Здавалка
Главная | Обратная связь

Различают три вида панорам: обзорную панораму, панорамирование движущихся объектов и быструю перемену направления съемки, «переброс».



Любая обзорная панорама должна начинаться и заканчиваться статичным планом (без движения камеры), иначе предыдущий и последующий кадры плохо смонтируются с панорамой. Нередко снимают так называемый «разрезной» план - это один кадр, состоящий из начального статичного плана (5-6 секунд), панорамы и конечного статичного плана (не менее 5-6 секунд). Если при монтаже вдруг по каким-либо причинам вы решите не использовать панораму, у вас останется для работы два полноценных плана (начальный и конечный).

Панорамы, в которых камера движется настолько быстро, что все находящееся между начальным и конечным статичными планами смазано и плохо различимо, называют «перебросом» или «смазкой» (быстрая перемена направления съемки). В этом случае важно показать, что начальный и конечный планы связаны между собой, так как события в них происходят в одном пространстве и времени. Прием, когда уходят в «смазку» с одного плана, а выходят из нее уже на другом, можно применять, чтобы создать иллюзию одновременности происходящего, хотя реальные события, показываемые в этих кадрах, могут быть разнесены и во времени, и почти всегда в пространстве.

В документальном кино или репортажных съемках, где развитие событий непредсказуемо, чаще используют панорамирование справа налево. «Отъезд», «наезд» или панорама всегда должны быть обоснованными по смыслу и длительности. Длинные, затянутые панорамы заведомо не войдут в эпизод с быстрым темпом. Если в событиях нет ничего экстренного и архиважного, то лучше не делать неподготовленную, неотрепетированную панораму. Разумнее снять несколько хорошо выстроенных по композиции статичных планов и предоставить зрителю возможность и время самому рассмотреть кадр и происходящие в нем события. И не поливайте панорамами, наездами и отъездами - необоснованно частое использование этих приемов вызывает у зрителя только раздражение.

Следующее важное правило съёмки. Если в кадре присутствуют три-четыре человека, постарайтесь не «отрезать» пол-лица кому-нибудь из них, так как от такого кадра всегда будет впечатление, что он небрежно выстроен. Лучше сделайте кадр более «общим» или оставьте в нем только тех, кто важен для вас в данный момент.

Снимать необходимо так, чтобы в кадре всегда что-то происходило, это привлекает и удерживает внимание зрителя. Например, непогода не позволила альпинистам продолжить восхождение: можно показать, что все укрылись в палатках; горящий в примусе огонь или тент, прогибающийся от порывов ветра, это поможет передать «ожидание». Если в кадре ничего не происходит, то возможно это и не надо снимать. Одним планом можно показать изменение состояния: скажем, герой дописал письмо, положил ручку, встал из-за стола, открыл дверь и вышел. Такие кадры необходимы для завершения действия или переноса его из одного места в другое.

Наше зрение объемно, а изображение в кадре двухмерно. Издавна художники старались различными способами передать третье измерение, глубину пространства, перспективу. Предметы, расположенные ближе к камере, находятся на первом плане, дальше - на втором, и самые удалённые - на дальнем плане. Они не должны сливаться друг с другом, «слипаться в одной плоскости». При съёмке видео важно создать ощущение глубины пространства или перспективу. Для этого следует чаще использовать «перспективное» построение кадра. Существует несколько основных видов перспектив.

Линейная перспектива (рис. 5.11): одинаковые объекты в кадре имеют тем меньшие размеры, чем дальше они отстоят от камеры.

Оптическая перспектива: при полном «отъезде» перспектива усиливается, а при «наезде» ощущение глубины уменьшается. В этом случае, если использовать перевод фокуса с одного объекта на другой (переключать внимание между этими объектами), то у зрителя возникает иллюзия глубины пространства.

Рис. 5.11 Линейная перспектива

 

Тональная, или воздушная перспектива (рис. 5.12): чем дальше от камеры объекты, тем слабее их тональная насыщенность, т. е. тем слабее выражен цвет. Размещая более темные (с насыщенными цветами) объекты на переднем плане, а более светлые - на заднем, можно усилить ощущение глубины пространства в кадре.

Рис. 5.12 Тональная перспектива

Светотональная перспектива (рис. 5.13) отличается присутствием в кадре среды, размывающей объекты (съемка в дымке, тумане, дыму), причем степень размытия увеличивается по мере удаленности объектов от камеры. Передать перспективу позволяет также прием частичного перекрытия, когда на переднем плане перед главным объектом присутствуют элементы среды, которые создают иллюзию пространства. Этот прием усиливает достоверность происходящего, специфику места действия.

 

Рис. 5.13 Светотональная перспектива

Активным приёмом операторского искусства, который используется при видеосъёмке для построения изобразительной композиции, является ракурс. Ракурс видеосъёмки - изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся кинокамерой. Он даёт возможность всесторонне показывать действие, событие, явление, а также мимику, жесты и движения человека, создавать монтажные метафоры.

Другими словами, ракурс - это сильное перспективное сокращение (перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания; ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.).

Что получится, если съемка проводится под углом к вертикальной плоскости объекта сверху или снизу? Человек, снятый камерой, которая расположена на уровне его глаз, выглядит равным зрителю. При съемке с верхней точки мы смотрим на него сверху вниз, он кажется мелким, униженным, побежденным. При съемке с нижней точки уже он смотрит на вас сверху вниз и выглядит величественно, торжественно, гордо, высокомерно.

Важное значение при видеосъёмке имеет фон или второй план. Фон должен быть носителем информации, дополняющей главную тематическую линию фильма.Это не пассивный участок кадра, не несущий никакой смысловой нагрузки. Если не уделять ему должного внимания, то содержание видео будет обеднено. Тщательно выбирайте фон, чтобы он усиливал ваш замысел, дополнял его, а не разрушал. В большинстве случаев фон по сравнению с действующими лицами мало активен, но иногда именно окружающая среда определяет мотивы поведения участников съёмок, и тогда окружающая обстановка становится не менее важной, чем действие на переднем плане. Таким "агрессивным" фоном может быть определенное состояние природы, фейерверки, военные учения, выступление массовки.

При съемке крупных планов свободное пространство кадра минимально. Однако всегда есть способ включить в поле зрения камеры, изобразительный материал, характерный для ситуации, в которой происходит действие. Иногда для этого достаточно переместиться чуть левее или правее, немного опустить или поднять камеру, и снять важное действие на втором плане - проезд автомашины, работу строителей, пролёт птицы или прохождение группы людей. Изображение должно строиться так, чтобы в кадр попали участки среды с действием, характерным для того события, о котором идет речь, предметы, подтверждающие профессиональную принадлежность героя или уникальность географической точки, и т.д. Дополнительная смысловая нагрузка на заднем плане допустима, если эпизод от этого выиграет. Хотя перегруженного или движущегося фона нужно избегать. Необходимо следить, чтобы дополнения не были случайными, чужеродными, например торчащие или висящие провода, металлоконструкции, рекламные щиты, корявые ветки, беспорядочно лежащие вещи, розетки, выключатели и другие неуместные электротехнические и механические устройства. На фоне не должно быть возможно симпатичных, но всё-таки отвлекающих зрителя элементов. Можно добавить в фон несколько не слишком раздражающих цветных пятен. Цвет сделает фон более привлекательным.

Фон - второй план, поле для размещения дополнительных компонентов смыслового характера, иногда очень активно действующих на зрителя, помогающих раскрыть основную мысль.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.