Здавалка
Главная | Обратная связь

Звукоряд: шумы, голос человека (речь), музыка



 

Фильм без звука часто не смотрится вообще или смотрится скучно, если на экране нет динамичного действия, не взрываются автомобили, не рушится дом - иначе говоря, отсутствует "экшн". И это действие без правильного и качественного звука будет намного менее зрелищным. На хорошее озвучивание фильма тратится много времени и сил - ненамного меньше, чем на видеомонтаж. Не зря звукооператоры часто ставят себе в заслугу успех того или иного кинопроизведения: впечатление, создаваемое музыкой и звуковыми эффектами, бывает даже сильнее, чем от видеоряда.

Снятое бытовое непрофессиональное видео: - дни рождения, отдых на курорте, экскурсионная поездка с оригинальным звуком, оставленным без изменения, выглядит довольно тоскливо. Если же сделать специальное звуковое оформление, то такое видео сразу смотрится намного лучше и интереснее. Но, прежде чем говорить о звуке, надо понимать, что это такое.

Звук, который слышит человек, - это механические колебания воздуха, упругие воздушные волны, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Звуковая волна – чередование уплотнённых и разреженных слоёв воздуха (рис. 6.1). Как и любая волна, звуковая характеризуется амплитудой и частотой.

Частота звуковой волны определяет высоту звука. Чем выше частота, тем выше звук. Высота звука измеряется в герцах (Гц, Hz) или килогерцах (КГц, KHz). Волна частотой 1 Гц имеет период в 1 секунду. Считается, что человек слышит звуки в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком, выше, до 1 ГГц, — ультразвуком, более 1 ГГц — гиперзвуком.

Громкость звука определяется амплитудой давления звуковой волны. Чем выше амплитуда давления звуковой волны, тем мощнее и громче сигнал. Громкость звука измеряется децибелах и обозначается дБ. Децибел - относительная логарифмическая единица измерения величин, связанных с интенсивностью звука (мощности, амплитуды, усиления/ ослабления).

Рис. 6.1 Схема звуковой волны

 

Таблица 6.1 Примерные значения громкости некоторых звуков

Вид звука Громкость, дБ
Шепот, шелест листьев 20...30
Тихая речь. Шум улицы ночью 30...40
Разговорная речь. Обычное учреждение 40...60
Громкая речь. Кашель. Шум улицы днем 60...70
Оркестр. Шум автомобиля 70...80
Крик. Шум поезда, мотоцикла 80...90
Водопад Ниагара. Шумный фабричный цех 90...100
Шум авиационного мотора. Орудийный выстрел 100...120
Шум реактивного двигателя 120...140

Звук громкостью 120...130 децибел вызывает боль в ушах. Наивысшее значение силы звука человеческого голоса, 125 децибел, продемонстрировала на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолет «Боинг». Это - один из мировых рекордов из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».

Практически в любом фильме помимо собственно видео есть звуковое сопровождение (оформление) или саундтрэк, которое в общем случае состоит из закадрового дикторского комментария, фоновой музыки, шумовых эффектов(могут быть использованы звуки из реального видеосюжета). Очень важно, чтобы все эти компоненты были сбалансированы между собой. Шумовые эффекты, например, шум улицы, оживляют видеоряд, делают его более насыщенным и естественным. Но звук из сюжета не должен забивать основную составляющую саундтрэка - смысловую. Видео - это один из способов донести до зрителя какую-либо информацию. Конечно, некоторые сообщения могут быть выполнены в виде титров, графиков и диаграмм, т.е. средствами графики. Но большая часть информации, как правило, предоставляется диктором.

В любительской и профессиональной практике чаще всего фильмы сопровождаются музыкой и речью диктора-комментатора. Существуют законы наложения (построения) дикторского комментария, которыми необходимо руководствоваться. Недопустимо описывать словами происходящее на экране. Столь же неуместно ссылаться на вещи, не имеющие ничего общего с изображением. Закадровый голос должен соответствовать тематике фильма. Он должен быть предельно лаконичным, точным и ясным по выражению, пояснять только то, что трудно передать в изображении.

В неигровой картине словом нужно пользоваться особенно осторожно. Самым большим недостатком фильма является многословие. Голос диктора за кадром, бывает, звучит даже там, где изображение куда более многозначно. Иной раз лучше промолчать.

Обычная задача закадрового голоса в документальном фильме – информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от замысла, жанра, избранного автором стиля изложения. Видовой фильм, этюд, зарисовки уличных сценок и тому подобное могут текстом не сопровождаться. Выразительные пейзажи, тонкие наблюдения говорят сами за себя, рождают у зрителей какие-то чувства и мысли. Комментарии здесь излишни. В научно-популярных картинах главная задача дикторского комментария – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы.

Важная компонента звукового сопровождения – музыка, с которой хорошо сочетается речь диктора. Музыка подбирается заблаговременно в соответствии с темой и жанром фильма, ее темп, ритм, настроение должны соответствовать изображению и улучшать восприятие произведения.Оптимально, когда музыкальная подложка оригинальная, авторская, написанная специально для вашего видео. Но это далеко не всегда возможно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.