ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу с ними следует проводить в отсутствие сына или дочери, так как даже детей раннего возраста это может обеспокоить. Самим родителям также будет трудно сосредоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведение ребенка. Помочь им смогут в этой ситуации кто-либо из близких родственников, занимаясь с ребенком во время разговора с врачом. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли быть наиболее вероятными факторами, участвующими в возникновении обсуждаемых расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка: генетические, психологические характеристики, соматическое здоровье, возраст, профессиональные вредности отца и матери и многое другое, что сможет прояснить особенности семейных взаимоотношений, а также модус воспитания ребенка. Следующая тема — течение беременности и все вредности, которые перенесла будущая мать в это время: психотравми- рующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также возможные осложнения вынашивания плода. Особого внимания заслуживают особенности течения родов и послеродового периода. Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцом младенца. Важно не только учесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но отметить психологические трудности, возникавшие на коротком жиз- ненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя обстановка). У проводящего обследование должно сложиться представление о темпераменте (врожденных особенностях психики) ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания — все это позволит специалисту понять поведение ребенка в конкретной обстановке семьи или учреждения. Кроме того, знание темперамента ребенка необходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде, а также для назначения необходимых мер психологической и социальной поддержки. Обследование самого ребенка должно проводиться при соблюдении ряда условий: в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными формами обследования. Для полного представления о ребенке необходимо изучить социальные возможности ребенка, его эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформирован- ность речи, двигательную умелость, уровень физического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этой целью используются: анамнестические сведения, полученные от родителей, других лиц, участвующих в воспитании ребенка; результаты наблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игр; итоги наблюдений за взаимоотношениями ребенка с врачом, психологом или педагогом в процессе выполнения тестовых или не тестовых заданий; оценка психомоторной зрелости малыша по какой-либо методике развития ребенка раннего возраста (Вау1еу 5са1е$ о( Мат Оеуе1ортеп1:, 1969, Бепуег Оеуе!ортей Зсгеепте Те$*, 1971, Кеу15ес1 Беуе1ортеп1 5сгеепт§ 1пуеп1:огу, 1980, К. 2мепег, 1982, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печера, Э. Л. Фрухт, 1983, Г. В. Козловская, А. В. Горюнова, 1995); результаты наблюдений за реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращение; история болезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения педиатра, психолога, характеристика педагога. Диагноз психического расстройства ставится на основании упомянутых результатов обследования семьи и ребенка. Основным для выявления психического расстройства является наличие жизненных трудностей в семье ребенка в целом - у матери, отца, самого ребенка или других членов семьи, эмоционально тесно связанных с- родителями. Для этого может потребоваться значительное время, дополнительные исследования и большое терпение в работе с родителями, которые не всегда могут, а иногда и не хотят сотрудничать с врачами. Характер трудностей, способных вы- звать обсуждаемые расстройства у детей, описан выше. Следует также учитывать многие другие факторы, участвующие в возникновении (патогенезе) психосоматических расстройств (наследственную предрасположенность, функциональную или анатомическую слабость пострадавших органов или систем, особенность психики и нейродинамических сдвигов ребенка и др.). |7] Темы для самостоятельной работы 1. Методы психиатрии. 2. Описательный метод. 3. Понимание, вчув- ствование, как метод. 4. Нейробиологические методы. 5. Генетический метод. 6. Лабораторный метод. 7. Диагностическая беседа. В. Психологические методы. 9. Схема психиатрического статуса. |Д Рекомендуемая литература Благосклонова Н. К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография.— М.: Медицина, 1994. БлейхерВ.М., Крук И. В. Практическая патопсихология.—Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. БурлагукЛ.Ф., Морозове.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер, 1999. ВассерманЛ.Ж, Дорофеева С. А., МеерсонЯ.А. Методы нейропсихологиче- ской диагностики.— СПб., 1997. Демьянов 20. Г. Диагностика психических нарушений. Практикум.— СПб.: МиМ, 1999. Детская патопсихология. Хрестоматия.— М.: Когито-Центр, 2000. Кабанов М. М., Лигко А. Е, Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- Л.: Медицина, 1983. Лубовский В. К Психологические проблемы диагностики аномального развития детей,— М., 1989. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М., 1973. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева,* В. В. Оголила.— М.: МГУ, 1987. Озерецкий К К Метод массовой оценки моторики у детей и подростков.— М.: Медгиз» 1930. Патопсихология. Хрестоматия.— М.: Когито-Центр, 2000. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.— М.: Воронеж, 1996. Психо-диагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии/ Под ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана.- СПб., 1991. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/Под ред. К. С. Робсона.— М.: Медицина, 1999. Руководство по психиатрии/ Под ред. Г. В. Морозова. В 2 т.— М.: Медицина, 1988. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С. Ю. Циркина.- СПб.: Питер, 1999. Глава 7 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|