Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу

с ними следует проводить в отсутствие сына или дочери, так как

даже детей раннего возраста это может обеспокоить. Самим родителям

также будет трудно сосредоточиться, их все время будет отвлекать

состояние и поведение ребенка. Помочь им смогут в этой

ситуации кто-либо из близких родственников, занимаясь с ребенком

во время разговора с врачом. Желательно начинать беседу с

жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит,

сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли

быть наиболее вероятными факторами, участвующими в возникновении

обсуждаемых расстройств. В числе обсуждаемых тем

должна быть семья ребенка: генетические, психологические характеристики,

соматическое здоровье, возраст, профессиональные

вредности отца и матери и многое другое, что сможет прояснить

особенности семейных взаимоотношений, а также модус воспитания

ребенка. Следующая тема — течение беременности и все вредности,

которые перенесла будущая мать в это время: психотравми-

рующие факторы, болезни, физические и химические воздействия,

а также возможные осложнения вынашивания плода. Особого

внимания заслуживают особенности течения родов и послеродового

периода. Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического

развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния

психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений

с отцом младенца. Важно не только учесть возможные

соматические расстройства и отклонения в развитии, но отметить

психологические трудности, возникавшие на коротком жиз-

ненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые

разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение,

госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя

обстановка). У проводящего обследование должно сложиться

представление о темпераменте (врожденных особенностях

психики) ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических

проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну,

порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества

настроения, отвлекаемости и объема внимания — все это

позволит специалисту понять поведение ребенка в конкретной обстановке

семьи или учреждения. Кроме того, знание темперамента

ребенка необходимо для правильного прогноза его приспособления

к социальной среде, а также для назначения необходимых

мер психологической и социальной поддержки. Обследование самого

ребенка должно проводиться при соблюдении ряда условий:

в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в

процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение,

игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными

формами обследования. Для полного представления о ребенке

необходимо изучить социальные возможности ребенка, его

эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформирован-

ность речи, двигательную умелость, уровень физического развития,

темперамент, характер привязанности к родителям. С этой

целью используются: анамнестические сведения, полученные от

родителей, других лиц, участвующих в воспитании ребенка; результаты

наблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком

во время игр; итоги наблюдений за взаимоотношениями ребенка с

врачом, психологом или педагогом в процессе выполнения тестовых

или не тестовых заданий; оценка психомоторной зрелости малыша

по какой-либо методике развития ребенка раннего возраста

(Вау1еу 5са1е$ о( Мат Оеуе1ортеп1:, 1969, Бепуег Оеуе!ортей

Зсгеепте Те$*, 1971, Кеу15ес1 Беуе1ортеп1 5сгеепт§ 1пуеп1:огу, 1980,

К. 2мепег, 1982, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печера, Э. Л. Фрухт, 1983,

Г. В. Козловская, А. В. Горюнова, 1995); результаты наблюдений за

реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращение;

история болезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения

педиатра, психолога, характеристика педагога.

Диагноз психического расстройства ставится на основании

упомянутых результатов обследования семьи и ребенка. Основным

для выявления психического расстройства является наличие

жизненных трудностей в семье ребенка в целом - у матери, отца,

самого ребенка или других членов семьи, эмоционально тесно

связанных с- родителями. Для этого может потребоваться значительное

время, дополнительные исследования и большое терпение

в работе с родителями, которые не всегда могут, а иногда и не хотят

сотрудничать с врачами. Характер трудностей, способных вы-

звать обсуждаемые расстройства у детей, описан выше. Следует

также учитывать многие другие факторы, участвующие в возникновении

(патогенезе) психосоматических расстройств (наследственную

предрасположенность, функциональную или анатомическую

слабость пострадавших органов или систем, особенность

психики и нейродинамических сдвигов ребенка и др.).

|7] Темы для самостоятельной работы

1. Методы психиатрии. 2. Описательный метод. 3. Понимание, вчув-

ствование, как метод. 4. Нейробиологические методы. 5. Генетический

метод. 6. Лабораторный метод. 7. Диагностическая беседа.

В. Психологические методы. 9. Схема психиатрического статуса.

|Д Рекомендуемая литература

Благосклонова Н. К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография.—

М.: Медицина, 1994.

БлейхерВ.М., Крук И. В. Практическая патопсихология.—Ростов-на-Дону:

Феникс, 1996.

БурлагукЛ.Ф., Морозове.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-

СПб.: Питер, 1999.

ВассерманЛ.Ж, Дорофеева С. А., МеерсонЯ.А. Методы нейропсихологиче-

ской диагностики.— СПб., 1997.

Демьянов 20. Г. Диагностика психических нарушений. Практикум.—

СПб.: МиМ, 1999.

Детская патопсихология. Хрестоматия.— М.: Когито-Центр, 2000.

Кабанов М. М., Лигко А. Е, Смирнов В.М. Методы психологической диагностики

и коррекции в клинике.- Л.: Медицина, 1983.

Лубовский В. К Психологические проблемы диагностики аномального развития

детей,— М., 1989.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М., 1973.

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии.—

Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева,* В. В. Оголила.—

М.: МГУ, 1987.

Озерецкий К К Метод массовой оценки моторики у детей и подростков.—

М.: Медгиз» 1930.

Патопсихология. Хрестоматия.— М.: Когито-Центр, 2000.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.—

М.: Воронеж, 1996.

Психо-диагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии/

Под ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана.- СПб., 1991.

Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/Под

ред. К. С. Робсона.— М.: Медицина, 1999.

Руководство по психиатрии/ Под ред. Г. В. Морозова. В 2 т.— М.: Медицина,

1988.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/

Под ред. С. Ю. Циркина.- СПб.: Питер, 1999.

Глава 7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.