Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные правила и особенности, которые необходимо применяять и учитывать при самостоятельной звукозаписи.



1.Если микрофон будет стоять слишком близко к источнику звука, запись окажется лишенной глубины, будет восприниматься как зажатая и грубая.

2. Если же микрофон поставить на большом расстоянии от источника звука, запись получится глухой или с выделением отдельных случайных частот, что нежелательно (рис. 6.2).

3. Если надо записать речь одного человека в студии или в комнате, микрофон устанавливают на уровне губ говорящего и, как правило, не ближе 50 см.

В процессе речи голос человека меняет свою высоту, он может звучать громче или тише, кроме того, голос каждого человека отличается присущим только ему тембром.

Нижняя граница частотного диапазон голоса человека лежит в пределах 85-100 Гц, верхняя доходит до 3500-4500 Гц. Художественная речь по частотному диапазону значительно шире.

Однако, чтобы передать характерные особенности тембра, необходимо записывать и воспроизводить значительно более широкий частотный диапазон не менее 80-8000 Гц. В этом диапазоне сохраняются хорошая разборчивость и естественность звучания голоса.

Диапазон изменения громкости речи при художественном чтении составляет 40-50 дБ. Динамический диапазон речи диктора значительно уже (15-20 дБ).

 

Рис. 6.2 Размещение микрофона при записи дикторского комментария

 

4.Следует учитывать отличительные черты человеческой речи.

Разборчивость, внятность речи зависит не только от технических условий записи, но и от дикции исполнителя. Говорящий в микрофон не должен форсировать голос. Громкость речи должна соответствовать тому эффекту, который желательно получить по смыслу записи. Во всех случаях надо избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса, и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и густым. Кроме того, при малой громкости голоса в фонограмме могут прослушиваться посторонние шумы.

5. Правила совместного размещения исполнителя и микрофона.

При записи одного исполнителя обычно используют микрофон с односторонней направленностью. Такой микрофон размещают на расстоянии 50-100 см от исполнителя. В зависимости от положения исполнителя микрофон устанавливают на столе или на высокой стойке так, чтобы он был на уровне губ (рис. 6.2).

При более близком размещении исполнителя у микрофона слышны малейшие оттенки голоса, заметны все нюансы и дефекты речи, становятся различимыми шум дыхания и шипение глухих согласных, подчеркиваются низкие частоты, в результате чего искажается тембр голоса и запись приобретает бубнящий оттенок.

При попытке получить эффект разговора шепотом записанный звук получается не совсем естественным, а шипящие звуки оказываются особенно подчеркнутыми. При записи шепота исполнитель должен находиться на расстоянии 10-20 см от микрофона, а сам микрофон необходимо повернуть к лицу исполнителя так, чтобы поток воздуха от дыхания не попадал непосредственно на диафрагму микрофона.

Для устранения шипящих согласных следует поворачивать микрофон под разными углами к исполнителю до тех пор, пока эта особенность речи не перестанет быть слишком заметной.

При записи диалога исполнители (дикторы) располагаются по разные стороны от микрофона по оси его максимальной чувствительности. Если голоса сильно различаются по громкости, то микрофон следует больше развернуть на исполнителя, имеющий менее сильный голос.

Следует учитывать, что помещение обладает реверберацией и для снижения разноплановости звучания голосов можно поместить говорящих лицом к лицу достаточно близко от микрофона (на расстоянии 30-40 см).

6. Чтобы быстро и четко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом, его необходимо распечатать крупным шрифтом, отделяя пустыми строками один абзац от другого. Желательно, чтобы фразы были короткими и простыми по конструкции.

Если текст читается с листа, бумага не должна заслонять микрофон от чтеца. При этом недопустимы посторонние звуки и шуршание.

7. После репетиции исполнителя у микрофона, когда звукорежиссер устанавливает нужный уровень записи, начинают запись первого дубля. При этом звукорежиссер отмечает дефекты речи исполнителя. Сделанную запись прослушивают совместно с исполнителем и при необходимости записывают второй, третий и последующие дубли.

8.После записи звука обычно в той же программе его необходимо обработать (подготовить для наложения на видеоряд):

- очистить от фоновых аппаратурных шумов (при необходимости);

- сделать амплитудную обработку (выровнять уровни громкости);

- провести частотную обработку для повышения разборчивости речи;

- изменить (при необходимости) тембр голоса диктора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.