Здавалка
Главная | Обратная связь

Режиссерский и монтажный сценарии



 

После оформления заявки, как правило, пишется литературный сценарий, фактически представляющий собой литературное произведение, часто похожее на пьесу, с подробным описанием действия. В настоящем курсе, ориентированном на сотрудников спортивного ВУЗа, понятие литературного сценария не даётся, так как он больше необходим для игровых (художественных) фильмов. Чтобы на основе литературного сценария провести видеосъемку всех кадров (сцен, фрагментов) фильма, нужно проделать еще одну работу – подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный (съёмочный) сценарий.

На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива – это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный.

Съёмочный сценарий может написать специалист в какой-либо области знаний (преподаватель, тренер) или учёный, владеющий содержательным материалом, который будет представлен в фильме. Для помощи и руководства можно использовать настоящее пособие, которое содержит достаточную для этого информацию.

Режиссерский сценарий – общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов.В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Он пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это, прежде всего, подробный план, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Такой сценарий позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами (таблица 7.1).

Таблица 7.1 - Вариант схемы записи режиссерского (съёмочного) сценария

№ кадра, длительность Наименование и содержание кадра План и особенности съёмки Техника, оборудование Дикторский текст Музыка (шум), титры Пояснения
1 2 3 4 5 6 7

Режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы.

Можно привести много различных схем записи режиссерского (съёмочного) сценария, одна из них приведена в таблице 7.1.

Суть схемы (таблица 7.1.) не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии изобразительная часть фильма представлена план за планом и дана вся творческая и техническая информация.

Разработка режиссерского сценария – творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным для съёмок происшествием.

Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения. Начинающим авторам сценариев будут полезны следующие практические советы.

В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Понятно, что кадр в этом случае – это короткий фрагмент, смысловой сюжет кинокартины или эпизод учебно-спортивного фильма, в котором показано выполнение упражнения, приёма действия.

Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета – сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды.

Не помешают вложенные между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, делать пометки для будущего монтажа фильма.

Наконец, режиссерский сценарий требует тщательного продумывания и обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные упущения можно и не заметить, а вот при монтаже элементарно не хватит материала. Может быть, его придётся доснимать, а вместо лета (по сценарию) на улице уже зима или наоборот, нет необходимой аппаратуры, да и артистов попробуй снова собери. Или потребуется коррекция содержания фильма, хотя вполне можно избежать преодоления подобного рода трудностей.

Подробно разработанный режиссерский (съёмочный) сценарий поможет съемочному коллективу снять фильм организованно и предостережет его от технических, идейных и художественных просчетов.

Для монтажа фильма необходим свой сценарий, несколько отличающийся от режиссёрского (съёмочного). Во время съёмок не очень нужны дикторский текст и титры, хотя в случае их использования для каждого сюжета уже должно быть определено их содержание. Тогда как для монтажа важны таймкоды монтируемых кадров, которые появятся только после съёмок. Вообще-то для съёмки и монтажа можно сделать одну форму записи сценария, учитывающую особенности обоих процессов.

Вариант схемы записи монтажного сценария приведён в таблице 7.2.

Таблица 7.2 - Вариант схемы записи монтажного сценария

 

№ кадра и длительность Наименование кадра и его содержание Дикторский текст Титры Музыкальное и шумовое сопровождение План, видеоряд и его таймкоды Пояснения

 

7.4 Дикторский комментарий и пояснительный текст (титры) в фильме

 

Составной частью практически любых фильмов, а особенно учебных и методических, являются титры, вспомогательная текстовая информация, дикторский голос за кадром. При подготовке написания сценария очень важно определить где, как и в каком количестве их использовать.

Особое внимание нужно обращать на дикторский (закадровый) текст, а если фильм без слов, только с музыкой и шумами или немой, то – на текст надписей. Он должен быть предельно лаконичным, точным и ясным по выражению, пояснять только то, что трудно передать в изображении.

Прежде всего, нужно понимать, что видео – искусство движущегося изображения, и поэтому слово не должно подменять пластический образ. Слово в фильме должно дополнять и углублять изображение, использоваться там, где оно действительно необходимо.

В неигровой картине словом нужно пользоваться особенно осторожно. Многословие является большим недостатком фильма. Голос диктора за кадром, бывает, к сожалению, звучит даже там, где изображение куда более многозначно, чем гладкие фразы, написанные к уже смонтированной ленте.

Не стоит забывать, что дикторами могут стать и сами герои кинокартины, возможно и слышать их намного приятнее. И не беда, если они не актеры и у них не поставлены голоса.

Обычная задача диктора в обзорном или документальном фильме – информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от замысла, жанра, избранного автором стиля изложения. Видовая картина, этюд, зарисовки уличных сценок и тому подобное могут текстом не сопровождаться. Выразительные пейзажи, тонкие наблюдения говорят сами за себя, рождают у зрителей какие-то чувства и мысли. Комментарии здесь излишни.

В учебных и научно-популярных фильмах слово имеет несколько иное значение. Это тот случай, когда вполне возможен жанр фильма-лекции: текст занимает ведущее место, а изображение – подчиненное. В таких фильмах дикторский комментарий окончательно формулирует мысль, которую рождает у зрителя изображение. Главная задача слова при этом – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. И в учебном, и в научно-популярном кино текст не должен быть сухим и безликим. В этих фильмах слово может и должно быть острым и образным, и в них вполне уместны шутка и ирония.

Составная часть практически любого фильма – титры или пояснительный текст.

Виды титров:

- начальные (название фильма, видеостудии, объявление знаменитых актёров);

- конечные (информация о создателях фильма, выражение благодарности и т. д.);

- субтитры (надписи, сопровождающие фильм, например, идентифицирующие личность говорящего в кадре человека).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.