Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы государственного регулирования



Одним из главных — если не самым главным — методом регули­рующего воздействия государства на цену труда является определение в законодательном порядке минимального размера заработной платы. Она является для всех участников рынка труда стартовой ценой, базой, rfo которой оплачивается простой малоквалифицированный труд. Ис­ходя из этой базы осуществляется дифференциация цены труда в зави­симости от его качества — квалификации, сложности, интенсивности, условий труда.

Величина минимальной заработной платы должна быть в принци­пе достаточной для обеспечения воспроизводства рабочей силы, т.е. работника и его иждивенцев. На уровень минимальной заработной платы ориентируется, как правило, и минимальный размер пенсий по старости и инвалидности, потере кормильца и др.

Величина прожиточного минимума изменяется под воздействием динамики цен на потребительские товары и услуги, особенно резко в условиях значительной инфляции. Поэтому размеры минимальной за­работной платы должны также следовать за изменениями'йНдек'са'цен. Динамика этих показателей в последние годы приведена втабл. 20.


Величина прожиточного мини­мума (в среднем на душу населе­ния в месяц, тыс. р.) Минимальный размер оплаты труда (в месяц в среднем за год, тыс. р.) Тарифная ставка 1-го разряда (низшего) ETC (в среднем за год, тыс. р.) Минимальный размер пенсии по старости (тыс. р.) Численность населения с денеж­ными доходами ниже прожиточ­ного минимума, млн чел. в % ко всему населению в % к предыдущему году

Таблица 20 Изменения величины прожиточного минимума, минимальной заработной платы и пенсий'


502

Раздел б

Данные табл. 20 показывают, что хотя вслед за ростом величины прожиточного минимума (в текущих ценах) возрастали и размеры ми­нимальной заработной платы, но они значительно отставали. Числен­ность населения с доходами ниже прожиточного минимума оставалась недопустимо большой, а минимальная заработная плата не обеспечи­вала существование работника. В 1995 г. она составляла лишь 16% ве­личины прожиточного минимума и, конечно, не соответствовала даже наименьшим требованиям к ней. Поскольку на нее ориентировалась тарифная ставка 1-го рязряда единой тарифной сетки, а также отрасле­вых тарифных сеток, одновременно занижалась цена не только мало­квалифицированного, но и высококвалифицированного труда.

Лишь в конце 1996 г. Государственная Дума решила повысить минимальный размер заработной платы на 10 %, доведя ее величину до 83 490 р. в месяц, на что понадобится около 12 трлн р.

Повышение минимального размера заработной платы, по крайней мере до величины прожиточного минимума, и значительный рост на этой основе цены труда в целом являются важнейшими, наиболее актуаль­ными социально-экономическими задачами российской экономики. Од­нако одним махом, без создания для этого необходимых экономичес­ких условий решить эту задачу невозможно.

В настоящее время даже заработную плату существующего уров­ня, чрезвычайно заниженного, государство не в состоянии своевремен­но выплачивать работникам бюджетной сферь!. Огромная задолжен­ность по заработной плате существует на предприятиях многих отрас­лей промышленности.

Решение этой задачи предполагает выход из затяжного кризиса, обеспечение роста национальной экономики и повышение ее эффектив­ности. Но было бы неправильно откладывать процесс постепенного повышения цены труда до того времени, когда экономические условия позволят полностью решить эту проблему. В этом случае такой точки роста экономики вообще можно не достигнуть: низкая цена труда в рыночном хозяйстве, где стимулом производства является в основном прибыль, может стать непреодолимым препятствием на пути повыше­ния производительности труда посредством внедрения новой техники и передовой технологии производства.

Следовательно, эти задачи необходимо решать одновременно в определенной последовательности и приемлемыми темпами: Нужна продуманная экономическая программа мер по повышению цены тру­да с учетом роста национальной экономики, возможности использова­ния на эти цели средств теневой экономики. Если раньше не менее по­ловины национального дохода при крайне низкой заработной плате


 

Государственное регулирование заработной платы

шло на нужды ВПК и правоохранительных органов, то теперь та же половина достается организованной преступности и связанным с нею коррумпированным чиновникам. Хотя бы часть этих огромных денеж­ных средств необходимо направить на повышение цены труда путем ужесточения налоговой дисциплины, борьбы с преступностью и кор­рупцией, установления строжайшего режима экономии государствен­ных расходов и других мер.

Реальная цена труда непосредственно связана с динамикой ин­декса цен на потребительские товары и услуги. Естественно, что в ус­ловиях инфляции резко возрастает проблема сохранения реальной по­купательной способности денежной заработной платы.

Хотя темп инфляции в 1996 г. значительно снизился и на 1997 г. он прогнозируется в пределах 8—10%, однако и это требует увеличения денежной заработной платы, для того чтобы реальная заработная пла­та хотя бы не снижалась. С этим связана необходимость индексации за-работндй платы, которая выступает как важный метод государствен­ного регулирования цены труда в ее реальном исчислении. Некоторые экономисты и политики выступают против индексации, утверждая, что она усиливает инфляционный процесс. Но отказ от нее означает толь­ко одно — вся тяжесть инфляции перекладывается на трудящихся.

К сожалению, в стране еще нет установленных законом метода и порядка индексации доходов населения: не определены периодичность, обязательность полной или частичной компенсации потерь, субъекты индексации. При всей сложности проблемы индексации доходов и ме­тодов ее реализации здесь недопустимы проявления произвола и не­обязательности государства перед населением.

Заработная плата всегда есть плата за определенное количество труда (за отработанное с определенной интенсивностью время). Регу­лирующая роль государства при этом заключается в определении гра­ниц рабочего дня и рабочей недели, за пределами которых наступает не­обходимость компенсации повышенных расходов рабочей силы более высокой оплатой этого сверхурочного времени.

В рыночной экономике эти границы определяются преимуществен­но коллективными соглашениями работников с работодателями, но в случае несогласия сторон на помощь приходит государство, выступа­ющее в роли арбитра. Участие государства имеет большое значение в решении проблемы социального партнерства, главным вопросом ко­торого выступает заработная плата. Формы социального партнерства разнообразны, но основной из них является коллективный договор. Именно он с учетом цены труда на рынке по согласию сторон опреде­ляет текущий уровень заработной платы и ее дифференциацию в соот-



Раздел б

ветствии с квалификацией работников и условиями труда (подробнее см. гл. 6.3).

Во многих развитых странах предприниматели и профсоюзы пред­почитают решать эти вопросы без вмешательства государства. Однако в критических ситуациях проблемы уровня заработной платы, продол­жительности рабочего дня и другие вопросы цены труда решаются,на трехсторонних переговорах с участием государства, в ряде случаев — на национальном уровне.

В России несколько лет назад была создана такая трехсторонняя комиссия на постоянной основе, но только сейчас она, кажется, начи­нает реальную деятельность, связанную прежде всего с коллективными договорами, определением уровня номинальной заработной платы, включая минимальную оплату труда, погашением задолженности по заработной плате и другими жизненно важными вопросами регулиро­вания заработной платы.

Исключительно важным методом государственного воздействия на цену труда является направленность экономической политики на увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы.

Давление безработных на рынок труда, а через него на заработ­ную плату занятых весьма ощутимо и ведет к дальнейшему снижению цены труда. В тех регионах, где особенно высок удельный вес безра­ботных среди самодеятельного населения, наиболее низка и заработ­ная плата. Об этом свидетельствуют данные табл. 21.

Таблица 21 Число безработных и среднемесячная заработная плата в отдельных регионах в 1995 г.


Государственное регулирование заработной платы505

Подобное соотношение характерно и для отраслей экономики и промышленности. Там, где особенно велик спад производства и значи­тельно число высвобождаемых или находящихся под угрозой увольне­ния работников, особенно низка и заработная плата тех, кто еще не потерял работу. Поэтому необходимы экономические меры, направ­ленные на создание благоприятных условий для целевых инвестиций в промышленность регионов и отраслей с высоким уровнем безработи­цы. Должна оказываться помощь высвобождаемым при структурных изменениях в производстве работникам в форме бесплатной (а в необ­ходимых случаях и при временном сохранении ранее выплачиваемой заработной платы, в крайнем случае — минимальной) переквалифика­ции, приобретения новой или повышения прежней квалификации. Го­сударство должно содействовать увеличению числа рабочих мест путем развития индивидуальной трудовой деятельности, мелкого и сред­него предпринимательства.

К регулированию государством цены труда имеет непосредствен­ное отношение определение уровня и дифференциации заработной пла­ты работников бюджетной сферы — образования, науки, здравоох­ранения, культуры, государственного аппарата, правоохранительных органов и др. В России законом установлена единая тарифная сетка (ETC) для оплаты труда работников данной сферы, что дает возмож­ность устанавливать более обоснованные ставки зарплаты, не только учитывающие рыночную цену труда, но и ориентированные на пер­спективу потребности национальной экономики ,и социальной сферы в квалифицированных кадрах.

Тарифная сетка позволяет устанавливать достаточно обоснован­ные различия в тарифных ставках и должностных окладах в зависи­мости от квалификации, тяжести труда, ответственности и условий производства. Значение государственной тарифной сетки возрастает в связи с тем, что ее параметры не только учитывают реальные условия рынка труда, но и активно на него влияют, поскольку по ETC оплачи­вается значительная масса самодеятельного населения, причем пред­ставляющая наиболее квалифицированный труд.

Это обратное влияние в условиях нормально функционирующей экономики весьма значительно. В российской же переходной экономи­ке соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы и других отраслей остаются совершенно необоснованными, уравниловка в за­работной плате стала еще более значительной. Так, работники таких важнейших отраслей, как образование, наука, здравоохранение, куль­тура, в оплате труда практически приравнены к работникам более низ­кой квалификации, но работающим в сырьевых отраслях. Эту не-


506

Раздел б

справедливость, безусловно, необходимо исправлять, но не путем от­мены ETC, а посредством повышения всех ставок этой Сетки.

К влиянию государства на цену труда можно, очевидно, отнести и организацию заработной платы на предприятиях, полностью или час­тично находящихся в государственной собственности. По-видимому, на них должна быть распространена ETC, но с коррективами, учиты­вающими особенности труда работников сферы материального произ­водства. Нельзя согласиться с тем, что организация оплаты труда на государственных предприятиях должна быть полностью передана ад­министрации. Опыт показывает, к каким несоответствиям это приво­дит, особенно в уровнях оплаты труда рядовых работников и админис­трации.

Важное место в государственном регулировании денежных и ре­альных доходов населения, в том числе и заработной платы, занимает налоговая политика. Она в целом рассматривается в предыдущем раз­деле, но необходимо выделить ее социальный аспект.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в состоянии значительно скорректировать необоснованно высокие различия в до­ходах. Однако применение шкалы с большой прогрессией должно обя­зательно предусматривать (особенно теперь, когда цена труда столь низка) ее действие по крайней мере за пределами средней заработной платы или даже на более высоком уровне. В противном случае это при­ведет к еще большей уравниловке. Следует, видимо, признать справед­ливыми требования перехода к подоходному налогу с физических лиц как основному методу налогообложения населения. Но для этого целе­сообразно перейти к обязательному декларированию доходов всего населения, может быть, за исключением заработной платы, налоге ко­торой легко взимается через бухгалтерии предприятий и организаций. На реальных доходах населения значительно отражаются косвен­ные налоги в форме акцизов. Основой налоговой политики в этой сфе­ре с учетом необходимости повышения реальной цены труда должно быть обложение налогом таких товаров, которые не играют решаю­щей роли в потреблении менее обеспеченных слоев населения. В про­тивном случае косвенные налоги еще более усилят процесс его обни­щания, а наиболее обеспеченные социальные группы почти не ощутят воздействия этих налогов.

При крайне низком уровне заработной платы необходимо с боль­шой осторожностью подходить и к реализации жилищной реформы, предполагающей доведение оплаты жилья, особенно коммунальных ус­луг, до уровня, обеспечивающего их рентабельность. Это следует осу-


 

Государственное регулирование заработной платы

ществлять постепенно, по мере доведения заработной платы до уров­ня, превышающего прожиточный минимум для преобладающей части наемных работников.

Рассматривая роль государства в регулировании цены труда, не­льзя обойти дискуссионную проблему сочетания централизма и самос­тоятельности предприятий, в том числе государственных, в решении конкретных вопросов организации заработной платы. Ранее, как из­вестно, централизация здесь была очень велика, и это не приносило положительных результатов. В рыночном хозяйстве она тем более не­уместна и неэффективна даже применительно к государственным, ка­зенным предприятиям. Однако органы исполнительной власти РФ и регионов должны оказывать помощь отраслям и предприятиям, но не в форме обязательных указаний, а в виде научно обоснованных реко­мендаций. Речь идет о рекомендуемых формах индивидуальной и кол­лективной оплаты труда, поощрении за качество и результаты произ­водства, о нормировании труда и т.д. Это должны быть рекомендации, обобщающие отечественный и зарубежный опыт и применяемые по усмотрению самих предприятий.

1. Каковы основные негативные стороны заработной
платы в рыночной экономике России, их причины и

Контрольные вопросы

пути преодоления?

2. Каковы роль и методы государственного регулиро­вания заработной платы (номинальной и реальной) в рыночной экономике?

3. В чем состоит значение и каковы'методы индексации доходов?

4. Какую роль играют коллективные договоры в регу­лировании заработной платы?

ЛИТЕРАТУРА

Проблемы государственного регулирования доходов населения / Роль государ­ства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997. Нуреев Р. Рынок труда. Распределение доходов // Вопросы экономики. 1996. № 1.

Яковлев Р. Реформирование оплаты труда, возрождение ее основных функций // Человек и труд. 1996. № 7.

Эреиберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 1996.


508

Раздел б







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.