Коллективные договоры предприятий, учреждений, организаций
Формирование величины заработной платы осуществляется с ориентацией на соответствие ее прожиточному минимуму и обеспечение потребления на уровне минимального потребительского бюджета, а дифференциация в оплате по профессионально-должностным (квалификационным) группам работников — на различия в сложности, интенсивности и результативности труда. Соблюдение этих принципов должно составлять основу коллективно-договорного регулирования заработной платы в первичном производственном звене. В соответствии со статьей 77 Кодекса законов о труде Российской Федерации «оплата труда каждого работника зависит от личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается». Предоставление партнерам на рынке труда самостоятельности в устанавлении размера оплаты — одно из объективных требований рыночной экономики. Персонифицированный учет квалификации работников, уровня их профессиональной подготовки и результативности труда, отношения к выполнению порученной работы создает более действенные мотивационные механизмы высокопроизводительного труда, призван обеспечивать стимулирующее воздействие организации заработной платы на работника. Все это целесообразно принимать за основу при разработке и заключении коллективных договоров на предприятиях. Колдоговор предприятия в части регулирования оплаты труда должен предусматривать: конкретные размеры тарифных ставок и окладов, включая минимальный размер оплаты, с учетом отраслевых и территориальных соглашений (минимальная тарифная ставка, дифференциация ставок по сложности, условиям труда, формам оплаты, значимости той или иной профессиональной группы в производственном процессе и т.п.); размеры гарантийных и компенсационных выплат (работа в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное время, при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника и др.); условия получения и размеры стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий, вознаграждений); Коллективно-договорное регулирование заработной платы____________ 519 круг работников, которым условия оплаты устанавливаются индивидуально; сроки выплаты заработной платы и размеры штрафов, налагаемых на работодателей за задержку заработной платы. Вопрос о минимальной оплате рассматривается в колдоговорах как исходная позиция сторон при определении нижней границы заработной платы. В договорах предприятий на 1995—1996 гг. уровень этих гарантий в большинстве случаев не связан с минимальными гарантиями, предусмотренными в территориальных и отраслевых соглашениях. Всего 20% из числа обследованных предприятий предусматривают в коллективном договоре отраслевой минимум. В коллективных договорах ряда предприятий допускается снижение гарантий оплаты труда работников различных профессионально-квалификационных групп. Вне договорного регулирования остается во многих случаях оплата труда руководителей функциональных и структурных подразделений. Оплата их труда нередко не Является предметом договора и решается непосредственно администрацией или руководителем предприятия в одностороннем порядке при заключении индивидуального трудового договора (контракта). Самостоятельно разрабатывая все условия оплаты, заявляя подчас в коллективном договоре о более высоких, чем в отраслевом или территориальном соглашениях, уровнях оплаты, компенсационных выплат и льгот, предприятия в то же время не берут на себя ответственность за исполнение условий коллективного договора. При отсутствии финансовых средств все ранее установленные повышенные нормы оплаты и льготы сводятся к уровню минимальной оплаты. Heгарантиро-ванность норм и условий коллективного договора снижает уровень достигнутых договоренностей и заинтересованность в договоре как нормативном акте. Обследование, проведенное в 1995 г. в ряде регионов, выявило, что коллективный договор не заключило ни одно предприятие, относящееся к кооперативной и частной формам собственности, а также более половины закрытых акционерных обществ (61,1%). Что касается бюджетных организаций, то коллективно-договорные отношения существуют на 57,7% предприятий. А в среднем колдоговор не заключили 31,3% обследованных предприятий (из них 31,5%) — предприятия, имеющие профсоюзные организации). Наибольшее число колдоговоров заключили ОАО (86,6%)) и государственные предприятия (82,7%). Можно привести несколько причин этого. Одна из них связана с тем, что приватизация на первом этапе носила в основном формальный характер, и предприятия, сменившие 520__________________________________________ Раздел 6 форму собственности на этом этапе, мало чем отличаются от традиционных государственных предприятий, а потому по привычке продолжали заключать коллективные договоры, как и прежде. Не менее вероятна и другая причина. Дело в том, что госпредприятия в большей степени столкнулись со многими экономическими и финансовыми трудностями — остановками производства, задержками с выплатой зарплаты, вынужденными административными отпусками и т.д. Поэтому положение работников оказалось самым тяжелым именно здесь. Это в свою очередь могло послужить причиной большей активности как наемных работников, так и профсоюзов, их стремления оформить свои права в колдоговоре, с тем чтобы впоследствии добиваться их выполнения со стороны администрации. То, что значительная часть ЗАО, ООО и прочих частных предприятий не стремится к заключению колдоговоров, может быть связано либо с тем, что финансово-экономическое положение этих предприятий тяжелое, администрация не в состоянии обеспечить реальное выполнение колдоговоров, а профсоюзы на этом не настаивают, либо с тем, что их стабильное положение способствовало росту материального благополучия всех работников и нет потребности в оформлении каких-либо правовых отношений между профсоюзами и администрацией. Не исключено, что причина кроется в безразличии работников к заключению коллективных договоров вследствие незнания своих прав и неверия в возможности профсоюза отстаивать их интересы и противостоять работодателю. Опыт договорного регулирования свидетельствует, что коллективные договоры и соглашения как форма управления трудовыми отношениями могут быть полноценным инструментом социального партнерства, когда все его субъекты, включая государство, будут проявлять готовность следовать принципам равноправия'в переговорах, искать взаимоприемлемые решения. 1. Какие задачи решает коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений? 2. Какие взаимосогласованные стандарты в области регулирования оплаты труда целесообразно предусматривать в генеральном соглашении? 3. Какое место в регулировании оплаты труда занимают отраслевое и территориальное соглашения? 4. Какие основные вопросы в области оплаты труда призван отражать коллективный договор, заключаемый на предприятии?
Обеспечение занятости населении Ш ЛИТЕРАТУРА Коллективный договор на предприятии / Практические рекомендации и зарубежный опыт. М.: НИИ труда, 1995. НуртдшшваА.Ф., ОкршковЛ.А., Френкель Э.Б. Комментарий к законодательству о коллективном партнерстве. М.: Юрист, 1996. Регулирование трудовых отношений и социальное партнерство. Круглый стол «Реалисты». М.: Изд-во Клуб «Реалисты», 1995. Семичин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|