Здавалка
Главная | Обратная связь

Съёмка на натуре при солнечном освещении, в пасмурную погоду, на снегу, в мороз.



 

При съемке на природе освещённость различается по величине и направлению в зависимости от времени суток и года, погодных условий, что уже отмечено в разделе 4.

Лучшее природное освещение для съёмки - это дневное «солнце в молоке», когда светило закрыто небесной дымкой, высокими перистыми облаками или из-за сплошных неплотных облаков вместо солнца на небе яркое пятно. В этих условиях свет и тень белеют, получаются наилучшая цветопередача и мягкая светотень.

Солнечное освещение лучше всего сбоку — так снимаемые объекты будут выглядеть рельефно. Глубину композиции, объемность кадра на натурных съемках хорошо подчеркивает туман, отчего в игровом кино дальние планы часто «затуманивают» с помощью специальных дымов.

Важное правило при съемке в солнечный день - держи солнце за плечами и используй бленду, чтобы не допустить попадания света непосредственно в объектив, потому что:

во-первых, видеокамера автоматически прикроет диафрагму, и объект съемки на экране будет очень темный;

во-вторых, снимая против сильного источника света можно испортить матрицу камеры (если не использовать специальные фильтры).

Если свет падает под углом 30-60 градусов, то одинаково освещены как горизонтальные, так и вертикальные плоскости. Когда солнце находится в зените, освещены горизонтальные поверхности предметов, а вертикальные находятся в тени. В сумерки ярче всего будет освещен участок неба над горизонтом. Во время восхода и на закате пейзаж освещается низко направленным светом, который приобретает оранжево-красный оттенок. Объекты отбрасывают длинные тени, ярко выражены светотеневые контрасты.

Хорошее время суток для съемок - утро или вечер. На рассвете воздух еще чист и прозрачен, что дает высокую четкость и резкость изображения. Если съемку вести в направлении с востока на запад, то все объекты будут хорошо освещены светом теплых оттенков. В обратном направлении (с запада на восток) хорошо снимать объекты с отражающей поверхностью (озеро, море): если объект расположен между вами и солнцем, то полученные кадры будут напоминать графику, что придаст им своеобразную выразительность. К этим условиям надо просто приспособиться и не пытаться прорабатывать детали объектов.

Красивое небо получится при съёмке над светлыми отражающими и блестящими поверхностями, например над песком, снегом, водой, снижающими контраст. Вода при высоком солнце (более 42° над горизонтом) становится темной, при низком — искрится, приобретает цвет неба.

При ярком солнечном дневном освещении пересвеченной (слишком яркой) может оказаться только одна часть объекта, а другая будет находиться в глубокой тени. Чтобы выявить детали на неосвещенных участках, их необходимо осветить, используя отражатели - белую, серебряную или золотистую ткань, натянутую на раму (лайт-диски), листы пенопласта, развернутую газету. Свет от отражателей сделает тени светлее. Такого же эффекта можно добиться, если поместить снимаемый объект рядом с отражающими поверхностями: побеленными стенами домов, витринными стёклами.

Если снимаемый объект находится в тени, а фон ярко освещен, нужно поменять точку съемки, чтобы разница в освещении объекта и фона не была такой большой. Можно поднять камеру чуть выше, чтобы по возможности исключить из кадра небо с облаками и другие ярко освещенные объекты. В том случае, когда этого сделать нельзя, поможет регулировка диафрагмы вручную таким образом, чтобы четко был виден объект, а фон при этом может быть пересвечен. Полученное в этом случае изображение будет восприниматься лучше, чем темный снимаемый объект и хорошо освещенный фон. Здания лучше снимать в полдень, когда архитектурные формы подчеркнуты контрастом света и тени.

В облачную погоду рассеянный свет при высоком общем уровне освещённости создает наиболее благоприятные условия для портретных съемок.

Предполагая снимать в темное время суток, заранее подумайте о дополнительном источнике света. Во многих моделях видеокамер предусмотрена возможность усиления сигнала, но такой режим привносит видеошумы, тем самым ухудшая качество изображения. Высветить ночью большие пространства очень сложно, однако в любительских фильмах в этом обычно не бывает необходимости. Для подсветки объекта съёмки достаточно использовать источник света с лампой мощностью 20 Вт или немного больше. В походных условиях объект и фон можно подсветить автомобильными фарами.

Своеобразно и очень интересно выглядят кадры ночной съёмки ярко освещенных улиц больших городов, фонарей, световой рекламы, ярко освещенных витрин магазинов и движущихся автомобилей. Наиболее выразительные ночные кадры получаются после дождя, когда мокрые асфальт, стекла и стены отражают свет от ламп и рекламы и создают дополнительные блики.

В пасмурную погоду все объекты съемки освещены рассеянным светом неба. При этом освещенность горизонтальных поверхностей заметно больше освещенности вертикальных. В пасмурную погоду нет теней, контрастность низкая, цветовая температура более 6500 °К, цвета блекнут. Изображение получается плоским, необходимы дополнительные средства для подчеркивания объема и формы предметов. В этом случае снимать людей средними и крупными планами необходимо с использованием искусственной подсветки или отражателей. Свет должен быть направлен от видеокамеры, чтобы избежать образования заметных теней и не нарушить общего впечатления пасмурной погоды. Для плоских лиц желательна боковая направленная подсветка, нужны цветовые контрасты. Яркая теплая подсветка встроенным осветителем даст эффект съемки при заходящем солнце.

Зимним днем солнце низкое (13-15° над горизонтом), что даёт резкое отличие в освещении горизонтальных и вертикальных поверхностей. На свету предметы окрашиваются в оранжево-желтые оттенки, а тени - в синие (цветовая температура солнца - 2500-3500 °К, неба - более 15000 °К). Контраст очень высокий, на фоне белого снега объект съёмки на средних и общих планах получается тёмным, цветопередача искажена. Имеет смысл использовать ручное диафрагмирование. Если такой возможности нет, можно воспользоваться функцией Васк Light, но аккуратно, так как объекты на переднем плане могут стать слишком светлыми.

При низком солнце освещенная часть лица приобретает золотистый теплый оттенок. В крупных планах необходима подсветка теней для выравнивания освещенности и коррекции ее цветности.

Белый снег равномерно отражает все спектральные зоны, отчего окрашивается в разные цвета в зависимости от спектрального состава падающего на него света. При низком зимнем солнце окрашивается не только снег - цветными становятся также вертикальные поверхности и фигуры. Баланс белого необходимо настраивать как можно чаще.

Невысокое солнце зимой в пасмурную погоду не дает теней и для съемки едва ли пригодно. Естественная освещённость низкая. Нужны источники искусственного света для освещения съёмочной площадки.

Негативным фактором зимней съёмки также является низкая температура. К съёмке на морозе видеокамеры практически не приспособлены вследствие целого ряда причин.

1. Аккумулятор на холоде разряжается быстрее, чем при нормальной температуре. Время работы аккумулятора может снизиться после съемки на морозе.

2. Изображение на дисплее будет «тормозить», жидкие кристаллы «не любят» низкие температуры, поэтому лучше пользоваться видоискателем.

3. На морозе густеет смазка механизмов видеокамеры, из-за этого механические устройства работают медленнее или вообще заедают.

4. Затуманивается внешняя линза объектива, образуется конденсат во внутренних объёмах камеры при попадании в тепло после мороза.

Для исключения отрицательного действия низких температур на камеру, её следует упаковать в специальный защитный зимний чехол (рис. 2.32), а для согревания камеры и рук оператора использовать термохимические грелки (рис. 2.33), которые вкладываются во внутренние карманы чехла. Грелка работает примерно 30-40 минут. Аккумуляторов целесообразно взять раза в полтора больше, чем для аналогичной съёмки летом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.