Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовой статус и роль соглашений, заключаемых на разных уровнях



Принятая в России система коллективно-договорного регулиро­вания отношений в сфере труда включает в себя заключение генераль­ных, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных дого­воров в первичном звене. При этом важное значение имеет определе­ние правового статуса элементов многоуровневой системы соглашений в условиях переходной экономики.

Генеральное соглашение — инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-эко­номической политики в предстоящий период и их совместные действия по ее реализации.

Генеральные соглашения заключаются на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации и административ­но-территориальных образований в составе субъектов Российской Фе­дерации.


Коллективно-договорное регулирование заработной платы_______ 509

Федеральное соглашение является трехсторонним и заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийски­ми объединениями работодателей и Правительством Российской Фе­дерации.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Феде­рации участниками соглашений могут быть соответствующие профсо­юзы и их объединения; объединения работодателей или уполномочен­ные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Генеральные соглашения должны включать, как правило, общие установки социально-экономической политики данного периода и ох­ватывать совокупные интересы работников и работодателей. В них предусматриваются положения: о принципах регулирования трудовых отношений, в том числе в сфере развития рынка труда и занятости на­селения, в области оплаты труда наемных работников, Доходов и уров­ня жизни населения, социальной зашиты населения, социального обес­печения, условий, охраны труда и социального страхования.

Отраслевые соглашения определяют согласованные позиции сто­рон по основным принципам социально-экономической политики в отрасли, совместные действия участников соглашений по их реализа­ции.

Участниками отраслевых соглашений являются, как правило, три стороны. На федеральном уровне — соответствующие общероссийс­кие профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения-рабо­тодателей или иные уполномоченные работодателями представитель­ные органы, Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации и админис­тративно-территориальных образований в составе субъектов Российс­кой Федерации—соответствующие профсоюзы и их объединения; объ­единения работодателей или иные уполномоченные работодателями представительные органы, органы по труду субъекта Российской Фе­дерации.

Соглашения, заключаемые на уровне отраслей, ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-эко­номических проблем, зафиксированных в генеральном соглашении.

Территориальные соглашения заключаются между представитель­ными органами наемных работников (как правило, территориальны­ми советами профсоюзов), объединениями работодателей или иными уполномоченными работодателями представительными органами,



Раздел 6


Коллективно-договорное регулирование заработной платы



 


территориальными органами исполнительной власти или местного са­моуправления.

Работодатели и работники предприятий и организаций, располо­женных в конкретном регионе, исходят в процессе переговоров об условиях труда и других аспектах социальной политики из экономи­ческих условий производства на данной территории и адекватных им трудовых соглашений.

Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, территориальные соглашения относятся к важнейшим инструментам социального партнерства. Их значение определяется тем, что они явля­ются первой ступенью децентрализованного регулирования трудовых отношений.

Коллективный договор как правовой акт, инструмент коллектив­но-договорного регулирования трудовых отношений между работни­ками организации и работодателями призван определять согласован­ные позиции сторон по решению важнейших вопросов условий и опла­ты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспече­ния и страхования и других аспектов жизни коллектива. Он должен определить также обязательства и ответственность сторон за выполне­ние основных его положений.

Колдоговор является двусторонним соглашением и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и работодателем (администрацией). Он, как правило, до­полняет и развивает нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизирует их. При этом во внима­ние принимаются также финансовое положение предприятий и орга­низаций и особенности положения в социально-трудовой сфере кол­лектива.

Таким образом, четкое распределение функций и определение кру­га проблем, решаемых на государственном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях должны обеспечивать со­гласованные действия звеньев единой системы договорного регулиро­вания трудовых отношений без дублирования и противоречий.

Взаимосвязь соглашений по уровням должна означать не только их увязку по предмету договора, но и по срокам, периодичности и пос­ледовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяю­щее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной промежуток времени, должно опережать кампанию до­говорного регулирования на других уровнях. Вопрос согласования сро­ков заключения соглашений, как показывает практика, важен прежде


всего с точки зрения создания преемственной взаимосвязи принимае­мых на разных уровнях социального партнерства решений.

Одновременно необходимо урегулирование вопроса форм ответ-ственности, законодательного ее закрепления в принимаемых норма­тивных актах. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сто­рон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижают качество социального партнерства на всех уровнях.

Все названные теоретико-методические подходы к развитию сис­темы заключения коллективных соглашений и договоров, к сожалению, в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актах1 до конца не решены, что в определенной мере отражается на реальной практике коллективно-договорного регулирования трудовых отноше­ний.

К числу требующих уточнения проблем относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллективных договоров на предприятиях негосударствен­ных форм собственности, обязанности предпринимателей всех уровней вести переговоры по регулированию трудовых отношений, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении формиро­вания системы социального партнерства. Продолжает остро стоять вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополне­ния к действующим законам, разграничивающие функции и полномо­чия сторон переговоров на каждом их уровне без ущемления прав каж­дой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования тру­довых отношений на различных уровнях.

Механизм договорного регулирования действует в современной России далеко не в полную силу в связи с несформировавшимися до конца представительными органами работодателей и наемных работ­ников, отсутствием нормативной регламентации функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные Институтом труда Минтруда России, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы — воспроизводственной, и сти­мулирующей.

1 Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», при­нятый в марте 1992 г., а затем уточненный и дополненный в ноябре 1996 г., Феде­ральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (принят Государственной Думой в декабре 1995 г.), а также Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвер­жденное постановлением Правительства Российской Федерации в декабре 1994 г.


     
   
 
 

Раздел б

Между тем различия в оплате труда по категориям работников, территориям и отраслям должны складываться под влиянием совокуп­ности взаимоувязанных факторов: различия в сложности труда, обусловленные неоднородностью технического базиса производства и сложностью объектов при­ложения труда;

различия в природно-климатических и производственных условиях
труда, оказывающих влияние на условия воспроизводства рабо­
чей силы и на обеспеченность соответствующих сфер приложения
труда рабочей силой (спрос и предложение рабочей силы);

различия в результативности труда отдельных работников и эф­фективности работы коллективов в целом, в увязке с.оценкой сте­пени взаимодействия технических, организационных и пфофесси-онально-квалйфикационных факторов;

различия в значимости сфер приложения труда для развития эко­
номики в целом.

Анализ показывает, что складывающаяся дифференциация в оп­лате труда далеко не всегда учитывает действие этих факторов. 6.3.2. Генеральное соглашение: содержание и направленность

По характеру обязательств, предусмотренных «Генеральным со­глашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, об­щероссийскими объединениями работодателей и Правительствам Рос­сийской Федерации на 1996—1997 годы» — это скорее план мероприя­тий, соглашение о намерениях правительства, работодателей и проф­союзов по разработке проектов законов и других нормативных актов, а также об организационных мерах по реализации этих намерений.

В частности, в области оплаты труда наемных работников, дохо­дов и уровня жизни населения предусмотрено:

♦ внести и рассмотреть предложения по регулированию доходов и расходов населения на среднесрочный период. Приступить к поэтап­ному восстановлению покупательной способности заработной платы;

♦ разработать до 1 января 1997 г. систему минимальных государ­ственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения;

♦ подготовить проект законодательного акта о первоочередности выплаты заработной платы перед другими платежами;

♦ уточнить методику определения структуры и стоимостной вели­чины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения;

♦ разработать и осуществить комплекс мер по приближению в 1996—1997 гг. тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки и


 

Коллективно-договорное регулирование заработной платы

минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного мини­мума для граждан трудоспособного возраста;

♦ рекомендовать применять тарифные ставки Единой тарифной сет­ки в качестве гарантируемых минимальных размеров оплаты труда соответствующей квалификационной сложности для работников сквоз­ных профессий внебюджетной сферы;

♦ разработать во II квартале 1996 г. меры государственного воздей­ствия на ограничение уровня дифференциации доходов наиболее и наи­менее обеспеченных групп населения;

♦ рекомендовать предусматривать в проектах федерального бюдже­та и бюджетах всех уровней средства на оплату труда работников бюд­жетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85% средней заработной платы в промышленности;

♦ продолжить работу по совершенствованию Единой тарифной сет­ки с учетом сложности труда, квалификации работников и подгото­вить проект постановления Правительства Российской Федерации.

Бесспорно, предлагаемые меры должны способствовать решению отдельных задач в области оплаты труда и доходов населения, однако нельзя не отметить, что Генеральное соглашение на 1996—1997 гг., как и все предыдущие, заключавшиеся с 1993 г., не содержит конкретных договоренностей по уровням оплаты, их дифференциации и другим вопросам оплаты труда. Закономерен и итог современного партнер­ства: практическое отсутствие каких-либо ссылок на генеральное со­глашение в соглашениях, заключенных на отраслевом и региональном уровнях.

Вместе с тем генеральное соглашение между общероссийскими объ­единениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работода­телей и Правительством Российской Федерации могло бы содержать следующие основные взаимосогласованные стандарты в области регу­лирования оплаты труда:

размер минимальной оплаты труда в процентах к величине стои­
мости минимальной потребительской корзины (с периодическим
нарастанием за двухлетний период) с целью их постепенного сбли­
жения;

соотношения в оплате труда по квалификационно-должностным группам в виде их набора, например квалифицированного и не­квалифицированного рабочего, квалифицированного рабочего и мастера, квалифицированного рабочего и специалиста инженер­ного (экономического) профиля, руководителя подразделения и специалиста и т.п.; возможно предусмотреть эти соотношения и в виде Единой тарифной сетки по всем отраслям народного хозяй­ства;


Курс...



Раздел 6


Коллективно-договорное регулирование заработной платы



 


диапазон тарифных разрядов рабочих и разрядов оплаты руково­дителей и специалистов для отдельных групп отраслей;

перечень сквозных профессий и должностей, требующих единых условий оплаты независимо от отраслевой принадлежности;

порядок пересмотра минимального размера оплаты труда, исхо­дя из динамики потребительских цен на товары и услуги, измене­ния в уровне производительности труда и рассмотрения предло­жений по этому вопросу в законодательных органах Российской Федерации.

Важное место в Генеральном соглашении призвано занимать обес­печение контроля за его выполнением и ответственность сторон. В Ге­неральном соглашении на 1996—1997 гг. предусмотрено, что контроль за ходом его выполнения осуществляется в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» и Положением о российской трехсторонней комиссии, однако каких-либо детальных процедур контроля и ответственности за его выполнением в соглашении не содержится.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.