Правовой статус и роль соглашений, заключаемых на разных уровнях
Принятая в России система коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда включает в себя заключение генеральных, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в первичном звене. При этом важное значение имеет определение правового статуса элементов многоуровневой системы соглашений в условиях переходной экономики. Генеральное соглашение — инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики в предстоящий период и их совместные действия по ее реализации. Генеральные соглашения заключаются на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации. Коллективно-договорное регулирование заработной платы_______ 509 Федеральное соглашение является трехсторонним и заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут быть соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей или уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Генеральные соглашения должны включать, как правило, общие установки социально-экономической политики данного периода и охватывать совокупные интересы работников и работодателей. В них предусматриваются положения: о принципах регулирования трудовых отношений, в том числе в сфере развития рынка труда и занятости населения, в области оплаты труда наемных работников, Доходов и уровня жизни населения, социальной зашиты населения, социального обеспечения, условий, охраны труда и социального страхования. Отраслевые соглашения определяют согласованные позиции сторон по основным принципам социально-экономической политики в отрасли, совместные действия участников соглашений по их реализации. Участниками отраслевых соглашений являются, как правило, три стороны. На федеральном уровне — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения-работодателей или иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации—соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей или иные уполномоченные работодателями представительные органы, органы по труду субъекта Российской Федерации. Соглашения, заключаемые на уровне отраслей, ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-экономических проблем, зафиксированных в генеральном соглашении. Территориальные соглашения заключаются между представительными органами наемных работников (как правило, территориальными советами профсоюзов), объединениями работодателей или иными уполномоченными работодателями представительными органами, Раздел 6 Коллективно-договорное регулирование заработной платы
территориальными органами исполнительной власти или местного самоуправления. Работодатели и работники предприятий и организаций, расположенных в конкретном регионе, исходят в процессе переговоров об условиях труда и других аспектах социальной политики из экономических условий производства на данной территории и адекватных им трудовых соглашений. Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, территориальные соглашения относятся к важнейшим инструментам социального партнерства. Их значение определяется тем, что они являются первой ступенью децентрализованного регулирования трудовых отношений. Коллективный договор как правовой акт, инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений между работниками организации и работодателями призван определять согласованные позиции сторон по решению важнейших вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования и других аспектов жизни коллектива. Он должен определить также обязательства и ответственность сторон за выполнение основных его положений. Колдоговор является двусторонним соглашением и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и работодателем (администрацией). Он, как правило, дополняет и развивает нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизирует их. При этом во внимание принимаются также финансовое положение предприятий и организаций и особенности положения в социально-трудовой сфере коллектива. Таким образом, четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на государственном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий. Взаимосвязь соглашений по уровням должна означать не только их увязку по предмету договора, но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной промежуток времени, должно опережать кампанию договорного регулирования на других уровнях. Вопрос согласования сроков заключения соглашений, как показывает практика, важен прежде всего с точки зрения создания преемственной взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений. Одновременно необходимо урегулирование вопроса форм ответ-ственности, законодательного ее закрепления в принимаемых нормативных актах. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижают качество социального партнерства на всех уровнях. Все названные теоретико-методические подходы к развитию системы заключения коллективных соглашений и договоров, к сожалению, в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актах1 до конца не решены, что в определенной мере отражается на реальной практике коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. К числу требующих уточнения проблем относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллективных договоров на предприятиях негосударственных форм собственности, обязанности предпринимателей всех уровней вести переговоры по регулированию трудовых отношений, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении формирования системы социального партнерства. Продолжает остро стоять вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополнения к действующим законам, разграничивающие функции и полномочия сторон переговоров на каждом их уровне без ущемления прав каждой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования трудовых отношений на различных уровнях. Механизм договорного регулирования действует в современной России далеко не в полную силу в связи с несформировавшимися до конца представительными органами работодателей и наемных работников, отсутствием нормативной регламентации функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные Институтом труда Минтруда России, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы — воспроизводственной, и стимулирующей. 1 Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», принятый в марте 1992 г., а затем уточненный и дополненный в ноябре 1996 г., Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (принят Государственной Думой в декабре 1995 г.), а также Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации в декабре 1994 г. Раздел б Между тем различия в оплате труда по категориям работников, территориям и отраслям должны складываться под влиянием совокупности взаимоувязанных факторов: различия в сложности труда, обусловленные неоднородностью технического базиса производства и сложностью объектов приложения труда; различия в природно-климатических и производственных условиях различия в результативности труда отдельных работников и эффективности работы коллективов в целом, в увязке с.оценкой степени взаимодействия технических, организационных и пфофесси-онально-квалйфикационных факторов; различия в значимости сфер приложения труда для развития эко Анализ показывает, что складывающаяся дифференциация в оплате труда далеко не всегда учитывает действие этих факторов. 6.3.2. Генеральное соглашение: содержание и направленность По характеру обязательств, предусмотренных «Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительствам Российской Федерации на 1996—1997 годы» — это скорее план мероприятий, соглашение о намерениях правительства, работодателей и профсоюзов по разработке проектов законов и других нормативных актов, а также об организационных мерах по реализации этих намерений. В частности, в области оплаты труда наемных работников, доходов и уровня жизни населения предусмотрено: ♦ внести и рассмотреть предложения по регулированию доходов и расходов населения на среднесрочный период. Приступить к поэтапному восстановлению покупательной способности заработной платы; ♦ разработать до 1 января 1997 г. систему минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения; ♦ подготовить проект законодательного акта о первоочередности выплаты заработной платы перед другими платежами; ♦ уточнить методику определения структуры и стоимостной величины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения; ♦ разработать и осуществить комплекс мер по приближению в 1996—1997 гг. тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки и
Коллективно-договорное регулирование заработной платы минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста; ♦ рекомендовать применять тарифные ставки Единой тарифной сетки в качестве гарантируемых минимальных размеров оплаты труда соответствующей квалификационной сложности для работников сквозных профессий внебюджетной сферы; ♦ разработать во II квартале 1996 г. меры государственного воздействия на ограничение уровня дифференциации доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения; ♦ рекомендовать предусматривать в проектах федерального бюджета и бюджетах всех уровней средства на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85% средней заработной платы в промышленности; ♦ продолжить работу по совершенствованию Единой тарифной сетки с учетом сложности труда, квалификации работников и подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации. Бесспорно, предлагаемые меры должны способствовать решению отдельных задач в области оплаты труда и доходов населения, однако нельзя не отметить, что Генеральное соглашение на 1996—1997 гг., как и все предыдущие, заключавшиеся с 1993 г., не содержит конкретных договоренностей по уровням оплаты, их дифференциации и другим вопросам оплаты труда. Закономерен и итог современного партнерства: практическое отсутствие каких-либо ссылок на генеральное соглашение в соглашениях, заключенных на отраслевом и региональном уровнях. Вместе с тем генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации могло бы содержать следующие основные взаимосогласованные стандарты в области регулирования оплаты труда: размер минимальной оплаты труда в процентах к величине стои соотношения в оплате труда по квалификационно-должностным группам в виде их набора, например квалифицированного и неквалифицированного рабочего, квалифицированного рабочего и мастера, квалифицированного рабочего и специалиста инженерного (экономического) профиля, руководителя подразделения и специалиста и т.п.; возможно предусмотреть эти соотношения и в виде Единой тарифной сетки по всем отраслям народного хозяйства; Курс... Раздел 6 Коллективно-договорное регулирование заработной платы
диапазон тарифных разрядов рабочих и разрядов оплаты руководителей и специалистов для отдельных групп отраслей; перечень сквозных профессий и должностей, требующих единых условий оплаты независимо от отраслевой принадлежности; порядок пересмотра минимального размера оплаты труда, исходя из динамики потребительских цен на товары и услуги, изменения в уровне производительности труда и рассмотрения предложений по этому вопросу в законодательных органах Российской Федерации. Важное место в Генеральном соглашении призвано занимать обеспечение контроля за его выполнением и ответственность сторон. В Генеральном соглашении на 1996—1997 гг. предусмотрено, что контроль за ходом его выполнения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» и Положением о российской трехсторонней комиссии, однако каких-либо детальных процедур контроля и ответственности за его выполнением в соглашении не содержится. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|