Здавалка
Главная | Обратная связь

Первое и одно из главных правил - монтаж по крупности кадра.



Опытным путем было установлено, что хорошо воспринимаются кадры, смонтированные “через крупность”: крупный план со средними - поясным, поколенным или общим(рис. 8.3, 8.4).

Для смежных кадров оптимальным можно считать увеличение или уменьшение масштаба изображения сюжетно важного объекта в 2,5-3 раза («золотая пропорция» дает число 2,62), то есть на две ступени или через план. Состыкованные друг с другом одинаковые или близкие по “крупности” кадры вызывают ощущение скачка, и такая склейка смотрится плохо (рис. 8.3). Исключение составляют стыки детали с крупным планом и дальнего с общим.

Рис. 8.3 Монтаж по крупности кадра

Рис. 8.4 Сочетаемость крупностей планов кадров

 

Плохо воспринимаются смонтированные вместе кадры, значительно различающиеся по крупности, например, деталь и общий план: зритель может на некоторое время потерять из виду главный объект внимания, а при переходе с ОП на деталь создается ощущение “броска” на зрителя (рис. 8.5). Однако чтобы привлечь внимание к чему-либо (к детали в ОП), этот прием использовать можно.

 

Рис. 8.5 Пример эффекта «броска» на зрителя

 

Второе правило - монтаж по взгляду (по ориентации в пространстве). Если два объекта взаимодействуют друг с другом (диалог), то съемка должна вестись с одной стороны от линии их взаимодействия. Тогда у зрителя сложится такое же представление о расположении двух персонажей в пространстве, как если бы он наблюдал это событие в жизни своими глазами. На профессиональном языке такое взаимное расположение камер и объектов называют “восьмеркой”, или “крестом” (рис. 8.6).

 

Рис. 8.6 Съемка диалога «восьмеркой»

 

Собеседников (соперников) показывают из-за плеча друг друга. Если одного человека снимать из-за правого плеча его собеседника, то второго надо показать из-за левого плеча первого. Масштаб изображения персонажей следует сделать одинаковым и достаточно крупным. Лицо должно быть в фокусе, а плечо его визави лучше сделать нерезким. В текущий момент можно показать лицо того партнера, который произносит слова (кроме кратких реплик), но будет нелишним заснять и реакцию слушателя на звучащую речь. Плечо или затылок собеседника достаточно отобразить только первый раз, далее это делать не обязательно, так как однообразие быстро надоедает, как и слишком частое чередование кадров.

Если человек в первом кадре идет на нас, а во втором кадре - от нас, то камера должна находиться по одну сторону от линии его движения (траектории). В этом случае все правильно смонтируется и герой пройдет мимо нас, как и было задумано. Переход линии взаимодействия возможен, но он должен произойти перед глазами зрителя в одном кадре, чтобы зритель не был дезориентирован в пространстве и не запутался в дальнейших событиях.

При съемке оратора и слушателей (артиста и публики, тамады и гостей за столом) существует разница в точках взгляда, одна выше другой. Поэтому в смежных кадрах желательно кратковременно применить наклон камеры (ракурс): слушателей показать с верхней точки взгляда, оратора - с точки взгляда сидящего ниже слушателя. Длительная съемка людей при наклоненной камере нежелательна, вполне достаточно снять с ракурсом только один из каждой пары кадров. Чтобы избежать нижней точки взгляда, можно отойти подальше и снимать телеобъективом.

Третье правило - монтаж по свету. Освещенность соседних кадров и объектов, расположенных на первом плане (если они занимают больше 1/3 кадра), должна быть примерно одинаковой.Большое различие в этом параметре даст неприятный “скачок” при просмотре (рис. 8.7), поэтому между двумя такими кадрами лучше вставить ещё один с промежуточной освещенностью (это смягчит переход от “дня” к “ночи”).

Площадь больших темных или светлых участков в соседних кадрах не должна измениться больше чем на треть. Новые цвета не следует вводить более чем на трети площади экрана.

 

Рис. 8.7 Монтаж по освещённости кадра

 

Правильной пространственной ориентации зрителя помогает четвертое правило монтажа - по фону. Задний план в соседних кадрах «одной» сцены не должен сильно изменяться: действие происходит в одном и том же месте.

Для зрителя действие будет происходить в одном пространстве, если часть интерьера, местности, городской застройки из одного кадра будет присутствовать и в следующем.Присутствие общего предмета фона в смежных кадрах (здание, предмет обстановки) облегчит пространственную привязку. Колорит, освещенность и, тем более, природа и окружение должны оставаться почти неизменными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.