Пятое правило монтажа - по смещению центра внимания.
Местоположение персонажа в первом кадре должно обязательно отличаться от местоположения во втором, но не более чем на треть ширины или высоты кадра. Если объект в кадре оказывается в одной стороне, а в следующем за ним - в противоположной, то зритель на мгновение потеряет объект внимания (рис. 8.8). Следует учитывать и то, что разная крупность одного и того же объекта в соседних планах в одном и том же месте зрителем будет восприниматься как скачок.
Рис. 8.8 Монтаж по смещению центра внимания
Шестое принцип монтажа - согласование по направлению. Если в вашем фильме две армии наступают друг на друга, то для передачи направления встречного движения одна армия в кадре должно идти, например, слева направо, а другая в следующем кадре - справа налево. Смежные кадры должны быть согласованы по направлению движения объектов на экране, если же объект перемещается слева направо, а в следующем кадре наоборот, то у зрителя может возникнуть ощущение, что это двойники стремятся навстречу друг другу. Если футболист бьет по мячу слева, то в следующем кадре ворота соперника должны находиться в правом углу экрана, а мяч влетать в них должен от левого края кадра. Итак, объект в смежных кадрах должен двигаться в одну и ту же сторону экрана, а для показа движения навстречу героев направляют от разных краев соответствующих кадров к центру. Если персонажей изображать движущимися от центра экрана к краям, то это будет восприниматься как расхождение. Часто приходится несколькими кадрами передавать движение одного объекта. Чтобы автомобиль не столкнулся сам с собою на склейке, надо постепенно менять направление движения в каждом следующем кадре. Общее правило согласования заключается в том, что при изменении угла движения (или действия) в смежных кадрах менее чем на 90° направление воспринимается как неизменное или согласованное. Направление под углом более 90° воспринимается как встречное или как противодействие. Характер изменения направления на 90° не определен. В этом случае кадр может служить разделителем при возникновении трудностей согласования. Это правило монтажа - по направлению движения главного объекта в кадре - уместно дополнить еще одним - по темпу движения. Седьмое правило монтажа - согласование по фазе движения. Фаза движения в следующем кадре не должна отличаться от той, что была в предыдущем, чтобы переход между ними органично воспринимался. В случае цикличного движения, которое можно разбить на фазы (например, движение качелей), необходимо использовать правило монтажа по фазе движения. Например, если в кадре с общим планом качели отошли назад, то в следующем кадре со средним поясным планом, качели должны быть в той же фазе движения. Стык кадров легче делать в начале или в конце очередного периода движения, так как среднюю фазу цикла отследить очень трудно. Моменты постановки ноги на землю, поднятия рук в наивысшую точку, начала гребка при замедленном просмотре определяются довольно просто (рис. 8.9).
Рис. 8.9 Монтаж по согласованию фазы движения
В идеальном случае, соединение отдельных кадров в единое целое должно производиться таким образом, что бы фаза движения снимаемого объекта в конечный момент первого кадра была бы предыдущей по отношению к фазе движения данного объекта в начальный момент следующего кадра. Однако далеко не всегда возможно выполнить такой монтаж, поэтому склейку смежных кадров следует располагать в месте наиболее неустойчивого движения объекта съемки. Нежелательно в одном и том же монтажном кадре постепенно увеличивать и затем так же уменьшать (или наоборот, уменьшать, а потом увеличивать) масштаб изображения некоторого объекта. Это выглядит неестественно и непрофессионально. Такое же впечатление вызывает применение последовательного наезда и отъезда камерой или трансфокатором на одного и того же героя. Эти две процедуры лучше разделить кадром, показывающим окружение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|