Методы государственного регулирования
Одним из главных — если не самым главным — методом регулирующего воздействия государства на цену труда является определение в законодательном порядке минимального размера заработной платы. Она является для всех участников рынка труда стартовой ценой, базой, rfo которой оплачивается простой малоквалифицированный труд. Исходя из этой базы осуществляется дифференциация цены труда в зависимости от его качества — квалификации, сложности, интенсивности, условий труда. Величина минимальной заработной платы должна быть в принципе достаточной для обеспечения воспроизводства рабочей силы, т.е. работника и его иждивенцев. На уровень минимальной заработной платы ориентируется, как правило, и минимальный размер пенсий по старости и инвалидности, потере кормильца и др. Величина прожиточного минимума изменяется под воздействием динамики цен на потребительские товары и услуги, особенно резко в условиях значительной инфляции. Поэтому размеры минимальной заработной платы должны также следовать за изменениями'йНдек'са'цен. Динамика этих показателей в последние годы приведена втабл. 20.
Таблица 20 Изменения величины прожиточного минимума, минимальной заработной платы и пенсий' 502 Раздел б Данные табл. 20 показывают, что хотя вслед за ростом величины прожиточного минимума (в текущих ценах) возрастали и размеры минимальной заработной платы, но они значительно отставали. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума оставалась недопустимо большой, а минимальная заработная плата не обеспечивала существование работника. В 1995 г. она составляла лишь 16% величины прожиточного минимума и, конечно, не соответствовала даже наименьшим требованиям к ней. Поскольку на нее ориентировалась тарифная ставка 1-го рязряда единой тарифной сетки, а также отраслевых тарифных сеток, одновременно занижалась цена не только малоквалифицированного, но и высококвалифицированного труда. Лишь в конце 1996 г. Государственная Дума решила повысить минимальный размер заработной платы на 10 %, доведя ее величину до 83 490 р. в месяц, на что понадобится около 12 трлн р. Повышение минимального размера заработной платы, по крайней мере до величины прожиточного минимума, и значительный рост на этой основе цены труда в целом являются важнейшими, наиболее актуальными социально-экономическими задачами российской экономики. Однако одним махом, без создания для этого необходимых экономических условий решить эту задачу невозможно. В настоящее время даже заработную плату существующего уровня, чрезвычайно заниженного, государство не в состоянии своевременно выплачивать работникам бюджетной сферь!. Огромная задолженность по заработной плате существует на предприятиях многих отраслей промышленности. Решение этой задачи предполагает выход из затяжного кризиса, обеспечение роста национальной экономики и повышение ее эффективности. Но было бы неправильно откладывать процесс постепенного повышения цены труда до того времени, когда экономические условия позволят полностью решить эту проблему. В этом случае такой точки роста экономики вообще можно не достигнуть: низкая цена труда в рыночном хозяйстве, где стимулом производства является в основном прибыль, может стать непреодолимым препятствием на пути повышения производительности труда посредством внедрения новой техники и передовой технологии производства. Следовательно, эти задачи необходимо решать одновременно в определенной последовательности и приемлемыми темпами: Нужна продуманная экономическая программа мер по повышению цены труда с учетом роста национальной экономики, возможности использования на эти цели средств теневой экономики. Если раньше не менее половины национального дохода при крайне низкой заработной плате
Государственное регулирование заработной платы шло на нужды ВПК и правоохранительных органов, то теперь та же половина достается организованной преступности и связанным с нею коррумпированным чиновникам. Хотя бы часть этих огромных денежных средств необходимо направить на повышение цены труда путем ужесточения налоговой дисциплины, борьбы с преступностью и коррупцией, установления строжайшего режима экономии государственных расходов и других мер. Реальная цена труда непосредственно связана с динамикой индекса цен на потребительские товары и услуги. Естественно, что в условиях инфляции резко возрастает проблема сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы. Хотя темп инфляции в 1996 г. значительно снизился и на 1997 г. он прогнозируется в пределах 8—10%, однако и это требует увеличения денежной заработной платы, для того чтобы реальная заработная плата хотя бы не снижалась. С этим связана необходимость индексации за-работндй платы, которая выступает как важный метод государственного регулирования цены труда в ее реальном исчислении. Некоторые экономисты и политики выступают против индексации, утверждая, что она усиливает инфляционный процесс. Но отказ от нее означает только одно — вся тяжесть инфляции перекладывается на трудящихся. К сожалению, в стране еще нет установленных законом метода и порядка индексации доходов населения: не определены периодичность, обязательность полной или частичной компенсации потерь, субъекты индексации. При всей сложности проблемы индексации доходов и методов ее реализации здесь недопустимы проявления произвола и необязательности государства перед населением. Заработная плата всегда есть плата за определенное количество труда (за отработанное с определенной интенсивностью время). Регулирующая роль государства при этом заключается в определении границ рабочего дня и рабочей недели, за пределами которых наступает необходимость компенсации повышенных расходов рабочей силы более высокой оплатой этого сверхурочного времени. В рыночной экономике эти границы определяются преимущественно коллективными соглашениями работников с работодателями, но в случае несогласия сторон на помощь приходит государство, выступающее в роли арбитра. Участие государства имеет большое значение в решении проблемы социального партнерства, главным вопросом которого выступает заработная плата. Формы социального партнерства разнообразны, но основной из них является коллективный договор. Именно он с учетом цены труда на рынке по согласию сторон определяет текущий уровень заработной платы и ее дифференциацию в соот- Раздел б ветствии с квалификацией работников и условиями труда (подробнее см. гл. 6.3). Во многих развитых странах предприниматели и профсоюзы предпочитают решать эти вопросы без вмешательства государства. Однако в критических ситуациях проблемы уровня заработной платы, продолжительности рабочего дня и другие вопросы цены труда решаются,на трехсторонних переговорах с участием государства, в ряде случаев — на национальном уровне. В России несколько лет назад была создана такая трехсторонняя комиссия на постоянной основе, но только сейчас она, кажется, начинает реальную деятельность, связанную прежде всего с коллективными договорами, определением уровня номинальной заработной платы, включая минимальную оплату труда, погашением задолженности по заработной плате и другими жизненно важными вопросами регулирования заработной платы. Исключительно важным методом государственного воздействия на цену труда является направленность экономической политики на увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. Давление безработных на рынок труда, а через него на заработную плату занятых весьма ощутимо и ведет к дальнейшему снижению цены труда. В тех регионах, где особенно высок удельный вес безработных среди самодеятельного населения, наиболее низка и заработная плата. Об этом свидетельствуют данные табл. 21. Таблица 21 Число безработных и среднемесячная заработная плата в отдельных регионах в 1995 г. Государственное регулирование заработной платы • 505 Подобное соотношение характерно и для отраслей экономики и промышленности. Там, где особенно велик спад производства и значительно число высвобождаемых или находящихся под угрозой увольнения работников, особенно низка и заработная плата тех, кто еще не потерял работу. Поэтому необходимы экономические меры, направленные на создание благоприятных условий для целевых инвестиций в промышленность регионов и отраслей с высоким уровнем безработицы. Должна оказываться помощь высвобождаемым при структурных изменениях в производстве работникам в форме бесплатной (а в необходимых случаях и при временном сохранении ранее выплачиваемой заработной платы, в крайнем случае — минимальной) переквалификации, приобретения новой или повышения прежней квалификации. Государство должно содействовать увеличению числа рабочих мест путем развития индивидуальной трудовой деятельности, мелкого и среднего предпринимательства. К регулированию государством цены труда имеет непосредственное отношение определение уровня и дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы — образования, науки, здравоохранения, культуры, государственного аппарата, правоохранительных органов и др. В России законом установлена единая тарифная сетка (ETC) для оплаты труда работников данной сферы, что дает возможность устанавливать более обоснованные ставки зарплаты, не только учитывающие рыночную цену труда, но и ориентированные на перспективу потребности национальной экономики ,и социальной сферы в квалифицированных кадрах. Тарифная сетка позволяет устанавливать достаточно обоснованные различия в тарифных ставках и должностных окладах в зависимости от квалификации, тяжести труда, ответственности и условий производства. Значение государственной тарифной сетки возрастает в связи с тем, что ее параметры не только учитывают реальные условия рынка труда, но и активно на него влияют, поскольку по ETC оплачивается значительная масса самодеятельного населения, причем представляющая наиболее квалифицированный труд. Это обратное влияние в условиях нормально функционирующей экономики весьма значительно. В российской же переходной экономике соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы и других отраслей остаются совершенно необоснованными, уравниловка в заработной плате стала еще более значительной. Так, работники таких важнейших отраслей, как образование, наука, здравоохранение, культура, в оплате труда практически приравнены к работникам более низкой квалификации, но работающим в сырьевых отраслях. Эту не- 506 Раздел б справедливость, безусловно, необходимо исправлять, но не путем отмены ETC, а посредством повышения всех ставок этой Сетки. К влиянию государства на цену труда можно, очевидно, отнести и организацию заработной платы на предприятиях, полностью или частично находящихся в государственной собственности. По-видимому, на них должна быть распространена ETC, но с коррективами, учитывающими особенности труда работников сферы материального производства. Нельзя согласиться с тем, что организация оплаты труда на государственных предприятиях должна быть полностью передана администрации. Опыт показывает, к каким несоответствиям это приводит, особенно в уровнях оплаты труда рядовых работников и администрации. Важное место в государственном регулировании денежных и реальных доходов населения, в том числе и заработной платы, занимает налоговая политика. Она в целом рассматривается в предыдущем разделе, но необходимо выделить ее социальный аспект. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в состоянии значительно скорректировать необоснованно высокие различия в доходах. Однако применение шкалы с большой прогрессией должно обязательно предусматривать (особенно теперь, когда цена труда столь низка) ее действие по крайней мере за пределами средней заработной платы или даже на более высоком уровне. В противном случае это приведет к еще большей уравниловке. Следует, видимо, признать справедливыми требования перехода к подоходному налогу с физических лиц как основному методу налогообложения населения. Но для этого целесообразно перейти к обязательному декларированию доходов всего населения, может быть, за исключением заработной платы, налоге которой легко взимается через бухгалтерии предприятий и организаций. На реальных доходах населения значительно отражаются косвенные налоги в форме акцизов. Основой налоговой политики в этой сфере с учетом необходимости повышения реальной цены труда должно быть обложение налогом таких товаров, которые не играют решающей роли в потреблении менее обеспеченных слоев населения. В противном случае косвенные налоги еще более усилят процесс его обнищания, а наиболее обеспеченные социальные группы почти не ощутят воздействия этих налогов. При крайне низком уровне заработной платы необходимо с большой осторожностью подходить и к реализации жилищной реформы, предполагающей доведение оплаты жилья, особенно коммунальных услуг, до уровня, обеспечивающего их рентабельность. Это следует осу-
Государственное регулирование заработной платы ществлять постепенно, по мере доведения заработной платы до уровня, превышающего прожиточный минимум для преобладающей части наемных работников. Рассматривая роль государства в регулировании цены труда, нельзя обойти дискуссионную проблему сочетания централизма и самостоятельности предприятий, в том числе государственных, в решении конкретных вопросов организации заработной платы. Ранее, как известно, централизация здесь была очень велика, и это не приносило положительных результатов. В рыночном хозяйстве она тем более неуместна и неэффективна даже применительно к государственным, казенным предприятиям. Однако органы исполнительной власти РФ и регионов должны оказывать помощь отраслям и предприятиям, но не в форме обязательных указаний, а в виде научно обоснованных рекомендаций. Речь идет о рекомендуемых формах индивидуальной и коллективной оплаты труда, поощрении за качество и результаты производства, о нормировании труда и т.д. Это должны быть рекомендации, обобщающие отечественный и зарубежный опыт и применяемые по усмотрению самих предприятий. 1. Каковы основные негативные стороны заработной
пути преодоления? 2. Каковы роль и методы государственного регулирования заработной платы (номинальной и реальной) в рыночной экономике? 3. В чем состоит значение и каковы'методы индексации доходов? 4. Какую роль играют коллективные договоры в регулировании заработной платы? ЛИТЕРАТУРА Проблемы государственного регулирования доходов населения / Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997. Нуреев Р. Рынок труда. Распределение доходов // Вопросы экономики. 1996. № 1. Яковлев Р. Реформирование оплаты труда, возрождение ее основных функций // Человек и труд. 1996. № 7. Эреиберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 1996. 508 Раздел б ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|