

Особое внимание следует уделить развитию таких эффективных форм делового образования, как дистанционное обучение! создание учебно-деловых, бизнес-инкубаторов подготовки предпри-

Нимателей

Контрольные вопросы

1. Раскройте особенности основных этапов эволюции послевоенной политики занятости развитых стран.

2. Каковы отличительные Признаки активной и пассив­ной политики на рынке труда?

3. Какова специфика механизма регулирования процес­сов занятости в переходной российской экономике? ,

4. Каковы роль и функции малого бизнеса и обществен­ных работ в обеспечении занятости?

ЛИТЕРАТУРА

Павленков В,А. Рынок труда. М.: Изд-во страх, общества АИКИЛ, 1992. Российский рынок труда / Под ред. д.э.н. И.С. Массовой. М.: Изд-во ИЭ РАН,

Рынок труд.1в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред
К.И. Микульского. М.: Наука 1995 ^зд


538

Раздел 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.