Отраслевые и территориальные тарифные соглашения
Отраслевые соглашения как показывает практика, являются правовым документом для разработки коллективных договоров на предприятиях или рекомендаций для тех предприятий, на которые они не распространяются. В отраслевых соглашениях, как правило, устанавливается уровень минимальной оплаты труда в отрасли — тарифная ставка рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда. В то же время дифференциация оплаты по квалификационным группам и категориям работников не предусматривается. Этот вопрос, как правило, переносится с отраслевого уровня договоренностей на уровень предприятия. С этим можно было бы согласиться, если бы одновременно с предоставлением прав самостоятельного решения предприятиям была оказана научно-методическая помощь в объективной оценке реально существующих различий в сложности выполняемых работ по квалификационным группам. Однако на практике этого не произошло, и каждое предприятие решает проблему по своему усмотрению, без каких-либо ориентиров. В результате за последние три года в России сложилась излишне децентрализованная система регулирования оплаты труда на предприятиях. Увеличились различия в оплате по квалификационным группам, но в еще большей степени возросли соотношения в оплате рабочих начальной квалификации и руководителей, которые достигают 1:20 и 1:30. Это совершенно неправомерно как по трудозат-ратным, так и по социальным критериям. Вопрос о соотношениях в оплате труда, гарантиях оплаты отдельных профессионально-квалификационных групп является одним из самых сложных, вызывающих социальную напряженность. В связи с этим представляется необходимым соотношения в оплате труда по важнейшим профессиям, должностям предусматривать в отраслевом соглашении в договорном порядке. По такому пути уже идут отдельные отрасли. ' Так, в 1995 г. отраслевым тарифным соглашением между российским независимым профсоюзом работников угольной промышленнос-ти,|Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации наряду с установлением минимального размера месячной тарифной ставки 1-го разряда сроком на один квартал (который подлежал индексации в пределах средств, предусмотренных в Федеральном бюджете на государственную поддержку угольной промышленности) были в договорном порядке согласованы конкретные минимальные размеры месячных тарифных ставок и должностных окладов работников, исходя из которых предполагалось определять размеры государственной поддержки на оплату труда по профессионально-квалификационным группам, видам деятельности и отдельным работам. Отраслевым (тарифным) соглашением между Центральным Советом горно-металлургического профсоюза России, Комитетом Российской Федерации по металлургии и Министерством труда Российской Федерации на 1995—1996 гг. установлена тарифная ставка рабочего 1-го квалификационного разряда, занятого на работах в основных цехах металлургического производства, а также предусмотрено, что минимальная заработная плата за полный месяц работы с учетом доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат не может быть меньше бюджета прожиточного минимума в регионе, подсчитываемого органами статистики, а при их отсутствии — работодателями по согласованной с профорганами методике. В случаях когда экономическое положение отдельных предприятий не может обеспечить применение минимальных ставок (окладов), предусмотренных соглашением, стороны, подписавшие коллективный договор, принимают решение о применении других размеров минимальных ставок, информируя об этом центральный совет профсоюза. Соглашением предусмотрена норма дифференциации в оплате: минимальный оклад мастера устанавливается не менее чем на 20% выше месячной тарифной ставки подчиненного рабочего высшего квалификационного разряда. Кроме того, установлен порядок определения темпов роста оплаты труда руководителей, специалистов, служащих и рабо- зз* Раздел 6 чих, а также роста тарифных ставок и окладов непромышленного персонала. Анализ содержания положений, включенных в названные отраслевые тарифные соглашения, позволяет сделать вывод, что в практике их заключения удалось добиться определенной унификации. В то .рее время представляется важным последовательно реализовать принцип установления при переговорах на уровне отраслей соотношений в оплате по основным профессионально-квалификационным группам работников. Необходимо также более четко оговаривать принципы оплаты в связи с неблагоприятными условиями труда и в этой связи особенности оплаты отдельных групп работников отрасли. В России до сих пор не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Действующая система льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда не только не противостоит негативным тенденциям, но и сама их воспроизводит, ибо позволяет работодателям экономить на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своим здоровьем, а нередко и жизнью ради повышения своего дохода в целях достижения более высокого уровня жизни. Для преодоления объективно складывающихся противоречий интересов работников, работодателей и системы социальной защиты от профессиональных рисков, по мнению исследователей этой проблемы, необходим переход от системы доплат и надбавок за условия труда, включаемых в затраты на производство, к дифференциации размеров страховых взносов работодателей в зависимости от удельного веса рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. В этом случае работодатели (страхователи) будут экономически заинтересованы в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. > Россия обладает относительно большой территорией, а отдельные ее регионы существенно различаются по природно-климатическим условиям, а также по отраслевой структуре хозяйства. Поэтому весьма значимым для Российской Федерации является регулирование трудовых отношений в рамках территорий (районов). Практика разработки и заключения территориальных соглашений получила в последние годы достаточно широкое развитие. Такие соглашения содержат согласованные между объединениями работода-г телей, профсоюзными объединениями и администрациями территорий социальные гарантии и взаимные обязательства сторон в социально-трудовой сфере. Однако территориальные соглашения в части регулирования вопросов оплаты труда в большинстве остаются необязательными для Коллективно-договорное регулирование заработной нпаты ___________ 517 работодателей и работников негосударственных предприятий. Они нередко ограничиваются обязательством администрации территории периодически рассчитывать минимальные потребительские бюджеты и рекомендацией для работодателей и работников использовать их при определении минимального, уровня оплаты труда при разработке коллективного договора на предприятии. Вместе с тем можно отметить и положительные сдвиги в практике заключения территориальных Соглашений. В соглашениях'ряда регионов России на 1995 и 1996 гг. предусматриваются относительно развернутые меры регулирования оплаты труда. В территориальных соглашениях, в частности, устанавливаются: ♦ коэффициенты соотношения в оплате труда (тарифных ставках 1-го разряда) работников различных отраслей (межотраслевые коэффициенты); ♦ дополнительные (местные) налоги, регулирующие средства на оплату труда, относительно установленной на территории определенной величины кратности минимальному потребительскому бюджету; ♦^распространение в обязательном (или рекомендательном) порядке Единой тарифной сетки (ETC), установленной для работников бюджетных отраслей, в качестве минимальных гарантий при оплате труда работников различных квалификационных групп, занятых в предпринимательском секторе и др. В крупных регионах страны — помимо общерегиональных соглашений — в последние годы (1995—1996) заключаются территориальные соглашения в городах и районах, причем это делается как на трехсторонней (с участием органов территориального управления), так и на двусторонней основе, когда соглашений Подписывают представители предпринимателей и профсоюзов: Опыт показывает, что подходы к регулированию практики оплаты труда в региональных (территориальных) соглашениях Нуждаются в определенной унификации. Институт труда в своих рекомендациях, адресованных территориальным объединениям профсоюзов, а также объединениям работодателей и органам исполнительной власти, считает необходимым предусматривать в соглашениях: ♦ размер тарифной ставки 1-го разряда рабочих основной профессии базовой для региона отрасли; ♦ соотношения в оплате по ведущим профессиям отраслей; доминирующих в регионе; ♦ условия оплаты труда по «сквозным» профессиям и должностям; ♦ размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и «рациональный» стаж работы в регионе; 518 Раздел 6 ♦ порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста цен на потребительские товары на территории субъекта Российской Федерации и его административно-территориальных образований. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|