Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ



ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

Возникновение детской психиатрии, как и любой другой науки,

смогло стать возможным только тогда, когда для этого появилась

соответствующая потребность и созрели необходимые условия.

Уменьшившаяся детская смертность к концу XVIII — началу

XIX века привела к увеличению популяции подрастающего поколения,

в том числе и с различными отклонениями в развитии. Одновременно

пришло понимание того, что дети — не уменьшенная

копия взрослых, а своеобразный развивающийся организм. Изменившееся

мнение о сути душевной организации детей привело к

новому взгляду на аномального ребенка, созданию новой науки.

Для этого возникли и условия — появились педагоги и врачи

(психиатры), которые уже могли отличать ребенка с отстающим

развитием или отклоняющимся поведением от психически здорового

ребенка. Все же процесс формирования науки о нарушениях

психики у детей проходил сложно — через несколько этапов в течение

более ста лет. По мнению Д. Дюше (1990), рассвет современной

детской психиатрии связан с проникновением в мир детства

и наступившим у людей пониманием его особенностей. Это в

значительной мере определялось опубликованием биографий выдающихся

людей (Ж. Ж. Руссо, Шатобриан, Дидро), литературных

произведений, в которых героями были дети или которые были

написаны для детей (Ростопчина, В. Гюго, Ж. Санд, Г. Мало,

А.Доде, Ч.Диккенс и др.), и, наконец, научных трудов о детях

[Песталоцци, 1828; Ч. Дарвин, 1876].

Во второй половине XVIII века начали появляться отдельные

описания детей с врожденной или приобретенной «душевной слабостью

», проживавших в горной местности (кретинизм), или возникавшей

спорадически (идиотия). Ж. Итар в 1798 г. провел первую

попытку обучения умственно отсталого. В начале XIX века

стали создаваться подходы к воспитанию и обугению умственно

отсталых детей [СегенЭ., 1846]. Этот процесс, происходивший в

спорах о перспективности занятий с дефектными субъектами, о

принципах обучения, привел в дальнейшем к организации специальных

угебных заведений и изугению психигеского развития [Прей-

ерУ., 1882; Холл С, 1891]. При этом возможность возникновения

психозов у детей категорически отрицалась, как думали в то время,

из-за элементарности их психики и отсутствия у них переживаний

трудностей жизни и опыта бурных страстей.

Только на границе XVIII и XIX столетий начали описывать единичные

случаи острых психических расстройств у детей [Грединг,

1781; Перфект, 1794; Хаслем Дж., 1809]. Несмотря на эти наблюдения,

К. Карус (1809) все еще утверждал, что дети могут страдать

лишь слабоумием, но у них не может быть помешательства.

Накопление сообщений о психозах у детей позволило

Э. А. Целлеру высказать мысль о том, что у них душевные болезни

протекают так же, как и у взрослых, т. е. начальная меланхолия

переходит в манию, а затем завершается деменцией. Шольц

(1846) наблюдал ребенка с детским церебральным параличом, а

Тор (1840) — с галлюцинациями.

Возможность возникновения психозов у детей стала доказанным

фактом во второй половине XIX века. Вест (1860) описал ребенка

со слабоумием, припадками и «истинным помешательством».

Дюран-Фардель (1855) обнаружил у детей самоубийства. В Париже

открыли психиатрическое детское отделение. Помье там же защитил

первую диссертацию о психических расстройствах у детей

(1856). О случаях детских психозов появились сообщения в Германии,

Англии, Швейцарии, Америке. Первая монография о детских

психических расстройствах была написана Берканом в 1864 г.

Конец XIX столетия — поворотный пункт в истории детской

психиатрии; X. Модели (1867) пришел к выводу, что возраст может

быть причинным фактором, он систематизировал известный

опыт в области детской психопатологии и предложил свою классификацию

детских психических расстройств.

Началом современной детской психиатрии считается выход в

Германии книги X. Эммингхауза (1887) «Психические расстройства

детского возраста» и руководств во Франции - П. Моро де

Тур (1889), Н. Манхаймера (1899), в Англии - В. Айрленда

(1889), в Германии - Инфельда (1902), Г. Т. Циена (1902),

В. Штромайера (1910) и А. Гомбургера (1926).

События, сыгравшие наиболее важную роль в формировании

зарубежной детской психиатрии в XX веке, можно

сгруппировать следующим образом.

1. Были получены определенные знания о психическом развитии

и его гетерогенности у детей. Для оценки психической зрелости

и степени обучаемости детей созданы психологигеские методики

- т е с ты [БинеА., 1905; Симон Т., 1905; ТерменЛ. М., 1921;

Векслер Д., 1949]. Начали проводиться регулярные исследования

психигеского развития детей [Гезелл А., 1925], которые позволили

понять закономерности нормального формирования личности и

научиться выявлять отклонения. Общественные движения, возглавленные

психиатрами и психологами США (А. Майер, У. Джеймс),

положили начало развитию психогигиены, а затем — движению за

детскую психопрофилактику [ХилиУ., 1909; АйхорнА., 1918

и др.], что способствовало становлению детской психиатрии.

2. Развитие динамигеской психиатрии, связанное с изучением

всего случившегося на жизненном пути больного, всех его переживаний,

повысило значение детства, нередко отягощенного серьезными

психическими травмами, которые стали рассматриваться

как возможные этиологические факторы психических заболеваний

(Э. Крепелин, 3. Фрейд, А. Майер).

3. Начатое в конце XIX века изугение подростковой преступности

и нарушений поведения у детей привело к введению в юридическую

практику детских судов (в Австралии — в 1895 г.;

в США — в 1899 г.). Для оценки причин правонарушений потребовалось

изучение личности детей и среды, из которой они вышли.

С целью предупреждения детской преступности организовывались

воспитательные дома для детей, лишенных родительской опеки.

Для облегчения приспособления к жизни умственно отсталых стали

создаваться программы специального обучения.

4. Первые амбулаторные психиатригеские угреждения — консультирующие

клиники (СЫН Сшйапсе СНшсз) — были созданы в

Бостоне (США) в 1921 г., в Великобритании — в 1926 г. Клиническая

команда, работавшая в них, состояла из психиатра, психолога

и социального работника. Руководство служб просвещения играло

большую роль в развитии этих клиник, хотя часть из них и организовывалась

в больницах. Перешли от изучения психологии обучения

и интеллектуальных различий детей к психологии социального

развития детей, что должно было помочь распознавать и исправлять

поведенческие нарушения, выявлять эмоциональные

факторы, лежащие в их основе. Появились учителя, подготовленные

для работы с семьями, имеющими детей с отклонениями поведения.

5. Наблюдения за детьми сменились активной работой с ни-

ми, исправлением их поведения и легением. Пришло понимание

значения симптомов нервно-психических расстройств для анализа

больных детей. 3. Фрейд в 1905 г. изложил свои взгляды на детский

невроз и его психоаналитигеское легение. Г. фон Хуг-Хельмут

(1919) показала, что ребенок лучше выражает себя в игре, и предлагала

ее использовать для изучения у него бессознательных психических

процессов. М. Кляйн (1932) в психоанализе детей вместо

свободных ассоциаций использовала игры. Она впервые начала

истолковывать ранние психодинамические процессы младенцев.

А. Фрейд (1927) применяла психоанализ у детей лишь для лечения

неврозов, считала установление положительных отношений

с детьми и понимание их переживаний обязательными условиями

терапии, их игру истолковывала как приспособление к реальности,

работала в контакте с родителями. Она не только интерпретировала

переживания детей, но и, будучи педагогом, оказывала на них

воспитательное воздействие.

6. Для понимания развивающейся личности и психопатологических

механизмов у ребенка много сделали Л. Каннер (1935),

Р. Спитц (1947), Дж. Боулби (1951) и др., изучавшие отношения

мать—дитя. Возникло учение о материнской депривации как о

бедной эмоциональными стимулами среде, препятствующей нормальному

психическому развитию младенцев и приводящей к его

задержке. Были сделаны выводы о роли ранних психических

травм в происхождении нервно-психических расстройств в более

старших возрастах.

7. Большое влияние на понимание детского поведения и на

развитие детской психопатологии оказали труды И. П. Павлова об

условно-рефлекторной деятельности, Э. Торндайка и Дж. Уотсона

о научении, Н. Миллера и Дж. Долларда о социальном научении,

Г. Петтерсона и др. об интеракционном анализе и социально-когнитивном

анализе. Связанные с этими именами теории не только

объясняли происхождение отклоняющегося поведения детей, но и

служили основой создания методов исследования и легения. Применение

научного аппарата этологии (науки о поведении): территориального

поведения, мотиваций, групповых структур, имп-

ритинга — в детской психиатрии углубило понимание поведенческих

расстройств.

8. Изучение клинических особенностей нервно-психических

расстройств у детей привело к созданию современных систематик

психических болезней у детей. Уточнение описания клинических

картин и роли некоторых этиологических факторов привело к выделению

новых клинигеских форм (синдромы гиперактивности,

трудности обучения, дефицита внимания, детского аутизма и др.).

9. Детская психиатрия перестала быть только отдельной специальностью,

работающей со своими больными, — она проникла в

суть профессии детского врача, психолога, педагога. Любой из них

использует знания психопатологии для повышения эффективности

своей деятельности. Педиатру знания психиатрии облегчают понимание

эмоционального развития и состояния детей, без которого

невозможна оценка происхождения и течения многих (психосоматических)

болезней. Педагог, используя психопатологический анализ,

раскрывает причины расстройств поведения. Возникла так называемая

связующая психиатрия, которая изучает нервно-психические

осложнения соматических заболеваний и психологические

ситуации, возникающие в процессе заболевания, а также участвует

в их лечении. Выявление психотравмирующих обстоятельств у детей

с соматическими болезнями привело к выделению в детском

возрасте психосоматигеских расстройств (психической анорексии

и булимии, привычных рвот и руминации, энуреза, бронхиальной

астмы и др.), изучению механизмов их происхождения и лечения.

10. Изучение эмоциональных расстройств у детей обнаружило,

что депрессии у них встречаются чаще, чем предполагалось в

этом возрасте, и что проявляются они атипично — в форме соматических

или поведенческих эквивалентов. Описан «синдром жестокого

обращения с детьми» родителей и других лиц, воспитывающих

детей, при котором детей отвергают, лишают перспективы,

понимающего, любящего отношения и при этом грубо обращаются,

эксплуатируют, истязают, избивают, а иногда и используют в

качестве сексуального объекта.

Детская психиатрия за двести лет прошла путь от отвергания

специфичности душевных проявлений в норме и патологии у детей

и подростков до признания их своеобразия, систематизированного

описания и изучения причинных факторов, а также в значительной

степени эффективного лечения, сформировавшись в последние

100 лет в самостоятельную, но тесно связанную с другими

науку,

Г?| Вопросы для самостоятельной работы ,

1. Каковы основные события в XIX веке, предшествующие появлению

детской психиатрии? 2. Когда появились первые обобщающие

труды по детской психиатрии? 3. С какого времени и в связи с какими

событиями ведется отсчет начала науки—детской психиатрии?

4. Какие этапы развития прошла детская психиатрия в XX веке?

5. Какой вклад в формирование детской психиатрии сделали психологи?

6. Какие психиатры создавали детскую психиатрию?

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ В РОССИИ

Научный интерес к детским психическим болезням в России

появился в начале XIX века. Впервые были описаны душевные заболевания

у детей Е. Н. Смельским, С. Ф. Хотовицким (1847) и др.

Первые работы об умственно отсталых в России - «Очерки об

истории нищенства» И. Г. Прыжова с социальным анализом их

положения и «Ученики с медленным пониманием» Н. А. Добролюбова

(1858), где описана психология этих детей и даны рекомендации

по их обучению. Первое лечебно-педагогическое учреждение

для умственно отсталых и эпилептиков в России было открыто

в 1854 г. Ф. Плацом в Риге.

На первой российской психиатрической кафедре, открытой в

1857 г. в Медико-хирургической (ныне - Военно-медицинской)

академии, были заложены основы развития детской психиатрии в

нашей стране. Основатель этой кафедры И. М. Балинский начал

изучение олигофрении. Его преемник И. П. Мержеевский — зачинатель

исследования соматического происхождения психических

расстройств. Он доказал, что психическое недоразвитие — не атавизм,

а следствие болезней головного мозга (1871). Там же

С. Н. Данилло опубликовал первую в нашей стране статью о детском

психозе: «О детской кататонии» (1892).

Супруги И. В. и Е. X. Маляревские создали до того несущество-

вавшую детскую психиатрическую службу и медицинскую педагогику.

В 1882 г. они открыли врачебно-воспитательное заведение

для аномальных и психически больных детей. С 1904 г. это дело

продолжал их сын — М. И. Маляревский. & В. Томашевский (1892),

сопоставляя симптоматику с анатомическими данными, установил

возможность хронического течения воспалительных заболеваний

головного мозга, обусловливающих слабоумие.

О судьбе умственно отсталых и психически больных детей, которые

бродяжничали, лишались свободы из-за отсутствия необходимых

учреждений, писали В. И. Яковенко (1897), И. А. Сикор-

ский (1904), П. И. Ковалевский (1906).

М. Брезовский (1909), исследуя психозы у детей, объяснил их

более редкое возникновение, чем в юношестве, «громадным запасом

жизненной энергии» и малым числом вредностей. С. С. Корсаков

(1893) изучал у детей микроцефалию и состояния «преходящего

слабоумия».

Педология (всестороннее изучение детей), возникшая в России

в 1904 г. (А. П. Нечаев, Н. П. Гундобин, В. И. Вартанов), дала еще

один импульс развитию детской психопатологии.

Рождение детской психиатрии как самостоятельной науки относится

к началу XX века. В. М. Бехтеревым в Петербурге (1908)

был создан Психоневрологический институт с детским отделением

при нем, где работали его ученики и последователи, внесшие

большой вклад в детскую психиатрию,-Р. Я. Голант (1927),

С. С. Мнухин (1929) и др. Там Н. М. Щелованов разработал объективный

метод изучения физической и психической эволюции

ребенка. К. И. Поварнин (1911) изучал воспитание человека с

первых дней его жизни. Б. И. Вог^шский и Н. Н. Тарасевич развива-

ли детскую психологию и экспериментальную педагогику, а А. В. Владимирский,

И. Г. Оршанский и др.- детскую психоневрологию.

За обязательное обучение психически отсталых детей и организацию

школ для них боролись Е. К. Грачева (1902), О. Б. Фельц-

ман (1912), Н. П. и М. П. Постовские (1908), Н. В. Чехов (1923).

С1906 г. в Москве стали организовываться вспомогательные классы

и школы, которыми руководили упомянутые энтузиасты. Они,

а также А. Н. Граборов (1915), Л. С. Выготский (1924) и др., изучая

психическое здоровье детей, создавали фундамент возникавшей

специальности. В 1907 г. В. П. Кащенко открыл школу-интернат

для обучения умственно отсталых детей. Он изучал социальную

среду, в которой они воспитывались, и разрабатывал способы

охраны их психического здоровья. А. С. Грибоедов (1914), изучая

«дефективных детей», разрабатывал принципы воспитания и обучения

их в семье и школе. А. Ф. Лазурский методом естественного

эксперимента исследовал индивидуальные особенности детей.

К1911 г. вспомогательные классы уже созданы во многих городах

России. В 1904 г. были организованы специальные исправительные

колонии для малолетних преступников, а в Петербурге в

1910 г. начал заседать первый детский суд.

Г. И. Россолимо, учредивший Московский институт детской

психологии и неврологии (1911), возглавил работу группы психопатологов:

С. Я. Рабинович, И. М. Присман, А. Д. Суркова, Ф. Д. Загона

и др. Г. И. Россолимо в 1910 г. разработал «психологический

профиль», предназначенный для количественной оценки основных

особенностей души ребенка: психического тонуса, точности и прочности

восприятия и ассоциативных процессов.

В 1912 г. А. Н. Бернштейн описал такие случаи раннего слабоумия,

«когда больные рождаются на свет с готовой болезнью».

Г. Я. Трошин в книге «Антропологические основы воспитания.

Сравнительная психология нормального и ненормального» (1915)

показал разницу между олигофреническим и постпсихотическим

слабоумием. Эти расстройства он анализировал сравнительно-возрастным

методом.

В. А. Гиляровский исследовал порэнцефалию при идиотии (1908),

доказав ее травматическое и сосудисто-воспалительное происхождение,

занимался положением «ненормальных детей в России»

(1915), «лечением и призрением душевнобольных и дефективных

детей» (1919), открыл клинику для психически больных детей

(1922). В своем руководстве он описал олигофрению, шизофрению,

маниакально-депрессивный психоз и эпидемический энцефалит

у детей. Он и его ученики А. И. Винокурова, В. П. Кудрявцева,

В. Н. Русских, Т. П. Симеон и др. своими трудами заложили основы

отечественной детской психиатрии.

М. О. Гуревич (1927) опубликовал первый в нашей стране

учебник по психопатологии детского возраста. В России он и его

сотрудники - Н. И. Озерецкий, Е. А. Осипова, Г. Е. Сухарева - основатели

детской психиатрии. В эти годы детских психиатров было

еще очень мало, в связи с этим, как уже было сказано, детскую

психопатологию формировали педиатры и педагоги, работавшие с

аномальными детьми. Именно этим можно объяснить три ^направления

в развитии отечественной детской психиатрии.

Одно направление было тесно связано с педологией и дефектологией.

Это направление не было успешным, так как не

обеспечивалось общепсихиатрической основой, развивалось без

достаточной клинической базы, хотя и обогащалось экспериментально-

психологическими исследованиями. Его представители

рассматривали большинство отстающих детей как необратимо дефектных.

Другое — связанное с общей психиатрией — было более плодотворным

в связи со скрупулезным изучением симптоматики и динамики

болезней, сосредоточением не столько на дефекте поражения,

сколько на сохранившихся структурах психики, а также из-за

осознания того, что у больных детей обратимые состояния встречаются

чаще, чем стойкие.

Третье направление, обязанное своим происхождением педиатрии,

чаще и лучше других увязывало нервно-психические расстройства

детей с соматической патологией и видело обратную зависимость

— соматизацию нервно-психических заболеваний в детском

возрасте. Становление детской психиатрии находилось в

зависимости от сгепени изученности соматического здоровья детей,

понимания педиатрами психических расстройств при телесных

заболеваниях, с одной стороны, и приближения психиатрической

помощи к населению, с другой. ч

В 1920—40-е годы одной из самых важных задач детской медицины

была проблема соматических заболеваний и психических

расстройств при них. Изучению последних при пороках сердца,

ревматизме, кори, дизентерии, гриппе, туберкулезе, токсоплазмозе,

сифилисе, менингоэнцефалитах, дистрофии и др. посвятили свои исследования

Н. Н. Боднянская (1936), М.О.Гуревич (1925), С.С.Мну-

хин (1945), Н. И. Озерецкий (1934), Е. А. Осипова (1934), Т. П. Сим-

сон (1924), Г. Е. Сухарева (1928) и др.

В 1950—60-е годы превалировали исследования у детей рези-

дуально-органических психических расстройств, что определялось

трудностями их диагностики, отсутствием эффективного лечения и

в связи с этим частым возникновением инвалидизирующих нарушений.

Большую роль в приоритете этих исследований сыграла

невозможность в то время изучения генетических и психологических

аспектов «психических заболеваний. Последствиям перенесенных

менингоэнцефалитов, травм головного мозга были посвящены

работы М. О. Гуревича (1948), К. М. Кандаратской (1936), С. С. Мну-

хина (1935), Е.А.Осиповой (1946), М.С.Певзнер (1934), Р.А.Харитонова

(1961) и др.

Значительная распространенность судорожных явлений в детстве

определила интерес к ним преимущественно в 1960—80-е годы.

Были изучены наследственная предрасположенность, этиопа-

тогенез и возрастные особенности клиники детской эпилепсии.

Получены обнадеживающие результаты при лечении. Наибольший

вклад в решение этих проблем внесли Г. Б. Абрамович (1972),

Г. И. Берштейн (1936), А. И. Болдырев (1990), А. Г. Земская (1971),

В. К. Каубиш (1965), А. М. Коровин (1984), С. С. Мнухин (1929),

К. А. Новлянская (1957), М. А. Успенская (1962), Р. А. Харитонов

(1961), Г. Г. Шанько (1986).

В течение всех предшествующих десятилетий неуклонно увеличивалась

распространенность состояний общего психического

недоразвития — стойкого инвалидизирующего недуга. Необходимость

борьбы с ним требовала его многостороннего изучения.

В результате были исследованы этиология, клиника психического

недоразвития в зависимости от возраста и выявлены особенности

динамцки дефекта. Разработана проблема задержек психического

недоразвития. Особенно много в этом направлении сделали

Д. И. Азбукин (1936), Л. С. Выготский (1925), Л. В. Занков (1932),

Е. С. Иванов (1968), Д.Н.Исаев (1965), А.Р.Лурия (1956),

К. С. Лебединская (1969), В. И. Лубовский (1963), Г. С. Маринчева

(1969), С. С.Мнухин (1945), М.С.Певзнер (1949), Г.Е.Сухарева

(1965) и др.

Своеобразное нарушение психического развития — детский

аутизм — в нашей стране долгое время понимался как проявление

детской шизофрении или психопатии. Подробное изучение этиологии,

клинических форм, симптоматики, способов терапии и коррекционной

педагогики детского аутизма привели к выделению

его в качестве самостоятельного синдрома [Иванов Е. С.,1997; Каган

В. Е., 1976; Лебединская К. С, Никольская О. С, 1991; Мнухин

С. С, Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н., 1967].

Очень большое практическое (из-за широкой распространенности)

и не меньшее теоретическое значение имеет изучение у детей

и подростков пограничных расстройств, т. е. находящихся на

грани здоровья и явных психических нарушений. Пониманию нарушений

поведения, развития аномальных личностей, реакций на

трудную жизненную ситуацию, происхождения неврозов способствовали

достижения общей психиатрии, нейрофизиологии и возрастной

подход к анализу клинических фактов. Однако было бы

правильнее (и это способствовало бы выработке более эффективного

лечения), если бы наряду с изучением симптоматики больше

внимания уделялось особенностям личности больных детей, ее

формированию и участию в симптомообразовании. Несмотря на

несоблюдение в первое время этих основных условий, отечествен-

ные детские психиатры: А.И.Захаров (1971), В. И. Гарбузов

(1966), В. А. Гурьева (1968), Е. И. Кириченко (1974), В. В. Ковалев

(1968), М.В.Коркина (1959), А.Е.Личко (1973), Т. П. Симеон

(1934), Е.Е. Сканави (1934), Г.Е.Сухарева (1934), Г.К.Ушаков

(1958) и др.- достигли значительных успехов.

За последнее время (1980-90-е годы) на передний план выдвинулась

проблема аддиктивного поведения (злоупотребления

веществами, изменяющими психическое состояние), тесно связанная

с саморазрушающим поведением, и разные формы психической

зависимости (алкоголизм, токсикомания и наркомания).

Наиболее заметный вклад в изучение аддиктивного поведения и

зависимости от психоактивных веществ у подростков и детей внесли

В. С. Битенский (1988), Н. Е. Буторина (1978), В. Я. Гиндикин

(1980), В. Т. Кондрашенко (1988), А.Е.Личко (1976), И.Н.Пятницкая

(1971), П. И. Сидоров (1976).

Шизофрения и аффективный (маниакально-депрессивный)

психоз у детей и подростков встречаются редко и потому в психиатрической

практике занимают небольшое место. Однако инвали-

дизация большинства больных, необычные и нередко опасные

проявления детской шизофрении послужили причиной интенсивного

ее изучения. Сыграло роль и желание сравнить ее с шизофренией

взрослых. В результате очерчены границы детской и подростковой

шизофрении, разработана классификация, описаны

возрастные особенности, предложено лечение. Наибольший вклад

в этом направлении сделан В. М. Башиной (1980), М. Ш. Вроно

(1971), А. Е. Личко (1989), В.Н.Мамцевой (1979), Т. П. Симеон

(1948), Г. Е. Сухаревой (1937). Такому же серьезному изучению

маниакально-депрессивного психоза мешало представление о невозможности

его возникновения у детей и подростков. Однако

оказалось, что этот психоз в детско-подростковой популяции

встречается нередко, но не распознается из-за его атипичного протекания

в форме соматических или поведенческих эквивалентов.

Все же попытки изучения аффективных психозов у детей и подростков

делались [Дмитриева И. В., 1974; Иовчук Н. М., 1986; Лапи-

дес М. И., 1940; Ломаченков А. С, 1968; Мнухин С. С, 1940; Сосю-

кало О. Д., Ермолина Л. А., Волошин В. М., 1988].

Последние десятилетия в связи с большим сближением психиатрии

с общей медициной ознаменовались повышенным интересом

к психосоматическим расстройствам (болезням адаптации).

Выяснилось, что происхождение этих болезней определяется не

одними психотравмирующими обстоятельствами, а многими факторами,

их симптоматика полиморфная, стойкая, а успех лечения

возможен лишь при изучении отношения личности к болезни в

содружестве педиатра и психотерапевта. Из изучения психосоматических

отношений у детей и подростков сделан радикальный

вывод: в происхождении, течении и лечении практически всех за-

болеваний участвуют накапливающиеся отрицательные эмоции, из

чего следует необходимость психосоматического подхода (выявления

этих факторов) при любой патологии. В разработке этого нового

направления участвовали Д. Н. Исаев (1976), М. В. Коркина

с сотр. (1963), В.И.Крылов (1992), Б. Е. Микиртумов (1985),

А. А. Северный (1984) и др.

В настоящее время большое достижение детской психиатрии

— возобновившийся после Т. П. Симеон, изучавшей нервно-

психические расстройства раннего возраста (1924), интерес к этой

проблеме. Это направление позволяет изучать ребенка как часть

диады, совместно с матерью, и тем самым лучше понимать факторы,

влияющие на формирование психики, и воздействовать на семью

при наличии отклонений, что сулит большие возможности

для психопрофилактики и лечения. К числу наиболее интересных

работ в этом направлении относятся исследования Л. Т. Журбы,

Е. М. Мастюковой (1981), Е. И. Кириченко (1982), И. А. Козловой

(1967), Г. В. Козловской (1995), Н. В. Римашевской (1989).

Приведенный обзор показывает, что еще в начале века не было

отечественной детской психиатрии. За сто лет, опираясь на достижения

многих дисциплин, и в первую очередь на общую психиатрию,

педиатрию, педологию детскую психологию и др., она

прошла путь от собирания фактов до формирования собственных

представлений и обобщающих теорий. Сегодня, будучи самостоятельной

наукой, детская психиатрия вносит большой вклад в создание

служб психического здоровья, предупреждение психических

заболеваний и их лечение, продолжая в то же время проникать

в суть психических расстройств и отклонений в развитии.

(?] Темы для самостоятельной работы

1. Первые работы в области изучения психических заболеваний у

детей. 2. Основные направления в развитии детской психиатрии.

3. Первые организаторы психиатрической службы. 4. Организация

помощи умственно отсталым. 5. Вклад психиатров в развитие дет-

ской психиатрии. 6. Роль психологов и педологов в развитии учения

о психических болезнях детства. 7. Основные проблемы детской

психиатрии и их разработка. 8. Хронологические этапы формирования

детской психиатрии.

Щ Рекомендуемая литература

Александер Ф., Селесник ____________Ш. Человек и его душа.—М.: Прогресс, 1995.

Гиляровский В. А. Психиатрия.- М., 1954.

Каннабих Ю. В. История психиатрии.— М.: Госмедгиз, 1928.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.—М.: Медицина, 1995.-

С. 5-12.

Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамигескаяпсихиатрия.— М.: Ака-

демигеский проект, 2000.- С. 8—24.

Озерецкий К И. Психопатология детского возраста.- Л., 1938.

Руководство по психиатрии/ Под ред. Г. В. Морозова. В 2 т . - М.: Медицина,

1988 - С. 24-51.

Руководство по психиатрии/Под ред. А. В. Снежневского. В 2 томах.—

М.: Медицина, 1983.

Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.—

М.: Медицина, 1955.

Ушаков Г. К. Детская психиатрия.- М.: Медицина, 1973.- С. 12-32.

Юдин Т. И. Очерки истории отечественной психиатрии.— М.: Медгиз,

1951.

 

 

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.