Репортаж – это короткий видеорассказ о каком-либо событии, а значит, он должен создаваться по известной схеме: начало (завязка) действия, его развитие, некая кульминация и финал.
Искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент. Если действие повторится в более подходящих условиях, можно снять лучший кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда. Обязательно необходимо учитывать законы композиции, правила построения кадра и систему деления репортажа на фрагменты и кадры: - во-первых, в съемке должны присутствовать все "крупности", то есть общие планы или панорамы, средние, крупные и очень крупные планы (детали и фрагменты); - во-вторых, каждый, даже очень небольшой, репортаж обязан иметь четко выраженную тему. Нельзя снимать без определенной системы (плана), все подряд, что попадается на глаза и кажется интересным: снимите лишнее, а что-то важное можете упустить. Авторская мысль в репортаже должна быть выражена предельно ясно. Если эти условия не выполняются, снимки будут скучными. Характерной особенностью репортажа является большая важность его первого кадра. В определенной степени, это самый важный кадр в любом репортаже, это «крючок», который держит внимание зрителя. Никогда не заканчивайте съемки, если вы не уверены каким будет первый кадр (да и последний тоже). В режиссуре это даже получило отдельное название: проблема первого и последнего кадра. И это действительно проблема, которую всегда нужно решать отдельно, чтобы не мучиться головной болью при монтаже, когда уже ничего сделать нельзя. Спортивный репортаж делать особенно нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труднее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки. Ещё одной особенностью репортажной съёмки является то, что оператор часто не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, поэтому нужно уметь быстро менять план и объект съёмки. Для исключения потерь интересных кадров целесообразно вести съёмку двумя (возможно и более) камерами, одна из которых постоянно фиксирует общий план события. Репортажная съёмка должна быть хорошо продумана. Подготовка к ней определяется задачей съёмки, но обычно необходимо сделать следующее: - получить как можно более полную информацию о событии, узнать план проведения мероприятия, где, когда и что будет происходить; - ознакомиться с условиями и местом проведения съёмок (возможно предварительно посетив его), определить точки съёмок и задачи операторов; - подготовиться к тематическим интервью с известными лицами, спортсменами, гостями (подобрать вопросы, а иногда и необходимые ответы, место съёмки, ракурсы, планы); - определить, как снять выступление ведущего (корреспондента) с места события (содержание, планы, ракурсы) и его короткие диалоги с гостями и участниками мероприятия; - написать сценарный план съёмки; - проверить и подготовить оборудование; - организовать радиосвязь между работниками съёмочной группы. Для создания интересного репортажа необходимо снять разноплановые кадры, конечно в соответствии со сценарием, и не забыть про крупные планы символики, логотипов, наград и других деталей, которые оживят ваш видеорассказ. Чтобы избежать хаоса во время съёмки репортажа нужно придерживаться плана действий и то же время уметь быстро реагировать на неожиданно происходящие события.
5.6 Выбор и осмотр съёмочной площадки, выбор точек (мест) съёмки, ракурсов и планов
В неигровом (спортивном) кино часто не приходится выбирать место съёмок, оператор с камерой работает там, где происходит действие: на спортивных площадках, в концертных залах, в бассейнах и т. д. При съёмках учебных фильмов бывает возможность выбрать съёмочную площадку. И в том и в другом случае перед съёмкой крайне желательно ознакомиться с местом её проведения для оценки съёмочной площадки и последующего выбора точек съёмок и необходимого съёмочного оборудования. При осмотре съёмочной площадки как минимум следует обратить внимание на следующее: - расположение и достаточность источников искусственного света или особенности естественного освещения во время съёмки (расположение окон, прожектора и солнце не должны светить в объектив камеры, а изображение в кадре должно иметь хороший контраст: свет и тень); - нежелательные предметы, которые могут попасть в поле зрения камеры и перекрыть кадр (лучше заранее предотвратить такую возможность); - передний и задний планы, на которых не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь на себя внимание зрителя или исказить кадр (например, торчащие в совершенно неподходящем месте ветки растений, электрический кабель, рекламные растяжки, щиты, арматура, элементы конструкций и т. д.); - возможность выстроить нужную композицию в кадре и перспективу. Вообще для оценки съёмочной площадки неплохо бы внимательно посмотреть на неё через видоискатель. Выбирать для проведения съёмок, конечно, нужно лучшую площадку с точки зрения её особенностей, хотя, если позволяют обстоятельства, площадку можно и нужно дооборудовать или, наоборот, расчисть и убрать лишнее. В кадре следует оставлять только самое необходимое и отсекать все, что мешает или отвлекает от главного. После осмотра съёмочной площадки можно выбрать точки съёмки, ракурсы и планы. Руководствоваться при выборе надо, естественно, сценарием и режиссёрским замыслом по созданию фильма или эпизода. Чтобы смонтировать интересный видеосюжет, нужны разноплановые кадры, а съёмку целесообразно проводить, скорее всего, несколькими камерами. Если действие масштабное, то с одной точки надо снимать дальние и общие планы с фронта (возможны периодические укрупнения плана до среднего и даже крупного при использовании ZOOM объектива). Часто имеет смысл приподнимать эту точку на два-три метра. С другой точки действие можно снимать сбоку (под большим или меньшим углом к фронту), планы общие и более крупные: поколенный, поясной, КП. Некоторые действия, чтобы проявить их рисунок, целесообразно снимать сверху с высоты нескольких метров, например спортивные театрализованные шоу, открывающие крупные спортивные мероприятия. Всегда следует выбрать ракурс съёмки так, чтобы главный герой располагался лицом к камере, а не спиной. Если вы собираетесь снимать «панораму», то есть сопровождать героя, найдите точку, с которой он и его движение будет хорошо просматриваться на протяжении всей съемки, сразу определите начальный и конечный статичные планы. Важно определить, как будут освещены главный объект съемки и фон, каким образом будет меняться характер освещения при изменении положения объекта. Для крупных и средних планов важно хорошо осветить лица, а для общих и дальних - место действия. Необходимо использовать особенности освещения так, чтобы герой не сливался с фоном, и сохранялась глубина кадра. Всё это можно сделать, разумно варьируя ракурсы, планы и точки съёмок и по возможности проведя необходимую подготовительную работу на съёмочной площадке или на месте съёмок.
Вопросы для контроля.
1. Что обозначают понятия «план» и «кадр» в видеопроизводстве? 2. Назовите основные кинематографические планы и поясните, зачем они нужны? 3. Каким образом в соответствии с правилами построения композиции необходимо располагать объекты в кадре при видеосъёмке? 4. Основные правила видеосъёмки и их нарушения. 5. Что необходимо учитывать присъёмке интервью, детей, репортажа?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|