Здавалка
Главная | Обратная связь

Отраслевые и территориальные тарифные соглашения



Отраслевые соглашения как показывает практика, являются пра­вовым документом для разработки коллективных договоров на пред­приятиях или рекомендаций для тех предприятий, на которые они не распространяются. В отраслевых соглашениях, как правило, устанав­ливается уровень минимальной оплаты труда в отрасли — тарифная ставка рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда. В то же время дифференциация оплаты по квалификационным груп­пам и категориям работников не предусматривается. Этот вопрос, как правило, переносится с отраслевого уровня договоренностей на уро­вень предприятия.

С этим можно было бы согласиться, если бы одновременно с пре­доставлением прав самостоятельного решения предприятиям была ока­зана научно-методическая помощь в объективной оценке реально существующих различий в сложности выполняемых работ по ква­лификационным группам. Однако на практике этого не произошло, и каждое предприятие решает проблему по своему усмотрению, без ка­ких-либо ориентиров. В результате за последние три года в России сло­жилась излишне децентрализованная система регулирования оплаты труда на предприятиях. Увеличились различия в оплате по квалифика­ционным группам, но в еще большей степени возросли соотношения в оплате рабочих начальной квалификации и руководителей, которые достигают 1:20 и 1:30. Это совершенно неправомерно как по трудозат-ратным, так и по социальным критериям.


Вопрос о соотношениях в оплате труда, гарантиях оплаты отдель­ных профессионально-квалификационных групп является одним из са­мых сложных, вызывающих социальную напряженность. В связи с этим представляется необходимым соотношения в оплате труда по важней­шим профессиям, должностям предусматривать в отраслевом согла­шении в договорном порядке. По такому пути уже идут отдельные отрасли.

' Так, в 1995 г. отраслевым тарифным соглашением между российс­ким независимым профсоюзом работников угольной промышленнос-ти,|Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации наряду с установлением минимального размера месячной тарифной ставки 1-го разряда сро­ком на один квартал (который подлежал индексации в пределах средств, предусмотренных в Федеральном бюджете на государственную поддер­жку угольной промышленности) были в договорном порядке согласо­ваны конкретные минимальные размеры месячных тарифных ставок и должностных окладов работников, исходя из которых предполагалось определять размеры государственной поддержки на оплату труда по профессионально-квалификационным группам, видам деятельности и отдельным работам.

Отраслевым (тарифным) соглашением между Центральным Сове­том горно-металлургического профсоюза России, Комитетом Российс­кой Федерации по металлургии и Министерством труда Российской Федерации на 1995—1996 гг. установлена тарифная ставка рабочего 1-го квалификационного разряда, занятого на работах в основных це­хах металлургического производства, а также предусмотрено, что ми­нимальная заработная плата за полный месяц работы с учетом доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат не может быть мень­ше бюджета прожиточного минимума в регионе, подсчитываемого органами статистики, а при их отсутствии — работодателями по со­гласованной с профорганами методике. В случаях когда экономичес­кое положение отдельных предприятий не может обеспечить примене­ние минимальных ставок (окладов), предусмотренных соглашением, стороны, подписавшие коллективный договор, принимают решение о применении других размеров минимальных ставок, информируя об этом центральный совет профсоюза.

Соглашением предусмотрена норма дифференциации в оплате: минимальный оклад мастера устанавливается не менее чем на 20% выше месячной тарифной ставки подчиненного рабочего высшего квалифи­кационного разряда. Кроме того, установлен порядок определения тем­пов роста оплаты труда руководителей, специалистов, служащих и рабо-


зз*


 
 

Раздел 6

чих, а также роста тарифных ставок и окладов непромышленного персо­нала.

Анализ содержания положений, включенных в названные отрас­левые тарифные соглашения, позволяет сделать вывод, что в практике их заключения удалось добиться определенной унификации. В то .рее время представляется важным последовательно реализовать принцип установления при переговорах на уровне отраслей соотношений в оп­лате по основным профессионально-квалификационным группам работников. Необходимо также более четко оговаривать принципы оп­латы в связи с неблагоприятными условиями труда и в этой связи осо­бенности оплаты отдельных групп работников отрасли.

В России до сих пор не создан экономический и правовой меха­низм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Действующая сис­тема льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда не толь­ко не противостоит негативным тенденциям, но и сама их воспроизво­дит, ибо позволяет работодателям экономить на охране труда, созда­вать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своим здоровьем, а нередко и жизнью ради повышения своего дохода в целях достижения более высокого уровня жизни.

Для преодоления объективно складывающихся противоречий ин­тересов работников, работодателей и системы социальной защиты от профессиональных рисков, по мнению исследователей этой проблемы, необходим переход от системы доплат и надбавок за условия труда, включаемых в затраты на производство, к дифференциации размеров страховых взносов работодателей в зависимости от удельного веса ра­бочих мест с неблагоприятными условиями труда. В этом случае рабо­тодатели (страхователи) будут экономически заинтересованы в сниже­нии страховых рисков и связанных с ними выплат. >

Россия обладает относительно большой территорией, а отдельные ее регионы существенно различаются по природно-климатическим ус­ловиям, а также по отраслевой структуре хозяйства. Поэтому весьма значимым для Российской Федерации является регулирование трудо­вых отношений в рамках территорий (районов).

Практика разработки и заключения территориальных соглаше­ний получила в последние годы достаточно широкое развитие. Такие соглашения содержат согласованные между объединениями работода-г телей, профсоюзными объединениями и администрациями территорий социальные гарантии и взаимные обязательства сторон в социально-трудовой сфере.

Однако территориальные соглашения в части регулирования во­просов оплаты труда в большинстве остаются необязательными для


Коллективно-договорное регулирование заработной нпаты ___________ 517

работодателей и работников негосударственных предприятий. Они нередко ограничиваются обязательством администрации территории периодически рассчитывать минимальные потребительские бюджеты и рекомендацией для работодателей и работников использовать их при определении минимального, уровня оплаты труда при разработке кол­лективного договора на предприятии.

Вместе с тем можно отметить и положительные сдвиги в практике заключения территориальных Соглашений. В соглашениях'ряда регио­нов России на 1995 и 1996 гг. предусматриваются относительно развер­нутые меры регулирования оплаты труда. В территориальных согла­шениях, в частности, устанавливаются:

♦ коэффициенты соотношения в оплате труда (тарифных ставках 1-го разряда) работников различных отраслей (межотраслевые коэф­фициенты);

♦ дополнительные (местные) налоги, регулирующие средства на оп­лату труда, относительно установленной на территории определенной величины кратности минимальному потребительскому бюджету;

♦^распространение в обязательном (или рекомендательном) поряд­ке Единой тарифной сетки (ETC), установленной для работников бюд­жетных отраслей, в качестве минимальных гарантий при оплате труда работников различных квалификационных групп, занятых в предпри­нимательском секторе и др.

В крупных регионах страны — помимо общерегиональных согла­шений — в последние годы (1995—1996) заключаются территориаль­ные соглашения в городах и районах, причем это делается как на трех­сторонней (с участием органов территориального управления), так и на двусторонней основе, когда соглашений Подписывают представите­ли предпринимателей и профсоюзов:

Опыт показывает, что подходы к регулированию практики опла­ты труда в региональных (территориальных) соглашениях Нуждаются в определенной унификации. Институт труда в своих рекомендациях, адресованных территориальным объединениям профсоюзов, а также объединениям работодателей и органам исполнительной власти, счи­тает необходимым предусматривать в соглашениях:

♦ размер тарифной ставки 1-го разряда рабочих основной профес­сии базовой для региона отрасли;

♦ соотношения в оплате по ведущим профессиям отраслей; домини­рующих в регионе;

♦ условия оплаты труда по «сквозным» профессиям и должностям;

♦ размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, сти­мулирующие приток рабочей силы на данную территорию и «рацио­нальный» стаж работы в регионе;


518

Раздел 6

♦ порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста цен на потребительские товары на территории субъекта Российской Федерации и его административно-территориальных об­разований.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.